Содержание материала

 

Генерал-майор авиации М. СМИРНОВ

РАЗВЕДЫВАТЕЛЬНЫЙ ПОЛЕТ

Подготовка к полёту

Ни к одному из видов авиации не предъявляются такие высокие требования при подготовке к полёту, как к разведывательной. Чем тщательнее подготовка к разведывательному полёту, тем выше результаты самой разведки.
Необходимо различать два этапа подготовки: предварительную и предполётную.
Предварительная подготовка имеет целью поддержать постоянную готовность экипажей к разведывательному полёту. Она ведётся систематически до получения конкретной задачи на разведку. Получив такую задачу, экипаж приступает к предполётной подготовке.
Предполётная подготовка заключается в уяснении задачи и новых данных обстановки, в подготовке карт к полёту и в прокладке маршрута, а также в аэронавигационных и фотографических расчётах. Предполётная подготовка выполняется под углом зрения конкретного вылета для решения определённой разведывательной задачи.
Изучив задачи, обстановку и район разведки (по карте), экипаж намечает маршрут и профиль своего полёта, производит аэронавигационные и фотографические расчёты. При разработке маршрута намечается несколько вариантов, причём в воздухе применяется тот вариант, который в процессе полёта наиболее соответствует сложившейся обстановке.
Исходя из полученной задачи и руководствуясь прежде всего целью разведки, экипаж намечает в виде графика краткий личный план своего разведывательного полёта. В этом плане определяются: последовательность разведки объектов, сроки полёта, порядок фотографирования, время сообщения данных разведки по радио и порядок сбрасывания донесений.

При нанесении маршрута полёта на карту запрещается чертить маршрут на своей территории. Его начинают наносить за линией фронта на территории противника. Запрещается также наносить на карту данные о своих войсках, командных пунктах, постах воздушной связи и аэродромах. Эти данные экипаж обязан знать напамять.
При подготовке к групповому разведывательному полёту командир разведывательной группы распределяет задачи и функции между экипажами своей группы.

Действия экипажа в полёте

Выполнение разведывательного полёта состоит из следующих этапов: полёта к району разведки, выполнения разведки, возвращения на аэродром. Полёт к району разведки в свою очередь делится на полёт над своей территорией и. полёт над территорией противника.
Полёт над своей территорией до линии фронта используется экипажем для набора высоты, уточнения штурманских расчётов и установления связи с наземной аэродромной радиостанцией, а также дли проверки вооружения и специального оборудования (пулемётов - производствам пробных очередей, фотоаппаратов - выполнением контрольных фотоснимков). Одновременно ведётся непрерывное наблюдение за воздухом.
При подлёте к линии фронта экипаж, не дожидаясь обстрела, должен выполнять противозенитный манёвр, прекращая его лишь при выходе из зоны действительного огня. Выполнение противозенитного манёвра необходимо начинать на расстоянии 2-3 км до линии фронта. Этот манёвр осуществляется изменением направления, скорости и высоты полёта.
При этом как над линией фронта, так и над, другими районами, где ожидается обстрел зенитной артиллерией, необходимо сочетать все элементы манёвра, избегая повторяемости интервалов, поворотов, изменений высоты, чтобы затруднить пристрелку вражеских зенитных батарей.
С подходом к линии фронта экипаж обязан усилить наблюдение за воздухом. Опыт Отечественной войны показал, что в борьбе с нашими воздушными разведчиками противник широко использовал радиолокационные установки. Они обладают дальностью в пределах 60-300 км.
Таким образом, в современных условиях противник имеет возможность засекать наши самолёты-разведчики с момента их вылета с аэродрома и наводить на них своих истребителей ещё до подхода разведчиков к линии фронта. Отсюда ясно, насколько важно тщательно наблюдать за воздухом, а также использовать высоту и облачность в целях маскировки полёта.
При наличии облачности полет на выполнение задания по разведке производится во всех случаях вблизи облаков. При этом к району разведки самолёт идёт обычно над облаками или в облаках, а разведку экипаж производит либо в облачные просветы ("окна"), либо из-под облаков.
Во всех случаях разведывательного полёта профиль его не должен оставаться постоянным.
В трёх-четырёхместном самолёте-разведчике обязанности экипажа распределяются следующим образом.
Летчик, по указаниям лётчика-наблюдателя, ведёт самолёт, соблюдая общую ориентировку. В процессе всего полёта он наблюдает за воздухом, а в районе разведки - за её объектами, дополняя тем самым работу лётчика-наблюдателя. Лётчик-наблюдатель сохраняет общую и детальную ориентировку, держит радиосвязь с землёй, ведёт разведку, отмечая её объекты на карте или схеме и фотографируя их. Стрелки во всех случаях ведут непрерывное наблюдение за воздухом и отражают пулемётным (пушечным) огнём атаки истребителей противника.

