Содержание материала

 

Подполковник ДЕМИН

ЗАМЕТКИ О БОЕВОЙ ПОДГОТОВКЕ РАЗВЕДЧИКОВ

Подготовку разведывательных подразделений следует вести с учётом боевого опыта; к подготовке разведчиков предъявляются следующие основные требования:

  • осуществлять при обучении каждого разведчика - сержанта и рядового - строго индивидуальный подход;
  • вести тактическую и огневую подготовку в условиях, максимально приближенных к боевым; до минимума сократить условности;
  • терпеливо и настойчиво развивать у разведчиков смекалку, инициативу и находчивость в любых условиях боевой обстановки;
  • повседневно воспитывать у разведчиков на всех занятиях и в быту чувство взаимной поддержки и выручки;
  • всей системой воспитательной работы добиваться выполнения поставленной задачи;
  • повседневной физической закалкой вырабатывать у разведчиков смелость, храбрость и непреклонную волю к достижению цели.

Для того чтобы выполнить перечисленные выше требования по боевой подготовке разведчиков, офицеры разведывательных подразделений должны иметь хорошие методические навыки по организации и проведению учебных занятий. Только поучительное занятие способно вызывать у бойцов интерес к ним, развить в них профессиональную любознательность, выработать сноровку и умение действовать в разведке.
Тактические занятия на определённом этапе обучения разведчиков целесообразно проводить продолжительностью до 3-5 суток в отрыве от своих частей; желательно, чтобы разведчикам пришлось преодолевать по пути реки, озёра, лесные массивы и другие препятствия. Зимой и в другое время с разведчиками следует устраивать ночлеги в поле, в лесу, не заходя в населённые пункты.
Занятия с разведывательными подразделениями необходимо организовывать и проводить с особым искусством. Этого можно достигнуть только при умении офицеров-разведчиков методически правильно и интересно построить занятия по тактической, огневой подготовке и другим дисциплинам.
О том, как плодотворно сказываются хорошо продуманные занятия, свидетельствует следующий пример из боевой учёбы разведчиков на фронте.
Весной 1942 г. Н-ская стрелковая дивизия занимала оборону на Карельском перешейке. Командование дивизии потребовало от разведки во что бы то ни стало захватить в течение ближайших 3-5 дней пленного. Разведчики к этому времени ещё не имели достаточно боевого опыта. В разведывательную группу подобрали 10 человек, из них в подгруппу разграждения 4 красноармейцев из числа только что прибывшего пополнения. Подгруппа разграждения имела задачу: скрытно достигнуть минного поля, снять несколько мин и подложить под проволочное препятствие заряд ВВ.
Командир разведывательного подразделения принял решение - подготовить в тылу учебный объект и на нём раздельно показать разведчикам все приёмы обнаружения и обезвреживания мин. На учебном поле были установлены мины того же образца, что имелись перед объектом разведки. Продемонстрировав боевое действие этих мин и незаметно для обучаемых обезвредив несколько капсюлей, командир приказал снять эти мины сначала в светлое время, а затем ночью. Разведчики свободно проделали это, не подозревая, что мины обезврежены.
Усвоив способы разминирования, разведчики стали тренироваться в приемах бесшумного подхода к проволоке, имея при себе в двух пакетах груз- 16 кг ВВ. Таким путём молодые разведчики приобрели практические навыки и затем успешно выполнили поставленную перед ними боевую задачу. Они подложили под проволоку 30 кг взрывчатых веществ и сняли 10 мин натяжного действия. После выполнения задачи разведчики долго делились своими впечатлениями о проведенных с ними занятиях и с удовлетворением отмечали, как им удалось обезвредить вражеские мины.

