Содержание материала

 

Полковник А. ЛИХАЧЕВ

ПРОВЕДЕНИЕ ЗАНЯТИЙ ПО РАЗВЕДКЕ С ОФИЦЕРАМИ ШТАБА ПОЛКА

Боевой опыт учит, что вести разведку надо при любых боевых действиях войск, днём и ночью, непрерывно и повсеместно: перед фронтом, на флангах и в тылу. Добывание сведений о противнике должно носить конкретный характер, а всякие новые сведения необходимо либо дополнять, либо уточнять, либо, наконец, развивать уже имеющиеся.
В штабе полка работу разведки планирует офицер разведки полка. При этом он исходит из указаний командира полка и начальника штаба о том, какие данные и к какому времени необходимо добыть, какие силы и средства могут быть использованы для ведения разведки. Однако, независимо от того, получены указания или нет, офицер разведки должен быть всегда готов доложить начальнику штаба свои соображения по вопросам организации и ведения разведки. Для этого он обязан непрерывно и тщательно изучать противника.
Правильному воспитанию штабных офицеров в этом направлении и должны быть подчинены тренировочные штабные занятия. Данная статья преследует цель помочь начальнику штаба полка организовать тренировочные занятия по вопросам разведки по одной из тем "Прорыв позиционной обороны противника усиленным стрелковым полком". Для этого мы используем оправдавший себя на практике опыт проработки этой темы в одном из стрелковых полков.
Вначале начальник штаба полка провёл с офицерами штаба занятие методом группового упражнения, затем были последовательно проведены штабные тренировочные занятия, командно-штабное учение и, наконец, учение с войсками.
Тренировочных штабных занятий по рассматриваемой теме было проведено два. На первом из них отрабатывались вопросы планирования разведки в штабе полка (составление плана разведки) и порядок постановки задач разведорганам; на втором - способы обработки разведывательных данных и составление доклада офицера разведки начальнику штаба полка. На каждое из этих занятий затрачивалось по 2 часа. Занятия проводились методом группового упражнения на ящике с песком. Ниже, на примере первого занятия, мы показываем методику тренировки штабных офицеров и старших адъютантов батальонов по вопросам разведки.
Накануне занятия начальник штаба вручил всем участникам следующее задание (приводится в сокращённом виде).

Задание

Тема: "Работа офицера разведки полка по организации разведки при прорыве позиционной обороны противника".
Общая обстановка. Противник, потерпев поражение в боях на рубеже 30-35 км северо-западнее и севернее р. Сосновка, отошёл на заранее подготовленный оборонительный рубеж по южному и юго-западному берегу р. Сосновка.
Передовые подразделения Н-ской стрелковой дивизии, преследуя отходящего противника, вышли на северо-восточный берег р. Сосновка; дальнейшее продвижение их было остановлено ружейно-пулемётным и миномётно-артиллерийским огнём врага.
Частная обстановка. 1-й батальон 95-го полка, действующий в авангарде, к 14.00 20.8.46 г. достиг рубежа Ляхово, Сосновка, где и был остановлен организованным огнём с юго-западного и южного берегов р. Сосновка. Положение подразделений 95-го стрелкового полка, соседей и противника показано на схеме 1.
Офицерам штаба полка известно, что 95-й полк с 1-й батареей Н-ского противотанкового дивизиона и двумя сапёрными ротами 24.8 прорывает оборону противника на участке Ляхово, Сосновка (оба пункта иск.), уничтожает противника в районе высоты 280,3, "Лесная" и овладевает высотой "Лесная".

Справа в направлении Липово наступает 91-й стрелковый полк Н-ской дивизии. Разграничительная линия с ним - согласно схеме.
Слева в направлении высоты 262,8 наступает 94-й полк. Разграничительная линия с ним показана на схеме.
Начальник штаба поставил офицеру разведки полка следующие задачи:

  • выяснить, какая часть противника действует против полка и каков характер укреплений в районе её обороны, особенно на северо-западной опушке рощи (0,75 км юго-восточнее Леонове);
  • уточнить передний край обороны: наличие искусственных препятствий перед фронтом полка, расположение противотанковых орудий, долговременных огневых точек, дерево-земляных огневых точек; особое внимание обратить на разведку района южнее и юго-восточнее Леоново;
  • в ночь на 23.8 организовать поиск с целью захвата пленных в районе северо-восточной опушки рощи (0,75 км юго-восточнее Леоново), о результатах поиска доложить к 7.00 23.8; проверить организацию наблюдения в батальонах и установить взаимодействие наблюдательных пунктов полка, батальонов и полковой артиллерийской группы;
  • план разведки, схему организации наблюдения доложить к 20.8.46 г., план поиска - к 16.00 22.8; при составлении плана поиска учесть, что действия разведчиков во время поиска будут поддержаны огнём миномётной роты и артиллерийского дивизиона.

Задание обучаемым. К началу занятия составить план разведки полка на период подготовки прорыва.
Вручив это задание офицерам, начальник штаба напомнил, что при составлении плана разведки необходимо сначала определить, какие сведения, кроме требуемых командиром и штабом дивизии, могут понадобиться для более полной и правильной оценки противника, какие из имеющихся уже данных нужно проверить, какие сведения можно получить от батальонов, артиллеристов, соседей и вышестоящего штаба, наконец, для получения каких данных должны быть высланы новые разведорганы.

