Сборник "Войсковая разведка". Выпуск №20 1947г.

E-mail Печать
Индекс материала
Сборник "Войсковая разведка". Выпуск №20 1947г.
РАЗВЕДЫВАТЕЛЬНАЯ ПОДГОТОВКА ОФИЦЕРСКОГО СОСТАВА
СОВЕТЫ ПО МЕТОДИКЕ ТАКТИЧЕСКОЙ ПОДГОТОВКИ ОДИНОЧНОГО СОЛДАТА-РАЗВЕДЧИКА
РАЗВЕДКА НОЧЬЮ СПОСОБОМ НАБЛЮДЕНИЯ И ПОДСЛУШИВАНИЯ
ПРОВЕДЕНИЕ ЗАНЯТИЙ ПО РАЗВЕДКЕ С ОФИЦЕРАМИ ШТАБА ПОЛКА
ОСОБЕННОСТИ ОРГАНИЗАЦИИ И ПРОВЕДЕНИЯ ПОИСКОВ В СВЕТЛОЕ ВРЕМЯ
ОСОБЕННОСТИ ОРГАНИЗАЦИИ И ВЕДЕНИЯ РАЗВЕДКИ В ЛЕСИСТО-БОЛОТИСТОЙ МЕСТНОСТИ
ДЕЙСТВИЯ МЕХАНИЗИРОВАННОГО РАЗВЕДЫВАТЕЛЬНОГО ОТРЯДА В ГОРАХ В ПОДВИЖНЫХ ФОРМАХ БОЯ
ДНЕВНЫЕ РАЗВЕДЫВАТЕЛЬНЫЕ ПОИСКИ
УСПЕХ РАЗВЕДКИ РЕШАЮТ РЕШИТЕЛЬНОСТЬ, ДЕРЗОСТЬ, НАХОДЧИВОСТЬ
Все страницы

 

Капитан П. ГОРБУНОВ

РАЗВЕДКА НОЧЬЮ СПОСОБОМ НАБЛЮДЕНИЯ И ПОДСЛУШИВАНИЯ
(Методическая разработка ночного занятия)

Обучение разведчиков приёмам наблюдения и подслушивания в ночное время отличается рядом характерных особенностей:

  • занятие, как правило, проводится ночью, в темноте;
  • особенно тщательно надо продумать его материальное обеспечение (методы и средства показа признаков, демаскирующих противника при действиях ночью, способы управления показчиками и обучаемыми и т. д.);
  • с обучаемыми необходимо провести предварительную подготовку: надо добиться, чтобы они выполнили целую серию упражнений в ходе предыдущих занятий и в часы самоподготовки.

Успех занятия всецело будет зависеть от инициативы и изобретательности офицера-руководителя и от его умения заинтересовать солдат и сержантов изучаемой темой. Ниже излагается один из примерных вариантов работы офицера-руководителя в период подготовки, а затем во время проведения ночного занятия.

Подготовительный этап

Допустим, занятие запланировано в расписании в середине недели. В этом случае у офицера-руководителя будет вполне достаточно времени для подготовки. Наряду с планированием других занятий, которые ему предстоит провести в текущую неделю, он внесёт в свой личный план и вопросы предстоящего ночного занятия. Например, выписывая тему и учебные вопросы из расписания, он может сразу наметить такие подготовительные мероприятия, как беседу с солдатами (в часы самоподготовки) об особенностях ночного зрения.
Офицер-руководитель заранее продумывает детальный план оборудования участка местности, на котором будет проходить занятие, и уточняет, в какой последовательности и в каком объеме продемонстрирует он признаки, демаскирующие противника; затем он подбирает и подготавливает группу солдат, которые будут воспроизводить по ходу занятия действия противника.
Таким образом, офицеру-руководителю в течение текущей недели понадобится затратить на проведение всей этой работы, а также на личную подготовку несколько часов.
Теперь рассмотрим, как же лучше (без ущерба для других занятий) провести всю запланированную подготовку, а затем и само занятие на тему: "Разведка ночью способом наблюдения и подслушивания".

Беседа с солдатами об особенностях ночного зрения

Для беседы с солдатами об особенностях ночного зрения офицер-руководитель использует соответствующую литературу и пособия. Из литературы можно порекомендовать книгу профессора К. X. Хекчеева "Ночное зрение (как лучше видеть в темноте)", выпущенную в 1946 г. издательством "Советская наука", и популярную брошюру кандидата биологических наук А. А. Малиновского "Строение и жизнь человеческого тела" (Огиз-Гостехиздат, 1946 г., стр. 48-53, раздел 10 - "Глаз и ухо").
Желательно для оживления беседы подготовить наглядные чертежи и рисунки (образцы см. на рис. 1, 2, 3).



