Сборник "Войсковая разведка". Выпуск №2 1943г.

E-mail Печать
Индекс материала
Сборник "Войсковая разведка". Выпуск №2 1943г.
ГЛАВА ПЕРВАЯ РАЗВЕДЫВАТЕЛЬНАЯ РАБОТА КОМАНДНОГО СОСТАВА И ШТАБОВ
ГЛАВА ВТОРАЯ РАЗВЕДКА В ОСОБЫХ ВИДАХ БОЯ
ГЛАВА ТРЕТЬЯ АВИАЦИОННАЯ РАЗВЕДКА
ГЛАВА ЧЕТВЕРТАЯ РАЗВЕДКА СПЕЦИАЛЬНЫХ РОДОВ ВОЙСК
ГЛАВА ПЯТАЯ ТАКТИЧЕСКИЕ ПРИЕМЫ ПРОТИВНИКА
ГЛАВА ШЕСТАЯ ИЗ БОЕВОГО ОПЫТА
ГЛАВА СЕДЬМАЯ РАЗВЕДЧИКИ
Все страницы
ГЛАВА ТРЕТЬЯ

АВИАЦИОННАЯ РАЗВЕДКА

 

Майор Н. КАШИКИН

АЭРОФОТОРАЗВЕДКА В БОРЬБЕ С ДАЛЬНОБОЙНОЙ АРТИЛЛЕРИЕЙ

Борьба с дальнобойной артиллерией противника на нашем участке фронта имеет особенно большое значение. Наиболее, пожалуй, труден в этом важнейшем деле розыск огневых позиций.
Как правило, немцы тщательно маскируют их от наблюдения с воздуха. Кроме того, они прикрывают свои батареи средствами противовоздушной обороны. При этих условиях визуальная разведка дальнобойных орудии с самолёта очень затруднена. И здесь на помощь приходит аэрофотослужба. Поиски мест расположения огневых позиции какими-либо другими средствами менее точны и не дают полной картины расположения орудий.
Для большей точности можно сопоставить данные дешифрирования аэроснимка с данными Звукометрических батарей, засекающих работу дальнобойных орудий. Практика показала, что звуковые засечки дают лишь незначительные отклонения от искомой цели, поэтому дешифровщик, используя данные звукометрии, сравнительно легко отыскивает на аэроснимке позиции дальнобойной артиллерии (даже в случае, если она хорошо замаскирована). Таким образом, эти два способа - аэрофотосъемка и звуковые засечки - дают возможность точно определить расположение огневых позиций противника.
Немцы, стремясь укрыться от разведчика, идут на всяческие хитрости. Они рассредоточивают орудия на большие расстояния, помещают некоторые из них в каменные здания, часто создают систему "кочующих" орудий. Не удовлетворяясь стационарными дальнобойными батареями, немцы устанавливают орудия на железнодорожные платформы-транспорты. Аэроснимки показали, что при стрельбе с транспорта, когда направление железной дороги не позволяет вести огонь по нужной директриссе стрельбы, противник строит специальные ветки-тупики, отходящие в сторону от существующих линий железных дорог.
Аэрофоторазведка обличает не только поиски огневых позиций. На основе её данных артиллеристы составляют огневые планшеты целей, которые изучаются и лётным составом бомбардировочной авиации.
В последнее время на нашем участке фронта аэрофотосъёмка оказала большую услугу артиллеристам, ведущим борьбу с дальнобойными орудиями врага. Артиллеристы получили точные фотоданные о том, какие орудия ведут огонь, какие четырёхорудийные батареи превратились в одно- или двухорудийные. А некоторые батареи, как это показала аэрофоторазведка, вовсе перестали существовать.
От фоторазведки не ускользнули ухищрения вражеской дальнобойной артиллерии, обстреливающей Ленинград. Противник часто меняет огневые позиции, создаёт ложные точки. Поэтому период так называемого вскрытия артбатарей был длительным, выслеживание их велось очень тщательно. Наряду с аэрофоторазведкой мы использовали истребителей для визуальной засечки. Истребители-разведчики доносили нам: в таком-то пункте видны вспышки артиллерийского огня. Но определить направление огня, состав батарей им удавалось с трудам. К тому же, как правило, противник, завидев наш самолёт (вернее, услышав гул его мотора), немедленно прекращал огонь. Однако, используя данные визуальной разведки и сопоставляя их с материалами звукозасечек, мы получили ясную картину расположения ряда батарей, после чего произвели сплошное фотографирование нужных нам районов. При этом, конечно, нам пришлось преодолеть немало трудностей.
С одного пункта немцы в течение ряда дней вели интенсивный обстрел Ленинграда. На поиски огневых позиций вначале были посланы истребители. Несколько раз вылетали они в район, где предположительно должна была находиться артбатарея противника. Но каждый раз истребители возвращались на аэродром с одним и тем же сообщением: "Ничего подозрительного не обнаружено". Тогда в этот район были посланы разведчики с задачей фотографирования района. После дешифрирования снимков оказалось, что немцы построили ответвление от железной дороги и что ветка эта идёт в лес. Здесь-то и находилась батарея противника. По следам аэрофоторазведки шла бомбардировочная авиация. Аэрофотоснимки, сделанные после бомбардировки, показали, что прямыми попаданиями бомб была уничтожена дальнобойная батарея.
Наши разведчики получили немало благодарностей от артиллеристов, которые подтверждают, что фотоснимки, которые даёт им авиация, играют порой решающую роль в борьбе с вражеской дальнобойной артиллерией.
Опыт аэрофоторазведки свидетельствует, что она может быть успешной только в том случае, если в штабе этим делом занимаются одни и те же люди. Здесь очень важна специализация. При исследовании аэроснимков обязательно надо пользоваться стереоскопическим изучением целей.
И, наконец, практика показала, что данные фоторазведки надо обрабатывать сразу же после получения их от лётчиков и затем, не задерживая, передавать артиллеристам. Тогда аэрофоторазведка действительно оказывает неоценимую услугу в борьбе с дальнобойной артиллерией противника.

