Содержание материала

 

Майор В. ТОКАН

О ПОДГОТОВКЕ СОЛДАТА-РАЗВЕДЧИКА

Роль разведки на поле боя исключительно велика. Разведчик- это преданный сын нашей Родины, смелый, храбрый, правдивый и доблестный воин. В разведке, пожалуй, больше, чем где бы то ни было, моральный фактор играет первостепенное значение.
Разведчик часто проникает в тыл врага. Действуя подчас самостоятельно или с небольшой группой товарищей, он преодолевает большие трудности, смело идёт на риск и нередко подвергается самым жестоким и суровым испытаниям; в этих условиях воля человека, твёрдость его характера, самообладание, стойкость и выносливость всегда берут верх "ад опасностью.
Перед каждым командиром подразделения и части, перед каждым офицером-разведчиком сейчас стоит задача: воспитывать именно таких разведчиков, передать им всё то ценное, что накоплено богатейшим опытом разведки в ходе Великой Отечественной войны.
Что для этого требуется?
Прежде всего, нужно чётко уяснить, что, кроме общих обязанностей солдата, необходимо воспитать в разведчике ряд особых качеств, свойственных разведчику. К этим качествам относятся: безукоризненное владение техникой маскировки, подкрадывания к противнику, внезапного нападения и бесшумного захвата в плен, умение действовать самостоятельно "в одиночку" в полном отрыве от своих войск. Разведчик должен уметь отлично ходить на лыжах, преодолевать на них различные препятствия, вести огонь из всех положений, ориентироваться на местности днём и ночью.
Важнейшими качествами разведчика, которые надо всемерно развивать в нём, являются способность наблюдать, слушать и правильно докладывать обо всём, что удалось определить по звукам и внешним признакам, демаскирующим противника, а также умение по следам на земле и окружающим предметам определить время пребывания или прохождения противника, направление его движения и принадлежность к тому или иному роду войск.
Любознательность, военная хитрость, сметка, находчивость - неотъемлемые черты разведчика.
Успех в деле воспитания всех перечисленных качеств разведчика прежде всего будет зависеть от правильного подбора личного состава разведывательных подразделений. Каждый человек, отбираемый в разведчики, должен быть изучен всесторонне. Командир обязан знать степень его политико-моральной стойкости, волевые качества, сильные и слабые стороны характера.
Нужно помнить, что если в разведку попадут трусы, слабохарактерные или безвольные, неискренние и неправдивые люди, то они могут в самую трудную минуту подвести своих боевых товарищей, дать ложные сведения, ввести в заблуждение командование.
Тем более недопустим в обучении и воспитании разведчика огульный подход.
Обучать надо конкретно, индивидуально каждого солдата. Каждому знакомо чувство уверенности в солдате, которого приходилось самому обучать, воспитывать, вкладывать в его душу "зёрна" знаний своей любимой профессии разведчика.
И вот, прежде чем приступить к подготовке новых кадров солдат-разведчиков, каждому офицеру-разведчику необходимо подумать над этими вопросами. Тогда он сможет найти правильные методы обучения, помогающие развить в разведчике качества, присущие охотнику-следопыту, направить его способности по правильному пути, учесть его положительные качества, своевременно выявить характерные недостатки и помочь нажить их в ходе учебы.
Если у одного разведчика больше всего развита наблюдательность и он отличается хорошей памятью, то надо всемерно помочь ему развивать эти черты, в то же время всячески культивируя в нём другие необходимые качества. Если другой разведчик обладает хорошими навыками в ориентировании на местности, в ведении рукопашного боя, в преодолении препятствий, то ему нужно создать условия для всестороннего развития этих качеств.
После того как каждый разведчик усвоит программу действий одиночного стрелка по тактике, отлично овладеет своим личным оружием, научится вести огонь из любых положений, можно переходить к специальной подготовке разведчика.
Подготовку солдата-разведчика следует начинать с обучения его умению вести скрытное, непрерывное наблюдение за "противником", всё видеть и слышать, делать правильные выводы и своевременно докладывать их начальнику, в должной мере разбираться в топографических картах и ориентироваться на местности; уметь маскироваться в любых условиях.
