Содержание материала

 

Подполковник СМОЛЬКИН И. А.

ОБУЧЕНИЕ РАЗВЕДЧИКОВ ДЕЙСТВИЯМ В ПОИСКЕ

Основными требованиями в организации занятий с разведчиками по обучению действиям в поиске являются поучительность и наглядность каждого занятия. В результате каждого занятия разведчик должен усвоить что-то новое или развить свои знания и навыки в области действии в поиске. Организуя занятие, руководителю следует определить, чему и как должен он научить бойцов, Офицер-разведчик, организующий занятия, определяет, какие вопросы, указанные в программе, должны быть отработаны на том или ином занятии, исходя из уровня подготовки бойцов и времени, отведенного для проведения этих занятий.
Обучение разведчиков действиям в поиске должно быть последовательным, от простого следует переходить к сложному, от одиночного обучения - к обучению в составе группы и отделения, от обучения в дневных условиях - к обучению в ночных условиях и т. д., однако ни в коем случае нельзя переходить к обучению разведчиков в более сложных условиях, пока они не получат твёрдых навыков в действиях в менее сложных условиях.
Занятия должны проводиться на разнообразной местности, в различных условиях погоды и времени суток и способствовать развитию инициативы и военной хитрости.
Обучение должно вестись с учётом боевого опыта Великой Отечественной войны, с использованием конкретных примеров действий бывалых разведчиков.
Занятия с разведчиками по обучению действиям в поиске необходимо проводить практически с последующей тренировкой на разнообразной местности. Руководитель занятий сначала показывает приём действия в целом, а потом по частям, сопровождая свой показ кратким объяснением. Затем бойцы повторяют этот приём, после чего тренируются, причем условия для действий постепенно усложняются.

Подготовка офицера-разведчика к занятиям

Качество и поучительность занятий зависят, прежде всего, от подготовки к нему руководителя. Как бы хорошо ни был подготовлен он в области организации и проведения поисков, каким бы личным боевым опытом ни обладал, он должен каждый раз готовиться к проведению занятий, заблаговременно продумывать организацию, методику и порядок проведения его. Как же должен готовиться офицер-разведчик к занятиям по обучению разведчиков действиям в поиске?
Офицер-разведчик обязан изучить соответствующие статьи и параграфы уставов и наставлений по данной теме, т. е. он должен хорошо знать уставные положения по этому вопросу. Затем желательно, чтобы он ознакомился с дополнительной литературой - брошюрами из серии "Библиотека разведчика", статьями в газетах и журналах, и подобрал соответствующие примеры из боевого опыта.
После теоретической подготовки офицер-разведчик приступает к организационно-материальной подготовке занятий. Прежде всего, он определяет учебные задачи и вопросы, подлежащие разрешению, выбирает район для проведения занятий и затем создаёт обстановку для занятий (если в этом есть необходимость).
На первых занятиях по обучению бойца действиям в поиске создавать тактическую обстановку не обязательно; вначале боец тренируется в освоении основных приёмов и техники действий в поиске в обычных условиях. Лишь при дальнейшем обучении, когда основные приёмы действий в поиске достаточно усвоены, боец тренируется в выполнении данных приёмов в конкретных условиях; для этого создаётся простейшая тактическая обстановка в виде решения коротких "летучек" (задач). Постепенно обстановку следует усложнять с тем, чтобы подготовить разведывательную группу, способную выполнить задачу на поиск в любых боевых условиях.
Для проведения занятий выбирается местность, которая бы давала возможность более наглядно отработать поставленные учебные вопросы. Местность выбирается в соответствии с обстановкой, создаваемой руководителем занятий. Если занятия проводятся на учебном поле, то необходимо заранее проверить, всё ли имеется для отработки учебных вопросов, чтобы избежать как можно больше условностей в обучении.
Выйдя в район проведения занятий, руководитель занятий определяет, где и как обозначить "противника" (если занятия односторонние), как будет он руководить действиями "противника" (откуда, по каким сигналам, что должен делать "противник"), какие учебные вопросы, на каком рубеже и как отрабатываются, какие вводные, где и как даются; где и что делают посредники или помощники руководителя (если в них есть необходимость); какие возможны действия обучаемых; какие средства сигнализации и имитации нужно иметь на занятиях.
Затем руководитель занятий обязан сделать расчёт времени на отработку каждой учебной задачи.
После этого он приступает к составлению плана-конспекта проведения занятий.
Продуманно составленный план-конспект и тщательная подготовка руководителя к занятиям в основном предопределяют успешное проведение их.