Выполнение разведки

При подходе к району разведки экипаж прежде всего устанавливает детальную ориентировку от характерного ориентира, сличая его с изображением на карте крупного масштаба.
Процесс разведки принято делить на три этапа: дальний обзор (опознавание или узнавание объекта), изучение (с одновременной фиксацией его), контроль.
При приближении к объекту необходимо выбрать наиболее выгодные подходы к нему и определить высоты для наблюдения и фотографирования.
В ясную погоду экипаж выходит на объект обычно со стороны солнца, что помогает произвести опознавание при дальнем обзоре, улучшает видимость объекта и затрудняет обнаружение самого разведчика с земли.
Опознав объект, лётчик-наблюдатель визуально как в перспективе, так и в плане изучает детали объекта согласно поставленной задаче. Визуальное наблюдение при всякой к тому возможности следует сопровождать фотографированием.
Пролетев над объектом, экипаж обязан произвести контроль результатов наблюдения путём просмотра назад. В том случае, когда экипаж убеждается, что при первом заходе на объект он не охватил всех необходимых деталей или не подверг объект фотографированию, надо произвести повторный заход с изменением высоты и направления.
Даже интенсивный огонь зенитной артиллерии и активное противодействие истребителей противника не могут служить препятствием к выполнению задачи по разведке. В этом случае надо производить заходы с новых направлений и на разных высотах.
Общие данные об объекте разведки устанавливаются с больших высот, с применением противозенитного манёвра. При этом целесообразно использовать такой приём, как резкая потеря высоты и проход над объектом разведки на большой скорости.
При нападении истребителей на больших высотах следует уходить в облака или в сторону солнца.
Практиковавшийся иногда разведчиками на самолётах Пе-2 приём отрыва от истребителей противника посредством ухода в ясную погоду с набором высоты должен быть осуждён. Он может привести к гибели самолёта и экипажа, так как даёт преимущество противнику, который использует своё превосходство в скорости.
На малых высотах наиболее целесообразным манёвром разведчика является переход на бреющий полёт на предельно большой скорости.
При отрыве от истребителей противника экипаж, оценив воздушную обстановку и свои возможности, вновь продолжает разведку.
Образцом удачного построения разведывательного полёта может служить пример разведки экипажем старшего лейтенанта Дементьева 7 февраля 1944 т. (схема 1). Экипаж имел задачу на разведку и фотографирование шести действующих аэродромов (в том числе двух аэродромов истребителей противника): Вознесенск, Новый Буг, Кривой Рог, Апостолово, Никополь, Б. Александровка. Все аэродромы были прикрыты сильным огнем зенитной артиллерии и дежурными истребителями.