Проведение тренировочных занятий

В назначенный час, когда офицеры собрались, начальник штаба пояснил, в каком масштабе подготовлен для занятий ящик с песком (ящик был покрыт сеткой; каждая клетка в 10 см соответствовала 250 м на местности). После этого начальник штаба предложил офицерам изучить название местных предметов, изображённых на ящике с песком.
Закончив изучение рельефа, руководитель переходит к рассмотрению составленных обучаемыми планов разведки. При этом, сопоставляя планы, он воздерживается от их оценки, предоставляя самим обучаемым возможность обсудить тот или иной план. Так, при сравнении двух одинаковых планов, в которых недостаточно полно были отражены вопросы разведки, руководитель потребовал от одного из офицеров, у которого был более полный план, разобрать эти планы. Офицер отметил, что в предложенных планах отсутствует указание о разведке наблюдением, нет запросов от соседей, упущена задача - установить характер укреплений и наличие огневых средств по северной и северо-западной опушке рощи; не указано время проведения поиска.
Руководитель одобрил оценку, сделанную офицером, добавив при этом, что в рассматриваемых планах ещё отсутствует задача - определить группировку резервов противника. Он приказал обучаемым ещё раз проверить свои планы и внести в них исправления. На эту работу было отведено 10 минут.
По истечении указанного срока руководитель снова заслушал офицеров и, сделав указания о недостаточно чёткой постановке задач, сформулировал задачи сам. Затем с учебной целью он роздал офицерам свой, заранее составленный им план разведки (см. план ниже).

ПЛАН РАЗВЕДКИ
95 сп на период подготовки прорыва 20-24.8.46 г.

Задачи или объекты разведки Исполнители и средства Время разведки Время, способы и пункты доставки донесений
начало конец
1. Уточнить передний край оборонительной полосы противника на участке Ляхово, Сосновка и наличие дзотов (дотов); установить характер укреплений, искусственных препятствий, наличие и место противотанковых орудий и станковых пулеметов, особенно на участке северная и северо-западная опушки леса, северные и северо-восточные скаты высоты 280,3. Командирская разведка офицеров полка, батальонов и полковой артиллерийской группы. Заявка в штадив на авиаразведку.
20.8
23.8
10.00
На командный пункт полка к 10.00 и 20.00 - ежедневно.
То же
2. Разведать, какой части подразделения обороняют передний край на участке Леоново, Сосновка; где стыки и фланги подразделений Разведывательная группа - ночной поиск для захвата пленных. Запрос соседних частей.
22.8
1.00
23.8
4.00
К 5.00 личный доклад о результатах поиска.
3. Определить - группировку резервов противника в полосе наступления полка - в районах восточные скаты высоты 280,3, лес 1,5 км юго-восточнее Леоново, высота "Лесная". Запрос в штадив. Опрос пленных. Запрос соседей.
20.8
24.8
К 20.00. 23.8
4. Установить группировку артиллерии противника в полосе наступления полка. Наблюдательные пункты полка и батальонов.
20.8
23.8
7.00
Ежедневно к 7.00 и 20.00

После перерыва руководитель приступил к проработке второго учебного вопроса - "Постановка задач разведывательным органам".
"В плане разведки, - сказал руководитель, - указаны задачи и объекты разведки, а также кто выполняет эти задачи. От вас требуется продумать и устно поставить задачу разведывательным органам. Для примера рассмотрим порядок постановки задачи на проведение поиска".
Дав несколько минут на продумывание вопроса, руководитель вызвал одного из офицеров и приказал ему поставить задачу командиру разведывательного взвода, участвующего в поиске.
Вызванный офицер решил ставить задачу, находясь на наблюдательном пункте. Это было ошибочное решение, и руководитель предложил другому обучаемому ответить на вопрос: где он будет ставить задачу командиру взвода? Офицер ответил, что он поставил бы задачу из траншеи 1-го батальона 95-го полка, т. е. находясь против объекта поиска. Только с этого места можно поставить задачу конкретно и вместе с командиром взвода продумать план действий. Это решение было признано правильным, и руководитель, одобрив его, предложил первому офицеру продолжать ставить задачу.
Офицер, ознакомив командира взвода (за него играл один из обучаемых) с обстановкой, дал такое распоряжение: "Вашему взводу в ночь на 23.8 провести поиск в районе северной опушки леса (показал на местности). Действия взвода будут поддержаны миномётной ротой батальона и дивизионом артиллерии. Сегодня и завтра тщательно разведайте наблюдением объект поиска. К 16.00 23.8 разработайте план проведения поиска для доклада о нём начальнику штаба полка".
Руководитель, желая узнать, как офицер уяснил задачу, предложил ему повторить полученное распоряжение.
В том же порядке руководитель заставил ещё двух-трех офицеров поставить задачу командиру взвода и, подведя итог решениям, сам сформулировал её.
На этом он закончил первое занятие и кратко разобрал его.
Второе занятие начальник штаба полка провёл по тому же заданию. Теперь вводные носили характер разведывательных данных, полученных из различных источников. Это обязывало офицеров обработать данные и доложить свои выводы о противнике.
Занятие проводилось тем же методом. При этом руководитель обращал внимание на то, как обучаемые сопоставляют полученные сведения с данными, уже имевшимися ранее, как они определяют степень достоверности новых сведений и как на основе результатов разведки делают вывод о противнике, его группировке, силах и намерениях.
Приведенные нами тренировочные занятия, несложные по своей организации и методике проведения, будут тем полезнее для офицеров, чем вдумчивее отнесётся к ним руководитель.

"Военный вестник" № 16 за 1946 г.