Содержание материала

 

Капитан П. ГОРБУНОВ

ОБУЧЕНИЕ РАЗВЕДЧИКОВ МАСКИРОВКЕ

Боевые действия войск в современном бою характеризуются высоким уровнем маскировки. Скрытность передвижения в черте своего оборонительного участка в период подготовки наступательной операции, при смене войск и ведении наступательного боя является незыблемым правилом для всех бойцов, офицеров, подразделений и частей.
Это золотое правило имеет прямое отношение к разведчикам, которые всегда должны оставаться неуловимыми для противника.
Обучение разведчика маскировке является неотложной задачей офицеров и сержантов в период мирной боевой учёбы. Для этого, прежде всего, необходимо в полном объёме использовать богатейший опыт Великой Отечественной войны.

1. "МЕЛОЧИ", КОТОРЫЕ ПРИВОДЯТ К ПОТЕРЯМ

При обучении разведчиков маскировке мелочей быть не может. Элементы, подчас считающиеся "мелочами", которым во время подготовки не уделяется должного внимания, впоследствии, в боевой практике, оказываются демаскирующими признаками, помогающими противнику обнаружить действия разведывательных органов. В этом отношении характерен следующий пример из опыта Великой Отечественной войны.
Зимой 1942 г. на одном из участков Карельского фронта группа разведчиков-лыжников проходила по льду через озеро. Разведчики двигались в белых маскировочных костюмах. Палки и лыжи были окрашены в белый цвет, а вооружение скрыто под специальными белыми чехлами. Казалось, что учтена каждая мелочь, и разведчики не сомневались в том, что обнаружить их даже на льду озера будет трудно; действительно, одежда разведчиков не выделялась на фоне снега.
Однако одна "мелочь" доставили разведчикам много неприятностей. Они были обуты в серые валенки, носки и пятки которых выделялись из-под маскировочной одежды. Когда над озером показался самолёт противника и разведчики, приостановив движение, залегли, то серые пятки их валенок образовали целую цепочку резко выделяющихся на снегу темных точек. Противник заметил с самолёта эти точки и, сделав несколько заходов, "на всякий случай" обстрелял их. Так, буквально из-за пустяка, разведчики были обнаружены противником.
Приведенный пример лишний раз напоминает о неуклонном долго командиров всех степеней постоянно учить бойцов маскировке на всех учебных занятиях уделять этому исключительно важному делу достаточное внимание. А на занятиях разведчиком вопросы маскировки приобретают особое значение. Разведчик, не умеющий маскироваться, каким бы он ни был смелым и дерзким, всегда будет терпеть неудачу, ибо всегда преждевременно обнаружит себя. Следовательно, приобретение навыков маскировки, овладение искусством маскировки является неотъемлемой частью подготовки разведчика.

2. ОБУЧЕНИЕ РАЗВЕДЧИКОВ СПОСОБАМ МАСКИРОВКИ

Как же организовать обучение разведчиков маскировке, чтобы она была на уровне современных требований, чтобы все вопросы, касающиеся скрытности действий, были отработаны с профессиональной тщательностью?
Прежде всего, офицеры и сержанты, обучающие разведчиков, а также каждый обучаемый должны уяснить, что разведчик на практике, в своей боевой жизни не может ступить ни одного шага без соблюдения мер маскировки. Поэтому учебные занятия должны быть максимально приближены к боевой действительности.
Во всех планах боевой подготовки, в расписаниях занятий наряду с другими учебными вопросами ставится цель: научить бойцов маскироваться, применяться к местности.
Однако в практике проведения занятий бывают случаи, что вопросы, касающиеся маскировки действий бойцов, переписываются в планы-конспекты занятий механически, достаточно не продумываются и, как следствие этого, отрабатываются на занятиях поверхностно.
Для подготовки одиночного бойца-разведчика определена специальная тема (№ 3) "Способы передвижения на местности и маскировка бойца". Тема разделяется на 8 самостоятельных занятий. В течение 18 учебных часов, предусмотренных программой, требуется научить бойца-разведчика приёмам скрытного передвижения, умелого применения к местности и использования для маскировки своих действий табельных и подручных средств.

