Топографическая подготовка командира

E-mail Печать
Индекс материала
Топографическая подготовка командира
Глава 1 ИЗУЧЕНИЕ И ОЦЕНКА МЕСТНОСТИ
ГЛАВА 2 ОРИЕНТИРОВАНИЕ НА МЕСТНОСТИ ПО КАРТЕ
ГЛАВА 3 ИЗМЕРЕНИЯ И ПОСТРОЕНИЯ НА ТОПОГРАФИЧЕСКОЙ КАРТЕ
ГЛАВА 4 РАЗВЕДКА И РЕКОГНОСЦИРОВКА МЕСТНОСТИ
Все страницы
ГЛАВА 4

РАЗВЕДКА И РЕКОГНОСЦИРОВКА МЕСТНОСТИ

4.1 Простейшие способы измерения (определения) углов на местности

а) Приближенное (глазомерное) определение углов на местности

Сущность способа заключается в сопоставлении измеряемого угла с известным, чаще всего прямым. Прямой угол можно построить (отложить) на местности:

  • как угол между направлением взгляда прямо перед собой и поднятой в сторону рукой;
  • как угол зрения при поочередном взгляде через переносицу - левым глазом вправо и правым влево (по опытным данным, величина этого угла у различных людей колеблется от 90 до 100°);
  • построением треугольника с соотношением сторон 3, 4 и 5; угол, противолежащий стороне "5", будет прямым (90°), угол, противолежащий стороне "4", примерно равен 55°, а стороне "З" - 35°.

Угол в 6° (приближенно) образуется лучами зрения, если визировать на конец указательного пальца вытянутой перед собой руки поочередно левым и правым глазом.

б) Измерение углов биноклем

Для определения угла между направлениями на два предмета необходимо совместить крайний штрих сетки бинокля с одним из предметов, подсчитать число делений до второго предмета и полученное число умножить на цену деления. Цена малого деления угломерной сетки бинокля равна 5 тысячным (0-05), большого деления -10 тысячным (0-10).

в) Определение углов с помощью линейки с миллиметровыми делениями

Для получения углов в тысячных линейку необходимо держать перед собой на удалении 50 см от глаз и, совместив один штрих линейки с каким-либо предметом, отсчитать количество миллиметровых делений до второго предмета; результат умножить на 2. Это и будет величина угла в тысячных, так как одно миллиметровое деление на удалении 50 см соответствует углу 0-02.
Для получения результата в градусах порядок действий аналогичен изложенному, но линейку необходимо держать на расстоянии около 60 см от глаз. Тогда 1 мм на линейке будет соответствовать 6', а 1 см - соответствовать 1°.

4.2. Простейшие способы определения расстояний (ширины препятствий) на местности

а) Глазомерное определение расстояний

Сущность способа - сравнение определяемого расстояния с известным или запечатленным в памяти. Точность глазомерного способа зависит от опытности исполнителя, условий наблюдения и величины определяемого расстояния. При определении расстояний до 1 км ошибка колеблется в пределах ± 10-20%, при больших расстояниях ошибки бывают так велики, что практически глазомерное определение их нецелесообразно.
Условия наблюдения влияют на глазомерное определение расстояний следующим образом:

  • более крупные предметы кажутся ближе однородных, но имеющих меньшие размеры;
  • предметы яркой окраски (белой, желтой, красной) кажутся ближе темных (черных, коричневых, синих);
  • ярко освещенные и хорошо видимые предметы кажутся ближе затемненных (в тени, в пыли, в тумане) и сливающихся по цвету с фоном; в пасмурные дни предметы кажутся дальше;
  • чем меньше предметов на определяемом участке (при наблюдении через водное пространство, в степи), тем расстояния кажутся меньше;
  • складки местности, пересекающие измеряемую линию, скрадывают видимое расстояние;
  • при наблюдении лежа предметы кажутся ближе, чем при наблюдении стоя;
  • при наблюдении снизу вверх (к вершине возвышенности) предметы кажутся ближе, а при наблюдении сверху вниз - дальше.

б) Расстояния видимости (различимости) некоторых объектов невооруженным глазом

Объекты и признаки Расстояние,
км
Населенные пункты 10 - 12
Большие строения 8
Заводские трубы 6
Отдельные небольшие дома 5
Окна в домах (без деталей) 4
Трубы на крышах 3
Самолеты на земле, танки на месте 1,2 - 1,5
Стволы деревьев, столбы линий связи, люди (в виде точек), повозки на дороге 1,5
Движение ног и рук идущего человека 0,7
Станковый пулемет, миномет, противотанковая пушка, колья проволочных заграждений, переплеты рам в окнах 0,5
Ручной пулемет, винтовка, цвет и части одежды, овал лица 250-300
Черепица на крышах, листья деревьев, проволока на кольях 200
Пуговицы и пряжки, подробности вооружения солдата 150-170
Черты лица, кисти рук, детали стрелкового оружия 100
Глаза человека в виде точек 70
Белки глаз 20

в) Расстояния слышимости звуков

Источники звука С какого расстояния слышно, км
Стрельба артиллерийской батареи 6
Стрельба отдельных орудий с открытых огневых позиций 3
Автоматическая стрельба крупнокалиберных пулеметов 3
Автоматическая стрельба станковых пулеметов 2
Одиночный выстрел из винтовки 1,2
Движение танков (беспрерывный металлический грохот гусениц, резкий шум моторов):

по шоссе

4

по грунтовой дороге

2
Движение артиллерии на тракторной тяге:

по шоссе

3

по грунтовой дороге

2
Движение автомобилей (ровный шум работы моторов):

по шоссе

2

по грунтовой дороге

1
Движение пехоты в пешем строю (ровный глухой шум):

по шоссе

0,6

по грунтовой дороге

0,3
Треск падающих деревьев 0,8
Рубка леса, удары топором 0,3
Разговор 0,2
Разговор, можно разобрать слова 75 м
Кашель 50 м
Шаги 30 м

г) Определение расстояний по звуку и вспышке выстрела (взрыва)

Определение расстояний основывается на разности скоростей распространения света и звука. Расстояние определяется по формуле

D = t x 330

где:
D - расстояние до стреляющего орудия (взрыва), м',
t - время от момента вспышки выстрела (взрыва) до момента восприятия звука выстрела (взрыва), сек;
330 - скорость распространения звука, м/сек.

Описываемый способ может применяться также для определения расстояний до любого видимого и слышимого объекта: работающего агрегата, ядерного взрыва и т. п.

д) Определение расстояний по угловой величине известных предметов

Расстояние до наблюдаемых предметов может быть определено измерением угловой величины этих предметов или углового расстояния между ними с последующим вычислением по формуле 1000-й

Д = (100 х В) : У

где
Д - определяемое расстояние;
В - известная величина предмета или известное расстояние между предметами;
У - наблюдаемая угловая величина предмета или расстояния между предметами.

Пример I. В бинокль виден танк, высота которого известна и равна 2,5 м; он закрывает одно деление (0-05) вертикальной шкалы. Расстояние до танка составляет

Д = (1000 х 2,5) : 5 = 500 м.

Пример 2. Расстояние между телеграфными столбами, равное 50 м, покрывается 25 миллиметровыми делениями линейки, удаленной от глаз на 50 см, что соответствует угловой величине 0-50. Расстояние до телеграфной линии равно

Д = (1000 х 50) : 50 = 1000 м.

4.3. Разведка дорог

Основные вопросы разведки дорог:

  • тип (класс) дорог, их покрытие, состояние, ширина проезжей части и всего дорожного полотна;
  • места труднопроезжие для колесных и гусеничных машин и. возможность устройства объездов;
  • состояние и грузоподъемность мостов, наличие и размеры труб;
  • данные о путепроводах над дорогами (проездов под путепроводами);
  • возможность движения вне дорог;
  • дефиле и пути их обхода;
  • наличие вблизи дорог естественных укрытий от воздушного нападения и ядерных ударов противника;
  • условия маскировки и расположения на привалы;
  • источники водоснабжения;
  • наличие местных ремонтных материалов (песка, гравия, шлака, лесоматериалов);
  • необходимый объем работ и средства для ремонта дорог, оборудования колонных путей, бродов и других переправ;
  • средняя скорость движения по участкам;
  • условия ориентирования.

Результаты разведки наносятся на карту условными знаками. Дополнительные характеристики даются в текстовой справке-легенде, помещаемой на карте или прилагаемой к ней.
При отсутствии крупномасштабных карт и необходимости получить подробные данные о маршруте результаты разведки в процессе ее ведения оформляются в виде схемы с текстовыми и цифровыми пояснениями.

4.4. Разведка рек

При разведке реки определяются:

  • ширина, глубина и скорость течения реки, характер берегов, крутизна въездов и выездов, грунт дна и берегов, наличие и характер бродов, островов и отмелей;
  • места, удобные для переправы танков под водой по дну реки;
  • подходы к переправе и места для скрытного расположения переправочных средств и переправляющихся войск;
  • наличие местных переправочных средств и подручных материалов;
  • характер и объем работ, необходимых для подготовки переправы.

В ходе разведки составляется крупномасштабная схема (кроки) переправы, или данные фиксируются на крупномасштабной карте соответствующими условными знаками и текстом в легенде, т. е. создается карта водного рубежа.
Зимой обследуется ледяной покров реки: толщина и структура льда (отсутствие снеговых, водяных и воздушных прослоек), наличие и характер полыней, подмывов.

4.5 Разведка мостов

При разведке моста устанавливаются:

  • общие сведения о водном препятствии (ширина, глубина, грунт дна и берегов, состояние подъездных путей, наличие и места объездов);
  • общие сведения о мосте (длина, ширина проезжей части, величина пролета, тип и высота опор), состояние моста-места и характер разрушений, места возможного минирования, степень гнилости и износа;
  • сведения об элементах деревянного моста для определения его грузоподъемности (материал и толщина поперечин, толщина прогонов и расстояние между ними, толщина свай и высота их от грунта);
  • грузоподъемность моста (определяется по знаку у моста, нижеприведенной формуле или специальным таблицам, даваемым в руководствах по инженерному делу);
  • способ усиления моста (если это необходимо) для пропуска заданных грузов;
  • наличие материалов для ремонта и усиления моста (каких материалов, где и сколько имеется).