Разведка выполнялась на самолёте "Бостон". При подходе к аэродрому Вознесенск на высоте 6000 м экипаж был атакован парой дежурных истребителей противника Me-109, патрулировавших на высоте 5500 м. Экипаж, в целях отрыва от воздушного противника, использовал облачность, развернулся в направлении к своему расположению и, набрав высоту 7000 м, вновь вышел на объект и сквозь "окна" облаков сфотографировал аэродром. После этого, с манёвром по высоте, он подошёл к аэродрому Новый Буг, произвёл заход со стороны солнца, сфотографировал объект и, вновь используя облачность, развернувшись, имитировал полёт в своё расположение.
Затем, за 2 минуты до подхода к аэродрому Кривой Рог, где облачности уже не было, лётчик стал планировать и с приглушенными моторами, снизившись до 5500 м, сделал над объектом небольшую "площадку", на которой штурман и сфотографировал аэродром. Затем лётчик, резко набрав высоту, ушёл в сторону солнца.
После этого экипаж подобным же образом вышел в район Апостолово, к которому подошёл со снижением и заглушёнными моторами непосредственно со стороны солнца, на большой скорости произвёл фотографирование и тотчас же, развернувшись в сторону солнца, направился к следующему объекту.
Маневрируя таким образом, правильно используя условия полёта, действуя сообразно с воздушной обстановкой, экипаж полностью выполнил сложную задачу и благополучно возвратился на свой аэродром.
Результат разведки, кроме фотографирования, кратко фиксируется графически на картах (схемах) условными знаками, а также записью на специальных бланках. В отношении каждого объекта разведки фиксируются время, место, высота и результат наблюдения.
Экипаж, производящий разведку с одновременным маршрутным или площадным фотографированием местности и объектов, руководствуется следующими положениями.
В процессе подготовки к вылету летчик-наблюдатель рассчитывает по карте крупного масштаба (1:100000 - 1:50000) захватываемую фотографированием площадь и гари помощи палетки прокладывает маршруты, намечая входные и контрольные ориентиры. Последние избираются с таким расчётом, чтобы облегчить экипажу правильный выход на маршрут. Наиболее подходящими, ярко выраженными ориентирами могут быть перекрёстки дорог, слияние рек, озёра, характерные местные предметы, хорошо заметные при визуальном наблюдении со средних и больших высот.
Лётчик-наблюдатель, подходя к цели, рассчитывает высоту фотографирования по прибору по заданной истинной высоте, измеряет скорость и направление ветра, рассчитывает прямой и обратный курсы я интервалы между экспозициями. Для облегчения работы в воздухе надо заранее заготовить таблицы интервалов между экспозициями для различных путевых скоростей.
На подходе к первому входному ориентиру лётчик-наблюдатель, пользуясь переговорным аппаратом, сообщает лётчику высоту, скорость, компасный курс и корректирует его в случае нарушения им заданных условий полёта.
После прохождения первого входного ориентира лётчик-наблюдатель включает фотоаппарат, а при подходе ко второму ориентиру производит первый снимок и контролирует правильность ведения лётчиком самолёта по маршруту.
По окончании фотографирования первого маршрута лётчик-наблюдатель выключает фотоаппарат и отыскивает на местности первый входной ориентир второго маршрута. Действия экипажа в данном случае аналогичны его действиям на первом маршруте (схема 2).

По окончании фотографирования всей площади лётчик-наблюдатель обязан зафиксировать район, объект, время и высоту фотографирования. Подобные отметки экипаж делает и на своей полётной карте.
В случае надобности лётчик-наблюдатель кратко сообщает по радио на свой аэродром данные о пунктах и объектах, подвергнутых фотографированию.
Каждый разведывательный полёт должен быть использован экипажем для проверки качества маскировки своих войск, авиации и тылов, расположенных на маршруте полёта. Это делается как при следовании на задание, так и при возвращении. Однако фиксацию результатов этой проверки и в особенности фотографирование следует производить только при возвращении, чтобы эти важные данные не попали в руки врага при вынужденной посадке или аварии самолета на территории противника.
В зависимости от задания, результаты разведки передаются по радио непосредственно в процессе наблюдения или же по возвращении. Донесения по радио всегда сообщаются открытым текстом; кодируются лишь пункты.
Возвращение на свой аэродром строится в основном так же, как и полёт к району разведки. Во избежание перехвата обратный маршрут не должен совпадать с тем, по которому экипаж летел к району разведки. Профиль обратного маршрута следует строить таким образом, чтобы исключить встречи с противником. Перелёт линии фронта при возвращении обычно производится или на больших высотах или на бреющем полёте, что предохраняет разведчиков от перехвата истребителями и поражения зенитным огнём противника.
Следует помнить, что самолёт, возвращающийся с разведки и имеющий с собой ценные разведывательные сведения о противнике, представляет для последнего весьма важную цель, которую он будет стремиться уничтожить. Поэтому экипаж обязан принять все меры к тому, чтобы избежать всякой возможности встречи с врагом.

Наблюдение поля боя

Наблюдение поля боя в его динамике является наиболее сложной функцией воздушных разведчиков.
Целью наблюдения (в общей формулировке) является ориентирование командиров наземных войск, в первую очередь пехоты и танков, относительно обстановки на поле боя:
а) в отношении противника - о наличии тех или иных препятствий, лежащих на пути наступления наших войск (в наступательном бою), и о направлении и силах атакующих войск противника (в оборонительном бою);
б) в отношении своих войск - о рубежах, достигнутых передовыми частями, результатах атак и артиллерийского воздействия (в наступлении), о положении своих войск, их переднем крае, направлениях отхода и направлениях атак противника и его силах (в обороне, в случае вынужденного отхода).

В современных условиях наблюдением охватывается зона боевых действий наших войск до 25 км в глубину. Такая глубина определяется необходимостью выявления не только картины поля боя, но и подходов к нему.
В задачи наблюдения поля боя входит:

  • вскрытие расположения и изменения боевых порядков пехоты, позиций артиллерии, миномётов противника;
  • определение районов сосредоточения танков, тактических резервов и выдвижения их к полю боя;
  • выявление признаков контрнаступления или отхода противника.

