"Стремясь к тому, чтобы на Отечество никогда и никем не было бы унижено, и чтобы имя русского всегда стояло "честно и грозно", мы должны пожелать, чтобы всегда у нас была сильная армия, и чтобы граждане были проникнуты чувством патриотизма, а потому и любили свое войско, со всеми его достоинствами, которые неоспоримы, и со всеми его недостатками, которые исправимы"

Основные идеи

Советы ротмистра Кульчицкого

Труд ротмистра В.М. Кульчицкого "Советы молодому офицеру" только за года с 1915 по 1917-й выдержал...

Подробнее...

Почти манифест

Дальнейшее отсутствие в России национальной государственной идеологии приведет к окончательному поражению страны, как в экономическом...

Подробнее...

Понимание русскости

Единый процесс духовного развития народа России называется Русской Идеей. Не стоит придавать этому термину националистическую окраску, это уведет от его истинного содержания. Действительно, основную массу населения-носителя этого процесса всегда составляли русские...

Подробнее...

Офицерская памятка

Мысли и афоризмы генерала М.И. Драгомирова о военном деле В 1888 году русским генералом М.И. Драгомировым (1830-1905) была подготовлена книжечка под названием "ОФИЦЕРСКАЯ ПАМЯТКА". В стиле суворовской "Науки побеждать" в ней...

Подробнее...

"Люблю поединки только на холодном оружии..."

беседовал Сергей Перевезенцев - Своему сочинению "Рождение танковой нации", которое мы публикуем в этом номере журнала...

Подробнее...

Аналитика

Исторические аспекты теории и практики информационно-психологического воздействия

Введение Теория информационно-психологического воздействия начала формироваться еще в древние века. Опыт всех войн, которые вело человечество...

Подробнее...

Все ли то золото, что блестит?

Или к чему приводит голое копирование чужих достижений За период с 1055 по 1462 год Русь претерпела 245 нашествий и военных столкновений. Из 537 лет прошедших со времен Куликовской битвы до...

Подробнее...

Чабаны

В пору моей курсантской юности у нас был комбатом полковник Владимир Клименко. Очень строгий, но справедливый офицер с высоко развитым чувством юмора. Его зычный голос приводил многих нас в трепет...

Подробнее...

ОБ ИСПОЛЬЗОВАНИИ БЛОГОВ (СЕТЕВЫХ ДНЕВНИКОВ) В ИНФОРМАЦИОННЫХ ОПЕРАЦИЯХ ВС США

Стремительное развитие Интернет - технологий приобретает решающее значение для резкой активизации процесса развития и совершенствования новых форм и методов информационного противоборства. Глобальная информационная сеть постепенно становится одним из наиболее эффективных...

Подробнее...

Угроза салафизма

ОБ ОПАСНОСТИ УСИЛЕНИЯ ВЛИЯНИЯ ИДЕЙ САЛАФИЗМА СРЕДИ РОССИЙСКИХ МУСУЛЬМАН   В последнее время в Российской Федерации наблюдается тенденция усиления влияния идей салафизма, в особенности в регионах с мусульманским населением ("салафитами" себя называют...

Подробнее...

История

Охотничьи команды

1897 ВОЕННЫЙ СБОРНИК, том ССXXXV, С.-Петербург

Подробнее...

Охотничьи команды

Журнал "Военный вестник" №10 за 1940 г.Воспоминания советского офицера перед началом ВОВ о жизни одного из дореволюционных разведывательных подразделений войсковой разведки - "охотничей команды" (ВР).

Подробнее...

Проводы уходящих на льготу пластунов

 «Пластун», журнал «Разведчик», 1911 г. Ур. Лагодехи. Крупным событием нашего маленького гарнизона, совершенно теряющегося среди лесов и гор, были проводы уходящих на льготу пластунов. Начиная с прошлого года, по инициативе командира 6-го...

Подробнее...

С этого начинался спецназ ВМФ

Рота Особого назначения КБФ Если просмотреть программу телепередач, в глаза бросается одна особенность: по всем программам идут сериалы об американских спецподразделениях. По одной - "Отряд дельта", по другой - "Профессионалы!, по...

Подробнее...

Дух против машин

Японские смертники во II-й мировой войнеСедьмого декабря 1941 года Япония внезапно, без объявления войны, нанесла сокрушительный удар по базе ВМС США на гавайских островах - Пирл-Харбору. Авианосное соединение кораблей императорского флота...

