|
начало |
продолжение |
|
Опыт Отечественной войны показал, что в рукопашных схватках нет
длительной штыковой борьбы на винтовках, так как на расстоянии 3-5
шагов в ближнем бою господствует ружейно-автоматный огонь. Рукопашная
схватка - это внезапная встреча вплотную, удар штыком, стволом,
магазином винтовки или автоматом, удар из-за укрытия сверху, сбоку
или сзади прикладом, удар ножом в грудь или в спину, удар кулаком,
коленом или носком сапога между ног противника, сваливание и борьба
лежа.
Следовательно, бойцов надо учить драться винтовкой со штыком и без
него, автоматом, холодным оружием, кулаками, ногами, головой. При
этом воспитание воинов Красной Армии должно быть поставлено так,
чтобы в любых условиях им, а не противнику, принадлежало первенство
нападения. "Одними отбивами врага не одолеешь", - говорили
в старину. Каждому бойцу нужно усвоить следующее, оправдавшее себя
на практике, правило. "В ближнем бою и в рукопашной схватке
не упускай инициативу нападения - первым бей пулей, гранатой, штыком,
стволом, магазином, прикладом, ножом, кулаком, ногами".
Некоторые командиры спрашивают: нужен ли вообще штык? Нужен! Кусок
остро отточенной стали, обеспечивающий сочетание холодного и огнестрельного
оружия, никогда не обременял и не обременит бойца. Но штык должен
быть короткий, легкий, ножевой, обоюдоострый, длиною в 20-25 см,
свободно снимающийся и надевающийся на винтовку (или откидной).
Такой штык можно носить на поясе в ножнах с кожаной петлей. У каждого
бойца - автоматчика, разведчика, артиллериста, минометчика, пулеметчика
- вместо штыка должен быть короткий, легкий обоюдоострый нож (кинжал).
Исходя из этого, в процессе подготовки бойцов необходимо наряду
с уколами штыком отрабатывать тычок стволом винтовки (без штыка),
тычок автоматом, удар магазином со сваливанием противника. Кроме
того, нужно обучать бойца нападать с ножевым штыком (ножом, кинжалом)
и применять в рукопашной борьбе удары кулаком, ногами.
В практике воспитания и обучения воина рукопашному бою у нас имеются
существенные недостатки.
Бойцов обучают большому количеству приемов, вследствие чего едва
успевают охватить программу. Такое "прохождение" по программному
материалу не дает бойцам необходимой тренировки, исключает приобретение
автоматических навыков.
Наблюдается и другая крайность: все обучение и воспитание сводят
к "шагистике", т.е. тренировке бойца в изготовке к бою,
учат делать шаги (вперед, назад, вправо, влево) и повороты. На это
никчемное дело затрачивается почти все время, отводимое на подготовку
к рукопашному бою. Затем отрабатывают уколы в воздух, искусственно
разделяя прием на элементы, и заканчивают курс обучения уколами
в дырявые чучела, установленные на 150-метровой полосе препятствий.
Тренировка же бойца в ведении боя с живым противником, отработка
приемов активного нападения на врага отсутствуют. Руководители заявляют,
что для этого у них "Не хватило времени".
Следует отметить, что в действующем "Руководстве по подготовке
к рукопашному бою" (изд. 1941 г.), в разделе "Основные
положения и задачи каждому бойцу и командиру" сказано: "...всегда
стремиться первым атаковать противника и уничтожить его". К
сожалению, это правильное указание недостаточно полно освещено в
рекомендуемых "руководством" приемах и способах действий,
а в практике и методике обучения получило одностороннее развитие.
В результате большинство руководителей воспитывают бойцов на отбивах,
на защитных действиях, давая тем самым противнику преимущество нападать
первым.
Обучение в однообразной обстановке на стандартной 150-метровой полосе
или на учебном поле, у группы чучел, рамы которых вкопаны в землю
или установлены в траншеях, не способствует развитию у бойцов подвижности,
умения реагировать на неожиданности, действовать боевым оружием
против активного противника.
Ошибка состоит и в том, что рукопашному бою обучают только при наличии
штыка на винтовке, не учитывая, что не у каждого бойца-фронтовика
есть на винтовке штык и что в рукопашной схватке часто применяется
тычок, удар стволом и магазином.
|
начало |
продолжение |
|
|