В условиях Великой Отечественной войны для наблюдения поля боя с наибольшим эффектом применялись самолёты-истребители. Преимущество истребителей перед другими типами самолётов заключается в большой скорости полёта, обеспечивающей их относительную безопасность от зенитной артиллерии противника, огнём которой сильно насыщено современное поле боя. Помимо того, истребители могут вести разведку боем и, разумеется, не нуждаются в прикрытии. Наконец, возможность вертикального манёвра в сочетании с большой горизонтальной скоростью в максимальной степени обеспечивает истребителю-разведчику осуществление принципа внезапности.
Однако следует помнить и отрицательные стороны, с которыми связаны разведка и воздушное наблюдение на истребителе.
Прежде всего лётчик-наблюдатель лишён возможности производить в воздухе запись всех данных своего наблюдения и отмечать их на карте. Всё замеченное ему приходится запоминать. Наиболее важные данные своего наблюдения он обязан передавать по радио немедленно по обнаружении.
Большая скорость полёта часто не позволяет произвести наблюдение с хода и выявить все необходимые данные об объекте. Поэтому нередко требуются повторные заходы для уточнения деталей.
Для вскрытия маскировки объектов наблюдения истребители часто обстреливают их пулемётно-пушечным огнём. Такой приём в значительной степени способствует вскрытию мельчайших подробностей, которые другими способами и даже фотографированием установить иногда не удаётся.
В ряде случаев наблюдение поля боя истребителями сопровождается фотографированием, выполняемым обычно с малых высот.
Для наблюдения поля боя, как показал опыт войны, успешно используются также штурмовики Ил-2 (они же, как и истребители, с достаточно большим эффектом применяются и для тактической разведки).
Преимуществом штурмовиков является наличие у них мощной брони, обеспечивающей живучесть самолёта. Благодаря этому увеличивается возможность сравнительно безопасного наблюдения на малых высотах, а часто и на бреющем полёте. Немаловажным обстоятельством является наличие на борту Ил-2 воздушного стрелка, защищающего заднюю полусферу, чем обеспечивается также относительная безопасность при атаке воздушного противника.
Наблюдение поля боя штурмовиками-разведчиками осуществляется обычно парами.
Разведка поля боя как на истребителях, так и на штурмовиках выполняется большей частью на средних (1000-1500 м) и на малых (100-200 м) высотах, а нередко и на высотах бреющего полёта.
Техника наблюдения поля боя строится на эпизодических полётах накоротке в расположение противника с возвращением на свою территорию.
При наблюдении с высоты 1000 м и выше самолёты обладают круговым обзорам в пределах до 5000 м. Экипаж разведчика, ещё находясь над своей территорией и совершая полёт вдоль фронта, может при благоприятных условиях видимости и открытой местности просмотреть почти всю глубину основной полосы обороны противника.
В процессе подобного предварительного обзора поля боя экипаж уточняет дальнейший план полёта и строит маршрут с расчётом быстрейшего и внезапного выхода к основным объектам своего наблюдения.
Во всех случаях полёт, совершаемый с целью наблюдения поля боя, состоит из частых, но коротких "вылазок" со своей территории на территорию противника.
В отдельных случаях применяется подход к заданным объектам наблюдения методом "укола" (часто употребляемый истребителями и штурмовиками-разведчиками в условиях сильного зенитного огня противника). Этот приём заключается в том, что экипаж подходят к объектам с фронта или флангов, планируя или пикируя из облаков до высоты, обеспечивающей детальное распознавание объектов, а затем уходит в своё расположение (схема 3).

Полёты накоротке в расположение противника, осуществляемые по продуманному плану методом "восьмёрки" или "укола", позволяют достаточно детально просмотреть всё, что происходит на поле "боя и за укрытиями, а также охватить наблюдением глубину расположения противника до дивизионных и корпусных резервов включительно. Подобным же образом воздушным наблюдением выявляются подступы к полю боя и фланги противника.
Примерное построение маршрута при наблюдении поля боя показано на схеме 4.

Здесь нами приведены лишь общие положения о схеме разведывательного полёта и действиях экипажа разведчика. Ясно, что техника разведки во всём её многообразии не укладывается в эти общие рамки, ибо она зависит и от специфики конкретных объектов разведки и от тактико-технических свойств самолёта, на котором выполняется разведывательный полёт.

Журнал "Вестник воздушного флота" №1, январь 1946 г.