Содержание материала

ГЛАВА ПЕРВАЯ

РАЗВЕДЫВАТЕЛЬНАЯ РАБОТА КОМАНДНОГО СОСТАВА И ШТАБОВ

 

Полковник Н. БАКАНОВ

ИЗУЧЕНИЕ И РАЗВЕДКА ПРОТИВНИКА

Без знания сильных и слабых сторон противника невозможно добиться успеха в бою. Опыт показывает, что командиры, хорошо знающие тактику врага, его организацию и вооружение, в большинстве случаев достигают победы даже в самых сложных и невыгодных условиях. В то же время командиры, не знающие противника, его сил, средств, системы огня, приёмов и методов его борьбы, часто не могут решить свою задачу даже в благоприятно складывающейся обстановке. Вот почему товарищ Сталин в первомайском приказе поставил перед всеми командирами задачу: "Изучать противника, улучшать разведку - глаза и уши армии, помнить, что без этого нельзя бить врага наверняка".
Для того чтобы знать сильные и слабые стороны противника, нужно быть знакомым с его уставами, обобщать опыт боёв, следить за изменениями в тактике и вооружении врага. Таким изучением неприятеля нужно заниматься организованно, планово в любой обстановке боя.
Большую роль в изучении противника и его намерений играет войсковая разведка. Правильная оценка обстановки и смелое решение командира возможны лишь там, где все бойцы и офицеры постоянно занимаются сбором сведений о неприятеле и его намерениях, где образцово поставлена разведка наблюдением, где умело ведётся разведка боем, где в нужный момент разведчики умеют достать "языка".
Где бы ни находился противник, что бы он ни делал, разведчики должны непрерывно следить за каждым его шагам.
На одном участке Западного фронта немцы за три месяца несколько раз сменили свои части. Хотя они делали это очень осторожно, однако всякий раз смена неприятельских частей своевременно обнаруживалась нашими разведчиками.
В этой части передний край обороны избран и оборудован так, что обеспечивает не только устойчивость обороны, но и хорошее наблюдение за противником и местностью. Наблюдательные пункты пехоты и артиллерии расположены таким образом, что оборона немцев просматривается на глубину до четырёх километров. Специально обученные наблюдатели круглые сутки работают на этих пунктах и фиксируют всякое движение в расположении неприятеля. Сведения, собранные наблюдателями и обобщённые в штабах, дают возможность узнать многое из того, что делается у немцев, разгадать их замыслы.
Вот, например, одна десятидневная сводка результатов работы наблюдателей. Они заметили, что к фронту прошло 12 вражеских орудий, 245 грузовых автомашин, 593 повозки, 4 мотоцикла, 837 солдат и офицерш, 78 конников. За эту же декаду от фронта в тыл прошло 30 орудий, 322 автомашины, 338 повозок, 36 мотоциклов, 197 солдат и офицеров, 5 конников.
Сопоставление этих цифр показывает, что за декаду к фронту автомашин прошло гораздо меньше, а повозок намного больше, чем ушло с фронта. Орудий в тыл отправлено больше, а солдат и офицеров меньше, чем прибыло да фронт. В течение этой же декады немецкая артиллерия проявляла большую активность. Стрельба часто корректировалась самолётом. Наблюдатели точно установили, что некоторые немецкие батареи стреляли с новых мест и по новым целям. Изменился и режим оружейно-пулемётного огня. Раньше немцы вели его беспорядочно, а теперь он стал более организованным. Все это подсказало, что немцы проводят пристрелку. Выяснилось также, что фашистские лётчики не только корректируют огонь, но и изучают район нашей обороны.
Прошло десять дней. Движение вражеского транспорта резко сократилось, активность артиллерии снизилась, самолёты стали появляться в воздухе гораздо реже. Нетрудно было понять, что в течение этой декады немцы произвели смену частей. Анализ цифр давал основание предполагать, что ушла мотомехчасть, а прибыла пехотная часть.
Для того чтобы окончательно убедиться в правильности этих выводов, был организован ночной поиск. Захваченный во время поиска пленный целиком подтвердил данные, полученные в результате наблюдения.
Наблюдатели должны следить за всеми действиями противника. Так, например, изучая режим огня и направления, откуда он ведётся, можно выявить вражеские огневые точки, а по ним определить передний край и разгадать систему обороны неприятеля.
Наблюдением и подслушиванием разведывается и инженерная деятельность противника. Строительство укреплений можно обнаружить по взрывам грунта, по подвозке материалов, по стуку топоров, по рытью котлованов и т. д.
Как же нужно организовать наблюдение за противником? Покажем это на примере N-ской гвардейской части.
Здесь наблюдение ведут специально подобранные бойцы и офицеры. Каждый из них, как правило, продолжительное время работает на одном и том же участке. Это позволяет наблюдателям тщательно изучить местность, поэтому малейшее изменение, которое происходит в расположении врага, немедленно привлекает к себе их внимание. Хорошо проинструктированные офицеры регулярно контролируют работу наблюдателей и помогают им совершенствоваться в искусстве разведки.
Серьезное внимание уделено выбору и оборудованию наблюдательных пунктов. Они организованы во всех подразделениях части, начиная со взвода, и расположены так, что имеют хороший обзор, а сами незаметны для противника. Наблюдатели имеют бинокли, а иногда и стереотрубы. Большое внимание обращено на организацию связи, особенно с артиллерийскими и инженерными наблюдательными пунктами. Благодаря этому выявленная цель просматривается одновременно с нескольких направлений и тщательно изучается. Результаты наблюдения заносятся в журналы и ежедневно обрабатываются в штабе. Обобщённые сведения анализируются штабными офицерами и служат ценными материалами, дающими ясное представление о силе противника и его намерениях.
Наиболее полные и достоверные сведения о неприятеле даёт наземная разведка, поэтому разведка боем, поиски, засады должны стоять в центре внимания командиров и штабов. Даже, казалось бы, бесспорные данные, полученные от разведки наблюдением, во многих случаях требуют подтверждения показаниями пленных; поэтому разведчики всегда должны стремиться захватить "языка".
Разведка боем, поиск, засада только в том случае дадут хорошие результаты, если им предшествуют командирская разведка наблюдением (рекогносцировка) и инженерная разведка.
Командирская разведка проводится группами офицеров перед принятием решения на разведку боем. Главная цель рекогносцировки - уточнить данные, помученные другими видами разведки, и составить наиболее полное представление об условиях предстоящего боя или поиска.
Задачи инженерной разведки в современной войне очень серьезны. На отдельных участках фронта немцы создают перед передним краем своей обороны и в её глубине мощную систему противотанковых и противопехотных препятствий. Здесь можно встретить и противотанковые рвы, и надолбы, и противотанковые вырубки, и проволочные заграждения всех видов. Все эти препятствия и подступы к ним немцы обычно густо минируют.
Часто приходится разведку боем и поиск организовывать как раз на тех участках, где имеется такая сеть препятствий. Преодоление её разведчиками без тщательной инженерной разведки и предварительной работы сапёр во многих случаях невозможно.