Подробнее...

Охотничьи команды

Статья известного специалиста по военной разведке, автора множества пособий, полковника Генерального штаба Российской армии (до 1917 г.)

Подробнее...

Обучение

Руководство фехтования на штыках

Составлено преподавателем фехтования при Александровском Военном Училище и при Императорском Московском Университете. Издал В. Березовский комиссионер военно-учебных заведений 1905г.

Подробнее...

Подготовка снайперов

Данный материал своего рода отчет о проделанной работе, он наработан в процессе подготовки штатных разведчиков-снайперов отряда СпН ГРУ, перед отправкой в зону КТО на Северном Кавказе в 2005 году.

Подробнее...

Основы меткой стрельбы снайпера

1. Общие положения. а. Для того, чтобы стать снайпером, необходимо знать и уметь применять на практике...

Подробнее...

Как обучать определению расстояний до источника звука ночью

Рассматриваемое нами занятие имеет целью ознакомить обучаемых со слышимостью звука ночью и дать им практику...

Подробнее...

Экспериментальный 50-часовой курс РБ для спецподразделений

Сообщение Одним из подразделений Федерации русского рукопашного боя, возглавляемым Мирошниченко Е.И., в 2002 году был разработан...

Подробнее...

Ночной поиск в лесисто-болотистой местности

На Карельском фронте действия наших поисковых партий затруднены тем, что враг строит свою оборону в...

Подробнее...

Художественная литература

Показуха

БАЙКИ ОТ СПЕЦНАЗА Что для армии показуха? Для командования части - возможность порадовать вышестоящее начальство какими-нибудь...

Подробнее...

Воробушек

С вечера начал медленно идти мелкий снег, и к утру вся земля, словно белым одеялом...

Подробнее...

СЕКСОТ (Секретный сотрудник)

* Кот – так его зовет любимая женщина, а в жизни Чибисов Андрей, старший оперуполномоченный Оперативно-поискового Управления ФСБ РФ, командир бригады наружного наблюдения плавно двигался в плотном потоке людей, умудряясь никого...

Подробнее...

О русском стиле боевых искусств

БАЙКИ ОТ СПЕЦНАЗА Когда нашу армию начинают сравнивать с американской и другими армиями мира, я все время вспоминаю историю, произошедшую во время моей службы в группе советских войск в германии около...

Подробнее...

Республика самбо

Пятеро веселых, жизнерадостных парней — чемпионов университета по самбо (самбо — самозащита без оружия) — выехали в спортивный лагерь на Карельский перешеек для тренировки. Там, на холме среди озер и...

Подробнее...

Подводная тушенка

БАЙКИ ОТ СПЕЦНАЗА Летом 1976 года в Мурманске была обезврежена банда торговцев оружием. Случай для тех времен дичайший, в те времена торговать оружием было как-то не принято. Когда всех злоумышленников переловили...

Подробнее...

В данной статье автор имеет целью поделиться опытом обучения движению по азимутам ночью. Методика, применяемая в нашем училище по этому виду занятий, дала хорошие результаты.

К занятиям по обучению движению по азимутам, особенно ночью, нужна тщательная подготовка не только руководителя, но и обучаемых. Каждый из обучаемых, например, должен точно определить и запомнить размер пары шагов. Делается это так. Мерной лентой или рулеткой отмеряется двухсотметровый отрезок расстояния. Обучаемые трижды проходят этот отрезок расстояния и определяют, какое среднее количество пар шагов укладывается в нем. Затем на это среднее количество делят цифру 200, и размер своего "парного" шага (счет под левую ногу) найден.
Руководитель, готовясь к проведению занятия, выходит на местность, намечает несколько маршрутов, проходит по ним и составляет схему каждого маршрута. Число намеченных маршрутов должно быть равно половине состава обучаемых. Таким образом, если обучаемые начнут движение с противоположных концов (один навстречу другому), то каждый обучаемый будет иметь свой "отдельный" маршрут. Протяженность каждого маршрута - 2-3 км, причем на этом расстоянии должно быть не менее 5-6 колен. Для облегчения контроля за движением обучаемых намечать маршруты следует с учетом, чтобы их начальные и конечные точки сходились недалеко одна от другой (примерно в радиусе 200- 300 м).
На каждый маршрут руководитель готовит данные для двух маршрутов, для чего он принимает конечную точку одного маршрута за начальную другого и изменяет прямые азимуты на обратные (на 180°). Эти данные записываются в виде дробей, числители которых показывают величину азимута колен в градусах, а знаменатели - длину этих колен в метрах. Ниже мы показываем форму записей данных для движения по азимутам в оба конца, подготовленных по схеме одного маршрута:

Маршрут № 1:
Исходная точка маршрута № 1 - памятник; конечная - западные ворота.

