Содержание материала

Инженер-майор В. ТАРАСОВ

ТАНКИ АНГЛИИ И США

Англия

В английском танкостроении уже к 1937 г. довольно чётко наметилось производство двух типов танков: пехотного и крейсерского.
Пехотный танк предназначается для непосредственной поддержки пехоты, а крейсерский - для действий на флангах, для обеспечения глубоких охватов, окружения и преследования.
По замыслу конструкторов, пехотный танк должен был иметь броню толщиной 60-70 мм, не пробиваемую на всех дистанциях из 37-мм пушек, а крейсерский - броню 30 мм, не пробиваемую на тех же дистанциях огнём крупнокалиберных пулемётов.
В соответствии с этими требованиями фирме Виккерс в 1937 г. был дан заказ на проектирование и постройку танков указанных двух типов.
Пехотные танки. К концу 1939 г. был построен 25-тонный пехотный танк МК-II ("Матильда"). Первая партия танков этой марки (15 штук) приняла участие в боях под Аррасом в мае 1940 г. Танки "Матильда" в достаточной степени отвечали на том этапе войны задачам, поставленным перед пехотными танками. В боях во Франции в 1940 г. немецкие 37-мм танковые и противотанковые пушки не пробивали брони танков "Матильда". Однако малая удельная мощность двигателя (7,6 л. с./т), невысокая максимальная скорость движения (25 км/час) и большая величина удельного давления 2 (более 1 кг/см2) не обеспечивали танкам МК-II хорошей маневренности.

Удельной мощностью танкового двигателя называется отношение мощности двигателя (в л. с.) к весу танка (в т). Чем меньше удельная мощность, тем менее подвижен танк, тем меньше его скорость.
Удельным давлением танка называется отношение веса танка (в кг) к площади опорной поверхности двух его гусениц (в см2). Удельное давление является одной из данных, характеризующих проходимость танка. Танк, имеющий удельное давление более 0.9 кг/см3, с трудом может двигаться по рыхлому грунту (пашня и т. д.)

В конце 1940 г. в Англии появились 16-тонные пехотные танки MK-III ("Валентайн"), имевшие большое количество модификаций ("Валентайн" I, II, III и т. д.). На первых танках этой марки ("Валентайн I") устанавливался бензиновый двигатель, на машинах "Валентайн" II и III - четырёхтактный дизель АЕС мощностью 130 л. с, а на всех последующих сериях (с IV по X) - двухтактные дизели GMC мощностью 165 л. с.

Танки MK-III принимали участие в боях в Ливии. Маневренность танков "Валентайн" оказалась значительно выше, чем у танков "Матильда" (удельная мощность до 10 л. с./т и удельное дав. 0,75 кг/см2).
Впервые появившиеся в 1941 г. в Ливии модернизированные средние немецкие танки Т-III с пушкой калибра 50 мм (вместо 37-мм на первых сериях) легко пробивали броню английских пехотных танков МК-Н и МК-Ш. Ответом англичан на это явился выпуск в декабре 1941 г. нового пехотного 40-тонного танка MK-IV ("Черчилль"). Броня танков "Черчилль", увеличенная по толщине в сравнении с бронёй танков МК-П и МК-III, оказалась достаточной защитой от 50-мм немецкой пушки.
Танки MK-IV имели несколько вариантов вооружения. "Черчилль I" был вооружён пушкой калибра 75 мм, установленной в носовой части корпуса, и пушкой калибра 40 мм, спаренной с пулемётом в башне; "Черчилль II" вооружён спаренной установкой 40-мм пушки с пулемётом в башне, а также пулемётом в лобовом листе корпуса танка.
С весны 1942 г. на производство был поставлен наиболее массовый танк - "Черчилль III", имевший на вооружении спаренную установку 57-мм пушки с пулемётом в башне и пулемёт в лобовом листе корпуса. Все серии танков MK-IV имели скорость 28 км/час и высокое удельное давление - 0,94 кг/см2.
Танки MK-IV всех серий принимали участие в августе 1942 г. в десантной операции у Дьеппа, осенью 1942 г. в Северной Африке и в 1944 г. в Европе.
К моменту вторжения на европейский континент появились новые серии танков MK-IV: "Черчилль IV" с 95-мм гаубицей и "Черчилль Авро" с мортирой калибра более 200 мм, отличавшейся от "Черчилль III" только вооружением. Эти танки применялись в боях в Европе в 1944-1945 гг. Последним модернизированным образцом танка MK-IV является "Черчилль VII", вес его 45 т, броня значительно превосходит броню всех машин предыдущих выпусков.
Крейсерские танки. К концу 1939 г. были построены крейсерские танки M-VI (А-14), названные "Крусайдер", обладавшие скоростью 42 км/час и весившие 16-18 т. Танки M-VI выпускались в нескольких сериях: "Крусайдер I", "Крусайдер II". "Крусайдер II" был вооружён пушкой калибра 40 мм и спаренным с ней пулемётом, установленным в центральной большой башне, а также пулемётом Максим, установленным в малой башне. Эти танки производились до середины 1942 г. Впервые они принимали участие в боях в Ливии (1940-1941 гг.).

