Содержание материала

 

Гвардии майор В. П. МАЛЬЦЕВ.

ЗАДАЧИ ОБУЧЕНИЯ РАЗВЕДЧИКОВ НА ОПЫТЕ ДЕЙСТВИЙ МЕЛКИХ РАЗВЕДЫВАТЕЛЬНЫХ ГРУПП

Труд войскового разведчика очень тяжёл. Его боевая работа полна опасностей и требует от человека высоких моральных, физических и умственных качеств. Обычная, будничная деятельность разведчика наполнена романтикой подвигов и приключений. Эта сторона боевых действий разведчиков связана с опасностями их профессии, с расчётливым риском и стремительностью действий. Тут находят отличное применение такие качества человека, как отвага, бесстрашие, смекалка, ловкость, физическая сила, упорство, терпение, любовь к родине, верность долгу, верность своим товарищам по оружию и любовь к своему делу. Войсковая разведка воспитала нам тысячи бойцов, в изумительных подвигах которых ярко и полно проявился героический дух великого советского народа. Подвиги разведчиков неопровержимо свидетельствуют, что наша Родина выковывает золотой человеческий материал, достойный её великих задач.
Героика войсковой разведки особенно свойственна Красной Армии. В армиях наших противников не было подобного явления. Их общественный строй не создавал условий для расцвета лучших качеств человека-бойца, готового на самые рискованные дела во имя блага своей родины.
Однако искусство войсковой разведки далось нам не сразу. Хотя этот вид разведки и известен с древних времен, но с каждой новой войной войсковым разведчикам во многом приходится переучиваться, так как меняются техника и тактика войны, а вместе с ними и приёмы войсковой разведки. Наши разведчики отшлифовали и усовершенствовали тактику ближнего боя и скрытных действий мелких групп в различных условиях.
Современное инженерное искусство позволяет войскам быстро зарыться в землю и найти в ней укрытие. Поэтому разведчик должен уметь находить противника, как бы тот глубоко ни зарывался. Противник преграждает пути к своим позициям разнообразными препятствиями, минными полями, хитроумными ловушками, тщательно маскируя всё это. Почуяв неладное, он может мгновенно осветить местность перед передним краем обороны.
Разведчику надо быть крайне бдительным и осторожным, уметь предвидеть всякие случайности, до предела натренировать свой слух и зрение, научиться скрытно, бесшумно двигаться на любой местности днём и ночью. Именно так действовала на поле боя наша войсковая разведка.
Казалось бы, противнику, насытившему оборону всеми средствами современной военной техники, а особенно автоматическим оружием, нечего опасаться нападения мелких групп в 8-12 человек. Однако наши разведчики именно такое нападение сделали своей специальностью. Применяя военную хитрость, действуя ловко и дерзко, они часто вступали в бой с превосходящим по силе противником и добивались своей цели.
Наши разведчики, готовясь к захвату пленных или документов противника, полагаются только на самих себя. Захватить днём или ночью "языка" на виду у противника, обмануть, перехитрить врага, усыпить его бдительность или ошеломить дерзким нападением, ворваться ночью в его блиндаж или траншею, подкараулить его, когда он спокойно разъезжает или ходит в своём тылу, - вот к чему постоянно готовятся разведчики.
Правда, наши разведчики вступили в Отечественную войну, еще не развив в себе полностью всех этих качеств, и поэтому на первых порах они действовали подчас неумело и нерешительно. Но затем наступил резкий перелом. Разведчики делом откликнулись на приказ Верховного Главнокомандующего товарища Сталина от 1 мая 1943 г.: "Изучать противника, улучшать разведку - глаза и уши армии, помнить, что без этого нельзя бить врага наверняка". Они неутомимо трудились, добывая сведения о противнике, разнообразили и улучшали приёмы своих действий, высоко подняли мастерство захвата "языков" и разведки наблюдением. Офицеры научились организовывать разведку и правильно оценивать действия противника. Этот опыт представляет собой теперь огромный вклад в дело воспитания и обучения новых кадров разведчиков. Его надо тщательно изучать, обобщать и внедрять в боевую подготовку разведывательных подразделений и частей.
Дальнейшее развитие военной техники, несомненно, ещё больше усложнит действия разведчиков и сделает их боевую работу ещё более необходимой. Следовательно, повысятся и требования, предъявляемые к разведчикам.
В начале войны некоторым казалось, что мелкие группы разведчиков бессильны что-нибудь сделать против современной военной техники, и на успех могут рассчитывать только мощные разведывательные отряды. Однако жизнь показала, что и мелкие группы в определённых условиях способны действовать очень успешно. Боевой опыт разведчиков Красной Армии неопровержимо свидетельствует об этом.
Войска воплотили в жизнь приказ товарища Сталина об улучшении разведки. Они воспитали многочисленные кадры разведчиков, покрывших славой тяжёлый боевой путь от Волги до Эльбы. Благодаря этому опыт войны с фашистской Германией является прекрасной школой разведывательного мастерства.
В период Великой Отечественной войны широко применялись действия мелких разведывательных групп (в поиске и засаде, в тылу противника) численностью от 8 до 20 человек. Вооружение таких групп в разных случаях было различно. Иногда разведчики брали с собой только ножи, пистолеты, гранаты и автоматы, а порою к этому добавлялись и ручные пулемёты.
Оказалось, что природа современной войны, несмотря на большую плотность живой силы и техники в боевых порядках противника, позволяет успешно действовать небольшим группам разведчиков. Этому способствуют следующие причины:

  1. Складки местности дают возможность маленькой группе бойцов скрытно подползти к огневой точке на расстояние короткого броска.
  2. Каждую огневую точку нельзя опоясать сплошным минным кольцом или проволочным заграждением, держать на ней сторожевых собак и т. п.
  3. Подступы к огневой точке обычно обеспечиваются фланговым огнём нескольких соседних точек. Однако последние на короткое время всегда могут быть подавлены огнём пехотного оружия, который откроют поддерживающие группы разведчиков.
  4. Маленькая группа хорошо обученных разведчиков в любых условиях сумеет осуществить неожиданное нападение. Она трудно уловима для миномётов и артиллерии противника.

Следовательно, обучение разведчиков действиям в составе мелких групп является очень важным, проверенным опытом войны элементом боевой подготовки разведывательных подразделений и частей.
В связи с этим представляет большой интерес тактика действий мелких разведывательных групп. В основе её лежат следующие принципиальные вопросы: наблюдение (со своего переднего края или из нейтральной зоны), передвижение (в нейтральной зоне или на территории, занятой противником), боевые действия (в расположении противника).
Наблюдение ведётся с наблюдательных пунктов общевойсковых командиров и различных родов войск, а также с вашего переднего края или с "нейтральной полосы". Оно ведётся в интересах командования и в интересах готовящихся к действиям разведывательных групп. Разведчик-наблюдатель прежде всего должен уметь обращаться с оптическими приборами (стереотрубой, биноклем, перископом), определять при их помощи расстояния, переводить деления угломера в градусные величины (если надо применить транспортир, составляя схему наблюдения). Он должен уметь увеличивать топографическую карту до масштаба 1:10000, 1:25000 и 1:50000, наносить на неё объекты наблюдения способом визирования из двух точек, вести журнал наблюдения и правильно докладывать о замеченном.
Всё перечисленное относится главным образом к технической стороне подготовки разведчика-наблюдателя. Кроме того, ему нужно научиться: раскрывать по разным приметам и признакам маскировку окопов, траншей, блиндажей, пулемётных точек; различать замаскированные орудия и танки; понимать всё, что происходит у противника (перебежки, скопление пехоты и техники, движение транспорта, артиллерии, танков, производство различных инженерных работ и т. д.); определять численность людей и техники, типы танков, самоходных орудий и артиллерии; распознавать повадки противника. Разведчик-наблюдатель обязан хорошо изучить свойства и особенности местности в полосе наблюдения, тщательно следить за всеми местными предметами и подмечать изменения, происходящие возле них.
Когда наблюдение ведётся в интересах самих разведчиков, готовящихся к действиям, то задачи наблюдения несколько сужаются. Тогда наблюдают только за частью огневых точек противника и изучают местность на небольшом участке, но зато с исключительной тщательностью. В этом случае наблюдение дополняется еще подслушиванием, для чего организуются предварительные вылазки, помогающие найти скрытые подходы к противнику.
Передвижение. От разведчика требуется умение быстро, скрытно, совершенно бесшумно передвигаться в нейтральной зоне, в непосредственной близости к противнику или в его тылу, безупречно маскируясь и применяясь к местности. Разведчику нужно научиться делать короткие, стремительные броски (в 20-30 м) с предельной быстротой, почти молниеносно. Успеху передвижения способствует хорошее знание местности с учётом того, насколько она просматривается и простреливается со стороны противника.
Боевые действия. Смелость и выдержка, решительность и настойчивость, умение использовать местность и быстрота ориентировки - таковы боевые качества, которые должен воспитать в себе каждый разведчик. Нападение на огневую точку противника с захватом пленного продолжается всего несколько минут, но зато эти минуты максимально насыщены кризисными положениями и всякими неожиданностями. Разведчики должны быть мастерами рукопашного боя в траншее, окопе, блиндаже, уметь быстро захватывать "языка" и уводить его в своё расположение (часто под сильным огнём противника). Задача разведчиков - не только взять пленного, но и не потерять его во время отхода.