Маршрут № 2:
Исходная точка маршрута №2 - западные ворота; конечная - памятник.

Подготовив маршруты, руководитель обязан собрать нужное количество компасов и зарядить их. Лучше всего взять компасы системы Адрианова. При отсутствии солнечного света зарядку компасов можно производить при ярком свете электрической лампы.

Проведение занятий

Первая часть.
В назначенное время, с наступлением темноты, взвод по указанию руководителя входит в освещенное помещение. Здесь руководитель знакомит, обучаемых, каким путем при помощи компаса можно выдерживать ночью требуемое направление, и разъясняет, что передвижения по азимутам должны быть скрытными, с соблюдением звуковой и световой маскировки. Указав далее, что при движении в темноте точная установка указателя мушки компаса на нужный отсчет затруднительна, руководитель приступает к тренировке зрения курсантов. С этой целью он, выключив свет, приказывает курсантам отпустить у компасов тормоза стрелок и установить в темноте указатель мушки на 0°. Когда курсанты выполнят это, руководитель включает свет и проверяет точность установки мушки. Затем, применяя этот же метод, руководитель тренирует обучаемых в установке указателя мушки на отсчеты 90°, 180° и 270°.
Добившись от курсантов точной установки указателя на указанные отсчеты, руководитель переходит к объяснению правила нахождения в темноте отсчетов 45°, 135°, 225° и 315°. "Для нахождения отсчета 45°, - указывает руководитель, - дугу первой четверти между двумя светящимися точками надо разделить на глаз пополам; для нахождения отсчета 135° следует разделить пополам дугу второй четверти; для нахождения отсчета 225° делится пополам дуга третьей четверти; дуга четвертой четверти делится пополам для нахождения отсчета 315°". После такого пояснения руководитель выключает свет и приказывает обучаемым установить указатель мушки сначала на отсчет 45°, а потом и на отсчеты 135°, 225° и 315°, проверяя точность работы курсантов после нахождения каждого из этих отсчетов при включенном свете. В дальнейшем он тренирует обучаемых в установке указателя мушки па такие градусы, найти которые более трудно, например: 120°, 111°, 173°, 237° и т. д.
Убедившись, что обучаемые находят сравнительно точно и эти отсчеты, руководитель объясняет им, как следует производить запись данных для движения, чтобы они легко читались в темноте. Из объяснения руководителя обучаемые должны уяснить, что более легко различаются и читаются в темноте цифры высотой 1,5-2 см, написанные красным карандашом на белой бумаге или мелом на черной доске.

Вторая часть.
Подготовка и тренировка обучаемых в помещении заканчиваются на том, что руководитель вручает каждому обучаемому лист бумаги с написанными на нем данными для движения и предлагает перевести расстояния колеи маршрута (указанные на бумажке в метрах) в свои парные шаги; приказывает переписать данные маршрута красным карандашом большими буквами на лист белой бумаги.
При выполнении этой работы руководитель следит за правильностью производимых обучаемыми записей и исправляет их ошибки. Убедившись в том, что все записи данных сделаны правильно, руководитель создает простую тактическую обстановку, ставит обучаемых, скажем, в роль старшего дозорного в разведке на марше и приказывает выйти к своим начальным точкам, чтобы затем двигаться по заданным маршрутам.
Спустя некоторое время после выступления обучаемых по заданным им маршрутам руководитель переходит в район конечных точек маршрутов и ожидает прихода обучаемых. Здесь он опрашивает прибываемых, проверяет, в каких направлениях и около каких местных предметов они проходили, и объявляет каждому оценку.
Описанный нами метод проведения занятий несколько усложняет труд преподавателя, но обеспечивает высокую подготовку курсантов. Обученные таким методом курсанты хорошо усваивают порядок движения ночью по азимуту, хорошо ориентируются на местности и почти безошибочно выходят к намеченному для них пункту.