Вслед за танками "Крусайдер II" появились однобашенные танки "Крусайдер III", отличавшиеся от предшествующих серий только увеличенным калибром пушки - 75 мм. "Крусайдер III" участвовали в Тунисской операции и были прекращены производством в йервой половине 1943 г. Танки "Крусайдер" имели клёпаные корпус и башню и очень большой угол наклона боковых стенок башни. На танках устанавливался карбюраторный двигатель "Либерти" 340 л. с.
В 1942 г. были построены опытные образцы крейсерских танков "Кавалер" и "Центавр" с удвоенной, по сравнению с танкам" "Крусайдер", толщиной брони, но с тем же вооружением - 57-мм пушкой. Вес танков достиг 28 т, и, несмотря на форсированный двигатель "Либерти" в 400 л. с, скорость их снизилась то сравнению с танками "Крусайдер" до 30 км/час.
В том же 1942 г. появились крейсерские танки M-V (А-15), названные "Ковеиантор". Вес этого танка не превышал 16 т, а максимальная скорость достигала 60 им/час. Вооружение танка M-V - 40-iMM пушка; удельное давление - 1 кг/см2.
Появление танков "Кавалер", "Центавр" и "Ковенантор" объясняется поисками лучшего сочетания скорости и толщины брони для крейсерского танка, чем это имело место у танка "Крусайдер". Эта новая линия развития крейсерских танков, по-видимому, появилась в результате знакомства англичан с нашим танком Т-34. Однако при высокой скорости танка "Ковенантор" его броневая защита была очень слаба. Мощное же бронирование танков "Кавалер" и "Центавр", почти не уступающее бронированию пехотных танков, привело к значительному снижению скорости.
Лучшее решение вопроса сочетания скорости и толщины брони сравнительно с предшествующими образцами крейсерских танков было получено англичанами в 30-тонном крейсерском танке "Кромвелл", сконструированном, по-видимому, в 1943 г. Танки "Кромвелл" имели много различных модификаций. Некоторые серии танков "Кромвелл" отличались двигателем, а серии, имевшие один и тот же двигатель, различались вооружением: 57-мм и 75-мм пушки или 95-мм гаубицы.

Танки "Кромвелл" всех серий имели примерно одинаковое бронирование, не уступающее бронированию пехотных танков МК-III. Максимальная скорость машин всех серий равнялась 62 км/час. Удельное давление достигало 1 кг/см2. Танки "Кромвелл", имея двигатель мощностью 600-630 л. с, обладали очень большой удельной мощностью - 20-21 л. с/т, что обеспечивало им высокую маневренность, сыгравшую большую роль в битве за Францию летом 1944 г. Танки "Кромвелл" всех серий приняли участие в битве за освобождение Франции и в окончательном разгроме немецко-фашистских войск на территории Германии.
Одной из вариаций танка "Кромвелл" являлся опытный образец крейсерского танка "Экоцельсиор" (А-30), весивший 32 т. Он имел то же вооружение, что и танк "Кромвелл", и почти ту же броневую защиту. Его максимальная скорость равнялась 40 км/час.
Крейсерский танк "Челенджер", весивший 32 т и вооружённый пушкой калибра 76,2 мм и тремя пулемётами, практически является повторением танка "Кромвелл".
После танка "Кромвелл" англичане в 1944 г. приняли на вооружение своей армии крейсерский танк "Комета", также являвшийся фактически одним из вариантов танка "Кромвелл". Обладая несколько лучшей броневой защитой, чем танк "Кромвелл", и несколько усиленным вооружением (пушка калибра 76,2 мм), танк "Комета" весит 32,5 т и имеет скорость 45 км/час. Во всех операциях англичан от Рейна до Эльбы танк "Комета" был основной машиной в английской армии.