Журнал "Вестник воздушного флота" №13 за июль 1942 г.

 

Майор П. ЩЕГОЛЕВ

ФОТОСНИМОК - ЛУЧШИЙ ДОКУМЕНТ ВОЗДУШНОЙ РАЗВЕДКИ

Воздушная разведка в современной войне является одним из основных средств, обеспечивающих командованию принятие правильного решения в любой операции. При помощи воздушной разведки можно заблаговременно обнаружить группировку войск противника, выявить систему его обороны, загруженность железнодорожных узлов и станций, наличие авиации на аэродромах и т. п.
Современное техническое оснащение армий, их подвижность, насыщенность средствами ПВО повлияли на способы, методы и даже высоты ведения воздушной разведки. Противовоздушная оборона заставляет вести разведку с больших высот порядка б000-8000 м, в разрывах облаков или же ночью.
Эти факторы, несомненно, повлияли на достоверность и полноту данных разведки. Можно с полной убедительностью утверждать, что экипаж, ведущий разведку визуальным наблюдением, способен определить военные объекты с высоты не более б000 м. Для краткой характеристики укажем, что экипаж может воспринять и запечатлеть при визуальном наблюдении: с высоты 7000-8000 м можно распознать крупные промышленные объекты, крупные железнодорожные станции; с высоты 6000 м - средние населённые пункты, большие колонны войск на марше; при этом возможность детального изучения объектов пропадает, т.е., сколько и что находится в том или ином месте, установить не представляется возможным.
При разведке системы укреплённых районов и обороны вскрыть её визуальным наблюдением хотя бы со средних высот нельзя, так как экипажи не в состоянии точно определить месторасположение огневых точек, их характер и какое они имеют значение во всей системе оборонительного или укреплённого района.
Всё перечисленное относится к ведению разведки днём при наличии хорошей видимости, пои условии отличной подготовки и натренированности экипажей. При разведке ночью, когда видимость значительно ухудшается и многие объекты при визуальном наблюдении совсем выпадают, полнота и достоверность данных становятся ещё меньше.
Восполнить эти пробелы, зафиксировать во всех деталях разведываемые объекты можно только при помощи фотоснимка. Он не только констатирует наличие того или иного объекта, но и даёт возможность установить характер его. Приведём несколько примеров, характеризующих фоторазведку с точки зрения полноты получения данных. При разведке железнодорожных станций на высоте 6 000 м визуальным наблюдением было обнаружено четыре состава. Фотографирование показало, что на станции стоят восемь железнодорожных составов. При разведке переброски войск противника по шоссе визуальным наблюдением было установлено только интенсивное движение автотранспорта. Аэрофотоснимок выявил на этом же участке 344 автомашины, 14 танков и в пунктах, прилегающих к шоссе, до 440 автомашин.
И, наконец, при ведении визуальной разведки аэродрома противника с высоты 7000 м лётчики насчитали до 100 самолётов - при дешифрировании фотоснимков оказалось только 50 самолётов.
Фотографирование, кроме того, даёт возможность отличить действительные объекты от ложных.
Все приведенные примеры со всей очевидностью показывают преимущества фотоснимка как разведывательного документа перед визуальным наблюдением.
Время, необходимое для обработки результатов фотографирования, и метеоусловия до известной степени ограничивают использование аэрофотоснимка,
Но при правильной организации разведки с использованием всех возможностей фотослужбы и методов обработки результат фотографирования в большинстве случаев может быть своевременно доведен до командования.

Журнал "Вестник воздушного флота" № 11 за июнь 1942 г.