Содержание материала

 

Подполковник В. ДУВАНЕНКО

СОВЕТЫ ПО МЕТОДИКЕ ТАКТИЧЕСКОЙ ПОДГОТОВКИ
ОДИНОЧНОГО СОЛДАТА-РАЗВЕДЧИКА

Значение одиночной подготовки разведчика

Возрастающее техническое оснащение современных армий, их высокая подвижность и маневренность, увеличение плотности огня за счёт автоматического оружия повышают роль разведки и значение боевой выучки солдата-разведчика. Он обязан в совершенстве владеть как присвоенным ему оружием, так и оружием стрелковых подразделений; кроме того, разведчик должен уметь использовать в бою и трофейное оружие. Увеличение плотности огня, насыщенность поля боя различными препятствиями требуют от разведчиков высокой техники передвижения, умелого использования условий местности, а также быстрого и сноровистого преодоления препятствий.
В свете перечисленных требований и строится одиночная подготовка разведчика в новом учебном году. Эта подготовка слагается из двух основных этапов:

1-й этап - техническая отработка приёмов, необходимых для ведения разведки. Этот этап является как бы подготовительным и включает такие предметы, как строевая, физическая, огневая, сапёрная и противохимическая подготовка. Основная цель 1-го этапа обучения - научить солдата-разведчика технически правильно выполнять приёмы передвижения на поле боя различными способами и преодолевать всевозможные препятствия. В это же время ему прививаются навыки умелого владения своим оружием.
2-й этап - тактическая подготовка разведчика. В этот период солдат-разведчик должен быть обучен практическому применению в действии полученных навыков при решении разведывательных задач.

При этом преследуется цель последующего усовершенствования этих навыков и пользования ими в конкретных условиях боевой обстановки. Как первый, так и второй этапы обучения очень важны в общей системе подготовки солдата-разведчика и неразрывно связаны между собой.

Роль командира отделения и старших начальников
в обучении солдата-разведчика

Командир отделения является непосредственным воспитателем и учителем солдата-разведчика. Он проводит почти все занятия с отделением.
Обучая и воспитывая подчинённых, командир отделения должен отлично знать каждого солдата-разведчика (его общее развитие, способности к военному делу, успеваемость, настроение).
Основой эффективного обучения и воспитания является, прежде всего, поддержание высокой сознательности воинской дисциплины среди подчинённых. Однако прежде чем предъявлять определённые требования к подчинённым, необходимо самому уметь повиноваться. Личная дисциплинированность и исполнительность являются залогом успешного воспитания.
Умение создавать и поддерживать свой авторитет перед подчиненными имеет также весьма важное значение для успешного достижения учебных целей. Авторитет создается и поддерживается отличным знанием своего дела, умением передать свой опыт обучаемым, терпеливостью и настойчивостью в обучении.
Командир отделения должен быть всегда подтянут, иметь отличную строевую выправку, быть физически развитым и выносливым. Каждый подчиненный всегда стремится подражать своему начальнику. Следовательно, если сержант сам не имеет выправки, неопрятен и халатно относится к сбережению своего оружия, то вряд ли он сможет добиться, чтобы его подчиненные отличались хорошей строевой выправкой и бережно относились к хранению боевого имущества. Нужно помнить, что каков командир, таковы и подчиненные.
В обязанности старших начальников входят мероприятия по оказанию всесторонней помощи командиру отделения в воспитании и обучении разведчика. Мы имеем в виду своевременное проведение инструкторско-методических занятий с командирами отделений, конкретное оказание помощи в организации и проведении занятий с разведчиками, в создании и поддержании авторитета младшего командира. Требовательного сержанта, добивающегося хороших успехов в подготовке разведчика, нужно поощрять. Инструкторско-методические занятия проводит командир взвода (роты) соответственно порядку, установленному в программе на тот или иной период обучения.
Контролируя ход занятий, старший начальник не должен ограничиваться только замечаниями "хорошо" или "плохо", а должен глубоко проанализировать и вскрыть причины плохого проведения занятия, дать исчерпывающие указания и распоряжения, как устранить допущенные ошибки.
Лучшим методом устранения ошибок является личный показ старшего начальника, как нужно организовывать и проводить занятия по обучению солдата-разведчика.
Итак, контроль и оказание помощи, повседневная работа по повышению методических навыков и знаний командиров отделений являются основными обязанностями старшего командира.
Командир взвода, являясь основным организатором и руководителем занятий во взводе, накануне занятия должен указать командирам отделений:

- место занятия;
- последовательность и метод отработки учебных вопросов;
- порядок инструктажа лиц, выделенных для обозначения противника;
- материальное обеспечение занятий.