Данные разведки оформляются на отдельном чертеже или записываются на карте с зарисовкой продольного разреза моста.
Грузоподъемность мостов основных типов. Железобетонные, бетонные и каменные мосты, металлические мосты со сквозными фермами или с пролетным строением из клепаных балок со сплошной стенкой, мосты с главными фермами пролетом более 30 м, деревянные балочные и подкосные мосты, расположенные на автострадах и усовершенствованных шоссе, обеспечивают, как правило, пропуск гусеничных машин весом до 60 т.
Формула приближенного определения грузоподъемности деревянных балочных, подкосных и ригельно-подкосных мостов для гусеничных машин

G = (0,0006 x d3 x n ) : (l - (L : 2))

где
G-грузоподъемность моста, г (вес гусеничной машины);
d- диаметр прогонов, см;
п - количество прогонов;
l - длина пролета моста, м;
L- длина опорной поверхности гусеницы танка, м.

При определении грузоподъемности мостов величину пролета подкосного моста считают равной 50%, а ригельно-подкосного-40% расстояния между опорами.

4.6. Разведка лесов

При разведке леса определяются (уточняются):

  • границы леса (опушки);
  • характер леса - порода, возраст, ярусность, высота, толщина деревьев на высоте груди, густота (среднее расстояние между деревьями), засоренность леса, условия видимости, маскирующие свойства леса, наличие вырубок, гарей;
  • дорожная сеть;
  • рельеф местности, особенно овраги, обрывы, ямы, крутые скаты;
  • реки, ручьи, канавы, заболоченные участки;
  • направления возможного движения вне дорог;
  • местные предметы, которые могут служить ориентирами. Данные разведки фиксируются на схеме или крупномасштабной карте.

Для определения среднего расстояния между деревьями выбирается типичный для данного леса участок размером 10Х10 м и подсчитывается количество деревьев на нем. Среднее расстояние между деревьями определяется по формуле:

l = 10 : Vn

где
l - среднее расстояние, м;
n-количество деревьев на площади 100 м3.

Условия видимости выражаются средним расстоянием видимости в лесу в метрах.

4.7. Разведка болот

При разведке болота определяются (уточняются);

  • границы болота (контур);
  • глубина болота по участкам;
  • характер болота: торфяное, топяное, заболоченные земли;
  • количество мочажин (процент к общей площади);
  • характер поверхности: кочки, гряды, бугры, места торфоразработок;
  • растительный покров: участки, покрытые лесом, мхом, травой, кустарником;
  • наличие рек, озер, канав;
  • наличие дорог, троп;
  • проходимость болота вне дорог, места проходов, необходимые мероприятия по их оборудованию;
  • основные ориентиры.

Проходимость болот определяется по их типу или непосредственным промером глубины до твердого грунта с помощью шеста
Проходимость сплошного торфяного болота может быть определена простейшими полевыми способами.

Характер болота Способ определения проходимости болота Допускаемое давление,
кг/с.я2
Возможность движения
Торф очень плотный, осушенный или слабо увлажненный При сжатии торфа в руке не чувствуется уменьшения его объема; вода не выделяется 1,0 Танков
Торф плотный, средней увлажненности При сжатии в руке заметно некоторое уменьшение объема; вода выделяется, но не стекает с руки, масса не продавливается сквозь пальцы 0,75 Танков
Торф рыхлый, увлажненный При сжимании в руке заметно значительное уменьшение объема; вода выделяется каплями; торф продавливается сквозь пальцы 0,50 Тракторов
Торф очень рыхлый, сильно увлажненный При сжатии торфа в руке вода вытекает струйкой, масса продавливается сквозь пальцы 0,25 Пешеходов
Торф текучий, жидкий Масса полностью продавливается сквозь пальцы 0,12 - 0,14 Непроходимо

Данные разведки болота фиксируются на крупномасштабной топографической карте или на специально составляемой схеме.

4.8. Разведка почв и грунтов

Разведка почв и грунтов ведется с точки зрения их проходимости, трудности разработки, радиоактивного заражения (наведенной радиации) и пылеобразования.
При разведке определяются:

  • почвы (тундровые, подзолистые, черноземные, каштановые, сероземы, солончаки, солонцы);
  • качество грунта по трудности разработки - легкий, тяжелый, каменистый, скала, плывун;
  • характер грунта по содержанию глинистых частиц-песчаный, супесчаный, суглинистый, глинистый

ПОЛЕВОЕ ОПРЕДЕЛЕНИЕ ПЛОТНОСТИ СВЯЗНЫХ ГРУНТОВ

Категории грунтов Способ определения плотности грунтов
Рыхлый Лопата свободно входит в грунт.
При выбрасывании куски грунта распадаются на мелкие отдельности
Уплотненный Лопата нажимом ноги погружается в грунт на штык.
Вынутые куски распадаются на отдельности разной величины
Плотный Лопата идет в грунт с трудом,
и сразу углубить ее на весь штык не удается.
Куски грунта разламываются руками с трудом
Очень плотный Лопата в грунт не погружается.
Куски руками не разламываются

ОПРЕДЕЛЕНИЕ РЫХЛЫХ ГРУНТОВ В ПОЛЕВЫХ УСЛОВИЯХ
(НА СОДЕРЖАНИЕ ГЛИНИСТЫХ ЧАСТИЦ)

Грунт Состояние грунта Способ определения во влажном состоянии
в сухом виде во влажном сдавливанием скатыванием
Глинистый Очень твердый, в кусках Вязкий, пластичный, очень мягкий Шар, сдавленный в лепешку, не трескается по краям При скатывании образуется длинный тонкий шнур диаметром 0,5 мм
Суглинистый Менее твердый, комья и куски при ударе Пластичный, вязкость слабая Шар, сдавленный в лепешку. трескается по краям Шнур получается более толстый и короткий, чем при скатывании глинистого грунта
Супесчаный Комья легко рассыпаются и крошатся от Не пластичен Шар присдавливании рассыпается Шнур почти не удается скатать
Песчаный Связности нет Не пластичен и не липок Шар сделать не удается Шнур не скатывается

ж) Определение границ видимости по направлениям
(способ "равных отрезков")

Границы прямой видимости с данных наблюдательных пунктов в пределах, не требующих учета кривизны Земли и рефракции, наиболее быстро определяются с помощью циркуля-измерителя способом "равных отрезков". Сущность его заключается в следующем.
Прочертив на карте заданное направление, тщательно изучают его и отмечают точки, которые могут оказаться началом непросматриваемых участков: линии водоразделов или перегибы скатов, за которыми следует более крутой спуск, леса, возвышающиеся сооружения и т. п. Определив и подписав высоты наблюдательного пункта и препятствий, приступают к выявлению величины закрытого участка (по дальности) за каждым из препятствий. Для этого раствором циркуля, равным расстоянию от наблюдательного пункта до первого препятствия, делают шаг за препятствие по направлению наблюдения, имея в виду, что луч зрения снизится или повысится за один шаг циркуля на величину, равную разности высот наблюдательного пункта и первого препятствия. Если при


4.9. Изучение защитных свойств местности

Местность, особенно рельеф и лес, оказывает некоторое влияние на поражающее действие ядерного оружия.
На открытой равнинной местности наблюдается постепенное падение давления в ударной волне с увеличением расстояния от эпицентра взрыва. На пересеченной местности давление с увеличением расстояния падает более неравномерно - в одних местах давление понижается, а в других несколько повышается.
Давление в ударной волне понижается на обратных скатах с возрастанием их крутизны; на обратных скатах уменьшается и скоростной напор масс воздуха. Некоторое понижение давления наблюдается также за холмами с крутыми скатами. Существенно понижается давление в ударной волне в узких, глубоких и извилистых лощинах, оврагах, балках, выемках и т. п., расположенных перпендикулярно к направлению распространения ударной полны.
Поражающее действие ударной волны возрастает на передних скатах значительной крутизны, а также в оврагах, балках и ущельях, вытянутых в направлении распространения ударной волны,
При наземном взрыве влияние складок местности на защиту от ударной волны сказывается при любых расстояниях от эпицентра взрыва, при воздушном взрыве - только в дальней зоне.
Складки местности при достаточной высоте (глубине) экранируют световое излучение и создают зоны полного и частичного затемнения. Световой импульс значительно ослабляется в зонах полного затемнения (за экран проникают только отраженные лучи);
в зонах частичного затемнения световой импульс также несколько уменьшается (экранируется часть лучей светящейся области-сферы или полусферы).
Поражающее действие ядерного оружия несколько ослабляется в лесистой местности, особенно в густом лесу; скоростной напор снижается торможением деревьями движущихся масс воздуха, световое излучение существенно экранируется кронами деревьев, особенно лиственных пород.
Леса способствуют маскировке и защите войск от поражения ядерным оружием, но могут затруднить действия войск при образовании завалов и пожаров в результате ядерных ударов; вероятность пожаров больше в хвойных и захламленных лесах.
Населенные пункты и местные предметы, возвышающиеся над земной поверхностью, могут быть подвержены значительным разрушениям на больших площадях. В населенных пунктах возможны завалы проездов и пожары.
В процессе изучения местности и ее защитных свойств устанавливается влияние местности на действие и применение ядерного оружия, выявляются естественные укрытия, возможные зоны разрушений и препятствий и объекты, по которым вероятны ядерные удары.
Естественные укрытия (пещеры, подземные выработки, карьеры, овраги, балки и т. п.) выявляют в процессе всего изучения местности.
О возможных зонах разрушений судят преимущественно по рельефу и залесенности местности. Возможны завалы дорог и проходов в горах, затопление и заболачивание местности при разрушении плотин водохранилищ и при взрывах в руслах рек.
Вероятными объектами ядерных ударов (по условиям местности) являются предметы (районы) местности, при ударах по которым не только будут поражены войска, находящиеся в зоне ядерного удара, но и возникнут труднопроходимые препятствия, преодоление или обход которых задержит общее продвижение войск. Такими объектами могут быть перевалы и теснины в горах, переправы через широкие реки, крупные узлы железных дорог и автомобильных магистралей, плотины водохранилищ большой емкости, различные дефиле и т.

