Содержание материала

 

Подполковник МАЛАХОВ Я. Я.

ИНСТРУКТИВНО-МЕТОДИЧЕСКИЕ ЗАНЯТИЯ С СЕРЖАНТАМИ-РАЗВЕДЧИКАМИ

Успех разведки зависит от инициативных, сноровистых, решительных и слаженных действий одиночных бойцов и разведывательных групп. Многочисленные боевые примеры подтверждают, что там, где каждый боец-разведчик был хорошо подготовлен, четко знал свои обязанности, разведывательные органы действовали умело и в любых условиях успешно выполняли свои задачи.
Высокая выучка одиночного бойца и хорошая слаженность разведывательных органов важны ещё и потому, что они действуют, как правило, не одновременно и в полном штатном составе, а отдельными группами на значительном удалении от своей части. Находясь в отрыве от части, командир разведывательного органа не может рассчитывать на постоянную помощь и указания старшего командира. Он должен самостоятельно оценивать обстановку, принимать решения и осуществлять их.
Исходя из опыта прошедших боёв, можно утверждать, что в боевой подготовке разведчиков самым важным является обучение одиночного бойца и тактическая слаженность мелких групп (отделения, расчёта, экипажа). Начальники разведывательных отделов (отделений) и все офицеры-разведчики войсковых штабов должны строить боевую подготовку разведчиков так, чтобы максимум внимания и времени было уделено обучению одиночных бойцов и мелких групп.
Не все офицеры смогут успешно решить эту задачу, если не проявят должной заботы к всесторонней подготовке сержантов. Основным учителем, постоянным наставником и воспитателем бойца-разведчика всегда был и остаётся его непосредственный начальник - сержант.
Качество выучки одиночного бойца, сколоченность мелких групп разведчиков в основном зависят от сержанта. Следовательно, исключительную роль играет его личная подготовленность, умение передавать знания своим подчинённым, готовить их к выполнению разведывательных задач в бою. Важнейшая обязанность офицеров - постоянно работать над совершенствованием сержантов как командиров и воспитателей, над повышением их военных и политических знаний, оказывать им помощь в овладении методикой подготовки бойца.
Формы и методы подготовки сержантов многообразны: командирская учёба, методические сборы, решение коротких тактических и огневых задач ("летучек"), служебные совещания, показные занятия, лекции, беседы и т. п.
Однако в данной статье мы рассмотрим лишь одну из этих форм - инструктивно-методические занятия по конкретным темам программы боевой подготовки.
Для того чтобы сержант мог успешно обучать бойцов, он должен: образцово показать технику исполнения приёмов иди действий (вначале в целом, а затем по разделам}, кратко и правильно объяснить изучаемые вопросы, соответствующие положения уставов и наставлении, а также организовать тренировку. Основное требование к руководителю, в том числе и к сержанту, - проводить каждый урок наглядно и последовательно, обеспечить переход от простого к сложному, от исполнения отдельных элементов к выполнению приёмов и действий в целом.
Чтобы построить урок в полном соответствии с этими требованиями, руководитель должен быть хорошо подготовлен к каждому занятию. Оттого, насколько он умеет правильно подготовиться сам и заблаговременно обеспечить материальную базу, зависит успех занятия. Поэтому нужна систематическая и кропотливая работа офицеров над повышением знаний и инструкторско-методических навыков. Особенно необходимо помогать сержантам - непосредственным учителям рядовых бойцов. Инструкторско-методическое занятие и является одной из лучших форм такой помощи.
К сожалению, отдельные офицеры не совсем ясно представляют себе содержание и способы инструктивно-методических занятии с сержантами. Одни ограничиваются только классным инструктажей и устными указаниями о том, когда, где и чем заниматься; другие применяют давно отвергнутый метод так называемого "натаскивания" инструктируемых в выполнении приемов и действий. Некоторые же превращают инструкторско-методические занятия в уроки словесности.
Что является главным в данном деле? Главное - помочь сержанту подготовиться к очередному занятию с красноармейцами, помочь понять и практически освоить, как целесообразнее, методически правильнее организовать занятие, довести до сознания обучаемых необходимые знания и навыки. Одновременно инструктивно-методические занятия должны содействовать повышению командирских навыков сержанта, углублению и расширению общих и специальных знаний, его кругозора.
Критерий, определяющий качество инструктивно-методического занятия, может быть только один: достигло ли оно главной цели, получили ли сержанты знания и методические навыки по изучаемым вопросам, сумеют ли они поучительно и интересно организовать и провести занятия с красноармейцами.