Прежде всего командир подразделения должен показать разведчику, что человек нередко пропускает мимо ушей и глаз многие происходящие вокруг явления и если разведчик не избавится от подобного свойства, то это поставит под угрозу безопасность части, в интересах которой он действует.
Ничто так не обостряет органы чувств и не заставляет их реагировать с наибольшей быстротой и точностью, как огонь противника.
Но имеются такие учебные приёмы, которые дают возможность добиваться приблизительно таких же результатов. Основами этих приёмов являются наблюдение, устный доклад и описание того, что видел. Начать можно с простого упражнения.
Занимающимся показывают расположенные на столе различные предметы (чернильный прибор, коробка от спичек, предметы военного снаряжения и т. п.), затем быстро закрывают их и предлагают устно или письменно описать всё, что видел.
Такой простой пример убедит будущих разведчиков, что точное наблюдение невозможно без специальной тренировки, у них появится стремление преодолеть свойственный многим недостаток - смотреть и не видеть. Можно провести следующее простое упражнение для слуха: воспроизводится ряд сходных звуков, причём источник звука не виден. Требуется установить, в какой последовательности они были даны (так, например, был ли свист слышен до или после выстрела, раздался ли крик до или после взрыва и т. д.).
От этих простых упражнений в неподвижном положении надо перейти к наблюдению с быстро движущейся автомашины. В автомашине должен находиться руководитель, который производит беглый опрос практикующихся. Могут быть заданы примерно следующие вопросы: сколько автомашин вы видели в деревне? каков характер большей части зданий в этой деревне (деревянные они или каменные)? сколько автомашин мы встретили? какой груз был на автомашинах? и т. п.
Следует провести ряд практических занятий, чтобы научить будущих разведчиков определять с различной дальности численность и характер автомашин, находящихся в движении или на месте, а также определять дистанции (особенно ночью) по звуку или световым вспышкам с 100, 500, 3000 м.
Необходимо обучать разведчиков определению дистанции выстрела по интервалу между огнём и звуком.
Командир подразделения должен проявлять в этих практических занятиях всю свою изобретательность. Вместе с представителями химической и инженерной служб он проводит учения с применением дыма и взрыва зарядов.
Добиваясь от разведчика умения скрытно наблюдать и слушать, надо прежде всего научить его бесшумно ходить по любой местности в течение продолжительного времени. Тренировку следует проводить так: выбрать участок местности шириной 150-200 м и длиной до 300 м, стать самому на середине, а затем заставить разведчиков проползти 'В этой полосе так, чтобы вы их не заметили. Тренировку проводить до тех пор, пока каждый разведчик не научится переползать незамеченным вами.
Научите разведчиков беззвучно открывать дверь и окна, обнаруживать ловушки, бесшумно плавать и переходить реку вброд.
Надо внушить каждому разведчику необходимость личной маскировки и строжайшего соблюдения тайны. Научите его при движении не допускать ни малейшего бряцания оружием и снаряжением.
Разведчика надо тренировать как можно больше стоять, сидеть или лежать в неудобном для тела положении, в абсолютной неподвижности. Надо научить, как воздержаться от чихания и кашля. Особое внимание при обучении разведчика должно быть обращено на сигнализацию с помощью сигналов и условных знаков.
Для того чтобы обучить разведчика умению ,в любой момент определить на -местности и на карте своё местонахождение и описать, что он видит, надо научить его, прежде всего, определять по солнцу, компасу и местным предметам направление стран света.
Детальная отработка и хорошее усвоение этих вопросов всеми разведчиками в совокупности с приобретенными знаниями обязанностей одиночного солдата-стрелка и будут завершающим этапом в подготовке одиночного разведчика.
После этого можно переходить к обучению разведчиков в составе отделения, взвода.