План-конспект занятий

Содержание и форма плана-конспекта зависят от изучаемых вопросов, подготовки руководителя, его индивидуальных навыков, от подготовленности обучаемых и от наличия времени на подготовку.
План-конспект не должен быть слишком громоздким, ибо это затрудняет пользование им в ходе занятий.
В плане-конспекте указываются тема, цель занятий, учебные задачи (содержание), место и организация занятий, расчёт времен", пособия по данной теме, какие вопросы и каким образом отрабатываются, на что обратить внимание и какие требования предъявить обучаемым.
В разделе "Организация занятий" указываются: обстановка, характер местности и её оборудование, как обозначается "противник" (если занятия односторонние), материальное обеспечение занятий (что следует иметь на занятиях). Если нет необходимости, вопросы организации занятий в плане-конспекте могут и не указываться.
Иногда план-конспект может быть составлен в виде схемы, на которой показан ход занятий; в легенде указывается, какие учебные вопросы подлежат отработке, какие вводные даются, где и какие сигналы применяются.
Уставные положения указывать в плане-конспекте не обязательно; при необходимости можно ограничиваться отдельными короткими заметками. Для удобства использования их в ходе занятий в плане-конспекте рекомендуется делать только соответствующие ссылки на отдельные статьи уставов и наставлений.
Ниже приводится развёрнутый план-конспект командира разведывательного взвода по теме "Действия разведывательной группы при бесшумном захвате пленного". В зависимости от личной подготовки руководителя этот конспект может быть по содержанию сокращен.

ПЛАН-КОНСПЕКТ

Тема "Действия разведывательной группы при бесшумном захвате пленного"

Цель занятий: обучение бесшумному захвату пленных в траншее противника.
Учебные вопросы:

1. Наблюдение за объектом поиска.
2. Выбор пути движения разведывательной группы к объекту.
3. Скрытный подход разведывательной группы к объекту.
4. Нападение на объект.
5. Отход разведывательной группы после выполнения задачи (захвата пленного).

Организация занятий. Противник, обороняясь на рубеже Турубина, Пимашково, продолжает совершенствовать передний край обороны, особенно в районе Болтушки, где он имеет на переднем крае сплошную траншею, а в 20-30 м впереди её - проволочное заграждение в один кол. Разведывательная группа численностью 10 человек - имеет задачу - захватить пленного в районе Болтушки.
Объект поиска - ручной пулемёт в траншее (обозначается двумя бойцами с ручным пулемётом, которые в случае обнаружения действий разведывательной группы открывают огонь холостыми патронами и дают сигнал - две красные ракеты).
Местность в районе Болтушки среднепересечённая, имеются скрытые подступы к переднему краю обороны противника.
В дневное время противник огня не ведёт, с наступлением же темноты из района Болтушки периодически ведут огонь четыре огневые точки, и противник освещает местность ракетами.
При повторных действиях на объект в траншею выслать 2-е отделение, которое разыграет атаку "противника" (по сигналу днём - два красных флажка: один вертикально, другой - горизонтально, ночью - одна красная и одна зеленая ракеты).
Место занятий: учебное поле № 2.
Обеспечение занятий: личный состав разведывательной группы вооружён автоматами и винтовками, каждый имеет финский нож и по 4 учебных гранаты. Подгруппа разграждения имеет ножницы для резки проволоки; подгруппа нападения - верёвку и кляп.
Для обозначения объекта поиска двум бойцам иметь ручной пулемёт с холостыми патронами, две красные ракеты, 12 белых ракет (только для занятий ночью) и ракетницу.
Время проведения занятий: 4 часа (расчёт взят примерный, для проведения тренировочного занятия).

Руководство и пособие:
1. БУП, ч. 1, ст. 123-124.
2. Брошюра полковника Зайцева "Организация и проведение поиска".




