Содержание материала

 

Подполковник Ф. М. ДАВЫДОВ

ОТДЕЛЕНИЕ (РАЗВЕДЫВАТЕЛЬНАЯ ГРУППА - РГ) В ЗАСАДЕ

(Советы по методике обучения)

Прежде чем приступить к отработке темы на местности каждый обучаемый и организующий занятие должен усвоить следующее.
Засада - это заблаговременное, скрытное и тщательно замаскированное расположение подразделения с целью внезапного и ошеломляющего нападения на противника (огнем в упор и живой (ударной) силой с близкой дистанции).
Способом засады выполняются следующие задачи по разведке:

  • захват пленных и документов;
  • нанесение поражения живой силе противника, уничтожение его боевой техники и вооружения;
  • внесение в ряды войск противника паники (особенно в период преследования)

Захват в плен одиночных солдат и небольших групп противника производится бесшумно, без открытия огня.
Открывать огонь следует лишь в тех случаях, когда силы противника значительно превосходят наши, или если противник обнаружил место засады.
Засады могут быть организованы:

  • на путях движения разведывательных и передовых подразделений противника;
  • в глубине боевых порядков противника, на путях отхода его частей или подхода резервов;
  • перед передним краем обороны, на вероятных направлениях действий разведывательных подразделений противника.

Место расположения разведывательной группы в засаде должно удовлетворять требованиям маскировки и иметь скрытые подступы, обеспечивающие внезапность действий и беспрепятственный отход.
Засады лучше всего устраивать ночью. Успешным действиям засад способствует туман, сильный дождь, снегопад, а также ослабление бдительности противника. Движение к месту засады совершается по скрытым подступам, причем принимаются меры непосредственного охранения во избежание преждевременной встречи с противником и боя.
Боевой порядок разведывательной группы в засаде состоит из подгруппы захвата (нападения), подгрупп обеспечения и наблюдателей.
Боевой порядок строится по принципу круговой обороны. Подгруппа захвата (нападения) располагается ближе к месту вероятного движения противника; обеспечивающие подгруппы располагаются на флангах и в местах, допускающих хороший обстрел. Наблюдатели располагаются на некотором удалении от разведывательной группы в местах, откуда можно вести наблюдение на большое расстояние.
В период действий, в том случае, если к месту засады приближаются одиночные солдаты (офицеры) противника, подгруппы обеспечения огня не открывают, а подгруппа нападения, подпустив противника на близкое расстояние, стремительным броском захватывает их в плен.
Когда силы противника, движущиеся к месту засады, превышают силы разведывательной группы, следует подпустить противника на близкое расстояние и по сигналу (команде) командира уничтожить его огнём в упор. При этом необходимо принять все меры к захвату пленных.
Захваченных пленных надо немедленно обыскать, отобрать у них оружие, личные и служебные документы. Подбитые автомашины, повозки, мотоциклы, трупы убитых офицеров и солдат противника также следует тщательно обыскать, все служебные и личные документы изъять.
Командир разведывательной группы, в соответствии с поставленной задачей, обстановкой и характером местности, после выбора места засады и изучения его составляет план действий, который включает следующие вопросы:

  • задачу;
  • состав разведывательной группы, её вооружение и снаряжение;
  • боевой порядок разведывательной группы в засаде;
  • время выхода разведывательной группы к месту засады;
  • маршрут и порядок движения разведывательной группы к месту засады, возвращение группы после выполнения задания;
  • действия при внезапной встрече с противником до подхода к месту засады;
  • порядок действий из засады (задачи каждой группы и каждого бойца);
  • порядок эвакуации пленных, выноса захваченных документов и трофеев;
  • сигналы взаимодействия внутри разведывательной группы.

