Сборник "Войсковая разведка". Выпуск №19 1947г.

E-mail Печать
Индекс материала
Сборник "Войсковая разведка". Выпуск №19 1947г.
ЗАДАЧИ ОБУЧЕНИЯ РАЗВЕДЧИКОВ НА ОПЫТЕ ДЕЙСТВИЙ МЕЛКИХ РАЗВЕДЫВАТЕЛЬНЫХ ГРУПП
ПРОТИВ ШАБЛОНА В ПОДГОТОВКЕ РАЗВЕДЧИКОВ
О ПОДГОТОВКЕ СОЛДАТА-РАЗВЕДЧИКА
НАБЛЮДЕНИЕ ПРИ ПРЕСЛЕДОВАНИИ
ОРГАНИЗАЦИЯ И ПРОВЕДЕНИЕ ПОИСКА С ПРЕОДОЛЕНИЕМ ВОДНОЙ ПРЕГРАДЫ
ПОДГОТОВКА РАЗВЕДЧИКОВ-ТАНКИСТОВ
РАЗВЕДЫВАТЕЛЬНЫЙ ПОЛЕТ
НАСТУПАТЕЛЬНЫЙ БОЙ АНГЛИЙСКОЙ ПЕХОТНОЙ БРИГАДЫ
ТАНКИ АНГЛИИ И США
Все страницы

 