В ходе занятия командир взвода поочерёдно проверяет организацию занятия в группах и отделениях, исправляя недочёты и ошибки командиров отделений; иногда он может выделить наиболее слабых солдат-разведчиков, задерживающих дальнейший ход обучения остальных, в отдельную группу и обучать их лично. В конце занятия командир взвода обязан на выдержку проверить несколько разведчиков (как усвоен ими пройденный материал), после чего произвести разбор занятия отдельно с сержантским составом.

Подготовка командира отделения к занятиям

Подготовка командира отделения к занятиям должна проходить по определённой системе, которая позволила бы добиться требуемых результатов при затрате наименьшего количества времени. Опытом установлен наиболее целесообразный порядок и последовательность подготовки к занятиям.
Перед каждым занятием сержант (командир отделения) должен:

  • выписать из ротного расписания тему и учебные вопросы занятия;
  • найти (поставить) учебную цель согласно содержанию занятия;
  • проработать необходимые разделы учебных пособий;
  • обдумать организацию занятия - что нужно объяснить, что показать, какие возможны ошибки у обучаемых и каким методом их устранить;
  • обдумать, какие контрольные вопросы следует поставить и кого проверить; обдумать содержание разбора занятия;
  • продумать возможное использование старослужащих солдат на занятиях;
  • выбрать место для занятия;
  • проконсультироваться у командира взвода по предстоящей теме;
  • на основании проделанной работы составить краткий план-конспект занятия; он может быть изображён графически; рядом со схемой района занятия будут помещены необходимые дополнения к организации и проведению занятия (в частности вопросы материального обеспечения).

Правила обучения солдата-разведчика

Указать твёрдые правила на все случаи жизни, которыми можно было бы руководствоваться при подготовке разведчика, невозможно. Каждый разведчик имеет свои особенности и требует определённого подхода к нему. Один понимает материал с первого показа, другому требуются пояснения, третьему нужно несколько раз показать и рассказать. Но это не означает, что нет каких-либо выработанных 'практикой методов обучения. Существует несколько правил обучения солдата-разведчика, придерживаясь которых можно достигнуть положительных результатов.
Умение проводить занятия с подчинёнными не приходит сразу, а вырабатывается через определённый промежуток времени, в процессе практической работы. Основой всякого обучения военному делу является личный образцовый показ. Развивая данное положение, военный теоретик прошлого столетия генерал Драгомиров писал: "Нет лучше науки, как пример, особенно еще, если он (солдат) сразу видит, что его учат делу; не рассказывайте, что нужно делать, а показывайте, как сделать, и один подобный показ будет стоить ста объяснений".
Командир отделения приступает к обучению молодого солдата-разведчика выполнению того или иного приёма следующим образом: назвав приём (действие), он исполняет его в темпе, а затем разъясняет, для чего данный приём необходим и в каких случаях он применяется в бою.
В ходе занятия командир отделения должен быть спокойным и терпеливым, обстоятельно и понятно отвечать на все вопросы подчинённых.
Требовательность, настойчивость не должны подменяться грубыми невнятными окриками, так как грубость, ругань, нервозность не только не будут способствовать усвоению предмета, но, наоборот, отобьют у обучаемых интерес к занятиям.
Необходимо добиваться от обучаемых сознательного отношения к изучаемому предмету. Разведчик должен знать, почему данный приём нужно исполнять так, а не иначе; какие последствия возможны при действии в бою, если приём будет исполняться неправильно.
Последующие занятия по одной и той же теме нужно проводить в увязке с предыдущими, тем самым напоминая обучаемым отработанное и облегчая усвоение преподаваемого материала.
Обучение рекомендуется вначале проводить по разделам, сопровождая показ кратким разъяснением. Затем следует переходить к комплексному выполнению приёма, соблюдая правило последовательного перехода от простого к сложному. Необходимо добиваться автоматизма в выполнении приёмов и действий. Во время занятия никто из обучаемых не должен оставаться без дела; недопустимо переходить к следующему учебному вопросу, если не отработан предыдущий. Занятие нужно построить так, чтобы оно было интересным и увлекательным.
На всех занятиях командир обязан воспитывать у разведчиков самостоятельность действий, решительность и отвагу, настойчивость, выносливость и инициативу; широко развивать и поощрять военную хитрость и смекалку.

Проведение занятия

Командиру отделения рекомендуется проводить занятие примерно в такой последовательности:

  • объявить цель занятия;
  • кратко разъяснить теоретические вопросы действия солдата-разведчика по данной теме;
  • показать в темпе, чего он хочет добиться от обучаемых на данном занятии;
  • объяснить один учебный вопрос и показать, как он выполняется - вначале в темпе, потом по элементам;
  • тренировать каждого разведчика в составе группы - отделения при одновременном выполнении этого приёма всеми обучаемыми;
  • повторить все отработанные по разделам учебные вопросы в комплексном выполнении, по возможности на другой местности;
  • произвести разбор занятия.