Опыт Отечественной войны полностью подтвердил важность изложенных здесь вопросов и необходимость вытекающих из них требований как для боевой деятельности разведчиков, так и для их обучения. Следовательно, при разработке учебных программ надо в первую очередь предусматривать все эти вопросы.
Воспитание разведчиков неразрывно связано с их боевой подготовкой. Оно складывается из политического воспитания, физической тренировки, развития смекалки, твёрдого характера и воли. В условиях фронта не всегда хватало времени на выполнение всех задач, которые ставит жизнь перед офицерами, обучающими разведчиков. Так, например, физическая тренировка и связанное с нею воспитание некоторых сторон характера требуют систематической и длительной работы. На фронте это частично компенсировалось тем обстоятельством, что разведчиками отбирались люди, по своим моральным, физическим и психическим данным наиболее отвечающие требованиям этой профессии. Теперь, в условиях мирного времени, мы обязаны добиться, чтобы воспитание разведчиков было полным и всесторонним.
Политическое воспитание должно развивать в разведчике высокую и беззаветную преданность Родине и партии Ленина- Сталина, ясное понимание исторических задач нашего народа, любовь к своей военной профессии, стремление изучить историю войсковой разведки в Отечественной войне и боевой опыт лучших разведчиков, неустанно работать над личным усовершенствованием.
Физическое воспитание. Каждому разведчику надо быть хорошо развитым физически, выносливым, обладать крепкой мускулатурой, являться мастером рукопашного боя и бега на короткие дистанции, отличным лыжником. Программа его физической подготовки должна быть близка к программе подготовки легкоатлета. Разведчики тренируются в быстром и скрытном переползании в любую погоду и на любой местности, учатся плавать, передвигаться в горах, в лесах, через труднопроходимые болота. Боевой костюм разведчику нужен лёгкий, тёплый и непромокаемый, с защитной окраской (летом камуфлированный, зимой белый). Лучшая обувь - лёгкие сапоги, а зимой - меховые сапоги или валенки.
В программу физической подготовки следует также включать тренировку зрения и слуха.
Развитие смекалки, характера и воли. Разведчик, как никакой другой боец, должен обладать трезвым и расчётливым умом, хорошей смекалкой. Ему надо в любой обстановке найти смелое и правильное решение, а для этого нужен не только природный ум, но и хорошее знание армии противника, тактики его действий, боевой техники, умение быстро распознать различные приёмы и уловки противника. Словом, требуется исключительная целеустремлённость действий. Поэтому важно, чтобы разведчик привык мгновенно реагировать на каждое изменение обстановки, был мужествен и спокоен в опасные минуты, терпелив и настойчив в достижении цели, дерзок в нападении и хладнокровен при отходе.
Подчас многие качества ума и характера, необходимые для разведчика, вырабатываются еще до прихода его в армию.
Так, например, хорошими войсковыми разведчиками становятся профессиональные охотники или рабочие тех профессий, где работа требует отваги и сопряжена с риском, вообще люди решительного характера, привыкшие к острым переживаниям.
Как уже сказано выше, подбор людей в разведывательные подразделения играл очень большую роль в боевых условиях, но он не менее важен и теперь. Нельзя назначать в разведывательные подразделения людей робких, слабовольных, безинициативных. Подбор разведчиков надлежит поручать хорошо подготовленным офицерам, имеющим богатый личный опыт войсковой разведки.
Воспитание воли тоже довольно трудное дело, но оно может быть достигнуто на тренировочных занятиях, приближённых к боевой обстановке. Конечно, тут имеет огромное значение высокая воинская дисциплина.
Ясное понимание задач обучения и воспитания войсковых разведчиков - задач, не произвольно выдуманных, а вытекающих из опыта Отечественной войны, - поможет нам поставить боевую подготовку разведывательных подразделений так, как этого требует современное военное искусство.