Как показал опыт Великой Отечественной войны, успех действий разведывательной группы из засады может быть достигнут только в том случае, если будут соблюдены следующие условия:

а) разведывательная группа выйдет к месту засады незамеченной противником;
б) расположится в том месте, где она действительно можно встретить противника;
в) замаскируется настолько тщательно, что приближающийся противник не сможет обнаружить признаков засады даже на самом близком расстоянии;
г) разведчики будут предварительно натренированы и приучены к выдержке в период приближения врага и к быстрым, дерзким действиям в момент нападения на него;
д) огонь, когда этого потребует обстановка, будет открыт внезапно, после чего последует дерзкое нападение с целью захвата пленных и полного уничтожения остатков противника;
е) после завершения боя разведывательная группа немедленно скрытно перейдет в другой район.

Эффективность засады при соблюдении перечисленных нам условий можно показать на следующих примерах из опыта Великой Отечественной войны:

1. Разведывательной группе в составе 10 человек под командованием лейтенанта Бергер была поставлена задача проникнуть в расположение боевых порядков обороняющегося противника и захватить пленного.
Местность в расположении противника была покрыта мелким кустарником и травой, что позволяло разведывательной группе скрытно передвигаться.
В течение двух дней разведывательная группа вела наблюдение за противником.
В результате наблюдения было избрано место, где можно было скрытно проникнуть в расположение немцев, примерно намечен район действия и пути выхода в этот район разведывательной группы.
Лейтенант Бергер решил организовать засаду в расположении противника.
В соответствии с имевшимися ранее данными о расположении немцев и данными личного наблюдения лейтенант Бергер составил план действия и поставил задачу разведывательной группе.
В 22.00 15 июля 1944 г. разведчики ползком преодолели передний край обороны противника и по намеченному пути, двигаясь в колонне по одному и имея впереди дозор, вышли в намеченный район.
До рассвета разведчики пролежали в кустарнике, ничем не выдавая своего присутствия. Как только стало светать, лейтенант Бергер выслал двух разведчиков к дороге, а в дальнейшем, когда последние благополучно достигли указанного пункта, приказал выйти к дороге и всей группе. У дороги была организована засада. Боевой порядок был построен таким образом: подгруппа захвата (6 человек) замаскировалась непосредственно у дороги, подгруппа обеспечения (4 человека) расположилась справа уступом за подгруппой захвата; лейтенант Бергер находился с подгруппой захвата. Через 2 часа разведчики заметили движение 50 (примерно) солдат противника, которые двигались по дороге к линии фронта. Лейтенант Бергер приказал огня не открывать и пропустить колонну противника. Минут через 30 после того, как прошла колонна, разведчики заметили двух немецких солдат, которые двигались по дороге. Как только солдаты поравнялись с подгруппой нападения, лейтенант Бергер подал команду; в одно мгновение разведчики из подгруппы захвата набросились на немцев, свалили их, обезоружили и отвели с дороги в кусты. Разведывательная группа с захваченными пленными весь день маскировалась в лесу, а ночью скрытно проникла через боевые порядки противника, перешла линию фронта и вернулась в своё расположение.

2. Наблюдением и боем наступающих подразделений было установлено, что самоходные орудия противника курсируют по дороге вдоль линии фронта. Группе разведчиков в составе 5 человек (из них двое саперов) под командой старшего сержанта Макарова была поставлена задача: проникнуть в расположение противника, заминировать дорогу и захватить пленного из орудийного расчёта самоходного орудия.
Как только стемнело, группа разведчиков, используя разрывы между боевыми порядками немцев и искусно маскируясь, проникла в их расположение и вышла на дорогу в 2 км от линии фронта. На рассвете разведчики, выбирая место для устройства засады, обнаружили несколько десятков немецких противотанковых мин и ящик со взрывателями (повидимому, противник приготовил их для минирования местности).
Взяв 4 мины, разведчики перешли в другой район, заминировали дорогу и организовали засаду.
В 4.00 по шоссе строем прошло до роты пехоты противника, а через 30 мин. показалось одно самоходное орудие. Выйдя на минированный участок дороги, орудие подорвалось. Как только произошёл взрыв, разведчики по команде бросились к месту взрыва и захватили в плен 4 немцев из боевого расчёта орудия.
Двое немцев, пытавшихся сопротивляться в период их конвоирования, были убиты, а двое доставлены в штаб. Разведывательная группа выходила из расположения противника днём, используя для маскировки складки местности и неубранное поле пшеницы.