4.10. Изучение маршрута

Процесс изучения маршрута включает три основных этапа:

  • ознакомление с общим характером местности в направлении маршрута;
  • выбор маршрута (если он не задан вышестоящим начальником), подъем (обозначение) на карте и измерение его протяженности с соответствующим оформлением;
  • детальное изучение маршрута и определение средней скорости движения по участкам.

Маршрут поднимается на карте путем проведения вдоль дороги (колонного пути) утолщенной сплошной или прерывистой (звеньями до 1 см) линии, хорошо видимой на фоне карты. Цвет для подъема маршрута чаще избирается коричневый (на картах горных районов с большим количеством коричневых горизонталей целесообразнее применить другой цвет). Линия подъема проводится рядом с дорогой, с целью сохранения условного знака последней, и обязательно разрывается на мостах и других объектах, имеющих важное значение при совершении марша с точки зрения ориентирования и проходимости. Протяженность маршрута измеряется шагами циркуля или курвиметром и подписывается через 5-10 км нарастающим итогом, начиная с исходного (5, 10, 15 и т. д.). В измеренную по карте длину маршрута необходимо ввести поправку.
Маршрут изучается по топографической карте. При наличии времени и соответствующих материалов используются специальные карты (дорожные) и аэроснимки; при возможности, кроме того, производится рекогносцировка маршрута.
В результате изучения маршрута определяются: характер и состояние дорог и дорожных сооружений (мостов, путепроводов, труб); препятствия и пути их обхода; возможность съезда с дороги и движения вне дороги; дефиле; условия маскировки при движении и на привалах; условия ориентирования; защитные свойства местности; условия водоснабжения; места, удобные для привалов; рубежи развертывания; пути движения подразделений охранения; средняя скорость движения по участкам и некоторые другие данные в соответствии с особенностями состава колонны, обстановкой, временем и планируемым темпом движения.

а) Определение сторон горизонта по признакам местных предметов

Признаки, обусловленные расположением предметов по отношению к Солнцу:

  • кора большинства деревьев грубее на северной стороне, тоньше, эластичнее (у березы - светлее) - на южной;
  • у сосны вторичная (бурая, потрескавшаяся) кора на северной стороне поднимается выше по стволу;
  • с северной стороны деревья, камни, деревянные, черепичные и шиферные кровли раньше и обильнее покрываются лишайниками, грибками;
  • на деревьях хвойных пород смола более обильно накапливается с южной стороны;
  • муравейники располагаются с южной стороны деревьев, пней и кустов; кроме того, южный скат муравейников пологий, а северный - крутой;
  • весной травяной покров более развит на северных окраинах полян, прогреваемых солнечными лучами; в жаркий период лета - на южных, затененных;
  • ягоды и фрукты раньше приобретают окраску зрелости (краснеют, желтеют) с южной стороны;
  • летом почва около больших камней, строений, деревьев и кустов более сухая с южной стороны, что можно определить на ощупь;
  • снег быстрее подтаивает на южных склонах; в результате подтаивания на снегу образуются зазубрины - "шипы", направленные на юг;
  • в горах дуб чаще произрастает на южных склонах. Прочие признаки:
  • алтари православных церквей, часовен и лютеранских кирок обращены на восток, а главные входы расположены с западной стороны;
  • алтари католических церквей (костелов) обращены на запад;
  • приподнятый конец нижней перекладины креста церквей обращен на север;
  • кумирни (языческие молельни с идолами) обращены фасадом на юг;
  • просеки в больших лесных массивах, как правило, ориентируются в направлении север - юг и запад - восток; нумерация кварталов лесных массивов в СССР идет с запада на восток и далее на юг.

Ввиду того что под воздействием различных причин в действительности бывает много отклонений от перечисленных правил, при ориентировании необходимо учитывать не один, а несколько признаков.

б) Определение сторон горизонта с помощью карты

Для решения задачи необходимо ориентировать карту по линии местности или ориентирам; затем заметить ориентир вдоль восточной или западной рамки карты в северном направлении. Направление на ориентир будет направлением на север.

4.11 Определение магнитных азимутов направлений на местности

а) Определение азимута направления с помощью компаса системы Адрианова

Порядок действий:

  • стать лицом в заданном направлении;
  • держа компас в левой руке в горизонтальном положении перед собой и на высоте 10-12 см ниже уровня глаз, правой рукой освободить тормоз магнитной стрелки;
  • поворотом компаса подвести нулевой штрих лимба под северный конец магнитной стрелки;
  • удерживая компас в ориентированном положении, поворотом вращающейся крышки направить визирную линию (линия, проходящая через прорезь и мушку) в заданном направлении, мушкой в сторону ориентира (от себя). Совмещение визирной линии компаса с направлением на ориентир достигается многократным переводом взгляда с визирной линии на ориентир и обратно; поднимать для этой цели компас до уровня глаз не рекомендуется, так как при этом сбивается ориентировка компаса и точность определения азимута не повышается, а, наоборот, резко снижается;
  • зажать магнитную стрелку тормозом и снять отсчет угла против острия указателя отсчета у мушки; это и будет магнитный азимут направления.

б) Определение азимута направления с помощью компаса системы АК

Порядок действий:

  • поставить зеркальную крышку компаса - под углом 45° к плоскости лимба;
  • стать лицом в направлении на заданный ориентир;
  • взять компас пальцами обеих рук за корпус снизу и поднять перед собой на согнутых руках до уровня глаз;
  • направить компас визирной линией, проходящей через центр компаса и прорезь в основании зеркальной крышки, в направлении на заданный ориентир;
  • поворотом совместить нулевой штрих лимба с северным концом стрелки, контролируя по отражению в зеркале крышки;
  • снять отсчет угла на лимбе против визирной линии у основания зеркальной крышки; это и будет магнитный азимут направления на заданный ориентир.

    4.12. Нахождение направления на местности по заданному азимуту

Порядок действий с компасом системы Адрианова:

  • установить на лимбе указатель отсчета у мушки на заданный отсчет угла (магнитный азимут);
  • отпустив стрелку компаса и грубо подведя под ее северный конец нулевой отсчет лимба, примерно определить заданное направление на местности и стать к нему лицом;
  • держа компас в левой руке перед собой на высоте 10- 12 см ниже уровня глаз, ориентировать компас (точно подвести нулевой отсчет лимба под северный конец стрелки);
  • заметить на местности удаленный ориентир в направлении визирной линии компаса.

Направление на ориентир и будет искомым направлением.

Порядок действий с компасом системы АК:

  • установить зеркальную крышку компаса под углом 45° к плоскости лимба;
  • поворотом лимба установить заданный отсчет (магнитный азимут) против предметного конца визирной линии (штриха со стрелкой у прорези зеркальной крышки);
  • держа компас в левой руке на уровне глаз и глядя в зеркало, поворачиваться до тех пор, пока северный конец магнитной стрелки подойдет под нулевой отсчет лимба;
  • заметить удаленный ориентир в направлении визирной линии.

Направление на ориентир и будет искомым направлением на местности.

4.13. Ориентирование карты

а) Ориентирование карты по местности

Ориентирование карты по местности возможно, когда известна хотя бы приблизительно точка стояния и опознаны отдельные ориентиры. В этом случае карту поворачивают так, чтобы направление точка стояния - ориентир, мысленно проведенное на карте (или обозначенное на карте линейкой или карандашом), совместилось с соответствующим направлением местности.
Ориентирование карты по местности применяется главным образом в районах с достаточным количеством ориентиров и при хороших условиях видимости, а также при движении по дороге.

б) Ориентирование карты по компасу

Ориентирование карты по компасу применяется преимущественно на местности, бедной ориентирами (в лесу, в пустынно-степных районах и т. п.), и при плохих условиях видимости (ночью, в туман и т. п.) и производится следующим способом. На местности с помощью компаса (или каким-либо другим способом) определяется направление на север, а затем карту поворачивают так, чтобы одна из боковых рамок (направление истинного меридиана) была направлена в сторону севера.
Более точно карта ориентируется по компасу следующим приемом. Компас с освобожденной магнитной стрелкой накладывается центром на одну из вертикальных линий карты так, чтобы штрихи 0° и 180° лимба компаса (или линейка компаса АК) совпали с этой линией; затем поворачивают карту до тех пор, пока северный конец магнитной стрелки не отклонится от штриха 0 на величину поправки направления, указанную на карте.

4.14. Определение по карте точки стояния

Точку стояния на карте возможно определить различными способами. При выборе способа учитываются условия обстановки (в том числе условия работы с картой и наличие приборов), требуемая точность и условия видимости.

а) Определение на карте точки стояния по ближайшим ориентирам
(глазомерно)

Способ применяется преимущественно на обычной среднепересеченной местности в светлое время суток при расположении точки стояния на контурах, обозначенных на карте, или в непосредственной близости от ориентиров (местных предметов или элементов рельефа).
Порядок действий:

  • ориентировать карту;
  • опознать на карте два-три ближайших местных предмета (или элемента рельефа);
  • по глазомерно определенным расстояниям и направлениям до опознанных ориентиров наметить точку стояния на карте.

Точность определения точки стояния на карте этим способом зависит главным образом от расстояний до ориентиров: чем эти расстояния больше, тем менее надежно определяется точка стояния. При расположении от ориентиров на удалении до 500 м точка стояния при достаточной опытности определяется на карте масштаба 1: 100000 со средней ошибкой порядка 150 м.

