на главную страницу   Видео и книги снаряжение ссылки форум карта сайта e-mail Ручные и ружейные гранаты Презентация и продажа книг
основные идеи
аналитический раздел
актуальный материал
технологии обучения
история
личности
художественный раздел
Учебные заведения и ВПК

 
Ориентир десантников

Рассказ о В.Маргелове

 

Генерал-лейтенант
запаса
Леонид ЩЕРБАКОВ,
Герой России


начало

Особой заботой командующего был ежегодный сбор министров, директоров заводов, главных конструкторов, производящих технику для ВДВ. Слово Маргелова было, как правило, решающим. Задача состояла в том, чтобы бронетехника была универсальной: могла вести боевые действия на суше, обладая при этом мощным вооружением, высокой маневренностью, могла преодолевать водные преграды и десантироваться с самолетов военно-транспортной авиации. И, естественно, здесь не обошлось без жесточайшей борьбы за вес боевой техники. Применение специальных сталей и смелые, оригинальные конструкторские разработки позволили решить эту проблему. Десант без средств десантирования - не десант. Все надо было начинать с нуля. Задача по обеспечению живучести техники при десантировании - одна из главных. Какой смысл выбрасывать десант, если техника при этом будет выведена из строя. Московский завод «Универсал" во главе с Алексеем Ивановичем Приваловым бился над новыми средствами десантирования - парашютной и парашютно-реактивной системами. Маргелов был дружен с промышленниками, но с Приваловым были более крепкие отношения. При встречах он докладывал: «Товарищ командующий! Герой Соцтруда, лауреат Ленинской и Государственных премий сержант запаса Привалов по вашему приказу прибыл! Это означало, что очередной этап работ закончен успешно. Несмотря на то, что на отдельных этапах были и неудачи, работа в конечном итоге завершилась созданием лучших в мире средств десантирования. Стало практикой: воздушный десант поднимать, скажем, в Пскове, совершать длительные перелеты и десантировать под Ферганой, Кировабадом или в Монголии.
А командующего уже занимал вопрос строительства аэродромов взлета десанта. Сложность состояла в том, что дивизии ВДВ дислоцировались в семи военных округах - огромные пространства, различные климатические зоны, различные боевые задачи. Начали поступать на вооружение новейшие самолеты - Ил-76 и «Антей». Каждая дивизия ВДВ должна иметь четыре - шесть аэродромов взлета. Задача решалась на правительствейном уровне, строили десантники. Это была настоящая совместно с ВТА аэродромная битва, из которой десантники вышли с победой.
Маргелов был неугомонен и в создании современной учебной базы, подготовке офицерских кадров, обустройстве десантников. В семидесятые годы он задумал создать современный учебный центр ВДВ емкостью на одну дивизию, с командным пунктом и с командирским комплексом, учебными корпусами, казармами, полигоном, танкодромом, вододромом и, естественно, с аэродромом. Место выбрали недалеко от Каунаса, в глухом болотистом лесу рядом с деревней Казлу Руда.
Возглавлял работу комдив В.Краев. Помогало правительство Литвы - техникой, стройматериалами и людьми. Все управление командующего ВДВ участвовало в этой грандиозной стройке. Стройбатальоны от каждой дивизии были сосредоточены в районе будущего Центра. Много труда, смекалки, упорства вложено в это дело. И Центр ВДВ был создан! Его принимала комиссия во главе с маршалом И.Огарковым и оценила по достоинству - двенадцать наиболее отличившихся удостоены Государственной премии. Многие государственные и военные деятели зарубежных стран побывали в Центре и были поражены зффективностью подготовки десантников

 

начало