3. Разведывательная группа в составе 15 человек под командованием лейтенанта Бондаренко получала задачу захватить пленного на переднем крае обороны противника.
Каждый разведчик был вооружён автоматом и двумя гранатами. Разведывательная группа организовала тщательное наблюдение за поведением врага на участке переднего края обороны, где предполагалось действовать.
Объектом нападения был выбран ручной пулемёт, установленный в первой траншее. По плану действий предполагалось захватить пленного способом поиска.
С наступлением темноты разведывательная группа начала ползком приближаться к объекту нападения. Когда подгруппа захвата подползла к первой траншее, то оказалось, что в траншее никого нет. Тогда разведывательная группа стала продвигаться в глубь расположения противника. Разведчики прошли около 800 м за передний край обороны, не встречая никого на своём пути. Но как только разведчики подошли к дороге, они заметили движение солдат. Командир группы решил организовать у дороги засаду.
Разведывательная группа была разбита на две подгруппы; они залегли по обе стороны дороги в 15 м одна от другой. При этом лейтенант Бондаренко строго-настрого запретил производить какие-либо действия без команды. Ждать пришлось недолго. Вскоре на дороге появилось 15 солдат противника. Как только немцы подошли к месту засады, лейтенант Бондаренко скомандовал "огоны"; разведчики открыли огонь из автоматов и бросили гранаты. Немцы в панике пытались бежать сначала назад, потом вперёд, но везде были встречены огнём наших разведчиков.
В ходе боя 9 немцев было убито, двое захвачено в плен, а четверым удалось сбежать. Разведчики обыскали трупы убитых и, конвоируя пленных, немедленно начали отход. Нападение было столь стремительным и скоротечным, что немцы, находившиеся на переднем крае обороны, опомнились и открыли огонь тогда, когда наши разведчики уже достигли своих траншей.

По программе боевой подготовки пехоты Красной Армии на тему: отделение (разведывательная группа - РГ) в засаде - отводится 8 часов. Тема разбита на 3 занятия. Занятие 1. Подготовка к действиям в засаде. Занятие 2. Действия в засаде. Занятие 3. Действия в засаде ночью.
В соответствии с общим количеством часов, отведённых на отработку темы, при планировании занятий следует отвести:
на первое занятие - 2 часа, на второе - 3 часа, на третье - 3 часа.
На занятиях отрабатываются следующие вопросы:

Занятие первое. Уяснение задачи, подготовка личного состава и материальной части для действий. Предварительное учение местности, определение и изучение места засады. Выбор пути и способов движения к месту засады. Боевой порядок, организация наблюдения и охранения во время движения. Действия при внезапной встрече с противником. Составление плана действий.

Занятие второе. Доразведка района засады. Выбор места, наиболее выгодного для обеспечения внезапности действий и скрытного отхода после нападения. Расположение личного состава (наблюдателей, подгрупп обеспечения и подгрупп захвата) и материальной части в засаде. Обязанности личного состава разведывательной группы в засаде: взаимодействие внутри группы. Приёмы действий при нападении на одиночных солдат противника, на группу людей, автомашину, повозку, всадника, мотоциклиста. Техника захвата в плен; обыск и конвоирование пленного. Техника сбора документов с убитых. Поддержание связи со старшим начальником. Порядок возвращения после выполнения задачи.

Занятие третье. Отрабатываются вопросы второго занятия в условиях ночи.
В процессе отработки темы следует добиться:

а) от командира отделения (командира разведывательной группы) умения:

  • выбирать места засады и пути движения разведывательной группы в различной обстановке и на различной местности;
  • правильно располагать разведывательную группу в засаде, применительно к местности (построить боевой порядок);
  • правильно ставить задачу и организовывать взаимодействие между подгруппами (захвата, обеспечения) и отдельными бойцами в засаде, обеспечивающее внезапность действий;
  • управлять боем разведывательной группы во время нападения из засады;
  • быстро собрать разведывательную группу после нападения, организованно и скрытно отойти от места засады в другой район с захваченными пленными и документами:

б) от бойцов умения:

  • бесшумно передвигаться к месту засады на любой местности;
  • безукоризненно маскироваться в боевом порядке разведывательной группы, в засаде на различной местности и, находясь продолжительное время на одном месте, не выдавать своего присутствия;
  • вести наблюдение и докладывать командиру обо всём замеченном посредством различных сигналов;
  • открывать огонь по сигналу (команде) командира одновременно;
  • дерзко нападать на противника и захватывать его в плен, ведя огонь на ходу и применяя гранаты;
  • обыскивать автомашины, трупы убитых и доставлять пленных.

Командир взвода, организующий занятия и проводящий их, обязан:

  • тщательно изучить общие положения, относящиеся к организации и проведению засады;
  • выбрать район для проведения занятий;
  • продумать план организации засады, применительно к предстоящим занятиям, и сделать записи;
  • составить к предстоящим занятиям краткую тактическую обстановку;
  • продумать и заранее подготовить всё необходимое для создания обстановки, приближённой к боевой действительности (назначить людей для обозначения "противника" и подготовить имитационные средства);
  • перед каждым занятием на местности проинструктировать командиров отделений и бойцов, выделенных для обозначения "противника"; на инструктаже командиров отделений указать, как будут организованы занятия, что он (командир взвода) требует от командиров отделений, что они должны знать сами и на что главным образом следует обратить внимание при обучении бойцов;
  • указать командирам отделений, какой материал необходимо прочесть им лично и что проработать вместе с бойцами по организации и проведению засады;
  • показать технику исполнения отдельных приёмов, необходимых при действиях в засаде (переползание, захват пленного, доставка его и т. п.);
  • накануне занятий проверить, как командиры отделений организуют занятия, и сделать необходимые замечания.

Бойцов, выделенных для обозначения противника, необходимо заранее выслать в район действий, причём они должны быть удалены от места засады на такое расстояние, чтобы не видеть, где она будет устроена. Этой группе надо поставить задачу быть готовой (по сигналу или приказанию через посыльного) действовать в качестве дозора по указанному маршруту. Для этого следует в общих чертах создать тактическую обстановку. Надо добиться того, чтобы разведывательная группа не знала откуда будет двигаться дозор, и дозор не был осведомлён о том, где организована засада. При таком условии обстановка будет более приближённой к боевой действительности, и занятия будут интересными и поучительными. Обычно бойцы, действующие за "противника", заранее обнаруживают место засады по присутствии руководителя; поэтому командир взвода в тот момент, когда разведывательная группа замаскируется, а дозор начнёт движение, сам должен укрыться и вести наблюдение за действиями группы.
Ниже показано, как следует организовать и провести занятия - первое, второе и третье, причём приводится только один из возможных вариантов.

Занятие первое. Подготовка к действиям в засаде. На отработку каждого учебного вопроса рекомендуется отвести следующее количество времени:

  1. Уяснение задачи - 15 мин.
  2. Подготовка личного состава и материальной части для действий - 10
  3. Предварительное изучение местности и определение места засады. Выбор пути и способов движения к месту засады - 40
  4. Боевой порядок, организация наблюдения и охранения во время движения
    Действия пои внезапной встрече с противником - 40
  5. Разбор занятий - 15

    Всего 2 часа

Тактическая обстановка может быть создана примерна следующая: передний край обороны противника проходит по южной окраине - Ивановка, выс. 263,7 (схема 2). Противник занял оборону на этом рубеже в результате отхода. Имеются две линии траншей, заранее подготовленные; впереди траншей в некоторых местах проходит проволочное заграждение и минные поля. Участок переднего края от выс. 263,7 до Ивановка заболочен, порос кустарником и представляет возможность укрыто преодолеть передний край обороны противника и проникнуть в тыл его расположения. Разведывательной группе поставлена задача: проникнуть в расположение противника и захватить пленного.