Повторное занятие

Вывести РГ на исходное положение и повторить нападение и отход в быстром темпе (засечь время с момента броска на объект и до перехода через проволочное заграждение); при этом усложнить обстановку: в момент отхода подгруппы нападения дать сигнал (днем - два красных флажка: один вертикально, другой горизонтально, ночью- одна красная и одна зелёная ракеты) 2-му отделению, обозначающему группу "противника", контратаковать разведывательную группу.
Приказать трём бойцам, которые вели скрытое наблюдение, скрытно подойти к проходу в проволочном заграждении и открыть огонь в тылу РГ. Артиллерийско-миномётный огонь противника обозначать взрывпакетами.

Заметки для разбора занятий

  1. Рассказать на основе боевого опыта Отечественной войны о действиях разведывательной группы 3 июля 1944 г в районе Болтушки.
  2. Напомнить основные уставные требования при бесшумном захвате пленных и рассмотреть, как эти требования выполнялись на данном занятии.
  3. Отметить, кто как действовал.

Порядок проведения занятий по обучению разведчиков действиям в поиске

Порядок проведения занятий по обучению разведчиков действиям в поиске зависит от учебных задач и изучаемых вопросов, от подготовленности обучаемых и времени, отведенного на отработку темы.
Подготовке отделения (РГ) действиям в поиске предшествует одиночная подготовка бойца и группы; вначале изучаются одиночные действия разведчика, а затем действия отделения (РГ) в поиске.
Необходимо тщательно изучить действия разведчика в поиске, так как хорошая .одиночная подготовка послужит основой при обучении отделения (РГ); недостатки в одиночной подготовке разведчика не могут не сказаться отрицательно при обучении отделения (РГ) действиям в поиске.
Вначале отрабатывается тема "Боец в поиске". По этой теме изучаются: подготовка бойца к действиям в поиске, действия бойца в подгруппе разграждения, действия бойца в подгруппе обеспечения, действия бойца в подгруппе нападения.
Занятия по одиночной подготовке разведчика проводят командиры отделений под руководством командиров взводов.
Занятия, по подготовке бойца к действиям в поиске проводятся в следующем порядке. Командир отделения ставит каждому бойцу частную задачу и проверяет усвоение её; затем последовательно проводится подготовка бойца к поиску, выбирается НП, с которого будет изучаться район действий и объект поиска. Командир отделения учит, как выбирать НП в данных конкретных условиях; после того как бойцы скрытно расположатся на НП, они обучаются вести наблюдение за объектом и районом поиска; во время наблюдения командир отделения условным знаком приказывает одному-двум бойцам, обозначающим объект поиска, произвести те или иные действия, которые обычно производятся противником в боевых условиях; затем командир приказывает двум-трём бойцам доложить результаты своего наблюдения за противником, а другим двум-трём бойцам - результаты изучения местности. Командир отделения, указав на недостатки доклада каждого бойца, о результатах своего наблюдения, переходит к изучению объекта, местности и противника в районе поиска способом вылазки к переднему краю неприятельской обороны. Сначала он показывает, как проводить вылазку, сопровождая свой показ кратким объяснением; затем бойцы повторяют действия при вылазке к переднему краю обороны противника.
Когда бойцы усвоят порядок и приёмы изучения объекта и района поиска, командир отделения проводит тренировку в другом районе. Затем бойцы обучаются правильной подгонке обмундирования, обуви, снаряжения и вооружения; исходя из конкретных условий действий, командир отделения показывает, что и как следует подогнать; бойцы производят указанные действия, после чего командир проверяет правильность их.
Занятия по обучению бойца действиям в подгруппе разграждения командир отделения проводит на местности, оборудованной различными заграждениями, чтобы практически показать порядок и технику выдвижения к препятствиям и заграждениям противника, порядок и способы проделывания проходов в них, порядок и способы поддержания связи с командиром РГ, порядок расположения у проходов, охраны и обозначения прохода, а также порядок действия РГ при отходе через проделанный проход.