3. МЕСТНОСТЬ - ЛАБОРАТОРИЯ БОЙЦА-РАЗВЕДЧИКА

Уже в начале обучения боец должен приобрести определённые практические навыки по маскировке, которые в дальнейшем отработке более сложных учебных задач следует планомерно последовательно развивать.
Поэтому при планировании занятий по теме № 3 командиры разведывательных подразделений и офицеры - руководители занятий обязаны чрезвычайно тщательно продумать методику их. Кроме того, они должны хорошо подготовить на инструкторско-методических занятиях сержантов-командиров отделений, которые на данном этапе обучения являются по существу основными учителями разведчиков по приёмам маскировки.
Учебное поле, местность - это лаборатория, где боец впервые приобретает личный опыт действий в условиях, приближенных к боевым, приобретает первые навыки, необходимые в бою. И тот, кто сумеет толково, в полной мере использовать эту "лабораторию" при обучении разведчиков, несомненно, будет иметь успех в достижении учебной цели.
Например, в расписании занятий разведывательного подразделения, согласно программе и плану боевой подготовки, запланировано такое занятие: "Использование подручных материалов для маскировки при действии на различной местности в движении и на месте".
Как наиболее поучительно провести этот урок? Здесь, конечно, решающее значение будет иметь хорошая подготовка участка местности и умение офицера и сержантов безукоризненно показать приёмы маскировки (или действий).
Что значит подготовить участок местности или учебное поле для занятия? Командир, планирующий занятие, должен по возможности выбирать такой участок местности, на котором бы имелись лес, болото, ровная поляна, кустарник и т. д. Офицерам и сержантам необходимо детально разведать, рекогносцировать район занятий, чтобы учесть каждый бугорок, каждый кустик, каждую складку на местности для использования в учебных целях.

4. КАК ОБУЧАТЬ БОЙЦА НА МЕСТНОСТИ

В методических указаниях к программе боевой подготовки Красной Армии на зимний период обучения 1946 г. указывается, что при обучении бойцов нужно прежде всего поучительно, толково и безукоризненно грамотно показать приём (действие) в целом, а затем потребовать практического выполнения его самими обучаемыми. Бойцы тренируются в выполнении того или иного приёма до тех пор, пока окончательно не усвоят его.
При планировании указанного выше занятия по использованию подручных материалов для маскировки командир выбирает на местности определённое число местных предметов для показа задуманных им приёмов. Уже располагая реальными средствам, он разрабатывает план занятия, продумывает методическое построение его, стремясь как можно живее и интереснее изложить материал бойцам, чтобы с первой же минуты увлечь их, возбудить инициативу.
После такой подготовки занятие может принять примерно следующую форму. Сержант, показав разведчикам приём маскировки в кустах, приказывает им маскироваться с использованием для этой цели находящихся в районе занятия кустов. Когда этот приём усвоен, сержант даёт новую вводную летучку: выдвинуться на следующий рубеж и каждому по своему усмотрению замаскироваться при помощи имеющихся подручных средств или складок местности, но так, чтобы видеть "противника", самому оставаясь незамеченным. В качестве "противника" руководитель занятия выделяет 1-2 опытных бойцов, которые одновременно ведут наблюдение за правильностью действий разведчиков перед своим фронтом.
Разведчики, выдвинувшись к новому рубежу, маскируются - кто за деревом, кто за пнём. Однажды па занятии один из разведчиков выбрал для маскировки кочку. Так как кочек в этом месте было много, сержант решил заранее обратить на них внимание бойцов. Он ещё накануне, за день до начала занятий, приказал своему заместителю ефрейтору отрыть на местности ячейку и сплести из ивовых прутьев "корзинку" (остов), соответствующую размеру одной из кочек. Этот сержант демонстрировал бойцам, как сделать искусственную кочку. Он брал сплетённую корзинку и сито, обыкновенное решето, ставил эту корзинку над вырытой ячейкой и покрывал её какой-нибудь дерюжкой. Сверху сержант насыпал бугорок снега, оставляя в направлении противника небольшую щель для наблюдения. Затем при помощи сита он обсыпал бугорок мелким снегом, и получилась настоящая кочка.
После того как прибавилась новая "кочка", руководитель продемонстрировал, как в ней удобно укрыться от противника и вести наблюдение.
Попутно сержант рассказал, что в Отечественную войну разведчики часто использовали для маскировки кочки: зимой они маскировались под снег, а летом под зелень.
После этого он заставил каждого бойца проделать показанный приём. Разведчики с интересом начали мастерить свои "кочки".
Ясно, что на таком занятии бойцам не будет скучно. В приведённом примере сержант удачно использовал инициативу бойца для показа нового приёма, проверенного боевой практикой.
При изучении темы № 3 имеются все возможности обучить разведчиков основным приёмам маскировки; при отработке следующих тем по тактике необходимо развивать и отшлифовывать их.
Общепризнанно, что ночь - лучшая союзница разведчика. Однако ночью слышимость усиливается. Поэтому приёмы бесшумного движения на местности ночью составляют неотделимую часть маскировки разведчиков.
Тренировать бойцов в бесшумном передвижении на местности на ночных занятиях рекомендуется следующим образом. После показа приёмов (переползание, движение в рост, пригнувшись, движение в лесу и т. д.) бойцов разделяют на небольшие группы и ставят каждой из них определённую задачу (допустим, шумно подползти к объекту разведки, находящемуся в таком-то месте). Для обозначения объектов желательно выделить наиболее подготовленных бойцов. При этом нужно объяснить бойцам, что двигаться следует по низине, так как на возвышенности силуэт человека будет более заметен.
Затем по сигналу разведчики приступают к выполнению тех или иных приёмов (задач) и повторяют их до тех пор, пока не сумеют бесшумно подойти к объекту. Во время выполнения приема следует периодически освещать местность ракетами, как это действительно и бывает в боевой обстановке.