Накануне занятий необходимо ознакомить командиров отделений с обстановкой и обеспечить их картой изучаемого района, чтобы они имели возможность заранее ознакомиться с ним.
Для обозначения "противника" следует назначить 2-3 бойцов и провести с ними инструктаж.
Разведывательная группа выходит в район занятий.
Командир взвода кратко излагает организацию занятий, какие учебные вопросы следует отработать и каким методом. После этого он вызывает командира отделения и проверяет, как последний усвоил обстановку, задачу разведывательной группы и порядок отработки учебных вопросов.
Командир разведывательной группы (командир отделения) отводит разведчиков в укрытие, знакомит их с обстановкой и полученной задачей, указывает место, где намечен переход линии фронта. Затем он путём опроса 2-3 человек проверяет, как они усвоили поставленную задачу.
После этого командир разведывательной группы проверяет исправность оружия, всё ли взято с собой каждым бойцом, подгонку обмундирования и снаряжения.
Кроме того, командир разведывательной группы ставит бойцам задачу скрытно выдвинуться ближе к переднему краю обороны "противника", замаскироваться и вести наблюдение на участке переднего края, где предполагается действовать. Каждый
боец обязан, изучив местность, определить, в каком месте лучше
перейти линию фронта и в каком направлении двигаться в расположении "противника" в намеченный район действия.
После изучения местности командир разведывательной группы докладывает командиру взвода, где удобнее перейти линию фронта, по какому пути двигаться в район действий, как построить боевой порядок разведывательной группы и организовать наблюдение и охранение во время движения.
Командир разведывательной группы требует от 2-3 бойцов доклада, как они оценивают местность (в какой мере она удобна для проникновения в тыл противника), и делает при этом замечания. После этого командир разведывательной группы отводит разведчиков в укрытие и объявляет им своё решение о порядке движения. Решение может быть выражено примерно так: передний край обороны противника перейдём по заболоченной местности у сухого дерева, далее будем двигаться по лощине в направлении развалин, развалины обойдём справа по кустарнику и далее по руслу ручья в направлении леса. До сухого дерева впереди будут двигаться Иванов и Сидоров, всем остальным следовать за мной попарно. До сухого дерева (передний край обороны) будем передвигаться ползком.
Как только перейдём передний край обороны противника и достигнем кустарника, впереди пойдут Ануфриев и Гузов на расстоянии 50 м от группы по указанному пути. Разведывательная группа будет двигаться в колонне по одному за мной. Андреев пойдёт справа от группы в 10 - 15 м, Сидоров слева, ваша задача - вести наблюдение в стороны. Самгин будет двигаться в хвосте и наблюдать в тыл группы. Айрутинов будет находиться всё время при мне.
Командир разведывательной группы строит боевой порядок и начинает движение. Когда разведывательная группа переходит через передний край обороны и углубляется в расположение "противника", на пути движения разведчиков появляются 3 человека (они высылаются туда заблаговременно и лежат, замаскировавшись, до подхода группы, а когда дозорные подойдут к ним на расстояние 100 - 150 м, начинают движение, делая вид, что не замечают дозорных). Дозорные немедленно маскируются и подают сигнал о замеченном командиру разведывательной группы. Вся группа разведчиков сразу же останавливается и маскируется. Командир разведывательной группы оценивает обстановку и принимает решение пропустить группу "противника" и продолжать движение в намеченный район. Если обстановка позволяет (учитываются условия местности, направление движения группы противника), командир организует засаду и бесшумно захватывает пленных.
На этом занятие заканчивается. Командир взвода производит разбор. При разборе занятия следует особенно подчеркнуть, что в случае внезапной встречи с противником (если нет всех необходимых данных, гарантирующих захват в плен наверняка и притом бесшумно) разведывательная группа должна замаскироваться, пропустить врага, уклониться от него в сторону или же изменить маршрут и лишь после этого продолжать движение в намеченный район.