Работа сапёр требует большого искусства. Проходы в противопехотных препятствиях и в минных полях, как правило, приходится делать ночью, бесшумно, наощупь. Малейшая оплошность может выдать противнику наши намерения и сорвать всю операцию. Приведу пример, когда по вине неопытных сапёр был сорван успешно начатый ночной поиск.
Разведчики вместе с сапёрами в начале ночи бесшумно переправились через водный рубеж, за которым находились позиции немцев. Сапёры приступили к работе. Они быстро сделали проходы в минных полях и подползли к проволочным заграждениям. На этом участке у немцев была установлена сапёрная переносная сеть. Сапёры перерезали её во многих местах, но концы разъединённых звеньев с шумом разомкнулись и дали знать немцам о присутствии наших бойцов. В воздух взвились ракеты и осветили властность. По всему участку немцы открыли огонь. Разведчикам ничего другого не оставалось, как вернуться обратно. Так из-за незнания саперами техники проделывания проходов в немецкой переносной сети был сорван ночной поиск.
Всегда следует внимательно изучать всевозможные хитрости, при помощи которых враг старается не допустить проникновения наших разведчиков в его оборону.
На одном участке наши сапёры бесшумно подползли к неприятельским препятствиям. Они еще не начали резать проволоку, как немцы открыли огонь. Оказалось, что перед препятствием противник натянул контрольную проволоку.
Это приспособление представляет собой простейшую сигнализацию. Перед препятствиями на высоте 40 сантиметров натягивается на колышках тонкая проволока. Один конец её прикрепляется к препятствиям, а второй тянется к немецкому дзоту. Стоит только потянуть за проволоку или перерезать её, как сидящие в дзоте немцы узнают о приближении наших разведчиков. По свободному кощу перерезанной проволоки они приблизительно устанавливают и то место, где находятся разведчики. На более важных участках немцы натягивают по две контрольные проволоки: одну на высоте 40 сантиметров, а другую - 80 сантиметров.
Опытные сапёры могут легко вывести эту сигнализацию из строя. Как только проволока найдена, два разведчика в разных местах, невдалеке один от другого, берут её в руки, а третий перерезает и, не натягивая, прикрепляет свободные концы к кольям.
Из сказанного выше ясно, что разведке боем и поиску должна предшествовать инженерная разведка, задача которой - определить характер препятствий и способы устройства проходов в этих препятствиях. Определив силы и средства, необходимые для устройства проходов, сапёры должны тщательно подготовиться к работе. Им нужно суметь тёмной ночью, действуя наощупь, устранить все препятствия, которые могут помешать разведчикам на их пути.
Там, где саперы и разведчики изучают систему немецкой обороны, где они непрерывно совершенствуют приёмы и методы заграждения, - там успех разведки и поиска всегда обеспечен.
Особенно большое значение имеет разведка в наступательном бою. После того как наши части прорвали оборону врага и стали с боем теснить его, многое в действиях противника кажется нежным. На каждом шагу наступающим частям могут встретиться препятствия и ловушки, на удобном рубеже немцы могут перейти в контратаку. Для того чтобы в этих условиях действовать уверенно, нужно звать, что делает противник, куда он отводит свои части, на каком рубеже закрепляется, где готовится предпринять контратаку, какими силами располагает в том или ином района. Эти сведения командиру может дать только хорошо организованная и постоянно действующая разведка. Вот пример.
После прорыва обороны противника сильный арьергард немцев закрепился в районе двух деревень. Батальону старшего лейтенанта Степанова была поставлена задача: уничтожить арьергард немцев и овладеть деревнями.
Как выполнил эту задачу командир батальона? Он, прежде всего, организовал разведку. Младшему лейтенанту Казакову, возглавлявшему разведчиков, он поставил задачу: установить, какими огневыми средствами располагают немцы, закрепившиеся в деревне, где у них наиболее слабое место, в каком направлении отводятся вражеская техника и обозы.
Прежде чем приступить к выполнению полученной задачи, тов. Казаков тщательно изучил местность по карте и путем осмотра с исходного положения. Он увидел, что подступы к деревне открытые, и только справа, в километре от неё, тянется кустарник, примыкающий к лесу. Сюда и решил пробраться Казаков, чтобы наблюдением разведать огневую систему немцев.
Разведчики скрытно прошли в тыл к немцам и приблизились почти к самой деревне. В неё Казаков выслал три пары разведчиков. Бойцы Овсянников и Минаев незаметно пробрались к сараю и укрылись в нём. Они увидели группу немецких солдат с ручным пулемётом. В это же время левый дозор обнаружил место, где располагались немецкие автоматчики. Разведчики Головлёв и Давыдов, действовавшие в центре, обнаружили два вражеских миномёта.
После этого разведчики так же скрытно приблизились и ко второй деревне. С наступлением темноты группа Казакова тронулась в обратный путь. Для того чтобы немцы не обнаружили их, разведчики возвращались по другому пути.
Командир батальона, получив от разведчиков ценные сведения о противнике, начал наступление. Одной ротой он сковал немцев с фронта, а две роты, пройдя по маршруту разведчиков, ударили с тыла. Застигнутые врасплох, гитлеровцы не сумели оказать сопротивления, и наш батальон овладел указанным ему рубежом. Так, благодаря умелым действиям разведчиков была выполнена боевая задача.
В разведке боем нужно всегда действовать скрытно, настойчиво и активно, а нападать на врага стремительно и решительно.
Разведка боем должна определить фланги обороняющегося противника, стыки, незанятые промежутки и огневую систему врага. Главное заключается в том, чтобы разведчики действовали внезапно, после предварительного изучения расположения противника и обобщения всех сведений, добытых наблюдением.
Ночной поиск производится для того, чтобы захватить пленных, разрушить отдельные сооружения, отыскать стыки и выяснить характер вражеских укреплений. При организации ночного поиска следует до мельчайших подробностей отрабатывать вопросы взаимодействия с подразделениями, находящимися на передовой линии. Эти подразделения должны хорошо знать, где и как будут действовать разведчики, ибо малейшая неувязка может привести к нежелательным последствиям.
В одной части произошел такой случай. Разведчики ночью подобрались к немецким препятствиям, проделали проход и собирались ползти к траншеям. В это время несколько левее они заметили немецких разведчиков, пытавшихся пробраться в расположение советских войск. Наши разведчики предупредили командира роты и пропустили немцев. Но красноармейцы, сидевшие в траншеях, обнаружив на слух немецких разведчиков, стали пускать ракеты, которыми осветили и немцев и наших разведчиков, лежавших у проволоки. Немцы открыли огонь. Правда, наши разведчики нашли выход из создавшегося положения: они мгновенно бросились в немецкую траншею и захватили двух пленных. К этому времени командир роты приказал прекратить освещение местности, и наши разведчики с двумя "языками" благополучно вернулись в часть: Но как бы то ни было, а отсутствие договоренности в данном случае могло бы привести к неудаче. Этот пример наглядно показывает, что план действий разведчиков всегда должен быть известен подразделениям, расположенным на переднем крае.
