Несколько дельных советов по организации учений

Боевая деятельность разведчиков весьма специфична. Больше чем кому бы то ни было, разведчику нужно обладать особой способностью быстро реагировать на все явления, уметь самостоятельно принять решение и выполнить его, инициативой, находчивостью и другими качествами. А это указывает на то, что подготовке разведчиков надо уделять очень много внимания - больше, чем уделяется до сих пор.

 


В настоящее время, как известно, подготовка разведчика слагается из тех же элементов, что и подготовка солдат других родов войск. Разница состоит лишь в том, что после одинаковой для всех одиночной подготовки с разведчиками проходятся специальные тактические темы. Между тем, действительная боевая обстановка, как это показал опыт, требует от разведчика значительно большего, в частности, в смысле остроты восприятия, быстрой и точкой ориентировки, зрительной памяти и т.д.
Исходя из этого, мы считаем, что прежде чем начинать проработку тактических тем по разведке, необходимо уделить какое-то время для специальной одиночной подготовки войсковых разведчиков. Занимаясь вопросами обучения разведчиков, мы применили метод, дающий хороший результат, чем и намерены поделиться в данной статье. Нами разработан цикл специальных тренировок, проводимых последовательно.
Весь цикл состоит из следующих трех разделов.

 

Первый раздел -
выработка остроты восприятия и хорошей ориентировки

Для тренировки оборудуется специальное поле. В противоположность штурмовым городкам и полосам препятствий это поле является двусторонним, т.е. разделено на активную и пассивную стороны. Размеры поля и расстояния между точками и сторонами берутся, исходя из удобства тренировки.

На схеме 1, например, показано поле, где за основу взято размещение боевого охранения. Занятия проводятся в условиях плохой видимости. Руководитель (командир роты) находится на активной стороне. Для контроля выполнения обучаемыми поставленных условий, он имеет трех помощников (командиров взводов). Обучаемым ставится задача - захватить "пленного". Помощники руководителя разводят бойцов, назначенных в боевое охранение, я размещают их (по два) в окопах для обозначения отделений боевого охранения и (по одному) в окопе для обозначения секрета. Затем руководитель разделяет обучаемых на поисковые пары, ставит каждой паре задачу - бесшумно и незаметно пробраться в боевое охранение "противника" и "пленить" бойца, находящегося в секрете. В то же время боец, находящийся в секрете, получает задачу вести бдительное круговое наблюдение. Поисковая пара применяет различные ложные приемы, чтобы отвлечь внимание находящегося в секрете "противника" и подойти к нему незаметно. Находящийся в секрете, обнаружив подкрадывающегося "противника", подает условный сигнал в свое отделение, вызывая помощь. Если поисковая пара, захватившая "пленного", не успела еще перейти обратно передний край "противника" и оказалась настигнутой отделением из боевого охранения, то в результате перевеса сил (трое против двух) она считается плененной. Короче говоря, условия заключаются в том, что двое забирают одного, трое забирают двоих. Разыгрывается "борьба" за то, кто кого опередит и перехитрит. После двух-трех несложных тренировок на таком упрощенном поле (с переменой сторон) обучаемые приобретают основные навыки, развивающиеся в дальнейшем, при усложнении тренировок.

Второй раздел -
совершенствование остроты восприятии и навыков ориентировки

Для этого оборудуется второе поле, уже больших размеров, с использованием естественных и искусственных преград и препятствий (схема 2).

Занятия организуются примерно так же как описано выше. Разница состоит лишь в том, что теперь руководитель ограничивает поисковым группам время для выполнения задачи, что требует от обучаемых быстрых, сноровистых действий, увеличивает их физическую нагрузку. После двух тренировок (на каждого придется четыре тренировки, учитывая замены сторон), мы переходим к третьему разделу тренировки.

Третий раздел -
тренировка в условиях приближенных к боевой обстановке

Тренировка проводится на том же поле (схема 2) в темное время. Руководитель подбирает соответствующие имитационные средства и выделяет 2-3 имитаторов, которые с началом действий сторон периодически ослепляют обучаемых ярким светом осветительных ракет (прожектора), подрывают толовые шашки (взрывпакеты), пускают дымы. После тренировки, проведенной в таких условиях, у обучаемых; вырабатывается "чувство" противника, "осязаемое представление" о боевой обстановке.

Таковы основные разделы применяемой нами тренировки разведчиков. Дальнейшее совершенствование их проходит на двусторонних тактических учениях, где каждый разведчик действовал уже по собственной инициативе, как этого требовала обстановка, складывавшаяся по ходу учений.