Содержание материала

 

Подполковник ПАВЛОВ Д.

СОСТАВЛЕНИЕ РОТНОГО РАСПИСАНИЯ ЗАНЯТИЙ

В организации учебного процесса и планировании занятий ротное расписание имеет важное значение. В статье "Планирование боевой подготовки в полку, батальоне и роте" мы сделали лишь общий обзор работы командира роты по составлению расписания. В данной статье рассмотрим весь этот процесс на конкретном примере.
При составлении расписания командир роты руководствуется: понедельным планом боевой подготовки батальона; планом пользования стрельбищем, учебными полями и городками; планом расчёта материальных средств.
Изучение понедельного плана боевой подготовки батальона даёт командиру роты ясное представление о содержании занятий и учебных вопросов, предусмотренных планом на первые недели, и позволяет определить, какие занятия и в какой последовательности провести, сколько времени отвести на каждое из них, в какие дни и часы целесообразнее провести намеченные занятия.
Допустим, что на первые две недели командир батальона указал тематику по предметам обучения, приведенную в таблице.
Анализируя этот документ, командир роты приходит к выводу, что главное внимание в первые две недели обучения командир батальона уделяет огневой, строевой подготовке и изучению уставов; тактическая подготовка планом не предусмотрена, она начинается только с третьей недели. Теперь же изучаются приёмы действия с оружием, перебежки и переползания, действия в строю, самоокапывание и маскировка.
На основании понедельного плана и расчёта часов командир роты на первую неделю так распределил время по учебным предметам:

Тематика по предметам обучения

Примечание. Знаменателем в графах "колич. часов" по политической и огневой подготовке указаны часы на политинформации и стрелковые тренировки, которые проводятся также в учебное время (по 30 минут), но в те дни, когда нет политзанятий.

ОГНЕВАЯ ПОДГОТОВКА

Темы занятий

1. Боевые свойства и назначение винтовки. Виды огня из нее - 1 час.
2. Устройство и назначение ствола, ствольной коробки, отсечки-отражателя, спускового механизма, прицела и мушки - 2 часа.
3. Устройство и назначение затвора. Разборка и сборка затвора. Устройство и назначение магазинной коробки - 2 часа.
4. Устройство к назначение ложи, ствольной накладки, штыка, шомпола и прибора. Устройство боевого патрона с обычной и специальной пулей - 1 час.
5. Неполная разборка и сборка винтовки. Принадлежность винтовки. Чистка и смазка винтовки - 2 часа.

Всего на изучение материальной части оружия - 8 часов. Три занятия по изучению приёмов и правил стрельбы (6 час.):

1. Заряжание, перезаряжайте, дозаряжанис и разряжание винтовки - 2 часа.
2. Принятие положения для стрельбы лёжа с руки и с упора - 2 часа.
3. Связное выполнение приёмов: принятие положения для стрельбы лёжа и заряжания винтовки. Установка прицела - 2 часа.

СТРОЕВАЯ ПОДГОТОВКА

Тема первая. Действия бойца без оружия
(четыре занятия)

1. Обязанности бойцов перед построением и в строю - 1 час.
2. Строевая стойка. Построение отделения и выполнение команд: "Становись", "Равняйсь", "Смирно". "Вольно>, "Оправиться" - 2 часа.
3. Повороты (и полуобороты) бойца на месте: "направо", "налево", "кругом" - 2 часа.
4. Движение бойца шагом. Изменение скорости движения и прекращение движения - 2 часа.

Тема вторая. Действия бойца с оружием
(одно занятие)

Строевая стойка с оружием. Выполнение ружейных приемов на месте: "на ремень", "на плечо", "к ноге" - 2 часа.

ФИЗИЧЕСКАЯ ПОДГОТОВКА

Тема первая. Рукопашный бой
(одно занятие)

Изготовка к бою на месте и в движении. Короткий укол. Прыжок через препятствие с приземлением на одну ногу - 2 часа.

Тема третья. Гимнастика
(два занятия)

1. Турник (лестница, бум) - подтягивание. Бревно - передвижение на ногах.
2. Вскок на коня и упор, присев, и соскок вперед пригнувшись (в темпе) - 2 часа.

САПЁРНАЯ ПОДГОТОВКА

Тема первая. Инструмент и материалы для саперных работ
(одно занятие)

Шанцевый инструмент (малая лопата, сапёрная лопата, киркомотыга, топор, ножницы для резки проволоки), его размеры и назначение; правила содержания и носки в походе. Материалы, используемые при укреплении местности. Заготовка дёрна, применение его для одежды крутостей и маскировки окопов. Грунты, их деление на слабые, средние и твердые; свойство грунтов и их влияние на выполнение окопных работ - 1 час.

Тема вторая. Окапывание одиночного бойца
(одно занятие)

Ячейка для стрельбы лёжа, её размеры и время, потребное на отрывку. Выбор места для отрывки ячейки. Положение бойца перед началом отрывки. Приёмы вынимания лопаты из чехла, подрубания дёрна и выбирания грунта. Положение бойца при отрывке ячейки. Отрывка ячейки и маскировка её. Особенности устройства ячейки для стрельбы лёжа в снегу и в мёрзлом грунте - 2 часа.