Во время ночного поиска нужно особенно тщательно обозначать путь, по которому действует поисковая группа. С этой целью в проходах через минные поля и препятствия всегда следует оставлять "маяк", который звуковыми сигналами обязан указывать поисковой группе путь отхода.
Иногда нужно проводить и дневные поиски. Они организуются для того, чтобы взять контрольных пленных, а также для внезапного захвата выгодного рубежа. Дневной поиск производится на таких участках, где расположение наших войск наиболее близко к обороне противника. Поисковое подразделение обычно усиливается пулемётами, миномётами, противотанковыми орудиями и ружьями, подразделениями сапёр и химиков. Для обеспечения флангов назначаются специальные подразделения. Поиску предшествует короткий, но сильный огневой налёт артиллерии и миномётов на атакуемый участок и фланговые позиции противника.
К дневному поиску всё должно быть заранее продумано и спланировано с таким расчётом, чтобы огневой налёт и действия разведчиков явились для немцев полной неожиданностью.
Подготовка как дневного, так и ночного поисков требует напряжённой, кропотливой работы бойцов и офицеров. Офицеры должны детально изучить местность, составить план действий и на практике отработать с бойцами все приёмы, которые потребуется применить во время схватки в окопах. Учет всех мелочей в подготовке к поискам очень важен.
Разведчики, идя на задание, не должны брать с собой ничего лишнего. Их нужно одевать легко и вооружать только необходимым для боя оружием и боеприпасами.
Перед поиском нужно чётко определить задачу каждого бойца и офицера. Задачу следует не только рассказать, но и отработать на практике и обязательно на местности, похожей по начертанию на ту, где придётся действовать. Чёткое распределение обязанностей и тренировка не только облегчат выполнение задачи, но и повысят ответственность каждого бойца.
Следует упомянуть ещё об одной детали. Разведчики роты, которой командует тов. Алексеев, в разное время ночными и дневными поисками захватили 12 пленных. Почти все немцы, когда их вытаскивали из траншей, громко кричали. По этому вопросу пленный Гарри Понье на допросе сказал:
- Инструкция, знание которой постоянно проверяется офицерами, требует, чтобы солдат при пленении обязательно кричал. Если наше командование узнает, что немец при пленении не кричал и не поднимал шума, то его семью будут преследовать.
Показание Понье подтверждается тем, что захваченные в плен немцы обычно перестают кричать после того, как их протащат сквозь проходы в заграждениях. Здесь немцы оживляются и шепотом начинают говорить: "Гитлер капут".
Крики пленных гитлеровцев часто приводят к тому, что немцы открывают огонь и наносят потери нашей поисковой группе в момент возвращения её в свои траншеи, поэтому, организуя поиск, нужно хорошо отработать технику пленения. Надо заранее наметить, кто хватает пленного, кто должен заткнуть ему рот, чем заткнуть, кто вытаскивает пленного из траншеи, кто доставляет его в расположение нашей части. Только после такой тщательной подготовки разведчики могут наверняка рассчитывать на успех.
Для захвата пленных следует также широко практиковать засады, блокировку дзотов, огневых точек и поощрять работу охотников да "языками". Приёмы захвата пленных отличаются большим разнообразием. В одной части разведчики заметили, что с наступлением темноты немцы выставляют охранение на небольшую высоту, расположенную перед их траншеями. Вечером на эту высоту незаметно выдвинулась группа пеших разведчиков во главе с гвардии лейтенантом Якушевым. Немцы не заметили этого и, как обычно, выслали на высоту двух солдат с ручным пулемётом. Наши разведчики, устроив засаду, без всякого шума захватили "языка" и принесли с собой немецкий ручной пулемёт.
Разведчики той же части хорошо научились устраивать засады и в немецких траншеях. Делается это таким образом. После того как группа разграждения проделает в препятствиях проходы, разведчики ползут к немецкой траншее и каждый из них занимает своё место. Для засады намечается участок траншеи, соединяющий два дзота или две огневые точки. Работают одновременно две группы захвата, но действия их строго согласованы. Два бойца из первой группы осторожно спускаются в траншею. Они становятся спиной друг к другу, прислушиваются и ведут наблюдение каждый в свою сторону. Две пары бойцов залегают на бруствере по обе стороны траншеи, ближе к немецким укреплениям, и наблюдают за огневой точкой. В другом конце траншеи таким же образом располагается вторая группа. Вот в траншее появилось несколько немцев. Бойцы, лежащие на бруствера, пропускают их и бесшумно, опускаются в траншею, отрезая немцам путь отхода. Немцы, продолжая идти вперёд, сталкиваются с разведчиками, стоящими в траншее. Те встречают их броском гранаты. Уцелевшие поворачиваются и бегут обратно. Разведчики, отрезавшие немцам путь отхода, хватают одного, быстро истребляют остальных и передают пленного третьей группе. Бойцы этой группы, находясь невдалеке от траншеи и услышав шум боя, подбегают к месту схватки для того, чтобы утащить "языка" в свою часть. Если по траншее идёт один немец, его схватывают бесшумно, обезоруживают и утаскивают.
Действуя таким образом, разведчики гвардии старшего лейтенанта Алексеева взяли несколько пленных.
Для захвата "языка" следует использовать любое ослабление бдительности противника. На одном участке наши наблюдатели установили, что с 19 час. 30 мин. до 20 часов немцы никогда не вели огня. Когда наши разведчики в этот промежуток времени подползли к немецкой траншее, то услышали звон котелков. Стало ясно, что в это время немцы ужинают. Тогда наши бойцы с двух сторон ворвались в траншею, истребили немцев, а одного захватили в плен. Нападение было настолько неожиданным, что немцы не оказали никакого сопротивления.
Немалую пользу приносит разведчикам изучение режима вражеского огня. Однажды наблюдатели заметили, что ночью из одной огневой точки немцы систематически вели неприцельный огонь. Эта точка находилась в тупике траншеи. Изучая режим огни, разведчики убедились, что с 3 часов ночи немецкие пулемётчики стреляют особенно слабо. Взводу гвардии лейтенанта Исакова была поставлена задача: блокировать эту огневую точку и захватить "языка".
Через несколько дней, к 3 часам ночи, разведчики незаметно поползли к огневой точке немцев и, отрезав пути отхода, бесшумно приблизились. Здесь они увидели, что на открытой площадке стоит ручной пулемет, один солдат держит его за шейку приклада правой рукой и дремлет. Второй солдат спит, удобно устроившись в выемке траншей. Наши разведчики одного немца убили, а второго захватили в плен.
Приёмы захвата "языка" всякий раз нужно разнообразить в зависимости от обстановки. Этим обеспечивается больший успех разведки.
В частях, где хорошо знают противника и местность, где разведчики неустанно совершенствуют своё мастерство, где они, исходя из конкретной обстановки, применяют самые разно образные приемы и методы, - в таких частях разведчики всегда прекрасно справляются с поставленными перед ними задачами.
Каждый офицер и боец должен постоянно заниматься изучением и разведкой противника. Необходимо повседневно улучшать работу разведки, совершенствовать боевое мастерство разведчиков и целесообразно использовать их как отборных бойцов, выполняющих очень ответственные задачи.