Занятие второе. Действия в засаде. Второе занятие следует рассматривать как продолжений первого.
Расчёт времени на отработку учебных вопросов второго занятия:

  1. Дораэведка района засады. Выбор места, наиболее выгодного для обеспечения внезапности действий и скрытного отхода после нападения - 30 мин.
  2. Расположение разведывательной группы в засаде - 40 мин.
  3. Приемы действий при нападении на одиночных солдат противника, на группу людей, автомашину, мотоциклиста, повозку, всадника. Техника захвата в плен - 80 мин.
  4. Техника сбора документов с убитых. Порядок возвращения по выполнении задачи - 15 мин.
  5. Разбор - 15 мин.

    Итого 3 часа

Разведывательная группа выходит в исходное положение для начала занятий.
Командир взвода вводит в тактическую обстановку командиров отделений и ставит им несколько теоретических вопросов: как должен действовать командир разведывательной группы в период доразведки района засады, как следует вывести группу к месту, выбранному для засады, и построить боевой порядок.
Командир разведывательной группы вводит разведывательную группу в обстановку и располагает её так, как бы он расположил её в исходном положении при выходе в район засады. После этого он организует доразведку места засады.
Разведывательная группа должна расположиться укрыто и принять меры непосредственного охранения. Командир РГ назначает двух бойцов (дозорных) и ставит им задачу - выйти в определённый пункт (там, где намечается место засады), раз ведать его и дать сигнал о возможности выдвижения группы (схема 3). До выхода группы дозорные остаются на месте и ведут наблюдение. Количество дозорных, высылаемых для разведки места засады, определяется обстановкой.

После того как место засады будет разведано и дозорные подадут сигнал, разведывательная группа выдвигается к месту засады. Движение дозорных и разведывательной группы к месту засады производится таким способом, который обеспечивает маскировку в соответствии с местностью.
По выходе разведывательной группы к месту засады командир взвода производит пяти-семиминутный разбор, на котором указывает допущенные ошибки в организации разведки места за сады и движения к нему.
После разбора командир взвода приказывает командиру разведывательной группы построить боевой порядок.
Командир разведывательной группы вводит бойцов в обстановку, выставляет непосредственное охранение и ставит задачу. При постановке задачи командир указывает, как он решил расположить разведывательную группу в засаде, где расположить подгруппу захвата, подгруппы обеспечения, наблюдателей. Затем он излагает план взаимодействия между подгруппами и отдельными при различных вариантах нападения из засады (на одиночных солдат, группу противника, автомашину, мотоцикл, повозку и т п.), ставит задачу специально назначенным бойцам по минированию дороги (если этого требует обстановка), назначает сигналы для связи с наблюдателями и по управлению разведывательной группой при различных вариантах действий (см. схему 4).

Когда задача будет поставлена и все необходимые распоряжения по организации засады отданы, командир разведывательной группы приказывает бойцам занять свои места и замаскироваться. Затем он проверяет, правильно ли бойцы заняли места соответствии с его приказом и умело ли замаскировались.
После того как разведывательная группа примет боевой порядок, командир взвода снова производит с командирами отделений короткий разбор, указывая на ошибки, допущенные ими при построении боевого порядка. Он опрашивает также командиров отделений, не бывших командирами разведывательной группы как бы они организовали засаду. Если нужно, командир взвода вносит поправки в построение боевого порядка. Затем он вместе с командиром разведывательной группы проверяет, как замаскировались бойцы, насколько правильно усвоили они свои задачи; при этом командир вносит свои замечания. Если кто-либо из бойцов очень хорошо замаскировался, проявив при этом хитрость и сообразительность, целесообразно на короткое время выключить разведывательную группу из игры и на примере этого бойца оказать, как надо маскироваться.
Исправив недостатки в расположении боевого порядка, командир взвода приказывает всем занять места и приготовиться к действиям. Посредством сигнала или через посыльного он приказывает группе бойцов, действующих за "противника", начать движение.
При приближении группы "противника" командир разведывательной группы действует в соответствии с намеченным планом и обстановкой. Командир взвода из-за укрытия наблюдает за действиями разведывательной группы.
Когда нападение закончено, командир взвода опять производит короткий разбор с командирами отделений, на котором делает замечания о действиях командира разведывательной группы и указывает, на что нужно обратить внимание при повторном (если в этом есть необходимость) нападении. Командир разведывательной группы в свою очередь производит разбор с бойцами, указывая на недостатки действий каждого.
При необходимости повторить нападение, нужно разведывательную группу отвести в исходное положение, а группу "противника" оставить там же, где она была в момент нападения.
Нападение на автомашину, повозку, всадника, мотоциклиста можно отработать путём условного обозначения объектов (машин, мотоцикла, повозки и т. д.).
Обыск и доставка пленных, а также порядок отхода после выполнения задачи рекомендуется отработать примерно следующим образом:
Командир взвода объясняет обстановку: разведывательная группа произвела нападение на группу противника в 7 человек, пять из них убито и двое захвачены в плен (убитые и пленные обозначаются бойцами). Два бойца из состава разведывательной группы ранены, один из них ранен в ногу и передвигаться не может. Командир разведывательной группы организует обыск пленных и трупов убитых, после чего незамедлительно отдаёт приказ на отход разведчиков. Разведывательная группа отходит по заранее намеченному пути в пункт сбора, находящийся примерно в одном километре от места засады.
В районе сбора командир взвода производит разбор занятия. С сержантами разбор производится отдельно. Часть времени, отведенного на разбор, надо предоставить командиру разведывательной группы, чтобы он имел возможность сделать свои замечания по действиям каждого бойца за весь период занятий.