Разбор занятия является заключительным и важным этапом. Здесь командир отделения отмечает недостатки каждого обучаемого в отдельности по каждому учебному вопросу и ещё раз показывает, как правильно выполнять тот или иной приём (действие); при этом полезно привести характерный пример из боевых действий разведчиков. Далее командир указывает, кому что необходимо сделать для устранения ошибок, объявляет результаты действий каждого разведчика в отдельности (даёт оценку) и поощряет отличившихся.
Ниже приводится примерное содержание и методика проведения занятий по обучению солдата-разведчика технике и способам пере движения на поле боя.
Цель занятия: научить разведчика правильному пользованию различными способами передвижения с соблюдением мер маскировки.
Учебные вопросы: 1. Техника передвижения в рост, пригнувшись и перебежками. 2. Техника переползания различными способами (по-пластунски, на получетвереньках, на боку).
Время - 2 часа.
Организация занятия. Накануне дня занятия командир взвода выходит с командирами отделений в район предстоящего занятия, где указывает:

  • место занятия каждому отделению;
  • где поставить мишени или куда выслать солдат для обозначения расположения противника;
  • как построить занятие и каким методом отрабатывать отдельные учебные вопросы;
  • до какого рубежа (на какой местности) отрабатывать различные способы передвижения.

Ход занятия. В районе занятия командир отделения кратко разъясняет обучаемым учебную цель занятия, называет один из способов передвижения (в рост, пригнувшись, перебежками), показывает, как его следует применять, а потом добавляет, в каких случаях боевой деятельности можно им пользоваться.
Выбор способа передвижения зависит от условий местности и ведения огня противником. При нахождении за укрытием и на большом расстоянии, когда противник не имеет возможности наблюдать за нашими действиями и воздействовать своим огнём, передвижение производится в рост. На местности, изобилующей различными местными предметами и небольшими укрытиями (неглубокие овраги, небольшой высоты кустарники), движение происходит обычно пригнувшись или ползком. Перебежка применяется на открытой местности при сильном ружейно-пулемётном огне противника.
В исходном положении командир отделения, разомкнув отделение, приказывает начать движение только показанным способом (например, при наличии оврага - в рост), а сам движется в 4- 5 шагах сзади за одним из солдат, указывая на его недочеты. При этом, обучая того или иного разведчика, командир отделения внимательно следит за действиями остальных. Убедившись, что обучаемый усвоил технику движения в рост, руководитель занятия переходит к обучению следующего солдата и гак последовательно обучает всех остальных разведчиков своего отделения.
По выходе обучаемых из оврага командир отделения останавливает движение, разъясняй, что если продолжать двигаться в рост далее, то противник может их обнаружить, следовательно, передвижение должно происходить другим способом (в зависимости от местности, например, пригнувшись). Далее следует показ приёма, а затем командир отделения переходит к тренировке. Обучение производится в таком же порядке, что и при движении в рост. Если при передвижении каким-либо способом обучаемые допускают ошибки, то командир отделения останавливает отделение, указывает на недостатки и ещё раз показывает, как правильно выполнить приём.
После показа командир возвращает обучаемых в исходное положение и, если это вызывается необходимостью, повторяет приём несколько раз, пока разведчики не усвоят его полностью. Отработав способ передвижения "пригнувшись", командир отделения в зависимости от условий местности переходит к изучению следующего способа передвижения.
При обучении солдата-разведчика способу передвижения перебежкой необходимо обращать особое внимание на правильность приземления, вскакивания, быстроту перебежки и правильность применения к местности. Вначале нужно научить разведчика правильно вскакивать, потом перебегать (сначала медленным, но правильным темпом, потом быстрее) и, наконец, приземляться. Каждый из приёмов (вскакивание, перебежка и приземление) целесообразно изучать вначале раздельно. Добившись правильного выполнения каждого приёма в отдельности, командир отделения переходит к отработке их в комплексе.
В зависимости от наличия времени командир отделения после отработки каждого способа передвижения может их повторить быстрым темпом, по соответствующим командам, начиная движение с исходного положения. Занятие заканчивается разбором, на котором командир отделения повторяет все учебные вопросы, определяет, как они отработаны каждым разведчиком в отдельности, на что следует обратить внимание каждому при последующих занятиях, и объявляет оценки.
Данное занятие повторяется на другой местности и в лесу.
На последующих занятиях производится совершенствование способов передвижения разведчика на местности (поле боя) с добавлением вопросов: выбор пути движения и места приземления, выбор и оборудование места для стрельбы, ведение огня на рубеже и т.д.
Обучение разведчика действиям в поиске будет итоговым занятием, организуемым и проводимым командиром взвода, командиром роты, с целью проверить умение обучаемых сноровисто и правильно действовать в обстановке, приближённой к боевой.