Сборник "Войсковая разведка". Выпуск №16 1946г.

E-mail Печать
Индекс материала
Сборник "Войсковая разведка". Выпуск №16 1946г.
В СОВЕРШЕНСТВЕ ОВЛАДЕТЬ МАСТЕРСТВОМ ОБУЧЕНИЯ И ВОСПИТАНИЯ ВОЙСК!
ОБУЧЕНИЕ РАЗВЕДЧИКОВ МАСКИРОВКЕ
ПОДГОТОВКА НАБЛЮДАТЕЛЯ
ОРГАНИЗАЦИЯ ЗАНЯТИЙ ПО ОГНЕВОЙ ПОДГОТОВКЕ В СТРЕЛКОВОМ ВЗВОДЕ
ЗНАЧЕНИЕ ТРЕНИРОВКИ В ОБУЧЕНИИ И ВОЕННОМ ВОСПИТАНИИ ВОЙСК
СЪЕМКА ПО ПАМЯТИ
СБОРЫ НАБЛЮДАТЕЛЕЙ
ОТДЕЛЕНИЕ (РАЗВЕДЫВАТЕЛЬНАЯ ГРУППА - РГ) В ЗАСАДЕ
ВЗГЛЯДЫ ГЕНЕРАЛА М.И. ДРАГОМИРОВА НА БОЕВОЕ ВОСПИТАНИЕ И ОБУЧЕНИЕ ВОЙСК
РАЗВЕДЫВАТЕЛЬНАЯ СЛУЖБА
Все страницы

 

Полковник Я. СЕМЕНОВ

ОРГАНИЗАЦИЯ ЗАНЯТИЙ ПО ОГНЕВОЙ ПОДГОТОВКЕ В СТРЕЛКОВОМ ВЗВОДЕ

Состав и вооружение стрелкового взвода во время Отечественной войны претерпели некоторые изменения. Каждое отделение даже при уменьшенном количестве бойцов, ныне имеет оружие четырёх различных образцов: ручные пулеметы, автоматы, винтовки (карабины) и гранаты.
Эти изменения в значительной мере усложняют организацию занятий по огневой подготовке. К тому же следует учитывать, что как показал боевой опыт, стрелки, автоматчики и ручные пулемётчики в равной степени обязаны знать и уметь применять в бою каждое оружие перечисленных выше образцов, так как только при этом условии может быть достигнута полная взаимозаменяемость бойцов взвода.
В связи с этим возросла роль командира взвода как основной организатора обучения. Повысились требования и к командиру отделения, непосредственному начальнику и учителю своих подчинённых. Последнему, чтобы успешно учить, нужно самому мастерски владеть оружием всех видов.
Основное требование к организации обучения - сохранение постоянной боевой готовности подразделения (части). В огневой подготовке это означает, что оружие различных образцов нужно осваивать одновременно, не придерживаясь той последовательности (сначала винтовку, затем ручной пулемёт и т. д.), которая считалась обычной и нормальной в довоенные годы. Эта особенность также накладывает свой отпечаток на характер учебного процесса.
Как же с учетом всего сказанного, наиболее целесообразно организовать занятия по подготовке в стрелковом взводе? Прежде чем ответить на этот вопрос, разберём некоторые общие положения.
В каждом конкретном случае организация занятий зависит от их содержания, состава взвода (числа старослужащих и молодых), наличия учебного имущества и оружия, количества людей, назначенных в наряд, и т. д.
Если приёмы стрельбы из всех видов оружия взвода изучать последовательно (скажем, около месяца отвести на изучение приёмов стрельбы из винтовки, затем столько же на изучение приёмов стрельбы из ручного пулемёта и т. д.), то оружия изучаемого образца не хватит для одновременной тренировки всех бойцов в отделении. Например, бойцы обучаются изготовке к стрельбе из ручного пулемёта. Поскольку с одним пулемётом одновременно могут тренироваться не более двух человек, остальные бойцы отделения практической тренировкой охвачены не будут. Таким образом, этот метод обучения нельзя считать продуктивным.
Мы считаем также, что нецелесообразно изучать в отделении приёмы стрельбы из всех видов оружия одновременно: этот метод ведёт к поверхностному, а иногда и неправильному усвоению приёмов и действий с оружием, так как командир не может охватить своим влиянием всех бойцов, обучающихся в различных группах.
В своё время применялся так называемый групповой метод обучения. Сущность этого метода состоит в том, что обучение бойцов ведётся на нескольких учебных точках, причём на каждой из них имеется постоянный руководитель-инструктор (командир отделения). Специализируясь только по одному, узко ограниченному вопросу, этот командир не мог приобретать знаний и навыков по применению оружия различных образцов. В этом и состоит главный недостаток данного метода. Он тем более не допустим теперь, когда каждый боец и сержант, как мы сказали выше, должен знать материальную часть всех образцов оружия, находящегося на вооружении взвода, и уметь применять это оружие в бою. Вот почему мы считаем, что обучение бойцов отделения должно вестись только под руководством командира отделения.
Ниже, на примере показана последовательность работы командира взвода, организующего занятия по огневой подготовке.
Предположим, что в ротном расписании по огневой подготовке указаны для изучения следующие вопросы:

  1. Краткие сведения по баллистике: влияние бокового ветра на результат стрельбы.
  2. Изучение правил ведения огня в бою: решение задачи на вынос точки прицеливания в зависимости от бокового ветра на дистанции до 400 м.
  3. Изучение приёмов стрельбы: приёмы стрельбы с лыж из винтовки (карабина); изготовка, прицеливание и производство выстрела из ручного пулемёта.
  4. Тренировка в метании гранат по дальности.

Продолжительность занятия - 3 часа.

Примечание. В эти занятия мы намеренно не включаем научение материальной части, полагая, что для этого нужно выделять вечернее время. Дневное же (светлое) время целесообразнее с максимальной нагрузкой использовать для изучения тех приемов и действий, которые требуют полевые условия.

Кроме того, из указаний командира роты известно, что взвод на этот день получит учебную винтовку, прицельный станок, два ортоскопа и несколько мишеней.
Взводу отводится для занятия учебное поле №2 (1 км от места расквартирования).
Данные о взводе. Взвод состоит из 4 отделений. В каждом из их имеется по 1 ручному пулемёту, по 2 автомата и по 3-4 винтовки. На занятии будут отсутствовать помощник командира взвода и 5 бойцов с командиром отделения (из 4-го отделения), назначенные в наряд.
Некоторая сложность организации этого занятия, как мы видим, состоит в том, что все подлежащие изучению вопросы различны по своему содержанию. Командир взвода должен внимательно рассчитать время, продумать порядок перехода от изучения одного предмета к изучению другого, а также вопрос о том, как целесообразнее использовать средства материального обеспечения.
Этой работой командир взвода занялся накануне. В основу его решения по организации занятия легли следующие соображения (излагаем их последовательно):
"Предстоящие занятия по своему содержанию являются довольно сложными. Поэтому необходимо проверить готовность командиров отделений к проведению этих занятий.
Часть занятия по наиболее сложному вопросу - изучению вопросов баллистики - проведу со всем взводом сам, в помещении. На это потребуется не более 30 минут. Заниматься этим будем до выхода в поле. Урок явится для командиров отделений как бы дополнительным инструктажем и даст им знания, необходимые для обучения бойцов решению стрелковых задач на вынос точки прицеливания в зависимости от силы ветра.
Учебного имущества (за исключением прицельных станков) достаточно. Но, чтобы дать возможность бойцам больше потренироваться в действиях с оружием, его нужно сосредоточить по учебным точкам - отдельно все ручные пулемёты и все винтовки. Отделения будут последовательно переходить от одной точки к другой.
Тренировку в приёмах метания гранат не выделять особо: метать гранаты будет часть бойцов того отделения, которое занимается решением стрелковых задач. Это целесообразно потому, что командир при наличии у него только одного прицельного станка и одной учебной винтовки может заниматься одновременно только с одним бойцом.
Таким образом, по количеству изучаемых вопросов намечаются три учебные точки.
Времени на занятия отведено 3 часа, из них: на изучение вопросов баллистики - 30 минут, на движение к месту занятий - 10 минут на два перерыва -20 минут. Таким образом, на изучение трёх других вопросов остаётся 2 часа, т. е. по 40 минут на каждый вопрос".
На основании этих рассуждении командир взвода составил краткий план.