б) Определение на карте точки стояния промером расстояния

Способ применяется главным образом при движении по дороге или вдоль линейного контура и преимущественно на закрытой местности или при плохих условиях видимости.
Сущность способа: измеряется расстояние (спидометром, шагами) от любого ориентира, расположенного у дороги или линейного контура, до определяемой точки стояния; затем это расстояние откладывается на карте вдоль дороги (линейного контура) в соответствующем направлении.
Точность определения точки стояния данным способом зависит главным образом от величины ошибки измерения расстояния на местности и откладывания его на карте.

в) Определение на карте точки стояния по расстоянию и направлению

Способ применяется преимущественно на открытой местности, бедной ориентирами, когда опознан только один ориентир, показанный на карте.
Порядок действий:

  • измеряется расстояние (шагами, шнуром, биноклем, глазомерно, дальномером и т. п.) точка стояния - ориентир и азимут магнитный направления точка стояния - ориентир;
  • азимут переводится в обратный, а затем в дирекционный угол;
  • на карте от исходного ориентира с помощью транспортира или хордоугломера по дирекционному углу прочерчивается направление, на котором откладывается измеренное (определенное) расстояние; полученная точка и будет искомой точкой стояния.

г) Определение точки стояния засечкой (по одному ориентиру)

Этим способом точку стояния возможно определить при нахождении на дороге или другом линейном контуре и видимости хотя бы одного ориентира, расположенного так, чтобы угол засечки был не менее 20°.
Сущность способа:

  • карта ориентируется и на ней опознается ориентир, видимый на местности с точки стояния;
  • компасом измеряется азимут направления точка стояния - ориентир, который переводится в обратный и затем в дирекционный угол (поправку берут с карты);
  • на карте у ориентира строится (транспортиром, хордоугломером) полученный дирекционный угол, направление прочерчивается в сторону точки стояния до пересечения с линейным контуром;

точка пересечения и будет искомой точкой стояния.

Точность определения точки стояния данным способом зависит главным образом от расстояния до ориентира (чем больше это расстояние, тем больше ошибка) и ошибок измерения азимута и построения дирекционного угла на карте. При расстоянии до ориентира около километра и измерении азимута компасом АК средняя ошибка будет порядка 100 м (при работе с картой масштаба 1: 100000).
В этих же условиях точку стояния можно определить графически:

  • карта ориентируется по компасу или линии местности;
  • линейка (лучше визирная) прикладывается к ориентиру на карте и направляется визированием вдоль ребра на ориентир местности; в этом положении линейки прочерчивается прямая от ориентира на себя до пересечения с линейным контуром.

Точка пересечения и будет искомой точкой стояния.

д) Определение точки стояния обратной засечкой

Способ применяется преимущественно на открытой местности с малым количеством ориентиров, но когда хотя бы вдалеке видны два (лучше три) ориентира, обозначенных на карте и расположенных при наблюдении с точки стояния под углом в пределах 20-170°.
Точка стояния обратной засечкой определяется следующим порядком: компасом измеряются магнитные азимуты на ориентиры, азимуты преобразуются в обратные и затем в дирекционные углы (с учетом поправки, указанной на карте). Затем у ориентиров строятся соответствующие дирекционные углы и полученные направления прочерчиваются в сторону точки стояния; точка пересечения этих направлений и будет искомой точкой стояния. Направление от третьего ориентира служит контрольным. При образовании на пересечении треугольника точка стояния обозначается в середине его.
При расстояниях до ориентиров около 5 км ошибка определения точки стояния может достигать 600 м.
Порядок действий при графическом решении следующий: ориентировать карту; приложив линейку к одному из выбранных ориентиров на карте и направив ее на этот же ориентир на местности, прочертить направление на себя; повторить те же действия со вторым и третьим ориентирами. Пересечение линий и будет искомой точкой стояния на карте.

е) Определение на карте точки стояния при помощи прозрачной бумаги
(способ Болотова)

Решение задачи требует наличия не менее трех ориентиров, имеющихся на карте и видимых на местности с точки стояния. Способ Болотова обеспечивает решение задачи даже в том случае, когда предварительное ориентирование карты невозможно.
Порядок действий:

  • на листе прозрачной бумаги, положенной горизонтально на жесткую основу, из одной точки, намеченной произвольно, но с учетом имеющихся ориентиров, визированием прямым прочертить направления на выбранные на местности ориентиры;
  • наложить прозрачную бумагу на карту так, чтобы все три прочерченных направления прошли через соответствующие ориентиры на карте;
  • перенести (переколоть) центральную, первоначально намеченную точку на карту; это и будет искомая точка стояния.

    4.15. Движение по азимутам

а) Подготовка по карте данных для движения по азимутам

Движение по азимутам - способ выдерживания направления пути (маршрута) с помощью компаса или гирополукомпаса ; применяется главным образом при плохой видимости (ночью, в туман и т. п.) и на местности, бедной ориентирами (в лесу, в пустыне и т. п.). При наличии явлений магнитной аномалии ориентирование с помощью магнитного компаса исключено.
Движение по азимутам совершается от ориентира до ориентира. Предварительно, до начала движения, подготавливаются необходимые данные-азимуты и расстояния:

  • на карте намечается маршрут (путь движения) с ориентирами у поворотов;
  • измеряются по карте дирекционный угол и длина каждого участка (колена) маршрута;
  • дирекционные углы переводятся (с учетом поправки, указанной на карте) в магнитные азимуты;
  • данные для движения вписываются в таблицу либо записываются непосредственно на карте или специально составленной схеме.

б) Движение по азимутам

На каждой поворотной точке, начиная с исходной, по заданному азимуту с помощью компаса находят направление движения на местности. Ё направлении движения желательно выбрать и запомнить, возможно более удаленный ориентир. В движении ведут отсчет расстояния (метров, пар шагов, времени).
В случае если по прохождении заданного расстояния ориентира не окажется, в точке выхода выставляют знак или оставляют солдата, а ориентир разыскивают, обходя район вокруг точки радиусом около 0,1 пути, пройденного от предыдущего ориентира.
Для выдерживания направления в движении используются дополнительные ориентиры: звезды, направление ветра, створ колонны и другие вспомогательные признаки.

в) Обход препятствий

Обход препятствий в зависимости от условий может совершаться одним из следующих способов.
Первый способ, применяемый при наличии видимости через препятствие:

  • заметить ориентир по направлению движения на противоположной стороне препятствия;
  • обойти препятствие и продолжать движение от замеченного ориентира; ширину препятствия оценить на глаз и прибавить к пройденному расстоянию.

Второй способ, применяемый при отсутствии видимости через препятствие, заключается в том, что обход совершается по прямым направлениям, азимут и длина которых строго фиксируются для выхода на заданное направление.

4.16.Ориентирование по карте (на месте)

Ориентирование по карте - основной способ ориентирования на незнакомой местности. Осуществляется оно в следующей принципиальной последовательности:

  • ориентируется карта;
  • опознаются ориентиры (местные предметы и элементы рельефа) общие для карты и местности;
  • определяется точка стояния;
  • сличается карта с местностью.

Ориентирование карты производится по компасу или линейному объекту (дороге, контуру и т. п.).
Опознание ориентиров - самый ответственный этап ориентирования по карте, так как, только обнаружив на карте изображения местных предметов или элементов рельефа, наблюдаемых на местности, возможно, определить свою точку стояния.
При осмотре местности замечают в первую очередь наиболее крупные, выделяющиеся объекты местности и такие, которые в данном районе встречаются сравнительно редко; при этом обращают внимание на их взаимное положение и расположение относительно сторон горизонта. Например, озеро находится западнее точки стояния, шоссе проходит восточнее озера с севера на юг и т. д. Пользуясь этими признаками, находят на карте замеченные объекты местности, а правильность опознания их проверяют по окружающим местным предметам и рельефу.
Если ориентиры не удалось опознать, то осуществить ориентирование по карте в данном месте невозможно и следует, если это допустимо по условиям обстановки, сменить точку стояния, так чтобы открылась видимость других ориентиров, после чего попытаться опознать эти ориентиры на карте. При обнаружении на местности и карте соответствующих ориентиров точка стояния определяется одним из способов, изложенных в § 5 настоящей главы.
Заключительный этап ориентирования - уяснение окружающей обстановки; оно производится методом последовательного сличения (сопоставления) карты с местностью.
Чтобы найти на карте изображение предмета, наблюдаемого на местности, надо, не сбивая ориентировки карты, стать лицом к определяемому предмету, приложить линейку к точке стояния и направить ее на требуемый предмет; затем, просматривая карту вдоль ребра линейки и сообразуясь с расстоянием до предмета, оцениваемым на глаз, найти условный искомый знак.
Для того чтобы легче определить на местности объект, показанный на карте, прикладывают линейку к линии точка стояния-объект и в направлении линейки, с учетом расстояния, находят искомый объект.