Журнал "Агитатор и пропагандист Красной Армии" № 11 за июнь 1943 г.


Майор А. ЗЕЛЕНЦОВ

ИЗУЧАТЬ ПРОТИВНИКА, УЛУЧШАТЬ РАЗВЕДКУ

Разведка - один из самых важных и ответственных видов боевой деятельности войск. Изучение противника, добывание сведений о его силах, замыслах, оснащённости оружием - обязанность всех войсковых частей и их штабов, всех офицеров и бойцов. При оценке обстановки и принятии решения командир не может обойтись без точных сведений о противнике, о состоянии его сил, об особенностях местности, поэтому разведка постоянно должна находиться в центре его внимания.
В первомайском приказе Верховный Главнокомандующий Маршал Советского Союза товарищ Сталин потребовал: "Изучать противника, улучшать разведку - глаза и уши армии, помнить, что без этого нельзя бить врага наверняка". Это требование товарища Сталина возлагает на, каждого офицера величайшую ответственность за службу разведки.
Чтобы воевать так, как этого требует дело победы, надо отлично поставить разведку, добиться образцовой работы всех её звеньев.

***

Русская армия издавна отличалась смелостью и предприимчивостью своей разведки. Ещё наши далёкие предки, выступая в боевой поход, высылали вперёд "сторожу" - разведчиков, которые охраняли дружины от неожиданного нападения врага, добывали "языков", выведывали намерения противника.
700 лет назад на русские земли напали немецкие псы-рыцари. Они осадили Псков, предавая всё вокруг мечу и пожарам. Выступая навстречу немцам, новгородский князь Александр Невский выслал вперёд много разведывательных отрядов. Они выведали, куда движутся немцы и какова их сила. Использовав эти сведения, Александр Невский искусным манёвром окружил немцев и нанёс им тяжёлое поражение на льду Чудского озера.
Другой наш великий предок, Дмитрий Донской, также высоко ценил разведку. Готовясь к битве с татарским ханом Мамаем, он выслал в придонскую степь "крепкую огорожу" с наказом добыть "языков". Непосредственно перед беем Дмитрий вместе со "сторожей" сам провёл рекогносцировку. Знание неприятельских сил, отвага русских воинов и полководческое искусство Дмитрия Донского принесли русским полкам победу.
Исключительное значение придавал разведке Александр Суворов. Он учил своих генералов и офицеров: "Никогда не презирайте вашего неприятеля, каков бы он ни был, и хорошенько узнавайте его оружие, образ действий... его слабости". Суворов сам долгие часы проводил на наблюдательном пункте у подзорной трубы, чтобы иметь "примерное суждение о силах неприятеля, для узнания его предприятий". Недаром суворовские чудо-богатыри говорили о своём полководце, что "он знает всё на свете, проницая замыслы врагов".
Так из века в век, во всех сражениях разведка помогала русским полководцам добывать победу над чужеземными захватчиками.

