Содержание материала

 

Подполковник МАЛАХОВ Я. Я.

СБОРЫ РАЗВЕДЧИКОВ

В ходе Великой Отечественной войны командование и штабы войсковых частей и соединений Красной Армии наряду с другими формами и методами воспитания и обучения разведчиков широко практиковали проведение сборов различных служебных категорий войсковых разведчиков.
Практика показала, что сборы разведчиков вполне оправдали себя так же как одно из наиболее эффективных средств повышения качества боевой выучки офицеров-разведчиков в вопросах планирования, организации и проведения разведки, обработки добытых сведений о противнике, разведывательной информации командования и войск.
То, что сборы, как форма работы, имеют ряд положительных свойств, видно из того, что они дают возможность;

  • осуществлять руководство путём личного общения старших начальников с подчиненными, наиболее полно знакомиться с уровнем подготовки разведчиков, выявлять их запросы, разъяснять им свои требования и давать указания, отмечать и оценивать опыт лучших разведчиков и разведывательных органов, вскрывать недостатки и указывать пути и способы устранения их;
  • наиболее полно выявлять всё новое из боевого опыта разведывательных органов, по возможности быстро и всесторонне анализировать, изучать и распространять опыт боевой деятельности разведчиков', а также опыт планирования и организации боевой подготовки разведчиков;
  • выявлять положительные стороны и недостатки в приёмах и способах действий разведывательных органов, намечать конкретные пути, обеспечивающие повышение их эффективности;
  • прививать разведчикам навыки к критическому анализу своих действий, развивать кругозор, воспитывать самостоятельность суждений;
  • глубже вскрывать роль и место разведки каждого рода войск в общей системе разведки и на основе этого определять приёмы и формы взаимодействия разведывательных органов;
  • намечать конкретные мероприятия, обеспечивающие улучшение качества планирования и организации боевой подготовки разведчиков;
  • показывать участникам образцовую организацию и методику проведения занятий в разведывательных подразделениях и организацию работы в разведывательных отделах и отделениях штабов.

Сборы позволяют также офицерам-разведчикам нижестоящих штабов и разведывательных подразделений высказываться и вносить свои предложения по вопросам, порою упускаемым из виду разведывательными отделами вышестоящих штабов.
Вполне понятно, что плодотворность сборов, как и любого другого, даже самого простого учебного мероприятия, зависит в первую очередь от того, насколько тщательно и всесторонне они подготовлены, насколько хорошо продуманы организация и проведение их, насколько целеустремлён план работы сборов, насколько полно и своевременно подготовлены руководители занятий и привлекаемые на сборы разведчики, а также от того, как обеспечены сборы в материально-техническом отношении (учебные поля, пособия, приборы и т. п.).
Таким образом, при подготовке сборов штаб, организующий их, должен:

  • определить цели, задачи, время и место проведения сборов, а также состав их участников;
  • составить план подготовки и проведения сборов и заблаговременно сообщить его участникам сборов;
  • определить порядок проведения сборов, своевременно выделить руководителей занятий и принять меры, обеспечивающие наиболее полную и всестороннюю подготовку их к занятиям;
  • провести необходимые мероприятия в войсках с целью наилучшей подготовки участников к сборам;
  • подобрать и своевременно подготовить учебные пособия, приборы, учебные поля, а также необходимое вооружение и технику для проведения сборов;
  • определить и своевременно подготовить мероприятия по культурно-массовому и материально-бытовому обслуживанию участников сбора.

Для того чтобы сборы могли быть наиболее поучительными и максимально способствовали повышению специальных знаний и навыков привлекаемых на них разведчиков, крайне важно также изучать на них только тот круг вопросов, от решения которых а данных конкретных условиях зависит коренное улучшение качества боевой подготовки разведчиков, а также подготовка участников сборов к выполнению своих функциональных обязанностей. Важно также познакомить участников сборов со всеми новыми (или оказавшимися на практике наиболее эффективными) приёмами и способами добывания разведывательных сведений.
В зависимости от конкретных условий (обстановки), состояния разведывательных подразделений, боевого опыта и выучки привлекаемых на сборы разведчиков и т. п. сборы проводятся с различными целями и задачами.
Перед сборами ставятся следующие цели:

  1. Изучить и обобщить боевой опыт разведывательных органов, проанализировать его и внедрить в систему боевой подготовки и воспитания разведчиков.
  2. Организовать обмен опытом планирования и организации боевой подготовки разведчиков.
  3. Путём проведения ряда показных занятий (хорошо подготовленных и материально-обеспеченных, проводимых опытными и квалифицированными руководителями в условиях, максимально приближенных к действительным) показать участникам сборов организацию и методику проведения занятий по боевой подготовке разведчиков, а также практическую подготовку и действия разведывательных органов при выполнении разведывательных задач в бою.
  4. На практических примерах из боевого опыта разведывательных органов показать участникам сборов, как организовать и обеспечить непрерывную и активную разведку в различных условиях боевой деятельности войск, как целеустремлённо и своевременно планировать разведку, ставить задачи на разведку подчинённым штабам и разведывательным органам и контролировать выполнение их.
  5. Ознакомить участников сборов с новыми данными по организационно-штатным вопросам, вооружению, техническому оснащению и тактике действии частей и соединений иностранных армий.
  6. Ознакомить участников сборов со способами ведения разведки родами войск и с образцами разведывательной техники. Показать боевые возможности разведки родов войск.
  7. Путём показных занятий и разбора примеров из боевого опыта разведывательных органов научить сержантов и рядовых разведчиков - участников сборов - наиболее целесообразно, быстро и бесшумно передвигаться на различной местности в разное время года и суток; использовать подручные материалы н местные предметы в целях маскировки своих действий и обмана противника; вести разведку в условиях обороны противником крупных населённых пунктов, водных преград, в горно-лесистой местности, в укреплённых районах, при развитии прорыва и при преследовании противника, а также в других сложных условиях боя; выбирать объекты разведки для действий поисками, налётами, засадами. Научить разведчиков скрытно проникать в тыл противника; преодолевать естественные и искусственные препятствия; захватывать и доставлять пленных; выбирать а оборудовать НП, организовывать и нести на нём службу наблюдения, добывать и собирать в бою документы противника.