Примерное содержание беседы

В ночное время и в условиях тумана войскам весьма трудно действовать. Ночью все местные предметы окутываются тьмой (осенью и зимой больше даже, чем на половину суток) и кажутся совершенно иными, чем днём.
На отдельном дереве при дневном освещении хорошо видна окраска, цвет листьев, можно различить многие другие подробности (сучья, ветви, жёлтые или красноватые пятна и т. д.). Ночная тьма как бы поглощает все эти детали и превращает дерево в тусклое пятно (рис. 1-2).
Так ночь искажает всё, что днём мы видим хорошо. Это создает большие трудности для разведчика, когда ему ночью приходится вести наблюдение за объектами противника, выявлять огневые точки.
Тем не менее, эти трудности преодолимы. Бывалый разведчик, например, чтобы лучше разглядеть интересующий его местный предмет, сначала смотрит на него прямо, а затем медленно отводит глаза несколько в сторону от предмета.
При боковом зрении наблюдаемый предмет вырисовывается резче: отводя глаза в сторону от предмета, мы тем самым скашиваем угол зрения, и световые лучи падают на более светочувствительное место сетчатки зрачков (рис. 3).
Теперь, когда мы узнали один из приёмов ночного наблюдения, применяемый опытными разведчиками, посмотрим, нет ли ещё какого-нибудь способа, который мог бы облегчить работу нашего глаза ночью.
Скажите, где лучше видно человека или нужный вам объект (местный предмет).
Если человек, одетый в тёмное обмундирование, покажется на белом фоне (например, на снегу), его заметить легко. Но если он окажется на тёмном фоне, заметить его труднее. Очень трудно также различить человека или предмет, когда он находится на границе чёрного и белого пятен. Поэтому опытный разведчик выбирает наблюдательный пункт в таком месте, чтобы объект, за которым ведётся наблюдение, виднелся не на границе белого и тёмного пятен, а на том фоне, на котором он выделяется контрастнее. По этим же причинам, ведя ночное наблюдение, разведчик всегда спускается с высоты вниз; местные предметы отсюда резче видны на фоне неба.
Ориентиры для наблюдения в условиях ночи также приходится выбирать иные, чем днём. Днём мы обычно стараемся избирать ориентирами предметы, более заметные на местности, например: ярко-зелёный куст, жёлтый бугор, правый угол чёрной пашни и т. д. Но ночью, в силу утраты нашим глазом цветного зрения, они перестанут быть ориентирами для нас. Мы не различим ни жёлтого бугра, ни красного куста. Хорошо различимы при ночном освещении следующие местные предметы:

  • Отдельные, хорошо вырисовывающиеся на окружающем фоне деревья. Чтобы не спутать выбранный ориентир с каким-нибудь другим сходным отдельным предметом, нужно подыскать для него и дополнительные признаки, например, "отдельное дерево рядом с двумя деревьями поменьше", "дерево около дома" и, т. д.
  • Высокий местный предмет с характерной конфигурацией силуэта (колокольня, вышка, фабричная труба, мачта, башня, вершина высокого дерева, выделяющаяся на фоне неба над массивом леса, и т. д.). Все эти предметы в силу контрастности на фоне вполне видимы ночью, и их можно использовать как ориентиры при ночном наблюдении.

Итак, мы установили, что ночью наш глаз многого просто не в состоянии видеть. Но у глаза есть превосходный помощник-ухо. Звуки ночью различаются резче, и острый слух разведчика дополнит его зрение. Возьмём простой житейский пример: допустим, вблизи нас раздался резкий звук (выстрел, крик, шум). Мы моментально поворачиваем голову в сторону шума, силясь "отыскать" источник шума глазами. Вот это взаимодействие глаза и уха у натренированного человека является ценным качеством для разведчика.
Чтобы правильно определить источник звука, бывалые разведчики прикладывают ухо к земле и прислушиваются. Некоторые разведчики для этой же цели берут с собою палку и один конец её ставят на дорогу, а другой приставляют к уху.
Однако часто направление звука не удаётся установить на протяжении длительного времени. Тогда разведчики прибегают к чисто охотничьему способу - выдвигаются на высокое место и "щекой" улавливают движение ветра, - откуда дует ветер, оттуда и слышен звук.
Посильную помощь глазу оказывают ночью и другие органы чувств. Нос, например, может уловить различные запахи: дым от костра или от кухни, запах бензина и т. д.
Всё это вместе взятое позволяет добыть достаточно ценные сведения о противнике, хотя ночь и уменьшает видимость.