***

B современной войне значение разведки ещё больше, возросло. Непрерывно растущая подвижность армий и их насыщенность разнообразной и многочисленной боевой техникой выдвигают перед разведкой ответственные задачи. В наступлении, обороне, на походе - у разведчиков всегда много дела. Им ни на минуту нельзя терять соприкосновение с противником. Каждый его шаг должен быть на учёте, чтобы ни один вражеский манёвр не был неожиданным для наших войск. Неослабное наблюдение за врагом, умелое противодействие его разведывательной деятельности помогают разгадывать и срывать намерения врага, добиться победы.
Там, где разведка ведётся непрерывно, где днём и ночью изучают неприятеля, учитывая каждое изменение в состоянии и расположении его сил, командир принимает своё решение на основе реального учёта обстановки и добивается боевого успеха.
Подразделение капитана Безбородова, проводя ночную разведку боем, вынудило немцев, оборонявших крупный узел сопротивления, полностью выявить свои силы. При этом было уничтожено 37 вражеских солдат и офицеров. Этот успех необходимо отнести за счёт хорошей подготовки. Непрерывно наблюдая за обороной немцев на протяжении нескольких дней, разведчики выявили все огневые точки, которые необходимо было подавить в первую очередь, выяснили, где проходит ложная, а где подлинная линия неприятельской обороны.
Чтобы располагать всесторонними и полными данными о противнике, нужно в полной мере использовать всё многообразие форм разведки. Поиски, засады, рейды в тылы врага, действия лазутчиков, подслушивание и другие мероприятия, проводимые непрерывно, решительно и дерзко, обеспечивают командиру сбор всех сведений, необходимых для планирования и организации боя.
Одним из важнейших требований современной военной науки, разработанной товарищем Сталиным, является учёт сильных и слабых сторон противника. Командир обязан направлять деятельность разведчиков на выявление и сильных и слабых сторон врага, чтобы, использовав знание слабых звеньев, дезорганизовать противника, нарушить его управление войсками, расстроить их боевые порядки. Например, контратакуя, немцы часто применяют тактику "клина". Усилия разведчиков в данном случае необходимо направлять на поиски открытых флангов неприятельской группировки.
Основная работа по организации разведки лежит на штабах. Штабные офицеры должны образцово поставить разведку, учить и воспитывать кадры разведчиков. Уровень разведки - один из важнейших показателей культуры штабной работы.
Пожалуй, никому на войне не приходится преодолевать столько трудностей, так подвергаться опасности, как разведчику, поэтому разведчик должен обладать исключительной выдержкой и отвагой, выносливостью, инициативой, находчивостью, умением перехитрить, обмануть врага.
Разведка - поистине призвание самых смелых, стойких, мужественных и дисциплинированных воинов, пытливо изыскивающих всё новые приёмы добывания сведений о неприятеле, творчески подходящих к решению каждой боевой задачи. Боевая инициатива разведчиков помогает им совершать славные дела. Десять разведчиков во главе с младшим лейтенантом Дмитриевым отправились разведать силы немцев в одной деревне. Через час начальник штаба полка имел подробные сведения о гарнизоне деревни и его вооружении. Не ограничиваясь выполнением задания, Дмитриев отправился со своими бойцами за "языком". Смельчаки незаметно подобрались околице деревни и внезапно напали на немецкий гарнизон, состоявший из роты пехоты. Немцы были ошеломлены этим дерзким нападением. Разведчики перебили несколько десятков гитлеровских солдат и привели захваченного ими немецкого унтер-офицера.
Кроме высоких моральных качеств, разведчик должен обладать высоким воинским мастерством. Разведка - сложное дело. Разведчик обязан отлично владеть своим оружием, уметь искусно маскироваться, всё видеть а слышать, сам оставаясь невидимым, быстро преодолевать преграды. Разведчик должен действовать и днём и ночью, находить дорогу к цели по солнцу, звёздам, компасу, часам и местным предметам, пользоваться биноклем, разбираться в карате, быстро чертить отчётные карточки и схемы. Ему необходимо уметъ включаться в провода противника, определять состав вражеских войск и их вооружение, характер и тип неприятельских фортификационных сооружений и т. д., поэтому отбор и воспитание кадров разведчиков составляет одну из главнейших обязанностей командира. Командир, правильно представляющий себе значение разведки, подбирает разведчиков из числа лучших, закалённых воинов, в совершенстве овладевших своим делом, неустанно воспитывает в них боевые качества, непрерывно обучает их искусству разведки.
Обязанности разведчиков точно определены уставами и наставлениями Красной Армии. Надо внушить каждому разведчику, что выполнение требований уставов и наставлений - его святой долг.
Как правило, прежде чем послать бойцов в разведку, офицеры учат их действовать в различных боевых условиях. Для этого практикуется выполнение тактических задач на местности в соответствии с боевыми заданиями, которые придётся выполнять подразделению. Организуются беседы бывалых разведчиков, которые делятся с новичками своим боевым опытом. Группы для выполнения боевых заданий составляются так, чтобы в них наряду с новичками были опытные воины, мастера своего дела. Итоги разведки обсуждаются, причём обстоятельному разбору подвергается деятельность каждого разведчика. Воя эта работа прививает разведчикам боевые качества, обогащаем их опыт. Так работают над воспитанием разведчиков командиры рот - старший лейтенант Водочкория, старший лейтенант Фролов и многие другие.
Большую помощь могут оказать офицерам в воспитании боевых разведчиков партийные организации - личным примером коммунистов, распространением опыта лучших разведчиков, разъяснительной работой, борьбой за железную дисциплину и порядок в роте.
Ни шагу без разведки! - гласит закон войны. Выполняя приказ товарища Сталина, офицеры и бойцы обязаны изо дня в день совершенствовать службу разведки, вести её непрерывно и всесторонне, не жалеть на разведку ни сил, ни средств, держать командование в курсе того, что делает противник. Это облегчит достижение окончательной победы над немецкими захватчиками.

Газета "Красноармейская правда" № 145 от 17 июня 1943 г.


Старший лейтенант В. ДОБРОХВАЛОВ

ПОДБОР, ВОСПИТАНИЕ И ОБУЧЕНИЕ РАЗВЕДЧИКОВ

Разведывательная рота, которой командует гвардии капитан Пелевин, заслуженно считается одной из лучших на Западном фронте. Её успехи прежде всего объясняются тщательным подбором, обучением и воспитанием личного состава.
Практика показала, что не каждый человек может быстро стать хорошим разведчиком. Разведка - это искусств, для овладения которым надо не только обладать военными знаниями и опытом, но и рядом определённых качеств, которые в условиях фронтовой жизни гораздо легче развить, чем привить вновь, поэтому успешность действий разведывательного подразделения во многом зависит от подбора людей.
Некоторые офицеры допускают ошибку, комплектуя разведывательные подразделения из первых попавшихся под руку красноармейцев нового пополнения или, в лучшем случае, определяют пригодность их для разведки по возрасту, состоянию здоровья и физическому складу. Бесспорно, эти качества имеют для разведчика огромное значение, но значительно важнее для бойца этой специальности наблюдательность, сочетание отваги, хитрости и осторожности. Всё это учитывал гвардии капитан Пелевин. Отбирая бойцов в разведывательное подразделение, он уделял главное внимание не внешним признакам, а внутренним данным человека. Офицер подробно разговаривал с начальником, в подчинении которого находился красноармеец, а потом запросто беседовал с последним, стараясь установить, хочет ли сам боец стать разведчиком, влечёт ли его это дело. Этот вопрос ставился не прямо, а выяснялся в процессе беседы, незаметно. В случае положительного ответа офицер старайся узнать, достаточно ли боец обдумал своё решение, имеет ли он хотя бы общее представление о разведке, не является ли его ответ обычным стремлением не противоречить начальнику.
Затем Пелевин интересовался, где родился красноармеец, в каких условиях воспитывался, чем занимался, каково его призвание. Все это необходимо знать, потому что воспитать хорошего разведчика гораздо легче из человека, который увлекался охотой или был промысловым охотником, занимался репортажем, спортом, особенно туризмом. В большинстве случаев эти красноармейцы хорошо знают природу, умеют ориентироваться на местности, обладают острой наблюдательностью, расчётливы, ловки, выносливы.
Сказанное, конечно, отнюдь не означает, что люди других профессий не могут стать хорошими разведчиками. Одним из взводов роты тов. Пелевина командует гвардии младший лейтенант Бородин, в прошлом парикмахер. Это, однако, не помешало ему вырасти из рядового бойца в знатного командира, трижды орденоносца. Но, несомненно, что, как травило, людям перечисленные выше профессий удаётся освоить разведывательное дело легче и скорее.
Чрезвычайно важный вопрос - умеет ли боец ориентироваться в напряженной обстановке боя. Не оставляя без внимания характеристики начальника и отзывов товарищей, Пелевин эту черту характера старался выявить в процессе личной беседы с опрашиваемым. Обычно речь заходила о каком-либо бое, в котором участвовал красноармеец. По тому, отчётливо ли боец знал, где находился противник, с какими трудностями столкнулось подразделение, что делали соседи и т. п., Пелевин судил о его наблюдательности. Офицер старался также установить, сознательно ли боец воспринимал ход боя и не являлся ли он механическим исполнителем воли своего командира. Разведчик должен понимать динамику боя, уметь чётко доложить о ней своему командиру, быть смышлёным солдатом.
После такой беседы командир роты делал вывод, отвечает ли красноармеец требованиям, предъявляемым к разведчику. Однако при этом он никогда не забывал, что никто не родится разведчиком в полном смысле этого слова и очень редко можно встретить человека, который был бы безукоризненным во всех отношениях. Важно, чтобы в нём были хотя, бы зачатки тех качеств, о которых говорилось выше. Позже эти качества могут быть развиты.

