Содержание материала

 

В МИРНОЕ ВРЕМЯ ПЕРВОСТЕПЕННАЯ ЗАДАЧА ВСЕХ БЕЗ ИСКЛЮЧЕНИЯ БОЙЦОВ, ОФИЦЕРОВ И ГЕНЕРАЛОВ СОСТОИТ В НЕПРЕРЫВНОМ СОВЕРШЕНСТВОВАНИИ СВОИХ ВОЕННЫХ И ПОЛИТИЧЕСКИХ ЗНАНИЙ.

СТАЛИН

В СОВЕРШЕНСТВЕ ОВЛАДЕТЬ МАСТЕРСТВОМ
ОБУЧЕНИЯ И ВОСПИТАНИЯ ВОЙСК!

Народный Комиссар Вооружённых Сил и Верховный Главнокомандующий Вооружёнными Силами Союза ССР Генералиссимус Советского Союза товарищ И. В. Сталин указал в своём приказе от 23 февраля с. г.: "В годы войны офицеры и генералы Красной Армии хорошо овладели мастерством вождения войск на поле боя. Теперь все офицеры и генералы должны в совершенстве овладеть мастерством обучения и воспитания войск в мирной обстановке".
Решение этой задачи потребует от наших офицеров и генералов самого настойчивого, неутомимого труда, полного напряжения всех сил. Дело но только в том, что мастерство обучения и воспитания войск - высокое и большое мастерство, требующее немалых знаний, опыта, энергии и любовного творческого подхода к себе. "Следует помнить, что военное дело непрерывно и быстро развивается. Красная Армия обязана не только поспевать за развитием военного дела, но и двигать его вперед" (Сталин). Это означает, что и методы обучения войск не могут оставаться на одном уровне, а, наоборот, с каждым днём должны совершенствоваться в соответствии с новыми возрастающими требованиями к боевой подготовке кадров.
При этом нужно постоянно учитывать тот факт, что некоторая часть наших офицеров, успешно выполнявших самые сложные задачи в бою и выросших в годы войны, не имеет ещё всесторонних знаний и методических навыков в области обучения и воспитания подчинённых. Опыт первых месяцев зимней учёбы показывает, что именно поэтому чаще всего допускаются ошибки в организации и проведении занятий. Но вместе с тем каждый офицер дорожит своей почётной военной профессией и полностью отдает свои силы благородному служению Родине. Этим и объясняется повсеместное стремление офицеров к самообразованию, расширению своих теоретических знаний и практических навыков. Обязанность старших офицеров, командиров частей и штабов - делать всё, чтобы полностью удовлетворить растущие запросы подчинённых в области военных и политических знаний, а также вопросах методики обучения войск.
В частях и соединениях сделано уже многое, чтобы повысить искусство обучения наших кадров. В полках и в дивизиях проведены методические сборы офицеров и сержантов. В системе командирской учёбы значительное снимание уделяется вопросам организации занятий по различным предметам военного дела. Но не везде ещё всё предпринято, чтобы занятия с бойцами действительно проводились самыми доходчивыми способами. Кое-где тактическая учёба проходит на одних и тех же набивших оскомину "пятачках", без обозначения реально действующего "противника", а порой и без средств усиления. Ещё не все части имеют хорошо оборудованные учебные поля, стрельбища, штурмовые полосы. Ясно, что при таком положении нельзя говорить об эффективных методах обучения, нельзя ожидать и высоких результатов в боевой подготовке.
В совершенствовании методических навыков офицерского состава большую роль играют показные занятия. Эти занятия особенно необходимы теперь, поскольку каждый командир в соответствии с требованиями программы лично проводит тактическую подготовку своего подразделения. Старший офицер обязан перед изучением нового раздела программы собрать своих командиров и на одном из подразделений показать образцовые методы проработки предстоящей темы. Это должно стать нерушимым законом для всех частей. Одновременно старшие офицеры и их штабы должны систематически контролировать учёбу и практически помогать командирам подразделений в организации и проведении занятий как по тактике, так и по огневой подготовке.