ПЛАН
организации занятий по огневой подготовке на 5 января

1 Занятия по баллистике провожу со взводом сам, в помещении взвода- Время -30 минут.
2. Занятия в поле проходят по следующему графику:

Составив план, командир взвода вызвал к себе командиров отделений, проверил их готовность к занятиям по огневой подготовке и дал указания о порядке проведения этих занятий на завтрашний день. Командиру 1-го отделения, помимо того, отдал следующее распоряжение:
"На завтра вы заменяете моего помощника. Запишите. На занятия выходим на лыжах. Сегодня получите у старшины роты цельный станок, 2 ортоскопа и 6 грудных фанерных мишеней; равность прицельного станка и ортоскопов проверить. Об исполнении доложить в 18 часов. Учтите также, что красноармейцы из 4-го отделения будут заниматься в вашем отделении; их ручной пулемет взять на занятия".
После этого командир взвода подготовился к занятиям по баллистике. В разделе Наставления по стрелковому делу - "Основы стрельбы из пехотного оружия" он проработал ст. 125-127, таблицы 3а, 3б, 3в, 3г, сделал краткие выписки из таблиц.
На следующий день, посадив бойцов так, чтобы всем им были видны и классная доска и руководитель, командир взвода ознакомил их с величинами отклонений пули в зависимости от силы ветра.
На чертеже он показал величину отклонения пули при слабом, умеренном и сильном ветре, приказал записать и потом заучить табличные данные отклонений до 400 м. Командир взвода рассказал также о способах определения силы ветра, пояснил, что нужные данные о величинах отклонения пуль при том или ином ветре на дистанции до 400 м можно найти и при помощи следующего мнемонического правила: при сильном боковом ветре пуля отклоняется на количество фигур, равное цифре прицела минус 2; при умеренном ветре - меньше в 2 раза, а при слабом - в 4 раза.
Закончив беседу и проверив, всё ли нужное для занятий взято, командир взвода вывел бойцов на учебное поле, где потом отвел каждому отделению место и проследил, чтобы оружие и учебное имущество были сосредоточены согласно плану.
Отделения разошлись по указанным им учебным точкам. Занятия начались. Выждав некоторое время, командир взвода приступил к проверке, насколько правильно ведут занятия сержанты.
Прежде всего, его интересовали занятия на первой точке, где бойцы решали стрелковые задачи и тренировались в метании гранат. Содержание и организацию этого занятия командир взвода считал более сложными. Помимо того, что сержант должен был правильно обучать бойцов решению нелёгких для них задач, ему ещё необходимо было следить за группой, занимающейся метанием гранат.
На этой учебной точке в присутствии командира взвода сержант приказал одному из бойцов определить силу и направление ветра, расстояние до цели и величину отклонения пули. Задача была решена верно. Командир взвода отошел к группе, тренирующейся в метании гранат на дальность, и проверил, как заместитель командира отделения тренирует других бойцов.
Убедившись, что и здесь обучение проводится правильно, командир взвода решил посмотреть, как идут занятия на третьей учебной точке. Его интересовало, на что командир отделение обращает основное внимание при обучении бойцов выполнению приёмов стрельбы из ручного пулемёта, в частности, следит ли он за тем, чтобы при прицеливании бойцы не двигали приклад по плечу, а добивались точной наводки посредством раздвигания или сдвигания локтей. Командиру взвода пришлось показать сержанту, как нужно пользоваться ортоскопом для выявления ошибок, допускаемых бойцами.
Занятиям на первой и третьей точках командир извода уделял главное внимание, считая их более важными. Через 40 минут он объявил перерыв, после которого отделения перешли на другие учебные точки.
Мы считаем излишним описывать дальнейший ход занятия, полагая, что и сказанного достаточно для уяснения сущности его организации. Основные принципы, как мы видим, состоят в том, чтобы, во-первых, бойцов отделения обучал их командир; во-вторых, на каждой учебной точке было сосредоточено оружие в количестве, нужном для практического обучения одновременно всех бойцов отделения, и, наконец, учебное время и содержание изучаемых допросов были равномерно распределены между отделениями.
Командир взвода по время занятий контролирует работу командиров отделений, когда надо, тактично поправляет их. Наиболее сложные вопросы (в данном примере - изучение баллистики) он берёт на себя. Если же во время занятия какие-либо упражнения проводятся со стрельбой боевыми патронами, то, естественно, место командира взвода будет на огневом рубеже.

Журнал "Военный вестник" № 23 за декабрь 1945 г.