***

Воспитание разведчика начинается с момента его прихода в подразделение. Здесь очень важно создать такую обстановку, чтобы боец сразу почувствовал, что его приходу рады, что он принят как равноправный член дружной боевой семьи.
Большую роль играет правильная постановка политической работы. Прав гвардии капитан Пелевин, когда говорит, что "любая прекрасно подготовленная в тактическом и техническом отношении разведка, как правило, не даёт положительных результатов если участвующие в ней бойцы не подготовлены в моральном отношении", поэтому заместитель командира роты по политической части гвардии старший лейтенант Грац всегда старается найти такие формы политической работы, которые наиболее полно отражали бы особенности боевой деятельности разведчиков. Особое место здесь занимает популяризация героизма и опыта лучших людей роты. Этим самым тов. Грац добивается того, чтобы каждый боец глубоко осознал, что знать свою службу, действовать смело - его воинский долг, что, жертвуя в случае необходимости собой, он спасает жизнь многих товарищей, отстаивает честь и независимость своей Родины.
Привязанность бойцов к роте в значительной степени зависит от командира, от его заботливости и справедливости. Капитан Пелевин умеет и ценить своих подчиненных и взыскивать с них. За это бойцы любят его, они готовы пойти в огонь и в воду, чтобы заслужить похвалу командира. Огромное воспитательное значение имеет личный пример. Пелевин - храбрый человек и, когда требует обстановка, показывает бойцам, как нужно выполнять приказ. Его смелость и непреклонная воля передаются всем. Вскоре после того как рота была укомплектована, перед нею была, поставлена задача - взять "языка" из сильно укреплённого района вражеской обороны. Когда разведгруппа подошла к водному рубежу, офицер заметил, что некоторые бойцы сомневаются в успехе дела. Гвардии капитан сел в лодку и, переправившись через реку, один занял наблюдательный пункт.
- Командир на том берегу, а мы-то что же? - сказал кто-то из бойцов.
Всем стало неудобно, люди кинулись к переправочным средствам и вскоре достигли противоположного берега. Но командир умышленно отменил поиск. Возвратившись в часть, тов. Пелевин выстроил роту.
- Наше дело - особенное, - сказал он. - Прежде всего в нём требуется смелость. Давайте говорить прямо. Кто сомневается в себе, тому лучше уйти...
Слова командира, а больше всего его отвага оставили неизгладимый след" в сознании красноармейцев. В очередной поиск вызвалось много добровольцев. Была сформирована поисковая группа. В неё вошли тт. Селюнин, Карих, Бородин и др. Группа проникла в расположение врага и взяла "языка".
С той поры разведчики стали действовать более решительно. Но командира роты это не успокоило. Он хотел найти причины нерешительности бойцов. Это удалось выяснить во время задушевной беседы с группой разведчиков. Стало ясно, что чаще всего нерешительность проявляется вследствие неуверенности в соседе. Некоторых новичков тревожила мысль - "А вдруг товарищи не поддержат меня в бою, оставят одного?" Пелевин хорошо знал, какое огромное значение имеет уверенность бойца в том, что его никогда не бросят товарищи в беде, ни за что не оставят врагу, если даже он будет ранен или убит, поэтому гвардии капитан с первых же дней сконцентрировал своё внимание на воспитании боевой дружбы, чувства взаимной помощи, выручки, нерушимой уверенности в товарище по оружию. Ему помог в этом случай.
Однажды рота, проникнув в расположение противника, преждевременно обнаружила себя. Сильным огнём немцы вынудили бойцов отойти. Во время перестрелки погиб разведчик Ивантеев. Его тело осталось около немецких проволочных заграждений. Узнав об этом, командир роты отдал приказ немедленно атаковать позиции противника и во что бы то ни стало вынести тело погибшего товарища. Люди были предупреждены, что будут вести бой до тех пор, пока не выполнят приказа. Этот случай рассеял все сомнения новичков. Они стали действовать увереннее, смелее.
Есть ещё одна черта характера, которую всемерно старался воспитать командир у разведчиков, - это твёрдость воли, настойчивость в достижении цели. Памятен следующий эпизод. Поисковая группа, возглавляемая гвардии младшим лейтенантом Бородиным, была замечена противником. Немцы начали обходить её. Командир знал, что отступление по открытой местности неминуемо вызовет большие жертвы, да и приказ не будет выполнен. И он принял решение - первым атаковать гитлеровцев.
Стремительный удар обескуражил немцев, и они стали отходить, бросая убитых. Гвардии младший лейтенант преследовал их до тех пор, пока не захватил одного из раненых солдат. Но на обратном пути один из разведчиков доложил, что пленный скончался.
- Значит, мы не выполнили приказа. Живого немца доставить надо, - сказал командир, - и снова повёл бойцов в атаку.
Настойчивость командира усилила решительность действий всей группы, и "язык" был взят.
Конечно, не всегда разведчикам сопутствует удача, но это не должно расхолаживать людей, вселять в них неуверенность. Приказ есть приказ, и он должен быть выполнен.
Как-то рота получила задачу взять пленного из одного села, сильно укрепленного немцами. Несмотря на хорошую подготовку, первая попытка не дала положительных результатов. Командир сделал разбор действий поисковой партии, вскрыл причины неуспеха, отметил сшибки и промахи каждого бойца, указал, как надо действовать в дальнейшем. В результате на следующую ночь задача была выполнена.
Особенно резко осуждается в этой роте малейшее проявление трусости, ибо она несовместима с обликом советского воина, а тем более разведчика. Однажды, пройдя проволочное заграждение и минные поля, поисковая группа встретила сильное огневое сопротивление. Затем показалось несколько групп контратакующих немецких солдат. Обстановка складывалась неблагоприятно, но большинство разведчиков подавило в себе чувство робости перед опасностью. Этого не сумел сделать лишь красноармеец Скотников. Не веря в благополучный исход боя, он, вместо того чтобы ринуться на врага, как это сделали его товарищи, проявил трусость и этим повлиял на других. Конечно, нельзя сказать, что поиск не удался только по вине Скотникова (имелись ещё и другие причины), тем не менее поступок этого бойца вызвал осуждение всей роты. На поле боя поведение даже одного человека подчас может решить участь целого отделения, взвода.
На следующий день командир вызвал красноармейца Скотникова к себе. Пелевин спросил своего подчиненного:
- Ты струсил?
Боец долго молчал, но по выражению его лица Пелевин видел огромную внутреннюю борьбу, происходившую в человеке. Потом красноармеец сказал:
- Струсил, товарищ командир. Но я искуплю свою вину.
Бесспорно, что цель была достигнута, и всякие наставления, порицания были излишни. Офицер отпустил бойца, не сделав ему даже замечания.