4.17. Ориентирование по карте в движении на машине

Ориентирование в движении на машине, не оборудованной навигационной аппаратурой, производится следующим порядком.
Предварительно, до начала движения, маршрут поднимается на карте масштаба 1:100000 (1:50000, 1:200000); намечаются контрольные ориентиры (на удалении друг от друга порядка 5- 10 мин движения), определяются до них расстояния и подписываются на карте нарастающим итогом у соответствующих ориентиров;
на участках маршрута, где особенно затруднительно выдержать требуемое направление (при выезде из населенного пункта, в лесу, в пустыне и т. п.), определяются и подписываются азимуты направления движения.
На исходном пункте (а в дальнейшем - у каждого контрольного ориентира) бегло просматривается по карте участок маршрута до первого контрольного ориентира (а в дальнейшем - до очередного); во время движения карту держат ориентированной, опознают на карге наблюдаемые предметы местности и по ним мысленно фиксируют свое продвижение по маршруту.
В сомнительных случаях (когда карта не полностью соответствует местности) местоположение уточняется (контролируется) по пройденному расстоянию, снимаемому со спидометра (для чего на исходном пункте записывается начальный отсчет по спидометру).
Если возникло сомнение относительно направления дальнейшего движения, оно уточняется (контролируется) по компасу.
При сходе с маршрута и потере ориентировки (что возможно при небрежном ориентировании, а также при резких изменениях местности) необходимо по расстоянию, пройденному от уверенно опознанного ориентира (считывается со спидометра), и направлению движения (определяется примерно компасом, с учетом поворотов пути) наметить на карте примерное (вероятное) местоположение. Затем следует внимательно изучить окружающие местные предметы (особенно их положение по отношению к рельефу), опознать их на карте и уточнить свое местоположение, после чего наметить выход на маршрут.
Если все же не удалось восстановить ориентирование, то предпочтительнее вернуться по следу своей машины к последнему хорошо опознанному ориентиру и отсюда продолжить движение по маршруту. В некоторых случаях (в районе много линейных ориентиров и обстановка не чревата опасностью) движение можно продолжать в прежнем направлении до выхода к линейному ориентиру и здесь уточнить свое местоположение, а затем наметить выход на свой маршрут.
Особенности ориентирования ночью. Ориентирование ночью обычно несколько затруднено из-за плохой видимости ориентиров и неудобства работы с картой.
При движении ночью маршрут следует по возможности наметить по дорогам или вдоль линейных ориентиров, хорошо видимых ночью (вдоль линии электропередачи, железной дороги и т. п.).
Для ориентирования ночью следует:

  • ориентиры выбирать с учетом лучшей их видимости при том освещении, какое будет применено на марше, или без освещения: крупные, светлой окраски, проектирующиеся на небо или на поверхность воды, попадающие в луч света от фар;
  • ориентиры выбирать так, чтобы расстояния между ними но возможности были короче расстояний, допускаемых днем;
  • подъем маршрута на карте производить утолщенной линией яркого цвета (желтый и оранжевый цвета, плохо видимые при искусственном освещении, для подъема маршрута не применять);
  • заучивать маршрут движения настолько твердо, чтобы суметь воспроизвести его графически по памяти;
  • по возможности в течение 30 мин до начала марша ночью находиться в темноте или в помещении, освещенном красным светом, что обеспечит темновую адаптацию глаз;
  • при пользовании картой в пути для сохранения темновой адаптации использовать красный свет (карманный фонарь с красным светофильтром);
  • чаще контролировать правильность направления движения по компасу и небесным светилам.

При движении ночью вне дорог ориентируются преимущественно по компасу или с помощью навигационной аппаратуры.

4.18. Особенности ориентирования в различных условиях местности

а) Особенности ориентирования в лесу

Основным средством ориентирования относительно сторон горизонта и выдерживания направления движения в лесу вне дорог является компас. Вспомогательными способами ориентирования могут быть: ориентирование по признакам местных предметов и по небесным светилам.
В лесу в качестве ориентиров используются:

  • просеки, дороги и их пересечения (развилки);
  • реки и ручьи (учитываются направление их течения, характерные изгибы и переправы);
  • ярко выраженные формы рельефа (обрывы, крутые скаты, вершины, курганы, ямы);
  • поляны, вырубки, границы участков редколесья, кустов, гарей;
  • заболоченные участки и др.

При движении в лесу по азимутам следует учитывать, что возможна большая ошибка в измерении расстояний. Ошибка будет тем больше, чем гуще лес и чем труднее он проходим (бурелом, густые заросли и другие препятствия). В труднопроходимом лесу ошибка может достигать величины, равной 50% пройденного пути. Расстояние в этом случае целесообразно определять по времени, исходя из заранее определенной средней скорости движения.

б) Особенности ориентирования в пустынно-степной местности

Основной способ выдерживания направления при передвижении вне дорог-движение по азимутам.
Основные ориентиры - выдающиеся возвышения и редкие местные предметы, в том числе каналы, колодцы, сооружения, связанные с религиозными культами.
Для выдерживания направления могут быть использованы следующие местные признаки:

  • направление ветра;
  • направление борозд в глинах и известняках (в сторону господствующих ветров);
  • направление дюн, барханов и ряби на песке (перпендикулярно направлению ветров);
  • крутизна склонов дюн и барханов (наветренные-до 15°, подветренные - до 40°);
  • накопление снега в углублениях и за препятствиями с подветренной стороны;
  • снежные козырьки с подветренной стороны сугробов;
  • направление снежных волн и ряби (перпендикулярно направлению ветров).

В целях использования весьма удаленных ориентиров целесообразно иметь карту на большой район.

в) Особенности ориентирования в крупных населенных пунктах

Для ориентирования необходимо использовать карты крупного масштаба (1: 25 000 и крупнее), планы и аэроснимки. Следует учитывать, что на картах масштаба 1 : 50 000 и мельче кварталы обобщаются, улицы и проезды наносятся лишь главные, насколько позволяет масштаб.
В качестве основных ориентиров в городах могут служить:

  • главные (магистральные) улицы, площади;
  • выделяющиеся промышленные предприятия, башни, высокие здания;
  • железные дороги, реки, каналы и мосты (путепроводы). Для прохода колоннами крупных городов необходимо организовать службу регулирования.


г) Особенности ориентирования в горах

Ориентироваться в горах удобнее всего, осматривая местность с командных высот, обеспечивающих наилучший обзор. В качестве ориентиров, как правило, используются:

  • дороги, жилища, геодезические и астрономические знаки;
  • реки, ручьи, в особенности места их слияния;
  • выделяющиеся вершины гор, утесы, скалы;
  • ущелья, крутые склоны (скалистые или с осыпью);
  • контуры лесов, лугов, ледников.

Общее направление движения выдерживается по компасу. В дополнение к этому важнейшим признаком для ориентирования является профиль маршрута - подъемы, спуски и их крутизна, повороты дорог, положение их относительно скатов (например, спуск влево, подъем вправо), расстояния между поворотами.
Полезно также знать следующие специфические признаки:

  • во многих районах южные склоны гор положе, северные - круче;
  • деревья лиственных пород (прежде всего дуб) произрастают преимущественно на южных склонах, хвойные - на северных;
  • травяной покров преобладает на южных склонах, древесная растительность - на северных;
  • зона снегов на северных склонах спускается ниже, чем на южных;
  • виноградники разбиваются, как правило, на южных склонах.

При глазомерной оценке расстояний следует помнить, что из-за большой прозрачности воздуха, резких перегибов и крупных форм рельефа в горах расстояния до предметов кажутся значительно меньшими, чем в действительности.

Глава 1

ИЗУЧЕНИЕ И ОЦЕНКА МЕСТНОСТИ

1.1. Местность как элемент боевой обстановки

Местность - то часть земной поверхности. Совокупность ее неровностей называется рельефом, а все расположенные на ней объекты, созданные природой или трудом человека (реки, леса, населенные пункты, дороги и т. п.), - местными предметами.
Рельеф и местные предметы взаимно связаны между собой. Так, рельеф влияет на распространение почвогрунтов и растительного покрова, конфигурацию гидрографии и дорожной сети, на планировку населенных пунктов, а почвогрунты при этом во многом определяют характер растительности, качество грунтовых дорог, глубину залегания грунтовых вод. Выступая в различных сочетаниях, рельеф и местные предметы в комплексе с климатом образуют различные типы местности, каждый из которых по-своему оказывает влияние на все стороны боевой деятельности войск. Поэтому уставы и наставления рассматривают местность как один из важнейших элементов боевой обстановки.
Влияние местности на ведение боя определяется на фоне боевой задачи с учетом вооружения подразделения, времени года и суток, а также метеорологических условий и характера действий противника. Местность может способствовать успеху боевых действий своих подразделений и ослаблять противника, но не сама по себе, а лишь в том случае, если командир правильно ее оценит и умело использует в конкретной боевой обстановке.
При оценке обстановки командир обязан: изучить общий характер местности и ее влияние на действия подразделений; установить наиболее вероятные направления действий самолетов, вертолетов и других воздушных целей противника на малых и предельно малых высотах; определить танкоопасные направления; выбрать наиболее выгодные позиции для размещения своих огневых средств. Определяя замысел боя, командир, кроме того, должен установить наиболее доступные направления действий подразделений и участки местности, от удержания которых зависит устойчивость обороны, рубежи боевых задач мотострелковых и танковых подразделений, места развертывания командно-наблюдательных пунктов подразделений, обеспечивающие наилучшее наблюдение за местностью, противником и действиями своих подразделений, наиболее устойчивые от разрушения местные предметы, которые можно использовать в качестве ориентиров.
Свойства местности, оказывающие влияние на организацию и ведение боя, применение оружия и боевой техники, принято называть тактическими свойствами. К основным из них относятся проходимость местности, ее защитные свойства, условия ориентирования, наблюдения, маскировки и ведения огня. В некоторых районах существенное влияние на ведение боя оказывают условия инженерного оборудования местности.
Проходимость местности - это свойство местности, способствующее или затрудняющее передвижение подразделений. Она учитывается при выборе направления сосредоточения основных усилий подразделения, определении ширины фронта наступления, возможности и способности применения различных видов военной техники, а также при организации маневра, выборе путей подвоза боеприпасов и материальных средств.
Основным фактором, определяющим проходимость местности, является дорожная сеть. Чем сильнее развита сеть дорог и выше их класс, тем местность доступнее для действий всех родов войск. Автомобильные дороги с твердым покрытием допускают движение транспорта в любую погоду. Проходимость грунтовых дорог определяется главным образом характером почв и грунтов, рельефом местности, временем года и состоянием погоды.
Роль дорожной сети еще больше повышается в лесисто-болотистой, пустынной и горной местности, где передвижение подразделений вне дорог является крайне затруднительным. Резко возрастает значение дорожной сети в период весенней и осенней распутицы. В таких условиях дороги с твердым покрытием приобретают значение важнейших направлений, вдоль которых сосредоточиваются основные усилия подразделений как в наступлении, так и в обороне.
Проходимость местности вне дорог определяется ее пересеченностью. Местность с оврагами, крутыми скатами и обрывами, реками и заболоченными участками, с большими площадями лесных массивов существенно снижает проходимость по ней боевых машин и автотракторной техники.
Ориентировочная скорость движения вне дорог в зависимости от крутизны скатов при сухом и твердом грунте приведена в табл. 1.2.
Защитные свойства местности - это свойства местности, ослабляющие действие поражающих факторов ядерного и обычного оружия. Правильное определение и использование защитных свойств местности облегчает организацию защиты личного состава и боевой техники от поражающих факторов различных видов оружия.