ДИСЦИПЛИНАРНЫЙ УСТАВ
(два занятия)

1. Сущность воинской дисциплины. Ответственность военнослужащего за соблюдение и поддержание дисциплины. Проступки и преступления. Наказания, налагаемые на рядовой и сержантский состав. Дисциплинарные права начальников - 1 час.
2. Виды поощрений и наград. Права начальников применять поощрения и им рады. Заслуги, за которые рядовые и сержанты награждаются орденами, медалями и удостаиваются звания Героя Советского Союза. Порядок награждения. Особые права, присваиваемые награжденным, - 1 час.

УСТАВ ВНУТРЕННЕЙ СЛУЖБЫ
(три занятия)

1. Распределение времени и повседневный порядок в части. Боевые заслуги и честь Красного знамени своей части. Общие обязанности военнослужащих. Воинские звания и знаки различия военнослужащих Красной Армии. Взаимоотношения военнослужащих - 2 часа.
2. Начальники и подчинённые. Старшие и младшие. Прямые и непосредственные начальники. Порядок обращения к начальнику. Порядок получения и выполнения приказания. Форма одежды рядового и сержантского состава и правила ношения одежды - 1 час.
3. Правила воинской вежливости и поведения военнослужащих. Порядок увольнения из расположения части и правила поведения красноармейцев вне расположения части: на улице, в трамвае, автобусе, железнодорожном вагоне, на вокзале, в столовой, театре, кино - 1 час.

САНИТАРНАЯ ПОДГОТОВКА
Тема первая. Как предохранить себя от заразных болезней
(одно занятие)

Пути передачи заразных заболеваний. Заболеваемость в мирное и военное время. Паразитарные тифы, желудочно-кишечные инфекции, малярия, грипп, особо опасные инфекции, меры предосторожности и борьба с ними - 2 часа.

После того как командир роты наметит занятия, их содержание, он должен по каждому предмету определить учебную цель на неделю. Чтобы не перегружать чрезмерно расписание, учебные цели на неделю заносятся только по основным предметам обучения.
Политические занятия ведутся, по программе Главного политического управления Красной Армии, и учебные цели командир роты ставит в зависимости от темы занятий. Поэтому в дальнейшем мы не будем больше касаться этой дисциплины.
На основании объема занятий командир роты определил такие учебные цели по основным предметам обучения:
По огневой подготовке - изучить назначение, боевые свойства и устройство винтовки и уметь производить её чистку, принимать положение для стрельбы лёжа и заряжать её.
По строевой подготовке - научить основной стойке, выполнению команд "Равняйсь", "Смирно", поворотов и движения шагом.
По уставам - ознакомить с сущностью воинской дисциплины, поощрениями и взысканиями, с распорядком дня части и поведением военнослужащих.
По остальным предметам обучения учебные цели на неделю можно и не ставить, указав их вместе с темами занятий.
Теперь необходимо указать место, где проводится то или иное занятие. Предположим, что роте на предстоящую неделю по плану пользования учебными полями и городками отведены: инженерный городок - третий и пятый дни недели; спортивный городок - третий, четвёртый, пятый и шестой дни недели. На эти дни командир роты намечает занятия по сапёрной и физической подготовке. Все другие предметы он легко может распределить по дням недели, так как для изучения их никаких специально подготовленных мест не требуется.
Поскольку расписание составляется на первую неделю обучения, содержание занятий для всех взводов роты будет одинаковым. Только со второй недели потребуется составлять особые расписания для стрелков, автоматчиков и пулемётчиков.
Продумывая вопрос о том, в какой последовательности необходимо проводить обучение, командир роты рассуждает примерно так.
В первую очередь нужно провести занятия по строевой подготовке. Это необходимо потому, что все занятия сопровождаются обязательным построением и выполнением целого ряда связанных с этим строевых приёмов: стойки, равнения, поворотов, движения и т. д.
Ознакомить бойцов с сущностью воинской дисциплины, с распорядком дня части также следует в первые дни обучения. Остальные предметы обучения целесообразно расположить в плане так, чтобы первые из них как бы подготовляли условия для изучения последующих. С этой целью необходимо, например, чтобы изучение материальной части винтовки предшествовало обучению приёмам стрельбы и первой теме по физической подготовке.
Подготовив форму расписания, командир роты заносит в соответствующие её графы темы намеченных им занятий, определяет на каждое из них учебную цель, указывает, кто руководит, место занятий, материальное обеспечение и учебные пособия.
В расписании он заносит и темы инструктивно-методических занятий с сержантами, причём по вопросам обучения, предусмотренным на первой и второй дни недели, инструктивно-методическое занятие проводится в субботу предыдущей недели. На последующие же занятия второй половины недели, а также на первую половину второй недели темы инструктивно-методических занятий должны быть показаны в расписании первой недели.
Когда расписание будет сделано, командир роты приказывает вывесить его на видном месте. Форма заполненного расписания приведена в табл.


Мы показали здесь порядок составления ротного расписания занятий на первую неделю обучения. Этого же порядка работы придерживается командир роты, составляя расписание и на очередную неделю. Только тогда ему уже придётся составлять расписания отдельно для стрелков, автоматчиков и пулемётчиков.

Журнал "Военный вестник" № 23 за декабрь 1945 г.