Через сутки рота отправилась в поиск. Как и прежде, красноармеец Скотников действовал в атакующей группе. Опять разведчики столкнулись с большими трудностями, но на этот раз атаковали более решительно. И в этой атаке Скотников отличился. Он первым бросился вперёд, погнался за убегающим немцем и захватил его.
Впоследствии Скотников стал одним из ближайших помощников командира, его опорой в любом деле.
Иначе поступил командир, когда один из бойцов, проявив трусость, пытался сгладить свою вину.
- Учти, - сказал ему капитан Пелевин, - трусу не место среди нас. Ты, как предатель, погибнешь от пули своих же товарищей, и твоя мать проклянёт тот день, когда тебя родила.
Следует отметить, что это было сказано бойцу перед строем. Пелевин никогда не говорит о подчинённых вообще, не обвиняет всего подразделения в целом, а ищет конкретных виновников. В первые дни боевой деятельности роты был случай, когда поисковая группа под воздействием огня противника отошла от объекта атаки без приказа.
- Кто отдал приказ на отход? - спросил командир.
- Все отошли, - последовал ответ.
Разумеется, такого положения быть не могло. Кто-то, не поборов в себе чувства робости, явился инициатором незаконного отхода и увлёк за собой всех остальных. Разговаривая с одним красноармейцем, с другим, третьим, командир установил, кто первый нарушил свой долг. Виновник был сурово наказан.
В целях воспитания разведчиков Пелевиным также используется система поощрений. Формы этих поощрений самые разнообразные - от вынесения благодарности до представления к правительственной награде. Важно отметить, что разведчика поощряют немедленно после того, как он проявит себя. Это вызывает у других желание подражать. Кроме того, гвардии капитан стремится, чтобы каждый боец знал отличившихся воинов - о их бесстрашии, умении, инициативе. Отличившегося в подразделении воина окружают вниманием, ставят в пример остальным.
Вряд ли можно порицать и такую практику командира: кроме обычных поощрений, предусмотренных Дисциплинарным уставом, он не назначает отличившихся разведчиков в наряд, на работу, отводит им больше свободного времени, иногда даже приглашает к себе в землянку на чашку чая. В такой дружеской атмосфере легче завязываются сердечные беседы, из которых капитан быстрее и лучше узнаёт своих подчинённых.
В роте был красноармеец Карих, человек храбрый, смышлёный, но с тёмным прошлым. Пелевин никогда не напоминал бойцу об этом, не ставил его прошлое ему в вину. Командир отлично понимал, что Карих не знал другой, хорошей жизни, и потому часто рассказывал бойцу о себе, о лучших людях роты и части, о радости честного, свободного труда, который мы защищаем сейчас в войне против немецко-фашистских захватчиков. Впоследствии сам Карих рассказал, какое большое влияние оказали на него эти беседы командира. Стремясь к новой жизни, он яростно дрался с врагом, который протянул к ней свои хищные руки. Недавно в одном из сражений Карих погиб смертью храбрых. Он был уже в звании лейтенанта, его грудь украшали два ордена, и каждый разведчик чувствовал, что в этом огромная заслуга гвардий капитана Пелевина.
Резюмируя всё сказанное о постановке воспитания разведчиков в роте гвардии капитана Пелевина, нужно сказать, что воспитательная работа здесь не строится по шаблону. Пелевин не сделал бойцу Скотникову даже замечания за проявленную трусость, и это подействовало на него значительно сильнее, чем если бы его судил военный трибунал. Суворов советовал "лечить труса опасностью", посылая одного туда, где страшно даже вдвоём. Таким образом, формы и методы воспитания могут быть самые разнообразные. Однако в основе его должны лежать определённые принципы, продиктованные обстановкой фронтовой жизни. В практике воспитательной работы необходим сугубо индивидуальный и чуткий подход к подчинённым, основанный на постоянном изучении особенностей их характера.
Основное, к чему должна быть направлена вся работа, - это воспитать у разведчиков чувство своего долга перед Родиной и народом, поэтому главное внимание гвардии капитан обращает на воспитание ненависти к врагу, любви к своему народу, на стремление любой ценой выполнить боевой приказ. Жгучая ненависть к фашистам, боевая дружба, взаимная поддержка являются элементами, которые умножают силы подразделения.
Воспитание неотделимо от военного обучения, ибо только сочетание смелости и упорства с высоким военным мастерством может обеспечить выполнение боевой задачи.
Как известно, одним из решающих факторов успешных действий разведывательных органов является скрытность, обеспечивающая внезапность нападения на противника. Чтобы достигнуть скрытности, нужно обладать выдержкой, умением сдерживать свои порывы, поэтому гвардии капитан Пелевин, воспитывая в бойцах отвагу, в то же время учит их выдержке, самообладанию, умению трезво оценивать происходящее, действовать обдуманно.
Вот один из многочисленных примеров того, что уроки капитана не проходят зря. Выполняя задачу в составе группы, разведчик Гришанин подполз на 20 метров к немецкому часовому. Боец видел фашиста, но стрелять в него не хотел, так как этим мог обнаружить подползавшую группу. Вдруг немец вскинул автомат. Гришанин тоже приподнял револьвер, но выстрела не произвёл, надеясь, что, может быть, фашист его не видит. Он нашёл в себе силы спокойно лежать под направленным на него стволом автомата больше минуты. Наконец, часовой, очевидно "на всякий случаи", дал короткую очередь и ранил Гришанина. Но и тогда боец ничем не выдал своего присутствия. И лишь когда вся группа перешла в атаку, он с первого же выстрела убил ранившего его гитлеровца.
Желая убедить красноармейцев, что ночью можно вплотную подойти к вражеским постам незаметно, капитан специально организовал занятие и применил следующий метод показа. При обучении группа была разделена на две партии. Первая из них обозначала противника и вела наблюдение за местностью; вторая - действовала как поисковая группа, имеющая целью подойти к расположению "врага" скрытно. Наблюдающая группа приняла все меры предосторожности, вплоть до освещения местности ракетами.
- Что заметно? - спрашивал командир наблюдателей.
Каждый обучающийся докладывал, какие изменения на местности он обнаружил. Если поисковая группа двигалась умело, то бойцы-наблюдатели вскоре убеждались, что ночью очень трудно заметить ползущего, а тем более лежащего на земле человека, даже при освещении местности ракетами.
Практика показала, что сильнее всего на нервы молодого бойца действует огонь, особенно неожиданный. Пелевин с первого дня пребывания бойца в роте приучал его к неожиданным звуковым эффектам (взрыв, свисток, окрик и т. д.). С этой целью он приближает учебные занятия к боевой обстановке, использует тактические учения и боевые стрельбы соседних подразделений, больше времени проводит с людьми на переднем крае.