5. МАСКИРОВОЧНЫЕ КОСТЮМЫ

Во время боевых действий разведчики почти всегда обеспечивались маскировочными костюмами. Масккостюм составлял постоянную часть боевого снаряжения разведчика.
Сейчас в программу боевой подготовки разведчиков включены занятия по изучению табельных средств маскировки. Эти зал яти я должны быть соответствующим образом материально обеспечены.
Желательно, чтобы личному составу разведывательных подразделений для учебных целей наряду с другими предметами снаряжения выдавались маскировочные костюмы. Целесообразность этого мероприятия очевидна. Мы уже указывали, что обучение маскировке представляет собой довольно сложный и длительный процесс. Методы отработки приёмов маскировки при помощи, как подручных, так и табельных средств, должны быть неразрывно связаны между собой.
Таким образом, разведчики па всех последующих тактических занятиях, максимально приближенных к боевой действительности, обязаны будут действовать в маскировочной одежде.
Масккостюм - это по сути дела второе оружие разведчика. При умелом использовании масккостюма разведчик может быть совсем невидимым для глаза противника. Но чтобы научиться умело пользоваться этим "вторым оружием", оно всегда должно находиться у разведчика под руками, особенно на тактических занятиях.
Кроме того, при длительном пользовании маскировочной одеждой во время учёбы боец-разведчик научится беречь и любить её.

6. ЛЮБОЗНАТЕЛЬНОСТЬ И НАХОДЧИВОСТЬ

При маскировке своих действий разведчику во многом помогают любознательность, находчивость, смётка и выдержка. Разведчик-следопыт, знаток местности, всегда сумеет правильно оценить обстановку, в которой он находится, и скрыть свои действия от противника.
Во время Великой Отечественной войны бывалые разведчики очень часто проникали незамеченными в логово врага, добывали ценные сведения и приводили "языков".
Разведчикам Федору Тартанову и Александру Андрееву в боях под Кенигсбергом в результате тщательной и умелой маскировки удалось проникнуть в тыл противника и добыть ценного "языка", офицера немецкой армии. Они действовали как опытные охотники. Свою добычу они долго и настойчиво выслеживали и захватили офицера в его же собственном имении.
"Меня преследовали какие-то невидимки, - удивлялся на допросе немец, - мог ли я предполагать, что русские разведчики схватят меня в моём же доме?"
В боях за Познань нашим разведчикам была поставлена задача: точно выявить количество артиллерии в окружённом немецком гарнизоне. Чтобы выполнить эту задачу, нужно было проникнуть туда, где находились вражеские батареи. Старший сержант Максимов с группой смельчаков так и сделал.
"Мы пробрались в расположение немцев с наступлением темноты, - рассказывает он. - В этот момент наши войска наступали. Немецкая артиллерия вела интенсивный огонь. Мы направились к лесу, где виднелись вспышки от орудий. Видим - вблизи дороги в кустах замаскирован штабель с ящиками снарядов. Немецкие солдаты то и дело подходили к этому штабелю, брали оттуда снаряды и направлялись с ними на батарею.
- Берите каждый по снаряду, - приказал я своим ребятам, - пойдём вслед за немцами на батарею...
Так мы и сошли за немецких подносчиков. К полночи наша работа закончилась, и я представил начальнику разведки дивизии схему расположения вражеских батарей".
В данном примере разведчики удачно использовали для маскировки действий ночь и ослабление бдительности противника, охваченного паникой и предчувствием приближающейся гибели.
Можно привести десятки других примеров смелых и находчивых действий разведчиков. Но в любом из этих действий элемент маскировки играет важнейшую роль.
Подготовить хорошего, любознательного разведчика, умеющего использовать местность, возможные подручные материалы и главное проявить смётку и находчивость в использовании маскировки, - важнейшая задача всех офицеров-разведчиков. Этому надо учить планомерно, убедительно и наглядно на занятиях по огневой и тактической подготовке.