Содержание материала

 

Гвардии подполковник В. СМИРНОВ

РАЗВЕДКА НА ПОЛЕ БОЯ

Поле боя - вот основной источник сведений о противнике. Именно на поле боя каждый командир и боец яснее всего видят и ощущают степень сопротивления противника, его активность и боеспособность. Офицеру нужно уметь по ходу боя определить силы врага и его боевые возможности.
Особенно трудная роль возлагается на поле боя на офицеров звена взвод-рота. Они ближе всех соприкасаются с противником, от них в первую очередь поступает в штаб информация с оценкой обстановки, правильность которой гарантирует успешное развитие боя.
Обязанность командира роты - правильно оценить те или иные намерения и действия противника, сделать проницательные выводы о противнике, грамотно и своевременно донести о нём старшему начальнику. В своём донесении или докладе по телефону командир роты должен отобразить истинную картину боя, ни в коем случае не допуская недооценки или переоценки сил противника. Иначе вышестоящий начальник будет введён в заблуждение.
Чтобы правильно оценить противника, нужно его изучать. Для этого требуется вести непрерывную разведку своими средствами, - иначе говоря, разведку "на себя". Один из наиболее эффективных видов разведки на поле боя - хорошо организованное наблюдение. Командир роты, который сам настойчиво наблюдает за действиями противника, всегда сумеет принять правильное решение и добьётся успеха в бою.
Опыт Отечественной войны показал, что беспечность и косность в вопросах разведки на поле боя чреваты опасностями. Так, например, в середине апреля 1945 г. наши части, действовавшие западнее Вены, сбив противника с рубежа реки Гросе-Тульн, начали успешно продвигаться вперёд. Они уничтожали и захватывали в плен разрозненные группы гитлеровцев. Противник, прикрываясь слабыми заслонами и отдельными бронетранспортёрами, отходил на новый, заранее подготовленный рубеж обороны по р. Трайзен.
В лесу, в районе д. Мурштетен, немцы, воспользовавшись пересечённой местностью, а также и беспечностью наступающего подразделения, устроили засаду. Она состояла из двух бронетранспортёров, взявших под огонь выходы из деревни и западную опушку леса. Рота старшего лейтенанта Величко двигалась в это время по лесу, не приняв соответствующих мер обеспечения. Эта рота без предварительной разведки вышла на западную опушку леса, попала под сильный огонь с вражеских бронетранспортёров и вынуждена была залечь,
Вместо того чтобы правдиво донести о случившемся, Величко попытался оправдать свою беспечность и отправил командиру батальона по сути дела ложное донесение. Он сообщил: "При выходе на западную опушку леса, юго-западнее Мурштетен, был контратакован сильной группой противника с танками и бронетранспортёрами. Контратака отбита, несу большие потери, перехожу к обороне".
Командир батальона не потрудился проверить, насколько правильно поступившее донесение, и доложил об этом командиру полка. Командир полка принял решение перегруппировать силы и усилить левый фланг. Время шло. Часть приостановила преследование, и в результате противник получил возможность отойти на заранее подготовленный рубеж обороны.
Так из-за своей беспечности и безответственности старший лейтенант Величко дезинформировал и ввёл в заблуждение командование. Этим самым он в конечном счете усложнил общую обстановку и облегчил положение противника.
Недооценка разведки на поле боя часто приводит к принятию командиром неправильного решения. Отсюда, как следствие, - неоправданные потери в личном составе.
В конце марта 1945 г. наши войска, сломив сопротивление 12-й танковой дивизии немцев в районе Папа и преследуя её, достигли реки Раба. По данным разведки, противник подготовил здесь сильный оборонительный рубеж.
Однако некоторые старшие командиры, не оценив надлежащим образом обстановку и не обратив внимания на тревожные сигналы командиров рот, приняли решение - форсировать реку с хода.
Между тем передовые подразделения доносили, что на западном берегу реки Раба имеются окопы и ходы сообщения.
Командир одной из передовых рот лейтенант Гладышев, изучая противника, пришёл к убеждению, что нужно произвести разведку, прежде чем форсировать реку, так как западный берег коварно молчал. Лейтенант попросил у командира батальона разрешения немного задержаться, чтобы разведать направление, данное его роте, но тот, разгорячённый частичным успехом, всё-таки приказал форсировать реку с хода. Командир батальона мотивировал своё решение необоснованным предположением: раз противник огня не ведёт, значит его там нет.
На деле оказалось, что решение о форсировании реки с хода было принято опрометчиво, без учёта действительной обстановки. Когда рота лейтенанта Гладышева начала переправляться, с правого берега по ней был открыт сильный огонь. Противник, как выяснилось после, ждал момента нашей переправы и приготовился сорвать её.
Приведённые примеры говорят о том, что командиры подразделений, допустившие ошибки, забыли об указании Боевого устава пехоты: "Никогда не давать противнику захватить себя врасплох; иметь надёжное охранение и вести непрерывное наблюдение и разведку".
Опыт Отечественной войны показал, что в каждой роте надо иметь хорошо подготовленную ячейку управления, квалифицированных наблюдателей и отделение разведки. Обучать и воспитывать их должен лично командир роты. Это не обуза для подразделения, а органы, необходимые для обеспечения успеха в бою, золотой фонд командира роты. Уже самый факт наличия в роте наблюдателей и отделения разведки в нужный момент подскажет командиру, что следует организовать наблюдение и разведку на поле боя.
Отделение разведчиков играет в роте очень важную роль, особенно в условиях стабильной обороны. Ротные разведчики обеспечивают командира самыми необходимыми сведениями о противнике. Они всегда смогут установить, с каких позиций и когда ведёт огонь противник, где находится проволочное заграждение или минное поле, где и в какое время выставляет противник дополнительные посты и секреты.
В наступательном бою ротные разведчики могут захватить "языка", подобрать на поле боя ценные документы, предупредить командира о намерениях противника, предостеречь свою роту от различных случайностей.
Умелому наблюдению за полем боя нужно учить всех бойцов роты, повседневно развивая в них навыки обнаружения противника по различным приметам и признакам.
Лучшим местом воспитания в бойце качеств разведчика являются поля тактических занятий и учений. Здесь надо настойчиво и кропотливо обучать ротных разведчиков-наблюдателей, тренировать их для действий на поле боя. Этот труд сторицею окупится в бою.