Содержание материала

 

Подполковник А. ПЛЕСКАЧЕВ

РАЗВЕДЫВАТЕЛЬНАЯ ПОДГОТОВКА ОФИЦЕРСКОГО СОСТАВА

Опыт Великой Отечественной войны свидетельствует о возросшем значении войсковой разведки в современной войне. Непрерывно растущая подвижность армий и насыщенность их многочисленной и разнообразной боевой техникой выдвигают перед разведкой ответственные и сложные задачи; в связи с этим особое значение приобретает разведывательная подготовка офицерского состава и войск. История всех войн подтвердила, что чем лучше личный состав частей и подразделений был подготовлен в разведывательном отношении, чем больше уделялось внимания вопросам разведки со стороны начальников всех степеней, тем легче и с меньшими потерями решались боевые задачи.
Опыт боевых действий со всей очевидностью показал, что средствами одних штатных разведывательных органов и подразделений решить всю сумму разведывательных задач невозможно, поэтому к выполнению их должны привлекаться все войска; разведкой обязаны заниматься не только офицеры-разведчики, но и все офицеры 4 штабов, командиры подразделении и частей.
Товарищ Сталин в своём первомайском приказе № 195 за 1943 г. приказал командирам всех родов войск и общевойсковым командирам "изучать противника, улучшать разведку - глаза и уши армии, помнить, что без этого нельзя бить врага наверняка".
Улучшать разведку - значит непрерывно совершенствовать её приёмы, методы и средства, овладевать искусством ведения её во всех видах боя и в различных условиях.
Разведка - это, прежде всего, бдительность по отношению к врагу. Быть бдительным - значит знать обстановку, правильно ориентироваться в ней, чтобы действовать соответственно этой обстановке и своевременно предупреждать о событиях.
Разведка - один из самых важных и ответственных видов обеспечения боевой деятельности войск. Изучение противника, добывание сведений о его силах, замыслах, технике и вооружении - обязанность всех офицеров и штабов. Необходимо помнить, что одним из важнейших требований современной военной науки, разработанной товарищем Сталиным, является учёт сильных и слабых сторон противника.
Указания товарища Сталина по разведке нашли своё воплощение в действиях советских офицеров и генералов в годы Великой Отечественной войны. Многие командиры частей и соединений в интересах выполнения боевых задач, чтобы предвидеть вероятное развитие боя и сохранить за собой в ходе боя инициативу действий, лично руководили разведкой, сами ставили задачи разведывательным органам и учили весь офицерский состав организовывать разведку "на себя" и для вышестоящего штаба. Разносторонний и многообразный опыт войны оправдал эту практику и показал, насколько уверенней и успешней действует тот командир, который постоянно обеспечен необходимыми данными о противнике. Там, где это условие не соблюдалось, части наталкивались на вражеские "сюрпризы" и оказывались в невыгодном положении, исправить которое стоило немалых трудов и жертв.
За истекший учебный год разведывательная подготовка офицерского состава заключалась в дальнейшем боевом совершенствовании войск в мирных условиях. За этот период офицеры сумели значительно пополнить свои знания по организации и ведению разведки.
Однако зачастую на тактических занятиях, учениях, в командирской учёбе, при подготовке штабов не отрабатываются все вопросы, связанные с организацией разведки. Некоторые офицеры забыли простую истину, что разведывательная грамотность - первейшее и обязательное качество командира, умеющего воевать, а быть грамотным в разведывательном отношении - значит, прежде всего, представлять, с кем ты имеешь дело, знать силы, возможности и замыслы противостоящего противника и в любых условиях уметь добывать необходимые сведения о нём.
Зрелость всякого штаба в значительной мере определяется его разведывательной культурой. Штаб только тогда может оказывать влияние на замысел и ход боя, когда по-настоящему развернёт разведывательную деятельность, основанную на глубоком понимании современного боя. В мирных условиях от штаба требуется, прежде всего, целеустремлённое руководство разведывательной подготовкой всего офицерского состава и войск. Детальная и конкретная отработка разведывательных вопросов на штабных тренировках, занятиях и учениях в объёме изучаемой темы должна стать непреложным правилом.
Командир обязан лично руководить разведкой в интересах выполнения порученной ему боевой задачи.
Боевую подготовку войск в мирных условиях надо поставить так, чтобы основной закон войны - "ни шагу без разведки" - стал также законом мирного времени.
Чтобы поднять разведывательные знания всего офицерского состава на уровень современных задач, в первую очередь надо уделить максимум внимания теоретическому росту офицеров-разведчиков; они должны являться помощниками командира и начальника штаба части (соединения) в передаче разведывательных знаний всему офицерскому составу.
Совершенствование подготовки офицеров-разведчиков изучение и обобщение ими опыта войны по организации разведки поможет поднять эту ответственную службу штабов на уровень высоких требований современного боя.
Уроки прошедшей войны обязывают офицеров-разведчиков усердно работать над обобщением опыта разведки и сделать его достоянием всего офицерского состава.
Методы внедрения разведывательных знаний в мирных условиях разнообразны; основными из них являются:

  • самостоятельная работа по изучению опыта организации и ведения разведки в годы Великой Отечественной войны, изучение положений по разведке, изложенных в уставах, наставлениях и в официальной периодической литературе;
  • отработка тем по организации разведки со всем офицерским составом на командно-штабных, тактических занятиях и учениях с войсками;
  • инструкторско-методические сборы и инструктажи с командирами линейных подразделений по вопросам методики разведывательной подготовки войск;
  • организация консультаций по разведывательным вопросам в часы самоподготовки офицерского состава;
  • организация показных занятий по разведывательным темам для всего офицерского состава;
  • организация пропаганды по внедрению разведывательной культуры через печать, сборы, совещания и т. п., проведение отдельных лекций в часы массовой работы.

Этими мероприятиями мы достигнем того, что вопросами разведки будут заниматься все категории офицерского состава.
В ближайшее время необходимо добиться, чтобы командиры частей и соединений при проведении тактических занятий тщательно отрабатывали вопросы ведения разведки, привлекая для совместных занятий штатные разведывательные подразделения, а также организовывали повседневный контроль и оказание помощи всему офицерскому составу в отработке тем по разведывательной подготовке войск.
Весь офицерский состав частей и соединений должен продолжать изучение организации, вооружения, оперативного искусства и тактики армий иностранных государств и повседневно следить за развитием их военной мысли.
На всех занятиях и учениях обстановку за противника рекомендуется создавать на основе опыта Великой Отечественной войны, а также с учётом организации и тактики современных армий.
Весьма важно поставить дело так, чтобы при оценке тактической подготовки офицера учитывалась его разведывательная подготовка.
Необходимо повысить уровень разведывательной грамотности офицеров штабов соединений, частей и подразделений; научить их правильно анализировать и делать выводы о противнике; научить офицеров стрелковых подразделений методам и способам изучения противостоящего противника и умению организовывать и проводить разведку "на себя" в различных видах боя; добиться, чтобы каждый офицер разведывательной службы был проводником разведывательной культуры в войсках.
Офицеры Советской Армии, показавшие во время войны умение организовывать и вести разведку противника в самых разнообразных и сложных условиях боевой деятельности, несомненно сделают всё возможное, чтобы в новом, 1947 учебном году ещё выше поднять свою разведывательную грамотность.
Таковы, на наш взгляд, неотложные задачи разведывательной подготовки офицерского состава.