Офицеру-руководителю нужно постепенно подготавливать солдат к занятию по ночному наблюдению и подслушиванию. На всех остальных занятиях, которые будут проводиться в эти дни, а также в часы самоподготовки нужно объяснять и показывать отдельные приёмы и тренировать разведчиков.

Подготовка района занятий

Для проведения ночного занятия потребуется оборудовать участок на местности. Прежде всего, надо подумать, как обозначить передний край обороны противника, какие демаскирующие признаки и предметы следует показать солдатам на занятии; придётся найти для этого и необходимые средства материального обеспечения.
Хорошо и умело созданная обстановка за противника увеличивает полезность занятия, приучает солдат поступать так, как поступали бы они, имея дело не с условным, а с настоящим противником.
Чтобы подыскать район, соответствующий учебной цели, офицеру-руководителю следует вместе с сержантами выйти на местность. Затем надо подобрать состав группы для действия за противника (желательно включить туда старослужащих, бывалых солдат) и тренировать эту группу в изучении намеченных признаков и примет прямо на местности. Поступить так надо ещё и потому, что офицер-руководитель во время занятия будет находиться на значительном удалении от показчиков действий противника и руководить ими ему придётся при помощи сигналов.
Когда офицер-руководитель полностью уяснит ход предстоящего занятия, он приступает к составлению плана-конспекта занятия.

ПРИМЕРНЫЙ ПЛАН-КОНСПЕКТ

Тема: "Разведка ночью способом наблюдения и подслушивания".
Цель: научить солдат вести наблюдение и подслушивание действий противника в условиях ночной темноты.
Метод - двухстороннее занятие с обозначенным противником и с показом демаскирующих примет и признаков.
Время - 3 часа.
Первый этап. Выход к месту занятия - 25 минут.
Отрабатываю с солдатами следующие вопросы:

  • откуда лучше видно (одну группу солдат направляю на высокое место, другую - в низину и приказываю наблюдать друг за другом, затем группы меняются местами);
  • хорошо ли видны ночью местные предметы (приказываю солдатам наблюдать за местными предметами, встречающимися по пути, и докладывать);
  • что и на каком расстоянии слышно:

    шаги человека - 30 м;
    шепот людей - 60 м;
    негромкий разговор i- 90-100 м;
    отдельные слова '- 75 м;
    хруст сломавшегося под ногой сучка - 70 м.
    (Всё это демонстрируют один-два солдата, остальные слушают).

Второй этап. Постановка задачи наблюдателям - 20 минут.
Прибыв в район занятия, объясняю солдатам цель занятия и ставлю им учебную задачу: "Противник занимает оборону (указываю пункт, соответствующий карте и местности). По данным разведки он продолжает совершенствование своей обороны, сооружает новые дзоты, устанавливает минные поля, проволочное заграждение. В основном оборонительные работы выполняет ночью, под прикрытием темноты.
Чтобы установить характер обороны противника, сосед справа на своём участке сегодня ночью проводит разведку боем.
Ваша задача: группами по 2-3 человека выдвинуться в нейтральную полосу, выбрать место для наблюдения и подслушивания и установить:

- где противник ведёт оборонительные работы и характер их;
- характер поведения противника и режим огня;
- во время проведения разведки боем на участке соседа справа засечь действующие огневые точки на переднем крае противника.

Всё виденное и услышанное запомнить и доложить мне в ... (указать время).

Третий этап. Выдвижение солдат в нейтральную зону и практическая работа по наблюдению и подслушиванию - 1 час.
Проверяю порядок выдвижения солдат к пунктам наблюдения и подслушивания, затем подаю сигналы о показе действий противника.
Состав групп (определяется руководителем заранее).
Четвёртый этап. Разбор занятия - 40 минут.
Выслушиваю доклады обучаемых, разбираю и оцениваю их действия, а также действия группы показа.
Проверка людей, материальной части, следование домой - 20 минут.

Материальное обеспечение:

учебных пулемётов 1
учебных винтовок 2
учебных миномётов 1
холостых патронов 50 шт.
учебных мин 2
взрывпакетов 2
карманных фонарей 2
топоров 2
ракетниц 3
ракетных патронов 20
автомашин 1(можно заменить повозкой)

Приложение: схема занятия.

Руководитель занятий лейтенант Озеров.