Для десантных операций англичане построили в 1940-1941 гг. лёгкий танк MK-VII ("Тетрарх"), весом 9-10 т, с толщиной брони 15 мм, вооружённый 40-мм пушкой, спаренной с пулемётом.

Интересной конструктивной особенностью танка "Тетрарх" является возможность поворота при помощи руля всех четырёх его опорных катков каждого борта, по принципу поворота управляемых колёс автомобиля. Этот поворот катков изгибал гусеницу, что обеспечивало поворот танка.
Дальнейшего распространения ни сами танки "Тетрарх", ни принцип их поворота не получили.
Слабым местом английских танков всегда являлось их вооружение; по огневой мощи они уступали однотипным немецким машинам. Лишь в 1942-1943 гг. на модернизированных танках "Валентайн", а затем на тяжёлом танке "Черчилль" и на первых сериях средних танков "Кромвелл" англичане стали устанавливать 57-мм пушку с высокой начальной скоростью снаряда. Но если 57-мм пушку можно считать очень хорошим вооружением для лёгкого танка, то для среднего и тем более тяжёлого её калибр явно мал. Гаубица калибра 95 мм устанавливавшаяся на некоторых сериях танков "Черчилль" и "Кромвелл", также не могла превзойти в огневом отношении немецкие танки, так как гаубица не имела бронебойного снаряда.

США

Основными танками американской армии в 1941 г. являлись: средний М-Зс, называвшийся также "Генерал Ли" (а одна из его модернизаций, без командирской башенки, - "Генерал Грант"), и лёгкий М-Зл ("Генерал Стюарт").

Средние танки. Танки М-Зс (весившие 28 т и имевшие скорость 40 км/час) выпускались всего лишь девять месяцев, так как машина имела крупные недостатки: неудачное размещение вооружения - основное орудие (75-мм пушка) устанавливалось не в башне, а в боковой части корпуса, что резко снижало возможность маневрирования огнём (в башне устанавливалась 37-мм пушка); большие габариты (высота более 3 м - самый высокий танк в мире), увеличивающие поражаемость; звездообразный карбюраторный авиационный двигатель, требовавший применения высокосортното труднохранимого бензина; большая опасность в пожарном отношении. Кроме того, танк обладал плохой проходимостью - удельное давление 1,2 кг/см2. Толщина брони танка М-Зс и всех последующих образцов средних танков была стандартизована: лобовая часть 2 дюйма (50,8 мм), борта 1,5 дюйма (38 мм), башня 3 дюйма (76 мм).
По-видимому, в конце 1941 г. американцы начинают серийное производство нового среднего танка М-4 ("Генерал Шерман"), имевшего в дальнейшем большое число модификаций, различавшихся главным образом моторной группой.

Танки М-4 имели такую же броню, как танки М-Зс, но вместо двух пушек - одну 75-мм, установленную в башне; скорость танка - 45-50 км/час.
Последние варианты танка М-4 имели усиленное вооружение: 76-мм пушку с повышенной начальной скоростью, 90-мм пушку в башне без крыши ("Генерал Джонсон") и, наконец, ко времени вторжения на европейский континент в 1944 г. - 105-мм гаубицу.
Лёгкие танки. Танк М-Зл (его называли также кавалерийским) выпускался до середины 1942 г. и имел несколько модификаций. В этих вариантах лёгкого танка существенное изменение претерпел корпус, форма которого в значительной степени заимствована у танка Т-34 (лобовая часть и даже борта). Танк М-Зл был очень быстроходен; максимальная его скорость - 60 км/час. Танк весил 13 т и был вооружён 37-мм пушкой и пятью пулемётами. Толщина брони этого и всех последующих образцов лёгких американских танков была стандартна: лобовая часть- 1,5 дюйма (38 мм), борта - 1 дюйм (25 мм).
С 1942 г. на серийное производство был поставлен лёгкий танк М5-А1, по основным боевым показателям воспроизводивший танк М-Зл (броня, вооружение и скорость). Танк М5-А1 имел автоматическую коробку передач. Эта, машина положила начало переходу американцев к максимальной автоматизации управления танками. Коробка данного типа впервые была применена на массово-серийных образцах танков.