В решении всех этих задач сборам принадлежит весьма важная роль как одной из наиболее плодотворных форм боевой подготовки разведчиков. Безусловно формы и методы подготовки и проведения сборов, а также решаемые на них задачи в мирных условиях имеют ряд особенностей, но опыт работы штабов по подготовке и проведению сборов в период Отечественной войны необходимо использовать полностью.
Опыт показал, что на сборах занятия проводились, как травило, под руководством лучших офицеров-методистов, с учётом боевого опыта, имеющегося в разведывательных подразделениях данной части (соединения), а также с использованием материалов, обобщающих боевой опыт разведчиков других фронтов. Обычно все показные занятия на сборах проводились на местности, заранее выбранной, хорошо изученной руководителем и специально подготовленной для отработки учебных вопросов по заданной теме.
Методом проведения таких занятий являлся преимущественно показ всех элементов отрабатываемой темы, вплоть до конспекта (плана) руководителя занятий.
В войсках Красной Армии в настоящее время широко распространены также следующие формы проведения сборов рядовых разведчиков.
Разведывательные взводы полков дивизии сводятся в одно подразделение, командиром которого назначается самый подготовленный и опытный офицер разведки полка. Такое подразделение совместно с разведывательной ротой дивизии выводится в лагерь па срок, определённый командованием. Начальником лагерного сбора назначается начальник разведки дивизии.
Это мероприятие позволяет проводить обучение разведчиков по единой программе под руководством наиболее опытных и подготовленных офицеров. Оно даёт возможность создать наилучшие условия для оказания практической помощи молодым, менее подготовленным офицерам, обладающим недостаточным боевым и учебно-методическим опытом, а также привлекать для проведения занятий по специальным дисциплинам офицеров-специалистов из специальных частей и начальников служб дивизии. Это мероприятие создаёт благоприятные условия и для того, чтобы привлекать к проведению показных занятий наиболее опытных офицеров-разведчиков, переносить опыт лучших руководителей занятий в другие подразделения.
Разведчики, находящиеся на сборах, централизованы; это обстоятельство является существенным фактором, позволяющим начальнику разведки дивизии повседневно контролировать ход боевой подготовки разведывательных подразделений.
Кроме того, на сборах представляется возможность обеспечить наибольший процент посещения занятий разведчиками.
Штабы дивизий при таком сборе разведчиков обладают по сравнению с частями большими возможностями по обеспечению боевой учёбы разведчиков руководствами и пособиями.
Это мероприятие позволяет также лучше оборудовать учебные поля, стрельбища, полнее использовать все имеющиеся руководства и наглядные пособия.
И, наконец, преимущество учёбы разведчиков на сборах, проводимых в подвижных лагерях, состоит еще и в том, что такая форма учёбы представляет наилучшие условия для занятий на разнообразной, незнакомой разведчикам местности, что наиболее соответствует боевой действительности.
Обучаясь в подвижных лагерях, разведчики привыкают к действиям в подвижных условиях, что вполне соответствует боевой деятельности разведывательных органов в подвижных формах боя, в условиях часто меняющейся обстановки.
Продвигаясь походным порядком из одного района в другой", обучаясь действиям днём и ночью, в различных условиях местности и погоды, разведчики приобретают именно те качества, которые необходимы им в боевой обстановке.
При проведении сборов разведчиков в подвижных лагерях крайне важно расходовать как можно меньше учебного времени на оборудование часто сменяемых мест расположения разведывательных подразделений. При умелом использовании (в учебных целях) времени в момент передвижения подвижный лагерь является очень полезной формой боевой учёбы разведчиков.
Формы и методы подготовки и проведения сборов разведчиков, естественно, будут зависеть каждый раз от конкретных условий, в которых находятся войска. Мы не задавались целью преподнести войскам и штабам постоянные рецепты проведения сборов. Какие бы сборы ни проводились в мирных условиях (независимо от их масштаба, срока и состава участников), они должны быть подчинены прежде всего одной главнейшей задаче, стоящей сейчас перед разведчиками Красной Армии, - как можно плодотворнее спланировать и организовать боевую подготовку, как можно полнее освоить и изучить богатейший боевой опыт разведывательных органов, приобретенный ими во время войны.
Мы считаем, что краткосрочные сборы начальников разведывательных отделов и офицеров-разведчиков штабов крайне необходимо проводить каждый раз хотя бы перед началом учебного периода. На таких сборах рекомендуется подвести итоги боевой подготовки разведчиков за прошедший период, обменяться опытом работы по руководству занятиями, поставить и разъяснить участникам сборов задачи по боевой подготовке на предстоящий период обучения, а также провести несколько занятий по вопросам работы штабов по планированию и организации разведки, по вопросам службы разведывательной информации в бою, планирования и руководства боевой подготовкой разведчиков и разведывательной подготовки войск.
Краткосрочные сборы начальников разведки дивизий, офицеров разведки полков и командиров разведывательных подразделений целесообразно проводить перед началом отработки каждого раздела программы боевой подготовки разведчиков (обучение одиночного бойца, разведывательного) отделения и т. п.).
На таких сборах необходимо заслушивать доклады о ходе боевой подготовки разведчиков или подводить итоги по пройденному разделу программы, организовывать обмен опытом планирования и организации боевой подготовки, обмениваться опытами относительно методики проведения занятий. Кроме того, целесообразно провести ряд показных и инструктивных занятий по главным темам следующего раздела программы с целью дальнейшего повышения знаний и инструкторско-методических навыков командиров-разведчиков.
Важно также отработать на сборах вопросы, повышающие личную подготовку участников к выполнению своих прямых (функциональных) обязанностей в бою с учётом опыта Отечественной войны.
Сборы командиров разведывательных взводов и отделений необходимо проводить периодически с целью повышения их военных знаний и совершенствования инструкторско-методических навыков, а также навыков командования подразделением в бою. И здесь большую роль играют показные и инструкторско-методические занятия, проводимые на местности, заранее и хорошо подготовленной и оборудованной для отработки учебных вопросов данной темы.
Проведение таких занятий необходимо возлагать на начальников и офицеров разведывательных отделов (отделений) штабов, общевойсковых командиров; для проведения специальных занятий необходимо привлекать офицеров родов войск и служб.
Сборы разведывательных подразделений там, где позволяют условия и обстановка, целесообразно проводить после одиночной подготовки бойца сроком не менее месяца, а при наличии возможности - на весь период обучения, вплоть до учений или манёвров частей и соединений. Разведывательные подразделения на таких сборах отрабатывают все вопросы по общей программе подготовки разведчиков.
Опыт подтверждает, что работа, проводимая штабами по организации сборов, окупается повышением качества боевой подготовки и хорошей выучкой разведчиков.
Для того чтобы сборы были наиболее плодотворны и эффективны, необходимо:

  • проводить хорошо продуманную и спланированную подготовку сборов с широким привлечением к этой работе всех нижестоящих штабов;
  • не стремиться охватить за короткий срок работы сборов большее количество учебных задач и вопросов, чем это допускает отведенное на сборы время;
  • как можно теснее увязывать тематику сборов с практическими задачами разведывательных отделов и подразделений, представляемых участниками сборов;
  • глубоко и беспристрастно разбирать имеющиеся недочёты в работе и в учёбе разведчиков и указывать практические конкретные пути устранения их;
  • заблаговременно подготавливать все выступления и доклады разведчиков, предназначенные для заслушивания на сборах, чтобы они были конкретными и максимально поучительными.