ТАБЛИЦА СИГНАЛОВ
для показа действий обозначенного "противника"
(демаскирующие признаки и приметы)

№ и характер
сигнала
Характер
демаскирующего
признака
(приметы)
Кто обеспечивает
показ действий
"противника"
Задача
обучаемых
№ 1 - красный свет фонаря (5 сек.). Силуэт солдата противника на высоком месте. Солдат Поленков. Определить, что делает солдат, куда идёт.
№ 2- белый продолжительно мигающий свет фонаря. Шум пилы, стук рубки брёвен топором. Ефрейтор Степанов, солдаты Соколов, Смирнов. Определить характер работ.
№ 3 - красный и белый свет фонаря (чередуются два раза). Шум автомашины, на мгновение зажигается свет фары. Слышно падение тяжёлых предметов на землю. Шофер - солдат Игнатьев, солдат Цыганков. Определить, зачем пришла машина, что она привезла.
№ 4 - зелёный свет фонаря. Одиночный выстрел. Солдат Поленков. Определить место, откуда произведён выстрел.
№ 5 - жёлтый свет фонаря. Разговор (вблизи). Солдаты Дроздов и Трошин. Определить, что за солдаты, о чём они говорят.
№ 6 - чередование зелёного и белого света фонаря. Силуэты солдат на переднем крае у проволоки. Солдаты Дроздов и Трошин. Определить, что делают солдаты.
№ 7 - чередование красного и зелёного света фонаря. Треск сучьев, шелест травы. Солдаты Серегин и Разумнов. Определить, куда движутся люди.
№ 8 - ракета белого дыма. Взрыв гранаты. Имитирует солдат Трошин. Определить, где произошёл взрыв.
№ 9 - ракета красного дыма. Несколько выстрелов в разных местах. Видны вспышки. Крики, голоса, топот бегущих людей. Сержант Рогозин, солдаты Дроздов, Трошин, Поленков. Определить характер выстрелов, их источники, чем вызвана суматоха.
№ 10 - ракета зелёного дыма. Подряд несколько миномётных выстрелов, в разных местах разрывы. Ефрейтор Степанов, солдаты Соколов, Смирнов. Определить, откуда стрелял миномёт, по кому.
№ 11 - две ракеты (белая и зелёная). Звук шагов быстро идущей по дороге группы людей. Сержант Рогозин, солдаты Игнатьев, Соколов, Смирнов. Определить, что за группа, куда она идёт.
№ 12 - длительное время красный свет фонаря. Произвольный взрыв, стон человека. Солдат Поленков. Определить, что за взрыв.
№ 13 - рожок. Сигнал для группы показа: заканчивать работу и выходить к местонахождению офицера-руководителя .

 

Замечания по ходу занятия

Занятие проводится согласно плану офицера-руководителя. Однако нередко офицер-руководитель в ходе занятия может заметить хорошую, разумную инициативу, проявленную солдатами, но не предусмотренную планом. Если решение солдата разумно, то офицер-руководитель должен дать солдату возможность действовать так, как он решил, и затем остановиться на его решении при разборе.
Разбор действий разведчиков должен быть наиболее поучительной и интересной частью занятия. Офицер-руководитель обязан объективно разобрать все приёмы, применяемые разведчиками, а также показать ошибки тех солдат, которые вели наблюдение и подслушивание неправильно. Например, солдат Голубев, докладывая о результатах разведки, не смог разобраться в том, что происходило на переднем крае противника. Значит, он не усвоил приёмов ночной разведки, слабо натренирован. Сержанту, в подчинении которого находится Голубев, надо тут же поручить дополнительно заняться с ним и определить срок, к которому материал должен быть изучен.
После разбора занятия каждому солдату должно стать ясно: что ещё, касающееся этой темы, он недостаточно хорошо понял, что у него осталось недоработанным. Он сможет также получить совет от офицера-руководителя, как устранить свои недочёты в ходе следующих занятий.

Мы наметили лишь один из примерных вариантов работы офицера-руководителя по подготовке и проведению занятия на тему "Разведка ночью способом наблюдения и подслушивания", но и этого достаточно, чтобы увидеть: в распоряжении инициативного офицера разведчика имеются неограниченные возможности по обучению солдат искусству разведки. Офицеры располагают огромным опытом ведения разведки, который накопился за время Великой Отечественной войны. Этот опыт следует внедрять в практику учебных занятий. Занятия должны быть насыщены яркими примерами, почерпнутыми из боевого опыта. Офицер должен привить солдату любовь к разведке, воспитать солдата так, чтобы он изучал приёмы войсковой разведки с интересом, с сознанием своего долга. Этот интерес к учёбе, любознательность, смётку, инициативу офицер-руководитель обязан развивать у солдат своего подразделения повседневно.