Занятия начинаются с постановки и уяснения задачи по проделыванию проходов в заграждениях и препятствиях противника.
Затем бойцы в соответствии с поставленной задачей последовательно отрабатывают вышеуказанные вопросы так же практически, с последующей тренировкой.
Занятия по обучению бойца действиям в подгруппах обеспечения и нападения (захвата) проводятся примерно в таком же порядке. Командир отделения ставит задачу подгруппе и каждому бойцу и проверяет усвоение её. Затем, проверив наличие вооружения и снаряжения у каждого бойца, их исправность и подгонку, командир отделения обучает бойцов, как двигаться к препятствиям и заграждениям противника, как преодолевать их, как бесшумно и скрытно приближаться к объекту, кто, что и как должен делать при подходе к объекту и при бесшумном нападении на него, как захватываются и доставляются пленные, какие действия предпринимаются при обнаружении РГ и сопротивлении противника, каков порядок отхода и т. д.
Таким образом, командир отделения последовательно отрабатывает каждый вопрос. Когда тот или иной прием действия отработан, начинается изучение новых приёмов; так постепенно отрабатываются действия бойца в подгруппах обеспечения и нападения (захвата).
Обучение каждому приёму (действию) начинается с показа, после чего он повторяется бойцами. Вначале бойцы обучаются действиям в поиске не в сложной обстановке (обозначается только объект поиска), затем условия и обстановка для поиска постепенно усложняются; обозначается уже не только объект, но и огневые точки в районе поиска, огонь которых имитируется.
По теме "Отделение (РГ) в поиске" вначале отрабатываются: подготовка к действиям в поиске, действия подгруппы разграждения, действия подгруппы обеспечения и действия подгруппы нападения.
Несмотря на то, что эта тема отрабатывается в составе отделения, внимание к одиночной подготовке разведчика не ослабляется. Одиночная подготовка разведчика совершенствуется при отработке темы в составе отделения (группы).
В начале занятия рекомендуется восстановить в памяти обучаемых вопросы, отработанные на предыдущих занятиях. Этого можно достигнуть путём постановки обучаемым контрольных вопросов; руководитель может напомнить также, какие вопросы были отработаны на прошлых занятиях, а если нужно, то накоротке повторить изученные основные приёмы действий разведывательной группы или подгруппы.
Для занятий в составе отделения создаётся тактическая обстановка. Занятия начинаются обычно с ввода обучаемых в тактическую обстановку, например, "Противник, обороняясь на рубеже Турубина, Пимашково, продолжает совершенствовать свой передний край в инженерном отношении, особенно в районе Болтушки, где он имеет сплошную траншею с перекрытиями и пулемётными площадками. В 20-30 м впереди траншеи проходит проволочное заграждение в один-два кола.
Для подтверждения группировки противника и установления его ближайших намерений разведывательной группе поставлена задача захватить пленного в районе Болтушки".
В соответствии с этой обстановкой проводятся занятия по подготовке разведывательной группы (отделения) к действиям в поиске. Занятия начинаются с уяснения задачи и оценки обстановки командиром РГ (отделения). Затем производится рекогносцировка местности, выбор объекта и скрытых путей движения РГ к объекту, а также выбор исходного положения для поиска; организуется наблюдение за объектом и районом действия РГ и изучение объекта и заграждений путём вылазок к переднему краю обороны противника. После этого командир разведывательной группы (отделения) определяет количество и состав подгрупп, их вооружение, снаряжение и обмундирование, количество поддерживающих средств и составляет план подготовки и действий РГ. Для проведения тренировочных занятий по подготовке РГ к поиску выбирается местность, подобная местности в районе предстоящих действий.
На этих занятиях отрабатываются: выдвижение РГ к объекту поиска, действия подгрупп разграждения, обеспечения и нападения.