Таблица 1.2

Объект передвижения Скорость движения (км/ч) при крутизне ката,
градусы
3 - 6 6 - 10 10 - 13 15 - 20
Подразделение
в пешем порядке
6 - 5 5 - 4 4 - 3 3 - 2.5
Автомобиль
повышенной проходимости
20 - 15 16 - 12 12 - 8 8 - 5
Гусеничный тягач
с прицепом
12 - 10 10 - 7 7 - 5 5 - 3
Танк 15 - 12 12 - 10 10 - 6 6 - 4

Примечания:

  1. На увлажненных почвогрунтах скорость движения снижается в 1,5 - 2 раза,
  2. Крутизна доступных скатов:
    для автомобиля повышенной проходимости - 20-30°,
    для гусеничного тягача с прицепом -- 17-30°,
    для танка-30-35° (при коротких подъемах 5-10 м - до 40°).

Защитные свойства местности определяются, прежде всего, характером рельефа, растительного покрова, наличием на местности естественных различных и искусственных укрытий, способных полностью или частично обеспечить защиту подразделений.
Различные формы рельефа могут усилить или значительно ослабить воздействие ударной волны, светового излучения и проникающей радиации. Так, на передних (обращенных в сторону ядерного взрыва) скатах возвышенностей давление ударной волны заметно повышается. На обратных (по отношению к ядерному взрыву) скатах поражающее действие ударной волны существенно уменьшается. О степени усиления или ослабления поражающего действия ударной волны на личный состав и технику, находящихся на скатах, по сравнению с открытой местностью можно судить по данным, приведенным в табл. 1.3.

Таблица 1.3

Крутизна ската, град. Коэффициент изменения давления
в ударной волне
на переднем скате на обратном скате
10 1,1 - 1,2 1,0
10 - 15 1,2 - 1,4 0,9
15 - 30 2,0 0,7
45 2,5 0,5

Овраги, лощины, канавы, промоины, рвы и другие углубления также ослабляют действие ударной волны, если она пересекает их в поперечном направлении. При этом ослабление поражающего действия ударной волны тем больше, чем больше их глубина и извилистость и чем меньше ширина. Так, поражающее действие ударной волны на дне оврага глубиной 5 м при ширине 5 м уменьшается по сравнению с равнинной местностью в 2,5 раза, при ширине 10м-в 1,5 раза, при ширине 15 м-в 1,3 раза.
Защитные свойства местности во многом определяются и характером растительного покрова. Так, лесные массивы ослабляют ударную волну в 2 раза и более, уменьшают воздействие светового излучения в 6-8 раз, а также снижают уровень радиации в 2- 3 раза по сравнению с открытой местностью.
Условия ориентирования - это свойства местности, способствующие определению своего местоположения и нужного направления движения относительно сторон горизонта, окружающих объектов местности, а также относительно расположения своих войск и войск противника. Они определяются наличием на местности характерных элементов рельефа и местных предметов, отчетливо выделяющихся среди других объектов по своему внешнему виду или положению и удобных для использования в качестве ориентиров.
Условия наблюдения - это свойства местности, способствующие получению сведений о противнике. Они определяются степенью просматриваемости окружающей местности, дальностью обзора и зависят от характера рельефа, растительного покрова, наличия населенных пунктов и других объектов, препятствующих обзору местности.
Маскирующие свойства местности - это свойства местности, позволяющие скрыть от противника расположение и передвижение личного состава и боевой техники. Они определяются наличием естественных укрытий, образуемых формами рельефа, растительным покровом, населенными пунктами и другими местными предметами, а также общим характером, цветом и пятнистостью местности (чем разнообразнее цветовая гамма, тем лучше условия маскировки).
Хорошими маскирующими свойствами обладает пересеченная местность с лесными массивами и многочисленными населенными пунктами. Так, лощины" балки, овраги создают благоприятные условия для укрытия подразделении.
. Наиболее удобными естественными укрытиями для подразделений являются леса. Маскирующие свойства их определяются в основном высотой деревьев, сомкнутостью крон, составом пород и наличием подлеска. Возможности маскировки личного состава и боевой техники а зависимости от густоты леса приведены в табл. 1.4.

Таблица 1.4

Вид леса Среднее
расстояние
между
деревьями, м
Сомкнутость
крон
Возможности маскировки
Густой лес До 6 1 - 0,5 Объекты надежно укрываются без искусственных масок
Лес средней густоты 6 - 10 0,5 - 0,2 Для надежной маскировки в
отдельных случаях требуются
искусственные маски
Редкий лес 10 - 15 0,2 - 0,1 Для удовлетворительной
маскировки нужны искусственные маски

Условия ведения огня - это свойства местности, обеспечивающие удобное и скрытое от наблюдения противника расположение огневых средств, ведение точного огня из стрелкового оружия, орудий, танков, противотанковых средств, минометов, а также корректирование стрельб. Они зависят от характера рельефа, растительного покрова, наличия дорог, населенных пунктов и других местных предметов.
При определении условий ведения огня устанавливают участки местности, не простреливаемые стрелковым оружием и противотанковыми средствами в расположении противника и своих подразделений, выбирают наиболее выгодные позиции для ведения огня из стрелкового оружия и других огневых средств.
Условия инженерного оборудования местности зависят от типа почвогрунтов, уровня грунтовых вод, наличия строительных материалов, а также от характера естественных и искусственных укрытий и препятствий. Состояние почвогрунтов во многом определяет объем работ по подготовке колонных путей, оборудованию основных и запасных огневых позиций артиллерии, по отрывке окопов, траншей, укрытий для орудий, танков, боевых машин пехоты и другой боевой техники, возведению сооружений на пунктах управления, укрытий для личного состава, технических средств и объектов тыла. Наличие на местности строительных материалов (леса, щебня, гравия, песка и т. п.) определяет объем и сроки инженерных работ. От глубины залегания грунтовых вод зависит возможность подготовки пунктов водоснабжения, строительства различных сооружений.