Некоторые дискуссируют о том, какую основную цель преследуют инструктивно-методические занятия с сержантами: повышение ли их общих личных знаний или методическое их совершенствование? Это - отвлеченные споры. Определять цель инструктивно-методических занятий без учета теоретической подготовки, боевого, командного и учебного опыта сержантов нельзя. Необходимо всесторонне учесть подготовку и опытность сержантского состава, выявить, в чём они больше всего нуждаются.
Вредно отрывать повышение общих военных знаний сержантов от совершенствования их методических навыков. В самом деле, можно ли говорить о методических навыках сержанта, если он не обладает достаточным знанием того предмета, который должен умело преподать бойцу? Разумеется, нет.
Если личная выучка сержантов оставляет желать лучшего, то целесообразно делать упор на нее и на всех инструктивно-методических занятиях перед отработкой каждой очередной темы с бойцами. И наоборот, если сержант достаточно подготовлен, имеет боевой опыт, но слаб в методике, большую часть времени инструктивного занятия нужно уделять не тому, чтобы учить его выполнению приёмов, а целесообразной организации урока с бойцами, последовательности их обучения, т. е. методике.
Необходимо чётко решить также вопрос, кто должен проводить инструкторско-методические занятия с сержантами.
Существует мнение, что это прямая обязанность только командира роты. Это не совсем так. Если в роте имеются другие лица, хорошо методически подготовленные, то почему бы и им не проводить такие занятия по тем или иным вопросам? Командир разведывательного подразделения Н-ской стрелковой части гвардии капитан Смирнов обладает большим боевым опытом, отлично знает тактику разведывательных органов и считается одним из лучших методистов. Однако значит ли это, что все инструктивно-методические занятия с сержантами должен проводить только он? В его подразделении служит старший сержант Квашин, окончивший физкультурный техникум. Он - отличный спортсмен и до службы в Красной Армии был преподавателем физкультуры. Вполне закономерно инструктивные занятия с сержантами по физической подготовке поручить ему, дав соответствующие указания и осуществив контроль за ходом занятий.
Можно привести другие примеры, показывающие, что инструктивно-методические занятия вполне под силу не только командиру роты, но и другим офицерам или даже сержантам роты.
Инструктивно-методические занятия с сержантами-разведчиками обязательно необходимо проводить перед каждым занятием с бойцами по всем узловым темам программы боевой подготовки. Если условия не позволяют это делать, то, в крайнем случае, нужно перед каждым занятием проводить краткий инструктаж.
В подразделениях имеются сержанты, хотя и обладающие боевым опытом, но не вполне методически подготовленные. С другой стороны, можно встретить сержантов, получивших солидную теоретическую подготовку в учебных частях и школах, имеющих известные методические навыки, но не обладающих должным боевым опытом. Это значит, что у сержантов подразделения могут быть различные вопросы. Учитывая их, командир подразделения должен систематически прививать сержантам единые всесторонние взгляды на обучение, единые навыки методики обучения бойцов. В отдельных случаях, когда есть полная уверенность, что сержанты твёрдо знают вопросы предстоящего обучения бойцов и смогут не только лично выполнить приёмы или действия, но и умело преподнести их обучаемым, будет достаточно ограничиться только указаниями об организации занятия.
Как же организуется и проводится инструктивно-методическое занятие с сержантами?
Офицер-руководитель прежде всего заблаговременно предупреждает сержантов о теме, месте и времени занятия, указывает, что конкретно надо прочитать в часы самоподготовки или в специальное время, отведенное для подготовки к данному занятию.
Там, где "внезапно" вызывают сержанта на инструктаж, да еще при условии, что он не знает темы, эффект получается весьма небольшой. Предварительная подготовка сержантов к инструктажу важна не только потому, что она способствует лучшему усвоению вопросов предстоящих занятий, а в процессе подготовки у сержантов возникает ряд вопросов по отдельным пунктам и статьям изучаемых руководств и пособий. На инструктаже они разрешают эти вопросы.
Отдельные офицеры вначале проводят инструктивно-методические занятия, а затем, некоторое время спустя, указывают сержантам, какие руководства и пособия надо изучить в порядке подготовки к занятию с бойцами. В итоге сержанты являются на инструктаж неподготовленными, и приходится тратить время на объяснение того, что вполне могло быть усвоено самостоятельно. Меньше времени остаётся на методический инструктаж. В конечном счете это влияет на качество занятий с бойцами.
Офицер должен хорошо подготовиться к инструктивно-методическому занятию, изучить руководства и пособия по данной теме, придумать её цель и учебные вопросы, наметить порядок проведения урока, выбрать участок местности, отдать распоряжения о заблаговременной подготовке этого участка (щели, окопы, траншеи, ориентиры и др.). Затем составляется план-конспект.
Перед началом инструктивно-методического занятия руководитель делает следующее:

  • строит сержантов, осматривает их снаряжение, оружие, учебные приборы и наглядные пособия (учебные патроны, гранаты, бинокли, перископы и т. п.);
  • знакомит сержантов с оборудованием учебного поля, на котором будет проводиться инструктивное занятие; объясняет тему и цель, содержание и порядок проведения занятия;
  • проверяет качество подготовки сержантов к занятию, правильность понимания тми цели и содержания данной темы и рекомендованных для проработки руководств и пособий;
  • в зависимости от знаний и навыков сержантов определяет, на что обратить главное внимание - на совершенствование личной подготовки сержантов (согласно учебным целям дайной темы) или на методическую сторону их подготовки.

Приступая к занятию, руководитель проверяет сержантов (всех или некоторых), как исполняют они изучаемые приемы действия. Заметив характерные сшибки, он кратко разъясняет, к чему эти ошибки ведут, а затем приступает к инструктажу, который проводится в следующей последовательности:

  • показ исполнения приема или действия в целом с кратким разъяснением их сущности;
  • показ способов расчленения приема на составные элементы и методики исполнения их;
  • организация практической тренировки инструктируемых с целью выработки ловкости и быстроты исполнения приема; при этом ошибки, допускаемые сержантами, следует немедленно исправлять;
  • показ наиболее выгодной расположения на местности обучаемых бойцов и руководителя;
  • тренировка сержантов в исполнении обязанности руководителя, обучающего бойцов (подражание приёмам, которые применял в первой части занятия офицер, обучивший сержантов тем или иным приёмам);
  • указание на ошибки, допускаемые инструктируемыми при исполнении ими обязанностей руководителя занятий;
  • методические указания относительно предстоящего занятия с красноармейцами (место, расчет времени, материальное обеспечение и порядок проведения урока);
  • показ конспекта, составленного руководителем, и разъяснение порядка составления и пользования им (если возможно - образцы конспекта (плана) занятия раздаются инструктируемым);
  • проверка усвоения сержантами вопросов данного инструктивного занятия.

