на главную страницу   Видео и книги снаряжение ссылки форум карта сайта e-mail Ручные и ружейные гранаты Презентация и продажа книг
основные идеи
аналитический раздел
актуальный материал
технологии обучения
история
личности
художественный раздел
Учебные заведения и ВПК

 
Ориентир десантников

Рассказ о В.Маргелове

 

Генерал-лейтенант
запаса
Леонид ЩЕРБАКОВ,
Герой России


предыдущая

Сугубо личное

После окончания в 1968 году Академии бронетанковых войск меня назначили на испытательную работу в НИИ бронетанковой техники в Кубинке. Много образцов уже было испытано на полигонах Забайкалья, Средней Азии, Прибалтики, Белоруссии и в других регионах. Испытания проводились и на Балтийском, Черноморском флотах. Вдруг в НИИ прошел слух, что на испытания прибывает техника ВДВ. Вместе с ней прибыл комдив Тульской дивизии Ж.Потапов. Он отобрал испытателей, объявил программу испытаний, распределил обязанности. Требования предъявлялись высокие. Мне поручили испытания этих машин. Не все шло гладко. Работа велась днем и ночью, в различных режимах, иногда в запредельных для техники и людей.
На заключительном этапе состоялись войсковые испытания в Прибалтике с боевыми стрельбами, маршами, преодолением водных преград и десантированием. И вот здесь комдив В.Краев, уловив мою белую зависть к десантникам, предложил прыгнуть с парашютом вслед за боевой машиной. Это было разрешение в небо.
Нормально прошел предпрыжковую подготовку. Взлет назначили на раннее утро. Все шло штатно. Из самолета вышла БМД и провалилась в бездну, вслед за ней пошел экипаж. Приземный ветер сносил нас в сторону, и под нами оказались валуны. Радостное чувство полета под куполом сменилось горьким разочарованием и болью в левой ноге - перелом в двух местах.
Автографы десантников на гипсе, костыли, удостоверение и значок десантника, три с полтиной за прыжок - в таком виде предстал перед командующим. «Ну что, допрыгался?». Суровый, испытующий взгляд. «Допрыгался». А что еще я мог ответить? «Забираю в десант, такие мне нужны», - принял решение Маргелов. Был скорый перевод в Научно-технический комитет ВДВ. Мало нас было в НТК, но все - высококлассные профессионалы. Командующий неустанно вместе с нами выезжал на заводы. «Воевал» с главными конструкторами, директорами, министрами, военачальниками за то, чтобы боевая техника для ВДВ была простой, надежной, маневренной и с мощным вооружением. Да и к Маргелову в Москву приезжали многие. Маршал бронетанковых войск А.Бабаджанян, Маршал А.Гречко, другие военачальники. Главные конструкторы А.Шабалин, А.Привалов, Г.Северин, А.Шипунов и другие всегда были желанными в ВДВ.
Нагрузка в работе - величайшая, но она приносила и удовлетворение. Много было испытаний, обильно сдобренных и успехами, и поражениями. Как-то стал вопрос о сокращении сроков приведения в боевую готовность десанта после приземления. Прежний принцип десантирования (боевая техника выбрасывалась с одного самолета, экипажи - с другого или вслед за техникой) не подходил. Получался большой разброс на площадке десантирования, порой до пяти километров. Собирался десант долго, а в ночное время проблем еще больше. Вопрос - экипаж вместе с БМД! - приобрел жизненную необходимость. Прежде чем поставить его перед войсками, Василий Филиппович сверял свою уникальную задумку со специалистами воздушно- десантной службы, руководством заводов и КБ, испытателями НТК. В кабинетах на Матросской тишине (штаб ВДВ) чувствовали, что вот-вот свершится что-то новое, загадочное, необычное. Вызревал классический комплекс боевого применения «самолет - боевая машина десанта - экипаж - средства десантирования». Этого не имела ни одна армия в мире! Десантники посягнули на первенство. Маргелов принял решение, значит, нет задач невыполнимых!
Мне в качестве механика-водителя вместе с Александром Маргеловым, Александром Петриченко и пятью солдатами в августе 1975 года доверили впервые испытать комплекс совместного десантирования (КСД). Применялась парашютная система, боевая машина устанавливалась на платформу, за ней крепилась открытая кабина для членов экипажа со своими парашютами. Внутри боевой машины без средств спасения на специальных, упрощенных креслах космонавтов расположились я и наводчик-оператор. Испытания экипаж и КСД выдержали. Это был первый шаг к более сложному эксперименту - испытания на парашютно-реактивной системе (ПРС), которой дали имя «Реактавр». Эта система размещалась на корме БМД, имела один купол вместо пяти. С ее применением уменьшались высота и скорость десантирования, увеличивалась точность приземления. Преимуществ много, но главный недостаток большие перегрузки.
Командующий не любил ждать, это было не в его характере. Министр обороны маршал А.Гречко при поддержке начальника Генштаба маршала В.Куликова утвердил экипаж: командир - Александр Маргелов, должность механика-водителя досталась мне. В январе 1976 года под Псковом впервые в мировой и отечественной практике было осуществлено уникальное десантирование без индивидуальных средств спасения. Поплатились мы тогда здоровьем, позже стали инвалидами. А дальше? Дальше в каждом парашютно-десантном полку зимой и летом десантировались экипажи внутри боевых машин и на парашютной, и на парашютно-реактивной системах. Стали более совершенными и надежными новые системы. Уже в прошлом году опять же под Псковом экипаж из семи человек на штатных сиденьях десантировался внутри новейшей БМД-З. Нам же двадцать лет спустя за тот эксперимент в семидесятых присвоено звание Героя России.

предыдущая