На занятиях по теме "Выдвижение РГ к объекту поиска" отрабатываются приёмы и способы бесшумного движения РГ к объекту в различных условиях (местности, времени суток, погоды и характера действий противника) и преодоления препятствий и заграждений, а также определяется боевой порядок и способы управления внутри РГ, связь с поддерживающими огневыми средствами и действия при встрече с противником во время движения.
На занятиях по обучению действиям подгрупп разграждения, обеспечения и нападения отрабатываются примерно те же вопросы, что и при обучении бойца действиям в этих подгруппах; основное внимание уделяется согласованности действий бойцов в подгруппе и взаимодействию между подгруппами и поддерживающими огневыми средствами.
Занятия проводятся в основном в том же порядке и тем же методом, что и при одиночной подготовке бойца. Более сложной является организация занятий. Командиру взвода необходимо организовать занятия так, чтобы все отделения были охвачены подготовкой и чтобы он мог руководить занятиями всех отделений взвода. Очевидно, показ тех или иных действий РГ или подгруппы в каждом отделении занял бы у командира взвода очень много времени, а проводить занятия с каждым отделением одновременно он также не сможет. Следовательно, командир должен сочетать показ образцовых действий и объяснения их для всего состава взвода с показом и объяснениями для каждого отделения; подготовить одного-двух помощников для руководства тренировкой в выполнении показанных командиром взвода приёмов и действий.
В зависимости от наличия времени, действия подгрупп обеспечения и нападения отрабатываются в различных условиях местности, времени суток и погоды; обстановка для действий постепенно всё более усложняется.
После отработки занятий "Подготовка РГ к действиям в поиске", "Выдвижение РГ к объекту поиска", "Действия подгруппы разграждения", "Действия подгруппы обеспечения" и "Действия подгруппы нападения"' командир роты или офицер разведки полка проводит контрольно-проверочное занятие, на котором проверяется, насколько разведчики умеют практически выполнять свои обязанности в поиске; если окажется, что некоторые приёмы действий в поиске изучены недостаточно, необходимо повторить их.
После контрольно-проверочного занятия отрабатываются вопросы "Действия РГ при бесшумном захвате пленного" и "Действия РГ при поддержке огнём".
Занятия по "Действию РГ при бесшумном захвате пленного" начинаются с постановки задачи на захват пленного и подготовки РГ к действиям. Полностью отрабатываются все мероприятия по подготовке РГ к поиску, хотя всё это раздельно изучено на предыдущих занятиях. Приобретенные навыки к действиям в поиске должны быть претворены в жизнь при решении конкретной задачи на поиск в соответствующей обстановке.
Отделение, составляющее разведывательную группу, разбивается на подгруппы согласно плану поиска. Действия всех участников поиска должны быть строго согласованы между собой; при отработке этой подтемы необходимо обеспечить полное взаимодействие между различными подгруппами, внутри подгрупп, а также между разведывательной группой и поддерживающими средствами.
Желательно, чтобы обучаемые получили достаточную практику и тренировку в действиях в различных подгруппах при выполнении разнообразных задач; поэтому при отработке вопроса "Действия РГ при поддержке огнём" состав подгрупп нужно изменить. При изучении этой темы основное внимание следует обратить на взаимодействие РГ с поддерживающими огневыми средствами. В условиях ограниченного времени отработку вопросов подготовки РГ к действию, изучение объекта и местности можно сократить до минимума. Основное внимание в процессе подготовки нужно обратить на отработку простейших сигналов вызова и переноса огня, на тактику действий РГ в поиске при поддержке артиллерийско-миномётного и пулемётного огня. Огонь обозначать холостыми выстрелами, взрыв-пакетами, а днем, кроме того, указками.
Каждое занятие заканчивается разбором; руководитель указывает, какие учебные задачи и как отработаны на занятии, кто показал наилучшие результаты, а кто еще недостаточно усвоил материал и какой именно.

