Содержание материала

 

Генерал-майор танковых войск В. ЗЕЛИНСКИЙ

ПОДГОТОВКА РАЗВЕДЧИКОВ-ТАНКИСТОВ

Танковые и механизированные войска, обладающие высокой подвижностью, ведут преимущественно маневренные бои. Они действуют в условиях быстро меняющейся обстановки и часто в глубоком тылу врага. Поэтому им более, чем другим родам войск, необходимо тщательно изучать противника и местность.
Отечественная война показала, что танковые и механизированные части могут вести -разведку во всех видах боевой деятельности. в любых условиях местности и погоды своими средствами.
Ни в одном роде войск так не сконцентрированы средства наземной разведки, как здесь. Танковые и механизированные части могут выделить в разведывательный орган танки, бронетранспортёры, бронемашины, мотоциклы, артиллерию, пеших разведчиков, сапёров, связистов. Но для этого необходимо знать особенности каждого рода оружия, хорошо подготовить и умело использовать его в наивыгоднейших направлениях.
Умению вести разведку должны быть обучены в танковых частях все подразделения.
Искусство ведения разведки приобретается упорной, хорошо организованной учёбой. Вместе с тем условия разведывательной работы требуют внимательного подхода к вопросу подбора кадров разведчиков. Во время войны в разведывательные подразделения подбирали людей с высокими морально-политическими качествами, здоровых, решительных, находчивых, инициативных и наиболее смелых. Такая практика вполне себя оправдала и, следовательно, заслуживает того, чтобы она всемерно применялась в период мирной учёбы. Но подбор и укомплектование разведывательных подразделений еще не решают успеха. Необходима систематическая работа по повышению мастерства разведчиков в применении многообразных приёмов и способов изучения противника, которыми пользовались в период Отечественной войны.
Чему же следует учить разведчиков на основе опыта войны?
Боевая практика предъявила серьёзные требования к вопросам наблюдения, которое является одним из главных способов войсковой разведки. Наши уставы отмечают, что сведения о противнике разведывательный орган должен стремиться добывать наблюдением. В бой следует вступать только в тех случаях, когда к этому вынуждает обстановка или когда добыть нужные сведения другими способами не удаётся. При обучении наблюдению в первую очередь следует обратить внимание обучаемых на тщательное изучение системы огня, определение районов огневых позиций противотанковой артиллерии, умение выявить расположение огневых точек и противотанковых средств неприятеля на переднем крае и в глубине его обороны, а также характер искусственных и естественных, противотанковых препятствий и заграждений. Одновременно при обучении должно быть обращено внимание на организацию и ведение наблюдения в подвижных формах боя, на быстроту передачи имеющимися средствами результатов наблюдения.
Занятия по обучению наблюдению желательно проводить в полевых условиях, на разнообразной местности, на которой должны быть созданы оборонительные участки и узлы.
При обучении наблюдению в подвижном бою, где обстановка не позволяет продолжительное время следить за действиями противника, следует прививать обучаемым различные практические навыки: уметь быстро отыскивать места для расположения или остановки подвижного наблюдательного поста, быстро отыскивать цели, уметь распознавать их в различных условиях видимости и отличать действительную огневую точку, заграждение или препятствие от ложных, а также определять противотанковые препятствия и заграждения на поле боя.
Важным разделом в подготовке разведчиков-танкистов является обучение умению скрытно проводить разведку, умело использовать выгоды местности для незаметного сближения с объектом противника. Скрытности действий способствуют знание местности и умение использовать её при выполнении разведывательных задач. А чтобы этого достигнуть, необходимо как рядовых, так и офицеров-разведчиков обучить топографии. Умение хорошо ориентироваться в любых условиях местности, безукоризненно читать карту - первейшая обязанность и ценнейшее качество разведчиков. Поэтому на всех полевых занятиях разведчики должны приобретать навыки в умении ориентироваться на местности и передвигаться по азимуту и на ориентир.
В период Отечественной войны более полные и достоверные данные добывались обычно ночью поисковыми группами, действия которых тесно увязывались с наземным наблюдением, а также мелкими группами, действовавшими накоротке, постами подслушивания и системой командирского наблюдения. Это обязывает при обучении разведчиков проводить больше ночных занятий, преимущественно двусторонних или с обозначенным противником. Такие занятия желательно проводить для большей поучительности на незнакомой местности. Полезно с этой целью обучение разведывательных подразделений увязывать с занятиями других подразделений. Для достижения наибольшего эффекта желательно, чтобы каждому ночному занятию разведчиков предшествовало инструкторско-методическое занятие днём, на котором должны быть показаны обучаемым способы движения, а также техника ведения разведки различных объектов, захвата "языка" и т. п. Такие занятия организуются квалифицированными руководителями с привлечением хорошо подготовленных экипажей и подразделений. После этого подразделения повторяют их на новых участках местности самостоятельно в дневных и ночных условиях как пеший по-танковому, так и с материальной частью. В целях контроля за действиями обучаемых на важных направлениях необходимо устанавливать помощников руководителя с радиостанциями или другими средствами связи для передачи как руководителю, так и обучаемым необходимых указаний, вытекающих из характера действий обучаемых, а также для информации руководителя о допущенных обучаемыми грубых ошибках.
Разведчики всех категорий должны быть хорошо подготовлены в тактическом отношении. Они должны знать не только свой род оружия, но также тактику других родов войск, особенно тактику и технику противника. Опытный разведчик сумеет не только быстро найти на местности неприятельские противотанковые и противопехотные средства, но и определить методы и способы их применения врагом, сможет по незначительным признакам предусмотреть дальнейший характер действий противника. Изучение боевых свойств бронетанковых средств, тактики зарубежных армий должно проводиться как путём чтения наставлений и статей из периодической печати, так и в ходе тактической подготовки. На каждом занятии необходимо создавать условия применительно к тактике изучаемой армии.
В целях улучшения руководства подготовкой разведывательных подразделений, а также для внесения единства в метод обучения целесообразно, помимо инструкторско-методических, показных и обычных занятий, проводить в масштабе частей и соединений краткосрочные сборы как перед началом, так и по окончании определённых разделов обучения.
В первом случае на сборы привлекается офицерский состав разведывательных подразделений, с которым отрабатываются темы и методика обучения. Во втором случае привлекаются разведывательные подразделения в полном составе. На этих сборах отрабатываются темы по усмотрению штабов. Однако значительная часть времени должна быть отведена действиям разведывательных органов в особых условиях, а также слаживанию их и отработке вопросов взаимодействия с разведывательными органами других родов войск.
Большую помощь в подготовке разведывательных подразделений окажет привлечение их на штабные, командно-штабные учения и учения с войсками, проводимые как пеший по-танковому, так и с материальной частью. Всё обучение разведчиков, начиная от одиночной подготовки и кончая подготовкой разведывательных подразделений, должно быть подчинено принципу: учить ведению разведки в подвижных формах боя, непосредственно в поле, практическим показом и самостоятельными тренировками в соответствии с требованиями уставов.
При этом следует всячески поощрять отдельных бойцов, экипажи и подразделения, которые умелыми действиями, применяя элементы военной хитрости и изобретательности в способах и методах действий, достигали цели.
Обладая богатым опытам войны, мы имеем все возможности воспитывать у офицеров, сержантов и рядовых качества, необходимые разведчику. Нужно лишь внимательно и кропотливо прививать им эти качества в процессе обучения и методически правильно строить занятия по обучению разведчиков.

Журнал "Бронетанковых и механизированных войск" № 4, апрель 1946 г.