- Разведчику, умеющему приспосабливаться к местности, маскироваться, знающему свою задачу и владеющему своим оружием, - говорит капитан, - огонь не страшен.
Офицер, которому удалось ликвидировать "огнебоязнь", может считать, что он сделал половину дела.
У молодых разведчиков иногда возникают опасения, что противник может окружить и уничтожить малочисленную поисковую группу.
- Если в разведке сочетается осторожность действий с дерзостью, немцы не успеют даже опомниться, не говоря уже о том, чтобы окружить разведчиков, - заявил им гвардии капитан Пелевин. И тут же подтвердил свои слова "опытом".
- Петров, - обратился он к молодому бойцу, - представьте себе, что вы стоите на посту и на вас напала разведка противника. Поднимите роту по тревоге и окружите вражескую группу.
Боец быстро выполнил приказ командира. Пока рота собралась (а собралась она быстро) и окружила то место, где действовала разведка "противника", Пелевин, изображавший противника, успел отойти на довольно значительное расстояние.
- Вот приблизительно так и у немцев, - сказал командир. - Пока суд да дело, разведчик может ее только атаковать, напасть, но и успеть скрыться.
Спокойствие и хладнокровие, о которых речь шла выше, помогают бойцу-разведчику пристальнее наблюдать за противником, правильно ориентироваться на местности, трезво оценивать обстановку.
Кстати заметим, что в программе обучения разведчика такие темы, как ориентировка и наблюдение, занимают далеко не последнее место. Некоторые офицеры допускают ошибку, ограничиваясь обучением бойцов ходить по азимуту. А если разведчик останется без компаса? Поэтому тов. Пелевин стремится к тому, чтобы каждый боец "на-зубок" знал простейшие приёмы ориентировки по местным предметам, умел читать карту и докладывать по ней, где и что он видел.
О том, как поставлено в роте обучение наблюдению, рассказывает разведчик Потёмкин из взвода гвардии младшего лейтенанта Бородина:
- Когда я пришел в подразделение, командир мне сказал: "Прежде всего, учитесь наблюдать". На занятиях я освоил технику наблюдения, понял, что вся премудрость заключается в тренировке. У нас практиковался такой метод. Идём куда-нибудь с товарищем, остановимся и спрашиваем друг друга, что заметил каждый на пути. Так постепенно вырабатывалось внимание к мелочам.
Потом стали ходить с командиром на передовые позиции, наблюдать за вражеской обороной. Здесь мы сочетали наблюдение с изучением противника. Впоследствии я убедился, сколь важно разведчику знать систему немецкой обороны. Так, изучая противника, я пришёл к выводу, что при подготовке к поиску в условиях стабильного фронта нельзя ограничиваться только дневным наблюдением, ибо ночью немцы ведут огонь с других позиций. То же самое следует сказать и в отношении наблюдательных постов врага. Не учитывая этого, можно попасть впросак...
Много внимания уделяет гвардии капитан Пелевин организации взаимодействия между отдельными группами, составляющими поисковую партию (особенно между атакующей и обеспечивающей группами). Командир неустанно добивается того, чтобы обеспечивающая группа всегда была готова отразить контратаку врага и прикрыть отход атакующей группы после выполнения ею своей задачи.
К сожалению, в других ротах бойцы обеспечивающих групп слабо знают свои обязанности, несвоевременно занимают намеченные позиции или преждевременно покидают их, не умея подчас поддерживать огнём атакующих.
Командиры разведывательных подразделений нередко спрашивают, нужно ли создавать постоянные группы захвата и обеспечения. Опыт говорит, что подобная специализация даёт хорошие результаты, но это, конечно, не значит, что боец атакующей группы не должен знать своих обязанностей при назначении его в обеспечивающую группу.
В системе воспитания и обучения разведчика в роте широко применяется обмен боевым опытом между бойцами, отделениями и взводами. Не только каждая удачно проведённая операция, но и малейшее новшество в тактике и технике врага становятся достоянием всего личного состава подразделения.
Как-то груша разведчиков, подойдя к немецким проволочным заграждениям, увидела в них готовые проходы. Бойцы не сразу устремились вперёд, а проверили, нет ли здесь ловушки. Их осторожность оправдалась. В проходах немцы вырыли глубокие ямы и замаскировали их под цвет окружающей местности. После выполнения задания бойцы рассказали об этом товарищам, которые не были в разведке.
Несколько слов о подготовке разведчиков для действий в наступательном бою.
По мере того как наши части продвигались вперёд, разведчики точно определяли, где остановился враг, что он делает, какими силами располагает. Но для командира, организующего бой, этих данных далеко не достаточно. Ему нужно знать, какие резервы имеются у противника в глубине, каковы настроения солдат, дальнейшие планы врага. Одним из средств получения таких сведений в процессе наступательного боя является захват контрольных пленных. Однако не все наши разведывательные подразделения справлялись с этой задачей. Объясняется это тем, что офицеры при обучении бойцов уделяли мало внимания технике поисков в наступательном бою.
Основное отличие поиска в наступлении от поиска в обороне заключается в том, что в первом случае поисковая группа имеет очень ограниченные возможности изучить местность и объект поиска. Следовательно, она должна быть всегда готова к любым неожиданностям. В то же время от разведчика требуется умение ориентироваться в совершенно незнакомой обстановке.
Учитывая эти особенности, гвардии капитан Пелевин и строит тактические занятия. Бойцы поисковой группы до получения задачи не знают, где они будут приводить поиск. Командир группы, "получив азимут движения, изучает по карте местность (если есть возможность, изучение местности по карте дополняется наблюдением), предусматривает возможные трудности и ведёт бойцов по намеченному маршруту. Способ захвата пленного определяется им уже на месте.
Такая постановка учёбы, как показывает опыт, полностью оправдывается последующей практикой.

***

Данная статья не претендует на широкое освещение опыта подготовки и воспитания разведчиков, накопленного всей Действующей армией. Это лишь практика разведывательной роты, отлично проявившей себя на одном из участков Западного фронта. Умелое применение описанных форм и методов работы в разведподразделениях других частей и соединений, несомненно, будет способствовать выполнению одного из важнейших пунктов исторического первомайского приказа Верховного Главнокомандующего товарища Сталина: "...улучшать разведку - глаза и уши армии".

Журнал "Военный вестник" № 11 за июнь 1943 г.