ЗАДАЧИ ОБУЧЕНИЯ РАЗВЕДЧИКОВ НА ОПЫТЕ ДЕЙСТВИЙ МЕЛКИХ РАЗВЕДЫВАТЕЛЬНЫХ ГРУПП

В боях с немецкими захватчиками наши доблестные гвардейские части показали образцы военного мастерства. Ещё на первом этапе войны они проявили умение бить врага, обладающего численным и техническим превосходством. Что же, какие боевые качества обеспечили гвардейцам успех в тяжёлой борьбе? Знаменательную оценку их действиям дал Верховный Главнокомандующий товарищ Сталин в своём приказе о переименовании соединения генерала Катукова в Первую гвардейскую танковую бригаду. "Отличные действия бригады и ее успех, - сказано в приказе, - объясняются тем, что бригадой: 1. Велась непрерывная боевая разведка"...
Гвардейцы хорошо знали силы, намерения врага и уверенно били его. Не случайно товарищ Сталин в дальнейшем ходе войны неоднократно требовал, чтобы командиры всех степеней и рангов неустанно улучшали и развивали нашу разведку. Образцово организованная разведывательная работа в частях и соединениях в большой мере помогла нашим Вооружённым Силам добиться полной победы в решающих сражениях с немецкими полчищами.
Теперь, когда стрелковые, танковые и другие части Советской Армии перешли на мирное положение и, опираясь на опыт Великой Отечественной войны, учатся воевать по-гвардейски, одним из важнейших разделов обучения по-прежнему остаётся совершенствование разведывательной деятельности войск.
Два боевых правила обязан всегда помнить офицерский состав, занимающийся тактической подготовкой своих подразделений. Первое: на войне войска не имеют права ни одного шага сделать без разведки. И второе: разведывательная деятельность отнюдь не является монополией специальных подразделений. Наоборот, все батальоны, роты, взводы, находящиеся на переднем крае, в походе, участвующие в прорыве вражеской обороны, наблюдением или активными действиями, несут службу боевого обеспечения, выполняют разведывательные функции. Только при такой постановке дела можно досконально изучить впереди лежащую местность, собрать полные данные о противнике, предугадать его намерения и найти верное решение боевой задачи.
Каждый офицер, каждый боец должен стать отличным разведчиком. Такое требование предъявляет войскам опыт войны. Это обязывает командиров частей и подразделений воспитывать и обучать подчинённых так, чтобы они могли вести разведку боем, наблюдением и подслушиванием.
Программа обучения предусматривает для стрелков и подразделений автоматчиков отработку тактических тем по разведке. Отделениям и взводам предстоит усвоить действия разведчиков в засаде, поиске, в тылу противника и гор. Но было бы непростительной ошибкой считать, что этими темами можно исчерпать подготовку стрелковых и других подразделений к разведывательной деятельности.
Без разведки немыслим успех в бою. Это означает, что и на тактических учениях нельзя решать наступательные или оборонительные задачи, если командиры подразделений не занимаются на всех этапах палевого выхода изучением местности и "противника". Однако не всегда руководители и офицеры - участники тактических занятий - придерживаются этого боевого правила.
Порой приходится сталкиваться с такими явлениями, когда руководитель только на первом этапе занятия заставляет обучаемого офицера организовать наблюдение, вести разведку. Но как только командир взвода отдаст приказ и отделения сделают первый бросок вперёд, - наблюдение за "противником" прекращается. Руководитель следит лишь за техникой продвижения обучаемых и вводными заставляет их реагировать на артиллерийский или пулемётный огонь "противника". Поступая так, руководитель снижает качество занятия, не даёт подчинённым почувствовать на тактическом поле биение пульса настоящего боя.
Чтобы полевые выходы подразделений были по-настоящему поучительными, руководитель должен создавать такую обстановку, которая ставила бы обучаемых перед необходимостью вести непрерывную разведку. Здесь, конечно, большое значение имеют и выбор участка местности, и продуманная организация обозначения активно действующего "противника". Главное же чтобы руководитель придирчиво следил за тем, чтобы решение каждой учебной задачи основывалось на проваренных разведывательных данных, на непрерывном изучении местности и "противника". Это заставит командиров активизировать разведку, более тщательно проводить рекогносцировку, добывать данные о "противнике" наблюдением, подслушиванием, боем, захватом "пленных". А поскольку всё это будет выполняться практически, постольку и все обучаемые, вплоть до рядового бойца, получат разносторонние навыки разведчиков.
Офицеру мало уметь организовать разведку. Ему необходимо также научиться сопоставлять и обобщать разведывательные данные, получаемые из разных источников. Неверно полагать, что этим делом должны заниматься только старшие начальники и их штабы. Командирам стрелковых батальонов, рот также нужна практика в сопоставлении и обобщении данных, получаемых от своих разведчиков, от соседей, от артиллеристов, сапёров. Иначе офицер не сможет правильно информировать вышестоящий штаб об обстановке, сложившейся в ходе боя на его участке.
В стрелковых частях и соединениях имеются специальные разведывательные подразделения. Они должны стать в войсках очагами пропаганды боевого опыта войсковой разведки. Привлечение бывалых разведчиков на беседы, лекции, на инструкторско-методические уроки, проведение показных занятий по соответствующим темам силами разведывательных подразделений, несомненно, окажет благотворное влияние, поднимет культуру разведки в стрелковых взводах, ротах, батальонах.
Разумеется, разведывательные подразделения справятся с этими задачами, окажут действенную помощь пехотинцам только при том условии, если они сами будут настойчиво совершенствовать свою боевую подготовку. Физическая закалка, при чём не обычная, а связанная с боевой работой - один из основных разделов обучения бойцов, сержантов и офицеров-разведчиков. На уроках по физподготовке и тактике им нужно дать пластунские навыки, связанные с преодолением препятствий, искусственных и естественных, с ведением рукопашного боя в траншеях, ходах сообщений. Огневая подготовка разведчика также специфична, здесь от него требуется умение метко и быстро поражать цели навскидку и с хода, в абсолютной темноте и на освещенной местности. Большее внимание необходимо уделять топографической подготовке солдат и сержантов, добиваясь в первую очередь, чтобы они могли грамотно отобразить на схеме результаты наблюдения, умело ориентироваться на любой местности.
Поле, лес, горы - лучшая лаборатория разведывательного мастерства. Прошлой зимой подразделения разведчиков Белорусского военного округа значительную часть учебного Времени проводили в подвижных лагерях. Находясь в длительном отрыве от баз постоянного расквартирования, бойцы и офицеры решали задачи по разведке, организовывали свой быт в обстановке, наиболее приближенной к боевой. Опыт подвижных лагерей следует перенять не только разведывательным, но и стрелковым, пулеметным и другим подразделениям.
"Изучать противника, улучшать разведку - глаза и уши армии, помнить, что без этого нельзя бить врага наверняка". Такой наказ в дни войны дал товарищ Сталин командирам всех родов войск. Надо приложить все силы к тому, чтобы поднять искусство разведки на новую, высшую ступень.

Газета "Красная звезда" № 126 от 30 мая 1946 г.