1.2. Основные виды (разновидности) местности и их тактические свойства

По характеру рельефа местность подразделяют на равнинную, холмистую и горную. Горная местность в свою очередь подразделяется на низкогорную, среднегорную и высокогорную.
Равнинная местность характеризуется отсутствием резко выраженных неровностей земной поверхности, небольшими относительными превышениями (до 25 м) и сравнительно малой крутизной скатов (до 2°). Абсолютные высоты над уровнем моря обычно до 300 м.
Открытая слабопересеченная равнина доступна для боевых действий всех родов войск. Ее глинистые, суглинистые, супесчаные, торфяные грунты допускают движение боевой техники в сухую погоду летом, но значительно затрудняют движение в период обильных дождей, весенней и осенней распутицы.
Отсутствие значительных относительных превышений обеспечивает достаточную дальность видимости во всех направлениях и эффективность огня всех видов оружия.
Вместе с тем равнина затрудняет организацию маскировки подразделений от наземного и воздушного наблюдения. Защитные свойства ее минимальные, в частности, от воздействия ядерного оружия.
Равнинная местность обычно более благоприятна для организации и ведения наступления и менее благоприятна для обороны.
Холмистая местность характеризуется волнистым характером земной поверхности, образующей неровности (холмы) с абсолютными высотами до 500 м, относительными превышениями 25- 200 м и преобладающей крутизной скатов 2-3°.
К холмистой местности можно отнести и мелко-сопочник, т. е. равнину с беспорядочно разбросанными отдельными холмами и группами холмов и гряд.
Холмистая местность допускает боевые действия всех родов войск, осуществление маневра подразделениями вне дорог и в целом благоприятна как для наступления, так и для обороны. Она имеет хорошие естественные рубежи для расположения подразделений, оборудования огневых позиций, обладает некоторыми защитными свойствами от воздействия поражающих факторов ядерного взрыва. Промежутки между холмами и обратные скаты холмов могут служить укрытиями от наблюдения и огня противника, скрытыми подступами для совершения маневра. На такой местности, как правило, много командных высот с большой дальностью видимости и широким сектором обзора.
Низкогорная местность характеризуется высотами над уровнем моря 500-1000 м, относительными превышениями 200-500 м и. Преобладающей крутизной скатов 5-10°. По сравнению с другими видами горной местности она слабо расчленена, обычно хорошо обжита и имеет сравнительно развитую дорожную сеть.
При относительно пологих скатах и небольших высотах такая местность практически доступна для боевых действий всех родов войск. В то же время затрудняется массированное применение тяжелой боевой техники.
Низкогорная местность в целом способствует маскировке и защите от поражающих факторов ядерного оружия.
Среднегорная местность имеет высоты над уровнем моря порядка 1000-2000 м, относительные превышения примерно 500-1000 м и преобладающую крутизну скатов 10-25°. Она расчленена на хорошо выраженные горные массивы, гряды и цепи, их вершины и гребни обычно имеют сглаженную форму.
Такая местность часто имеет широкие горные проходы, используемые нередко для прокладывания дорог. Эти дороги обычно пересекают горные хребты по наиболее низким перевалам, доступным для движения боевой техники круглый год или большую его часть. Однако применение тяжелой боевой техники возможно по отдельным направлениям.
В целом Среднегорная местность требует значительных инженерных работ по обеспечению ее проходимости. В то же время она благоприятствует маскировке и защите от поражающего действия ядерного оружия.
Высокогорная местность характеризуется высотами над уровнем моря свыше 2000 м и относительными превышениями 1000 м и более. Преобладающая крутизна скатов в такой местности, как правило, более 25°. Высокогорная местность разделена глубокими долинами и котловинами на горные хребты, их вершины и гребни обычно имеют острую форму и покрыты вечными снегами и ледниками.
Эта местность, как правило, слабо обжита, имеет мало горных проходов и редкую дорожную сеть. Дороги обычно проложены по узким горным ущельям, проходят через перевалы, находящиеся на больших высотах, изобилуют крутыми подъемами и малыми радиусами поворотов. Перевалы чаще всего расположены выше снеговой линии и поэтому большую часть года закрыты.
Боевые действия могут развертываться на отдельных доступных направлениях вдоль горных проходов, обеспеченных дорогами. В остальных районах высокогорной местности возможны боевые действия только специальных подразделений, оснащенных соответствующим вооружением и имуществом. В целом высокогорная местность благоприятствует маскировке. При ядерных взрывах возможны обвалы и камнепады.
По степени пересеченности оврагами, балками, реками, озерами и другими естественными препятствиями, ограничивающими свободу передвижения и маневра подразделениями, местность подразделяют на слабопересеченную, среднепересеченную и сильнопересеченную.
Слабопересеченная местность представляет собой пространство, хотя и снижающее скорость движения, но легко преодолеваемое боевыми машинами и автотракторной техникой в любом направлении. На такой местности естественные препятствия составляют менее 10% всей площади. Рельеф обычно равнинный, реже холмистый.
Местность обеспечивает хороший обзор с командных высот, ориентирование, наблюдение и целеуказание, организацию взаимодействия и управление подразделениями. В то же время слабопересеченная местность не обеспечивает надежного укрытия подразделений от огня противника.
Среднепересеченная местность имеет около 20% площади, занятой естественными препятствиями. Это наиболее распространенная разновидность хорошо обжитой местности. Рельеф обычно холмистый, реже равнинный. Такая местность более благоприятна в отношении защитных свойств от поражающего действия ядерного и обычных видов оружия.
Сильнопересеченная местность отличается большим количеством естественных труднопроходимых препятствий - оврагов, промоин, канав, насыпей, рек, каналов и т. п. Площадь естественных препятствий составляет более 30%.
Наличие многих естественных укрытий способствует организации надежной маскировки и защиты подразделений от поражающего действия ядерного оружия, скрытному подходу к переднему краю противника. В то же время на сильнопересеченной местности затрудняется наземное и воздушное наблюдение, отмечается много не просматриваемых и не простреливаемых участков, ограничиваются возможности быстрого маневра подразделениями, подвоза боеприпасов, горючего и других материальных средств, уменьшаются скорости боевых машин, требуется выполнение значительных работ по инженерному оборудованию путей движения.
По условиям наблюдения и маскировки местность подразделяют на открытую, полузакрытую и закрытую.
Открытая местность представляет собой ровную или слегка всхолмленную безлесную территорию, до 75% площади хорошо просматривается во всех направлениях с командных высот. На такой местности обеспечиваются хорошее наблюдение за действиями противника и поражение его огнем всех видов оружия.
В то же время эта местность менее благоприятна для защиты от поражающего действия ядерного оружия, обладает недостаточными маскировочными свойствами от наземного и воздушного наблюдения. Отсутствие скрытых подступов и естественных укрытий затрудняет скрытное сосредоточение подразделений и осуществление маневра ими, подвоз боеприпасов, горючего и других материальных средств. Организация обороны на открытой местности значительно усложняется.
Полузакрытая местность является переходной от открытой к закрытой. Как правило, в полузакрытой местности площадь, занятая естественными укрытиями, составляет около 20%, с командных высот просматривается около 50% пространства. При расположении подразделений на месте в районе сосредоточения, исходном районе, в районе ожидания, отдыха и других районах маскировка их почти полностью обеспечивается естественными масками.
Закрытая местность представляет собой территорию с горным, холмистым или равнинным рельефом, покрытую лесами, кустарниками, садами, с часто расположенными населенными пунктами. В такой местности площадь, занятая естественными масками, составляет 30% и более, а площадь, просматриваемая с командных высот - менее 25%. Закрытая местность хорошо укрывает естественными масками от наземного и воздушного наблюдения, облегчает скрытное передвижение и маневр подразделениями в бою, организацию прочной обороны, способствует успешному проведению мероприятий по защите от поражающего действия ядерного оружия.
В то же время на закрытой местности ограничивается эффективность ведения всех видов огня, затрудняются наблюдение, ориентирование, целеуказание, значительно усложняются управление и организация взаимодействия подразделений.
По проходимости местность подразделяют на легкопроходимую, проходимую, труднопроходимую и непроходимую.
Легкопроходимая местность не ограничивает скорость и направление движения колесных и гусеничных машин, допускает беспрепятственное применение боевой техники в развернутых строях и движение колонн без усиления грунта.
Проходимая местность почти не ограничивает скорость, направление движения и допускает повторное движение по одному следу гусеничных машин, хотя отдельные места необходимо обходить или усиливать (оборудовать проходы). Движение колесных машин обычной проходимости несколько затруднено. Возможно почти беспрепятственное применение боевых машин в развернутых строях и движение колонн, за исключением отдельных направлений. Проходимая местность способствует ведению боя с широким маневром, благоприятствует наиболее эффективному применению мотострелковых и танковых подразделений, позволяет в короткие сроки переносить усилия с одного направления на другое, облегчает всестороннее обеспечение боя.
Труднопроходимая местность доступна для движения гусеничных машин с небольшой скоростью, ограничивает свободу маневра и движение нескольких машин по одному следу. Движение колесных машин обычной проходимости почти невозможно. Такая местность затрудняет применение боевой техники в развернутых строях, движение колонн возможно только по дорогам и специально оборудованным колонным путям. Труднопроходимая местность оказывает отрицательное влияние на темпы выдвижения, развертывания и ведения наступления, осуществление маневра силами и средствами по фронту и в глубину, выбор огневых позиций артиллерийских подразделений.
Непроходимая местность недоступна для движения гусеничных и колесных машин без выполнения значительных работ по оборудованию дорог или колонных путей.

1.3. Способы изучения местности

Изучение и оценка местности при принятии решения представляют собой уяснение характера ее элементов и их влияния на расположение и действия своих подразделений и подразделений противника. В выводах из оценки местности командир устанавливает, в какой мере она влияет на выполнение поставленной задачи, и определяет мероприятия, которые необходимо осуществить для того, чтобы наиболее полно использовать условия местности.
Мотострелковые, танковые, артиллерийские, инженерные и другие подразделения по-разному зависят от местности, предъявляют к ней свои требования в отношении проходимости, маскировки, наблюдения, ведения огня и т. д. Поэтому командиры различных подразделений одни и те же элементы местности изучают и оценивают с различных точек зрения, решая при этом вопрос о возможности и способах применения в данных условиях своих боевых средств.

Основные источники получения данных о местности следующие:

  • личный осмотр местности (рекогносцировка, разведка) - командир непосредственно изучает и оценивает местность при организации боя. Недостаток - требуется много времени для детального изучения всего района действий подразделений, ограничена возможность изучения местности ночью, а также в глубине обороны противника;
  • топографическая карта - основной источник сведений о местности в современном бою.
    Карта позволяет быстро изучить местность на большой площади. Недостаток - старение карты;
  • аэрофотоснимки (фотодокументы) и специальные карты - применяются в дополнение к топографическим картам, а при их отсутствии - как самостоятельные документы для изучения местности. Недостаток - трудность чтения фотографического изображения элементов местности;
  • описание местности (справка о местности) -. содержит сведения о проходимости местности, режиме рек, климатических особенностях и некоторые другие данные. Недостаток - необходимо значительное время на отбор нужных сведений и перенос их на карты;
  • опрос местных жителей и допрос пленных - позволяет получить данные о проходимости местности, ее инженерном оборудовании, а также о планируемых противником мероприятиях по затоплению местности и разрушениям на ней.
    Недостаток - сведения отрывочные, слабо увязаны с картой и требуют проверки; прогнозирование изменений местности - применяется при изучении местности в районах ядерных ударов.

При изучении местности вначале определяют тип местности, ее особенности и основные тактические свойства. После этого детально изучают и оценивают тактические свойства участков и отдельных элементов местности. Результаты изучения и оценки местности анализируют совместно с другими элементами обстановки, в результате чего делаются выводы.

1.4. Изучение и оценка местности в наступлений, в обороне и при ведении рейдовых действий