Танк М5-А1 принимал участие в боях в Италии и после высадки союзных войск в Нормандии - в боях за освобождение Франции.
Тяжёлые танки. В 1941-1942 гг. в США был построен опытный образец тяжёлого танка М-6 весом 54 т, вооружённый спаренной установкой 76-мм и 37-мм пушек в башне и тремя пулемётами. Скорость танка достигала 35 км/час. Один из вариантов этого танка имел электрическую трансмиссию. Таким образом, и в своём опытном танкостроении американцы последовательно продолжали начатую ими лёгким танком М5-А1 автоматизацию управления танком. Толщина брони в опытных образцах тяжёлых танков была значительно увеличена в сравнении с бронёй средних танков. Тем самым было положено начало увеличению толщины брони последующих серийных образцов новейших танков.

Новейшие американские танки. Операции 1943 г. выявили значительное превосходство тяжёлых немецких танков "Пантера" и "Тигр" над американскими. Это побудило американцев создать в 1943-1944 гг. ряд новых серийных образцов танков всех типов с увеличенной толщиной брони и более мощным вооружением, чем на однотипных машинах прежних выпусков.
Сначала появилась небольшая серия средних танков Т-23 с электротрансмиссией, которые на массово-серийное производство поставлены не были. Затем американцы построили лёгкий танк М-24- ("Генерал Чеффи") весом 18 т, принятый на вооружение армии. Эта машина имела весьма сильное для лёгкого танка вооружение - 75-мм пушку - и скорость 48 км/час. При конструировании танка в значительной степени был учтён опыт войны. Танк М-24 имел высокую проходимость, его удельное давление равнялось 0,66 кг/см2; трансмиссия танка - гидромеханическая. Машины этой марки участвовали в боях в Европе в 1944 т, и в операциях на Тихом океане.

В тот же период времени - конец 1943 г. и начало 1944 г. - на вооружение армии поступает средний танк М-26 ("Генерал Першинг") весом 38 т, вооружённый 90-мм пушкой и по броневой защите (лобовая броня 100 мм) не уступающий немецким тяжёлым танкам "Пантера" и "Тигр". Скорость танка М-26 равнялась 45 км/час. В операциях от Рейна до Эльбы танк М-26 был основным в американской армии.
Танки специального назначения (десантные, амфибии, тральщики и т. д.). Небезинтересны попытки американцев создать в 1942 г. авиадесантный танк М-22, получивший наименование "Саранча". Эти танки перебрасывались по воздуху в Нормандию и участвовали в операциях авиадесантной армии у Арнтгема (Голландия). Танк обладал хорошей скоростью (65 км/час) и был вооружён 37-мм пушкой и двумя пулемётами.

Американцы возродили во вторую мировую войну танки-амфибии, впервые применённые ими при захвате острова Сайпан и применявшиеся в дальнейшем почти во всех операциях в бассейне Тихого океана.
Танки-амфибии имели на вооружении 37-мм пушку и два пулемёта. Некоторые серии машин предназначались для использования в качестве транспортёров; они вмещали до 30 человек и были вооружены двумя зенитными пулемётами. Известна также амфибия "СУ", вооружённая 75-мм пушкой.
Широкое применение имели танки - минные тральщики (на шасси английских танков "Матильда" и "Черчилль" и американского танка М-4).
На некоторых танках американцы и англичане устанавливали огнемёты и установки для стрельбы реактивными снарядами.
Самоходные установки. В конце 1942 г. и в первой половине 1943 г. широкое развитие в Америке получало строительство самоходных установок.
Многие американские самоходные установки имели пушку во вращающейся башне (М-8 - на базе танка М-5; М-10 и М-36 - на базе танка М-4 и М-18). Основным отличием самоходной установки от танка в Америке является характер боевого использования машины. Кроме того, как правило, самоходные установки имели уменьшенную толщину брони, не снабжались стационарным пулемётом и в некоторых из них башни не имели крыши.

Самоходные установки СУ-М-7 имели 105-мм гаубицу, установленную в корпусе машины, а СУ-М-12 - гаубицу калибра 155 мм, также установленную в корпусе машины.
СУ-М-10 на базе танка М-4 с 76-мм пушкой в башне (башня без крыши) имелась в нескольких вариантах, в зависимости от моторной группы. Эта машина участвовала в боях в Италии и во Франции.

СУ-М-8 имела 75-мм гаубицу, а СУ-М-36 пушку калибра 80 мм.
В 1943 г. была построена СУ-М-18 (Т-70 или "Ведьма") с 70-мм пушкой, весом 17 т и максимальной скоростью 88 км/час. Машина имела гидромеханическую трансмиссию и торсионную подвеску. СУ-М-18 благодаря своей большой скорости сыграли в последствии большую роль в операциях союзников во Франции в 1944 г.

Журнал "Военный вестник" № 9, май 1946 г.