Использование боевого опыта Великой Отечественной войны
при обучении разведчиков действиям в поиске

Для того чтобы обучать разведчиков с учётом боевого опыта Великой Отечественной войны, необходимо систематически изучать этот опыт, собирать и изучать примеры действий разведывательных органов; как правило, к каждому занятию необходимо готовить 1--2 примера из опыта войны. При этом необходимо учитывать обстановку и условия, в которых действовали разведчики, и создавать на занятиях аналогичную обстановку. На разборе желательно подробно рассказать, а если нужно и показать, как в подобных условиях поступали бывалые разведчики.
Примеры действий разведчиков в Отечественной войне рекомендуется проводить прежде всего из боевого опыта своего разведывательного подразделения. Участников поиска нужно использовать в качестве инструкторов и помощников руководителя занятий; предварительно с ними должна быть проведена соответствующая подготовка.

Приложение 1

ПОСТАНОВКА КОМАНДИРУ РГ ЗАДАЧИ НА ПОИСК

На исходном положении на восточной опушке рощи руководитель занятий (командир взвода) поставил командиру РГ (отделения) следующую задачу на поиск:
"Противник обороняется на рубеже Турубина, Пимашково (показывает на местности), продолжая совершенствовать передний край обороны; особенно интенсивно ведутся инженерные работы в районе Болтушки, где противник имеет на переднем крае обороны сплошную траншею, а в 20-30 м впереди её - проволочное заграждение в два кола.
Для подтверждения группировки противника и установления его ближайших намерений командир полка поставил задачу захватить пленного. Для захвата пленного выделяется разведывательная группа в составе отделения.
Время проведения поиска, состав подгрупп, поддерживающие огневые средства, объект поиска и порядок действия разведывательной группы - согласно утверждённому плану поиска.
Мне поручено проверить готовность разведчиков к поиску: проверка будет производиться путём практических действий разведывательной группы, начиная с организации наблюдения за объектом и районом действия.
Немедленно приступайте к организации наблюдения и изучению местности в районе поиска".

Приложение 2

УСТНЫЙ ПРИКАЗ КОМАНДИРА РГ

"1. Оборона противника в районе Болтушки вам известна.
Задача нашей РГ - бесшумно захватить пленного-расчёт ручного пулемёта в первой траншее противника 100 м восточнее Болтушки, за расположением и действиями которого мы наблюдали.
2. Состав РГ-10 человек.
Подгруппа нападения (захвата) - 4 человека: т.т.
Старший подгруппы - старший сержант.
Подгруппа обеспечения - 4 человека: т.т.
Старший подгруппы сержант.
Подгруппа разграждения - 2 человека: т.т.
Старший подгруппы сержант.
РГ действует бесшумно, без открытия огня; в случае открытия огня противником и необходимости поддержки РГ артиллерийско-миномётным огнём действия РГ обеспечиваются двумя миномётными и одной артиллерийской батареей, которые готовы немедленно открыть огонь по нашему вызову (сигнал - одна красная ракета).
3. РГ скрытно и бесшумно подходит к объекту - ручному пулемету противника по этой лощине, далее по кустарнику, а затем переползанием через поляны с отдельными кустами и кочками.
За кустарником, у пня с отдельным кустом (командир РГ показывает на местности рукой), подгруппа разграждения проделывает проход в проволочном заграждении. В это время остальные разведчики остаются здесь до получения сигнала шнуром, который потянут за подгруппой разграждения тт. Иванов и Сидоров; им же скрытно расположиться в 20 м вправо и сзади от проделываемого прохода у той кочки (командир РГ показывает рукой), тщательно наблюдать за противником, прикрывать подгруппу разграждения во время работы, при появлении отдельных групп противника сообщить подгруппе разграждения, чтобы она прекратила работу и на 5-7 м отползла от проволоки, а также подёргиванием шнура сообщить мне.
После подачи сигнала о готовности прохода к нему выдвигается подгруппа обеспечения вместе со мной, а за ней в 30-40 м подгруппа нападения.
4. Задачи подгрупп.
Подгруппе разграждения после проделывания прохода в проволочном заграждении остаться для обозначения и охраны его, пока не вернутся обратно через проход подгруппы нападения и обеспечения.
Подгруппе обеспечения после прохождения через проход ползком выдвинуться ближе и правее объекта, к тем воронкам, что правее обгорелого кустика (командир РГ показывает рукой), быть готовой подавить пулемёт противника, что правее объекта, если он откроет огонь, и обеспечивать атаку и отход подгруппы нападения; отходить только после отхода подгруппы нападения к проходу.
Подгруппе нападения после прохождения через проход ползком приближаться к объекту атаки, атаковать расчёт ручного пулемёта, захватить его в плен и немедленно вместе с захваченными пленными и пулемётом отходить к проходу.
После прохождения через проход по тому же маршруту отходить в следующем порядке: подгруппа нападения, в 30-40 м за ней подгруппы разграждения и обеспечения.
5. Порядок выноса раненых, сигналы, место сбора и обязанности каждого исполнителя остаются теми же, что отрабатывались на вчерашнем занятии.
6. Я буду находиться: после прохождения через проволочное заграждение - вместе с подгруппой нападения, а во время отхода - с подгруппой обеспечения".