Занятие третье. Отрабатываются те же учебные вопросы, что и во втором занятии в условиях ночи.
На этом занятии необходимо обратить особое внимание на отработку вопросов построения боевого порядка и связи внутри разведывательной группы. Необходимо учитывать следующие особенности организации и действия засады в ночное время:

  • боевой порядок строится плотнее;
  • непосредственное охранение выставляется вблизи от места засады;
  • зрительные сигналы исключаются; должны применяться простейшие сигналы (шпагат, протянутый от командира к старшим подгрупп захвата, обеспечения; подражание птицам и т. п.).

При нападении на одиночных солдат противника и небольшие группы следует всячески избегать открытия огня. В момент нападения огонь надо вести весьма осторожно, чтобы не поразить огнём своих бойцов. При отходе необходимо тщательно проверить наличие людей, двигаться компактнее.
Количество времени на отработку перечисленных учебных вопросов должно быть увеличено, я на отработку других вопросов соответственно уменьшено. Некоторые второстепенные вопросы (как, например, доразведка района засады), при условии, если они хорошо отработаны на втором занятии, можно вторично не отрабатывать.
Тактическую обстановку для проведения ночных занятий следует составить несколько иную, чем по 1 и 2 занятиям.
К примеру, можно создать такую обстановку, когда засада организуется в нейтральной полосе обороны против вражеской разведки. Группа бойцов, обозначающая разведку "противника", должна действовать с исключительной осторожностью; это заставляет разведчиков, находящихся в засаде, быть настороженными и проявлять выдержку.
Нападение надо повторить несколько раз и в различных вариантах.
Далее мы показываем, как следовало бы командиру взвода составить план-конспект проведения второго занятия.

ПЛАН-КОНСПЕКТ

проведения занятий командира 1-го взвода лейтенанта Иванова 24.5.46 г.

Тема. Отделение (разведывательная группа - РГ) в засаде
Занятие 2-е.
Время, отведённое на занятие, - 4 часа.
Начало занятия - 14.00.
Конец занятия- 18.00.
Цель занятия: в результате занятий добиться:

а) от командиров отделений.......
б) от бойцов......

Место занятия: поле - район высоты 254,0.
Обеспечение занятия: для обозначения противника выделить четырёх бойцов из 2-го отделения; старший - ефрейтор Сидоренко. На каждого бойца иметь 6 холостых патронов, 2 гранаты (болванки).
Второму отделению приготовить и взять с собой на занятие: 4 куска верёвки по 2 м, 4 кляпа, 2 плащ-палатки.
Третьему отделению изготовить макет мины и взять на занятие 50 м шпагата.