Приведём пример, иллюстрирующий изложенные нами положения. Командир разведывательного подразделения гвардии капитан Смирнов проводил занятие с сержантами по теме: "Выбор места для НП и техника наблюдения".
Из ротного расписания все сержанты заблаговременно узнали о теме, цели, времени и месте инструктивно-методического занятия, а также о том, какие статьи боевого устава пехоты и пособия надо проработать. Рекомендованную литературу сержанты хорошо изучили, продумали учебные вопросы и порядок организации занятии с бойцами по данной теме. Гвардии капитан выбрал подходящий для данного занятия участок местности, приказал выставить и замаскировать цели, обозначающие противника. Он хорошо проанализировал учебные вопросы, выделив наиболее важные из них (с учетом уровня подготовки бойцов). Затем гвардии капитан вышел на место занятия, отдал старшине необходимые указания об оборудовании этого места, изучил необходимые соответствующие статьи устава и наставления, после чего составил план-конспект.
Сержанты вышли в район занятий, уже имея известную подготовку. Некоторые обдумали вопросы лучшего проведения урока с бойцами по данной теме.
В первой части занятия сержанты, будучи в роли бойцов, учились правильно выбирать место для НП, скрытно выдвигаться на НП и занимать его, сноровисто маскироваться и вести наблюдение за противником. Каждый сержант, находясь не далее 100 метров от руководителя, выбирал место для НП, о чём докладывал гвардии капитану. Только с разрешения последнего сержант выдвигался на НП.
Гвардии капитан Смирнов делал свои замечания, оценивал места, выбранные для расположения НП. Когда кто-либо из сержантов выдвигался на НП, остальные наблюдали за техникой его действий, замечали недостатки. В таком порядке были проверены действия всех инструктируемых. Некоторых сержантов тов. Смирнов возвращал, если они нарушали правила скрытного выдвижения, разъяснял сущность ошибок, показывал, как надо применяться к местности, и приказывал повторить действия. Повторенными действиями он добивался отличного результата.
Проверив, как каждый сержант выбрал место для НП, как расположился и замаскировался, сделав необходимые указания, гвардии капитан Смирнов собрал инструктируемых и произвел разбор. Он отметил, например, неправильные действия сержанта Фалина, выбравшего НП на чердаке отдельного домика, ярко заметного на фоне окружающей честности. Руководитель отмстил и хорошие решения, сноровистые действия при выдвижении на НП.
Затем руководитель отвел сержантов на выбранный для занятия участок местности, который изобиловал местными предметами; здесь он продолжил тренировку по тем же вопросам. Когда эти вопросы были достаточно усвоены, руководитель приступил к отработке следующих, тренируя сержантов в практическом выполнении обязанностей наблюдателя. Лишь после этого началась вторая часть занятия - методическая.
Поставив сержанта Гуличка в роль командира отделения, руководитель приказал ему проводить занятие по данной теме. Когда сержант провёл замятие, гвардии капитан заслушал замечания инструктируемых, сделал заключение, отметив допущенные недостатки. Вторым в роли командира отделения действовал сержант Сажин. Он выполнил свои обязанности более уверенно, но несколько спешил, не замечая недостатков, которые допускали его товарищи, действовавшие в роли бойцов. Гвардии капитан указал на эту ошибку, подчеркнув, что она сводит на-нет успех занятия с бойцами. Сержант, не обращающий внимания на неправильные действия бойцов, невольно содействует тому, что они приобретают неправильные навыки.
В боевой подготовке значительно сложнее устранять неправильные навыки, привитые молодым бойцам, нежели с первых шагов научить их правильным действиям.
Так, постепенно, переходя от одного вопроса к другому, руководитель практическим показом учил сержантов методам подготовки молодых бойцов. Убедившись, что большинство сержантов правильно поняли его и готовы самостоятельно проводить занятия с бойцами, он подвёл общий итог, показал сержантам конспект и сделал указания о порядке подготовки, месте и времени занятий с бойцами по данной теме.
Небезынтересна рассмотреть ещё один пример инструктивно-методического занятия, которое провел начальник разведки дивизии майор Устюгов с командирами разведывательных взводов. Это занятие проводилось с офицерами, т. е. более сложное, чем с сержантами, оно, тем не менее, служит поучительным примером и для занятий с сержантским составом.
Ниже приводим конспект занятий.

ТЕМА: ПОДГОТОВКА ОТДЕЛЕНИЯ К ДЕЙСТВИЯМ В НОЧНОМ ПОИСКЕ С ЦЕЛЬЮ БЕСШУМНОГО ЗАХВАТА ПЛЕННОГО

Учебные цели:

  1. Научить офицеров образцовому проведению подготовки поиска силами отделения с целью бесшумного захвата пленного.
  2. Показать офицерам методику занятия с отделением по данной теме.

Время: 3 часа.

Материальное обеспечение: личное оружие и носимый шанцевый инструмент бойцов; учебные ручные и противотанковые гранаты; бинокли, компасы, ракеты, веревка, плащ-палатка, индивидуальный пакет ("кляп").
Оборудование учебного поля: НП, окопы, ход сообщения, мишени, проволочное заграждение, учебные мины.

Содержание первой части занятия

Построение инструктируемых и проверка подготовленности к занятию.
Объяснение содержания, учебных целей и порядка инструктивного занятия.
Постановка задачи отделению на бесшумный захват пленного. Работа командира отделения по организации наблюдения за объектом поиска.
Выбор скрытных путей для подхода отделения к объекту.
Техника выдвижения к объекту.
Выбор момента для нападения на объект.