Долголетней практикой установлено, что обучение лишь тогда достигает цели, когда оно наглядно и сочетается с кратким, но понятным словесным пояснением. Известно, например, что образцовый показ, сопровождаемый простой и убедительной речью, был характерен для суворовской системы боевой подготовки. Полководец тщательно подбирал образные слова, доходчиво объяснял самые отвлеченные понятия и вместе с тем умел воздействовать на зрительные впечатления подчинённых. Последователь суворовской системы обучения и воспитания, Драгомиров также постоянно заботился о наглядных методах боевой подготовки. Он часто напоминал офицерам, что "в деле практическом действительно понимается только то, что приходит в сознание через глаз". Овладеть искусством наглядного обучения - важнейшая задача офицеров.
В текущий период большинство частей Красной Армии заканчивает подготовку отделений. В марте стрелковые части приступят к подготовке взвода, к проведению ротных и батальонных учений. Решение этих задач потребует от офицерского состава ещё более высокого мастерства в области методики обучения и воспитания бойцов и сержантов.
Главное здесь в том, чтобы приблизить отработку тактических тем к реальным условиям боя. Это значит, что всему офицерскому составу предстоит ещё более углублённое изучение богатого опыта войны. "Боевой опыт, добытый на полях сражений, представляет богатую сокровищницу для обучения и воспитания войск" (Сталин). Практически это означает, что каждое учение руководитель должен начинать и вести до конца в такой обстановке, которая характерна для современного боя.
Наибольшего внимания заслуживают вопросы воспитания моральных качеств подчинённых - решительности, смелости, широкого проявления инициативы. С этой точки зрения не может быть терпима такое поведение руководителя, как подсказ обучаемому, мелочная опека его, стремление облегчить учебную нагрузку. Нельзя забывать золотое правило, что только в борьбе с трудностями растут и воспитываются настоящие закалённые кадры. Следовательно, руководитель занятий должен идти по пути постоянного усложнения обстановки, воспитывая и укрепляя волевые качества обучаемых.
Совершенствование мастерства обучения и воспитания войск предполагает огромную организаторскую работу штабов, политорганов, командиров соединений, частей и подразделений. Речь идёт о том, чтобы в войсках, наряду с обобщением и внедрением боевого опыта в учебную практику, было организовано и обобщение передового опыта в области методики подготовки подразделений. Здесь большую службу сослужит периодическое подведение итогов обучения в частях и подразделениях. Командиры рот, собирая командиров взводов и сержантов в конце каждой недели, а командиры батальонов - офицерский состав по окончании каждого этапа обучения, должны всесторонне обсуждать вопросы методики, вскрывать недочёты, всемерно поощряя самые доходчивые приёмы подготовки бойцов.
Лучшие офицеры-методисты должны быть окружены особым вниманием, пользоваться заслуженным почётом в частях и соединениях. Всё лучшее, передовое в приёмах обучения войск нужно быстро делать общим достоянием части, соединения, глубоко внедрять в боевую подготовку всех подразделений. Большую роль здесь может сыграть военная печать.
Всемерно заботясь о совершенствовании мастерства обучения и воспитания войск, командиры частей не могут упускать из поля зрения общую подготовку офицерского состава. Мнение, что методисты - это офицеры особого склада ума и характера, что искусством обучения могут владеть только избранные, - это мнение явно ошибочно. Каждый офицер может и должен быть хорошим методистом. Главное здесь - твёрдо знать тот приём или действие, которым обучаешь своего подчинённого. Следовательно, общая военная подготовка офицерского состава является основой, на которой зиждется и совершенствуется мастерство обучения войск.
В своём приказе Генералиссимус Советского Союза товарищ, Сталин указывает, что сейчас, в мирное время, первостепенная задача офицеров и генералов состоит в непрерывном совершенствовании своих военных и политических знаний. "От офицерского состава сейчас, как никогда раньше, требуется умение хорошо обучать и воспитывать подчинённых". Офицерам и генералам нужно сделать всё для того, чтобы с честью выполнить приказ товарища Сталина.

Передовая газеты "Красная звезда" № 50 от 27 февраля 1946 г.