В наступлении. Порядок и содержание изучения местности в наступлении зависят от полученной задачи, боевой обстановки, типа местности, времени года и других факторов. Местность изучают и оценивают применительно к своим подразделениям, а также к подразделениям противника, что позволяет установить ее влияние на действия противника, расположение его подразделений, огневых средств, оборонительных сооружений и заграждений и вследствие этого выявить слабые места в расположении своих подразделений.
Изучение и оценка местности ведутся обычно по направлениям, участкам, рубежам или объектам в соответствии с задачами боя. При этом сначала изучают и оценивают местность в своем расположении, а затем в расположении противника.
При наступлении с ходу в исходном районе изучают и оценивают характер рельефа; районы, выгодные для расположения подразделений; характер и состояние дорог; пути подхода и выхода из района; проходимость местности внутри района; условия маскировки и защиты личного состава и боевой техники; условия использования средств механизации для инженерного оборудования местности; наличие местных строительных материалов; условия водоснабжения; возможность образования завалов и пожаров внутри района и на подступах к нему в случае применения противником ядерного оружия.
На маршруте выдвижения изучают и оценивают характер дорог и дорожных сооружений, их состояние, условия движения вне дорог на случай развертывания подразделений при внезапной встрече с противником; труднодоступные участки, способы их преодоления или пути обхода; возможную скорость движения по участкам; условия ориентирования на маршруте и мероприятия по регулированию движения;
естественные маски; дальность обзора местности непосредственно с маршрута и с высот, находящихся в радиусе действия подразделений охранения; районы, в которых по условиям местности возможны засады противника; участки и объекты местности, для осмотра которых необходимо выслать дозорное отделение.
На рубеже развертывания изучают и оценивают условия маскировки и защиты в складках местности; просматриваемость рубежа со стороны противника и условия наблюдения на самом рубеже; условия проходимости местности вне дорог; естественные препятствия, укрытия и подступы к ним; скрытые пути выдвижения на рубеж; районы, выгодные для расположения огневых позиций артиллерии и минометов; направления (маршруты) движения с одного рубежа на другой; условия ориентирования, начертание переднего края обороны противника и его особенности; скрытые подступы к переднему краю.
На рубеже безопасного удаления изучают и оценивают емкость и порядок использования естественных укрытий для защиты личного состава и боевой техники от поражающих факторов ядерного взрыва.
На рубеже спешивания изучают естественные маски и укрытия от огня противника, просматриваемость рубежа со стороны противника; условия ориентирования, направление выхода на рубеж атаки, места постановки (уточнения) задач.
На рубеже перехода в атаку изучают и оценивают возможность скрытного выдвижения на этот рубеж танковых и мотострелковых подразделений; условия, обеспечивающие ведение огня из основных видов оружия; условия проходимости местности, позволяющие подразделениям безостановочно на максимальной скорости достичь переднего края обороны противника в указанное время.
В расположении противника изучают и оценивают характер и состояние дорог; танкодоступные направления; наличие и характер естественных препятствий перед передним краем и в глубине обороны противника; степень просматриваемости местности на переднем крае и в ближайшей глубине обороны с рубежа перехода в атаку; районы и участки местности, выгодные для расположения опорных пунктов, огневых средств и резервов противника; районы местности, от удержания которых зависит устойчивость обороны противника; вероятные направления и рубежи развертывания резервов противника для контратак; участки местности, удобные для постановки инженерных заграждений; места проходов в заграждениях и переходов через естественные препятствия; скрытые подступы к переднему краю обороны противника, его опорным пунктам и условия маневра при овладении ими; направление сосредоточения основных усилий подразделения в зависимости от характера местности.
При наступлении из положения непосредствен непосредственного соприкосновения с противником изучают и оценивают характер рельефа;
естественные маски и укрытия, обеспечивающие скрытное размещение и наименьшую уязвимость от огня противника; защитные свойства местности; скрытые пути для подхода и занятия исходного района; районы и рубежи, выгодные для расположения элементов боевого порядка; выгодный, рубеж перехода в атаку; условия наблюдения и ведения огня; пути подвоза и эвакуации.
В обороне. Порядок и содержание изучения местности в обороне зависят от полученной задачи, боевой обстановки, типа местности, времени года и других факторов.
При организации обороны для изучения местности используются карты более крупных масштабов, чем при планировании наступательного боя. При этом сначала изучают и оценивают местность в расположении противника, а затем в своем расположении.
В расположении противника изучают и оценивают наличие и характер дорог, проходимость местности вне дорог; танкодоступные направления; вероятные районы сосредоточения; возможные пути выдвижения и рубежи развертывания в предбоевые и боевые порядки; направления для наступления противника; возможность маневра вдоль фронта; места вероятного расположения огневых позиций артиллерии, командных и наблюдательных пунктов, радиолокационных станций противника; степень просматриваемости местности со стороны противника; скрытые подступы к переднему краю своей обороны; районы и рубежи, по которым целесообразно нанести огневые удары, чтобы задержать выдвижение противника и нанести ему потери.
В расположении своих подразделений изучают и оценивают рубежи и районы, выгодные для организации обороны; начертание переднего края и первых траншей; участки и направления, наиболее доступные для наступательных действий противника, степень просматриваемости местности со стороны противника; районы и местные предметы, от удержания которых зависит устойчивость обороны;
препятствия перед передним краем и их использование для усиления обороны; районы расположения командных и наблюдательных пунктов и условия наблюдения с них; районы, выгодные для создания опорных пунктов, расположения огневых позиций артиллерии, резервов, командно-наблюдательных пунктов (наблюдательных постов) и подразделений технического обеспечения и тыла; направления и рубежи развертывания для контратак; проходимость местности вне дорог и танкодоступные для противника направления; естественные и искусственные препятствия, которые необходимо прикрыть огнем; участки сосредоточенного и заградительного огня; защитные свойства местности, естественные маски и укрытия;
условия инженерного оборудования местности, пути подвоза и эвакуации.
При рейдовых действиях. При успешном развитии наступления подразделение в зависимости от обстановки может быть назначено в передовой или рейдовый отряд для уничтожения или захвата в глубине обороны противника важных объектов (командных пунктов, переправ через водные преграды, артиллерийских и ракетных батарей, аэродромов и др.). Командир подразделения в этом случае по топографической карте тщательно изучает маршрут выдвижения в указанном направлении, пути обхода отдельных опорных пунктов противника и особенно подробно уточняет все детали местности, прилегающей к объекту противника.
Одновременно изучается маршрут выхода подразделения к очередному объекту или в район сбора, где ему ставится новая задача или где оно присоединяется к главным силам.
Как правило, маршрут рейдового отряда выбирают с учетом характера местности и возможности использования открытых флангов, промежутков и слабых мест в обороне противника. Подробное изучение местности, прилегающей к объекту противника, позволяет командиру организовать быстрый и скрытный выход и внезапную атаку объекта с разных направлений.
При оценке местности по маршруту предполагаемого рейда необходимо изучить: направление и маршруты движения войск, исходный район и возможные районы нахождения противника; возможные пути отхода подразделений противника и районы их укрытия; вероятные места устройства противником засад, минирования, участков затопления и завалов, рубежи проведения им контратак; возможность проведения обходных маневров с целью отсечения противника; наиболее важные участки и районы, дороги, перевалы и высоты, от удержания или овладения которыми зависит успех рейдовых действий; возможность использования различных видов боевой техники и специальной техники родов войск и служб для всестороннего обеспечения рейда.
Особое внимание необходимо уделять изучению местности при планировании рейдов в горной и горно-лесистой местности, чтобы исключить внезапные удары противника в ущельях, долинах, туннелях, на горных дорогах, болотистых местах, т. е. там, где значительно ограничены возможности для маневра своих подразделений. Вследствие того, что в горах движение колесных и гусеничных машин возможно в основном по дорогам, долинам, вдоль ущелий и рек, изучение проходимости маршрута должно стать одним из главных элементов в подготовительный период, до начала рейда. При этом надо учитывать крутизну подъемов и спусков, радиусы поворотов, доступность и характеристику перевальных участков, наличие и качество инженерных сооружений (мостов, туннелей, выемок, насыпей и т. д.). В результате изучения и оценки дорожной сети должно быть четко определено, где, когда и какая техника может быть использована.
Изучая маршрут рейдовых действий на местности с ограниченными возможностями для маневра (ущелья, теснины и т. д.), предусматривают обходные маршруты или отходные пути. Особенно тщательно изучают такие места, как перевалы, туннели, мосты, где возможны засады противника, минирование или подготовленные к взрыву крутости для создания завалов, камнепадов, лавин и т. п.
В горно-лесистой местности существенно ограничены условия обзора местности и наблюдения за противником. Поэтому при изучении маршрута по карте необходимо заранее определить поля невидимости, выбрать места для устройства наблюдательных пунктов, определить ориентиры и оформить графически схемы ориентиров, условия наблюдения и маскировки, дать (уточнить) характеристики важных объектов.
При планировании рейда надо учитывать не только влияние условий проходимости, наблюдения и маскировки, но и возможные изменения местности в районах ядерных ударов (это также относится к оценке местности в наступлении и обороне).

 

СОДЕРЖАНИЕ

ГЛАВА 1
ИЗУЧЕНИЕ И ОЦЕНКА МЕСТНОСТИ

1.1. Местность как элемент боевой обстановки
1.2. Основные виды (разновидности) местности и их тактические свойства
1.3. Способы изучения местности
1.4. Изучение и оценка местности в наступлений, в обороне и при ведении рейдовых действий

ГЛАВА 2
ОРИЕНТИРОВАНИЕ НА МЕСТНОСТИ ПО КАРТЕ

2.1. Задачи ориентирования
2.2. Подготовка данных и движение по азимутам
2.3. Ориентирование по карте на месте
2.4. Ориентирование на местности в движении
2.5. Особенности ориентирования в различных условиях
2.6. Требования к топографическому ориентированию

ГЛАВА 3
ИЗМЕРЕНИЯ И ПОСТРОЕНИЯ НА ТОПОГРАФИЧЕСКОЙ КАРТЕ

3.1. Измерение (определение) расстояний на карте
3.2. Определение по карте высоты точки, направления и крутизны ската
3.3. Построение профиля по карте
3.4. Определение по карте прямоугольных координат точки
3.5. Нанесение на карту цели по прямоугольным координатам
3.6. Действия с прямоугольными координатами на стыке зон
3.7. Определение по карте географических координат точки и нанесение точек по заданным координатам
3.8. Измерение (определение) по карте дирекционных углов
3.9. Переход от дирекционных углов к азимуту и обратно
3.10. Нанесение на карту направлений по заданным азимутам и дирекционным углам
3.11. Определение площадей по карте

ГЛАВА 4
РАЗВЕДКА И РЕКОГНОСЦИРОВКА МЕСТНОСТИ

4.1 Простейшие способы измерения (определения) углов на местности
4.2. Простейшие способы определения расстояний (ширины препятствий) на местности
4.3. Разведка дорог
4.4. Разведка рек
4.5 Разведка мостов
4.6. Разведка лесов
4.7. Разведка болот
4.8. Разведка почв и грунтов
4.9. Изучение защитных свойств местности
4.10. Изучение маршрута
4.11 Определение магнитных азимутов направлений на местности
4.12. Нахождение направления на местности по заданному азимуту
4.13. Ориентирование карты
4.14. Определение по карте точки стояния
4.15. Движение по азимутам
4.16.Ориентирование по карте (на месте)
4.17. Ориентирование по карте в движении на машине
4.18. Особенности ориентирования в различных условиях местности