Содержание второй части занятия

Практика офицеров в обучении отделения действиям в поиске. Указания по предстоящему занятию с красноармейцами (методические указания, время, место, материальное обеспечение),

Как проходила первая часть занятия

Выйдя с командирами разведывательных взводов на заранее избранный и подготовленный район местности, руководитель сделал следующие указания:
"На следующей неделе вы приступите к отработке с борцами темы: "Подготовка отделения к действиям в ночном поиске с целью бесшумного захвата пленного". Тема эта для вас не новая. Все вы имеете боевой опыт бесшумного захвата пленных. Однако каждый из вас имеет свои особые взгляды на эти действия и на обучение отделения. Я намерен сегодня проверить вас по данному вопросу, заслушать ваши пожелания, добиться единства взглядов по всем учебным вопросам данной темы, показать, как бы я хотел организовать и проводить обучение бойцов по этой теме".
Майор Устюгов кратко проверил знание офицерами основных положений Устава по данной теме.
Поскольку командиры взводов обладали боевым опытом, но не все имели достаточные знания уставных положений, а также в связи с нехваткой в подразделении руководств и пособий, руководитель уделил значительное время теории вопроса и, на наш взгляд, сделал совершенно правильно. Он добивался правильного понимания соответствующих статей Боевого устава пехоты, умения разъяснить суть их, т. е. объяснить, почему именно так, а не по-иному трактуются те или иные вопросы. Руководитель приводил при этом примеры из боевого опыта.
Вот какие вопросы поставил он перед офицерами:

Что мы называем поиском?
В каких видах боя и в каких условиях проводятся поиски?
Какие приёмы проведения поиска известны присутствующим офицерам?
Какой разведывательный орган и в каком составе выделяется для действий в поиске?
Какие задачи может выполнять РГ, действуя в поиске?
Какие условия необходимы для обеспечения внезапности действий отделения в поиске?
Какие объекты являются наиболее выгодными для проведения поиска?
Почему необходимо предварительно изучать объект поиска и как это осуществляется?
Каковы способы бесшумного выдвижения отделения к объекту на различной местности?

Заслушав ответы и сделав замечания по этим вопросам, убедившись, что все командиры взводов правильно смогут объяснить их обучаемым, майор Устюгов указал, что все эти вопросы бойцы должны изучить да занятий в поле, - в часы самоподготовки.
Затем начался практический показ инструктируемым офицерам организации и проведения занятий. Были показаны приёмы осмотра обучаемых, их оружия, необходимых учебных приборов и проверки готовности сержантов и бойцов к занятиям. После этого руководитель объяснил содержание темы, цели, учебные вопросы и порядок проведения занятий, обратив при этом внимание офицеров на следующее:

  • надо во время объяснения располагать обучаемых так, чтобы они хорошо слышали командира;
  • командир взвода должен иметь возможность видеть всех бойцов в лицо;
  • необходимо ознакомить обучаемых с положением и характером учебного поля;
  • важно добиться краткости, чёткости и ясности пояснении, умея на-коротке контролировать правильность усвоения.

После этого майор Устюгов поставил задачу на бесшумный захват пленного, сформулировав ее так:
"Мы имеем данные, что противник произвел смену подразделений 24-го пехотного полка 14-й пехотной дивизии. Передний край обороны противника проходит по южной опушке рощи (указывает на местности), через развалины строений и далее вдоль берега безымянного ручья. На юго-западной опушке кустарника обнаружен ручной пулемет противника, Командир полка приказал захватить пленного в районе восточнее этого кустарника. Я решил организовать поиск, бесшумно напасть на ручной пулемет противника и захватить пленного.
Командиром разведывательной группы назначаю лейтенанта Тряпицына (командира взвода пешей разведки). Организуйте изучение объекта разведки".
Лейтенант Тряпицып выбрал место для НП и организовал наблюдение за объектом поиска. Руководитель выслушал решение и распоряжение лейтенанта, затем поручил это же сделать другому офицеру. После чего он проверил лейтенанта Тряпицына по вопросам контроля за действиями обучаемых и исправления их ошибок. В такой последовательности майор проверил инструктируемых офицеров по всем учебным вопросам темы.
Переходя от одного учебного вопроса к другому, руководитель не только проверял офицеров, но и показывал практически, что и как надлежит делать. После того как руководитель убедился, что офицеры могут образцово показать сержантам и бойцам способы действий в поиске, он перешёл ко второй части занятия - к показу организации занятия по данной теме и к тренировке офицеров в роли руководителей.
В заключение майор Устюгов приказал командирам взводов лично проводить занятия по данной теме с каждым отделением.