Особенности огневой подготовки разведчиков

Планирование и содержание огневой подготовки в разведывательных подразделениях должно соответствовать специфическим особенностям боевых действий разведчиков. В чём заключаются эти особенности?
Необходимо учесть, что разведчики при выполнении задачи ведут огонь, как правило, с самых коротких дистанций, а чаще всего в упор. Но главная особенность ведения огня в разведке заключается не столько в этом, сколько в том, что огонь открывается внезапно, навскидку, со стремлением упредить противника. Следовательно, быстрота изготовки и открытия огня является наиболее существенным элементом огневой подготовки разведчиков.
Для подтверждения этого приведём такой пример. Одна наша разведывательная группа получила задачу захватить пленного. Разведчики организовали засаду в нейтральной полосе. Три ночи подряд просидели они в этом месте, ожидая появления противника, и только на четвёртую ночь в сумерках один разведчик заметил финского солдата, находившегося в нескольких метрах от него. Финн замахнулся гранатой. Разведчик навскидку дал по нему очередь из автомата и тяжело ранил его. Вражеский солдат так и не успел бросить гранату.
В другом случае разведывательная группа, действующая в районе Охта, скрытно преодолев проволочное заграждение, вошла в неприятельскую траншею и стала продвигаться по ней в сторону объекта. Через некоторое время боец, шедший впереди, заметил, как финский солдат взял винтовку к плечу и приготовился к выстрелу. Разведчик навскидку дал очередь из автомата, но сделал промах, затем финский солдат произвёл в него выстрел, но также промахнулся. В этот момент второй наш разведчик выстрелом из автомата с противоположной стороны убил шюцкоровца. В обоих случаях дистанция измерялась 5-10 м, по результат оказался не одинаковым. Видимо, разведчики, действовавшие во втором случае, не могли вести меткий огонь навскидку. Следовательно, наряду с отработкой ряда упражнений по Курсу стрельб необходимо проводить в качестве завершающего этапа обучения разведчика тактические учения с боевой стрельбой. При этом рекомендуется давать наиболее типичные задачи, с которыми разведчики могут встретиться в боевой действительности.
Так, например, можно методически разработать и подготовить поучительное стрелково-тактическое занятие с боевой стрельбой на тему "Захват пленного способом налёта" с предварительным подавлением противника огнем.
Условия выполнения задачи: разведывательная группа скрытно преодолевает расстояние 250-300 м и по сигналу старшего подгруппы захвата готовится к броску в атаку. "Противник" в это время открывает огонь из огневых точек № 1, 2, 3 (появляются головные мишени по количеству стрелков). Подгруппы обеспечения открывают огонь короткими очередями с дистанции 70-100 м.
Цель данного занятия будет достигнута в том случае, если всё оружие будет действовать безотказно, большинство целей удастся поразить за несколько секунд и разведчики скрытно, в соответствующем темпе выдвинутся до рубежа ведения огня.
Кроме того, в ходе таких занятий целесообразно отрабатывать задачи на практическое использование оружия противника. Полезность этого подтверждается следующим примером. В июне 1944 г. одна наша разведывательная группа под командованием сержанта Чугунова вела дневной поиск. Скрытно преодолев инженерные заграждения, разведчики подошли к финской землянке и окружили её. Командир разведывательной группы бросил в землянку гранату; несколько человек были убиты; одного финна разведчики захватили в плен. Метрах в 50 от землянки в кустах оказался крытый сруб, из которого до 50 финнов бросились к подорванной землянке. Разведчики заняли передовую траншею финнов, приняли бой и вначале вели его успешно. Однако вскоре все боеприпасы разведчиков были израсходованы, финны же продолжали наседать. В траншее у каждой стрелковой ячейки было обнаружено по 5-7 ручных гранат. Кроме того, там стояли ящики, в которых находилось еще до 50 гранат. Разведчики бросили несколько финских гранат, но ни одна из них не взорвалась. Выяснилось, что ни один разведчик из состава РГ не умеет пользоваться финскими гранатами.
Следовательно, при изучении темы "Практическое использование оружия противника" (гранат, винтовок, автоматов) целесообразно отработать также несколько стрелковых задач с трофейным оружием.

Приёмы обучения разведчиков

В соответствии с основными требованиями развития у разведчиков смелости, отваги и разумной инициативы тактические занятия с ними должны строиться живо и интересно. Руководитель занятий обязан продумать каждый шаг, каждое мероприятие. Эту задачу можно разрешить следующим образом.
Во-первых, разведчики должны постоянно стремиться к отличному выполнению любой поставленной задачи не только на занятиях, но и в повседневной жизни и быту.
Во-вторых, необходимо у разведчиков воспитывать чувство строгой ответственности за выполнение поставленной задачи на занятиях, вне занятий и вне строя.
В-третьих, следует широко поощрять всех отличившихся разведчиков, особенно за разумную инициативу и находчивость.
В-четвёртых, от офицерского состава требуется, чтобы он образцово с точным и понятным объяснением мог показать отрабатываемый приём или действия.
Последовательность проведения занятий изложена в программе. Однако это только отправные данные для того, чтобы офицер имел возможность логически мыслить при организации занятия. Все программные темы должны проводиться так, как они изложены в программе. Это основной курс разведчика, минимум знаний о разведке. Дополнительно к этому в некоторых случаях следует практиковать решение накоротке тактических задач-летучек, соответствующих тон или иной теме занятий. Например, по теме "Ночной и дневной поиск" целесообразно отработать по элементам приёмы:

- по преодолению минного поля противника;
- по преодолению проволочных заграждений;
- по нападению па противника в одиночку, в паре, в группе из 3-5 человек;
- по проникновению в тыл противника и организации там засады;
- по организации засады о траншее противника.

Как же должен офицер учить разведчиков практическим приёмам ведения разведки и воспитывать у них военную хитрость, смелость, сметку, находчивость? На это трудно ответить в нескольких словах, так как характер местности, уровень подготовки самих разведчиков и другие факторы играют при этом существенную роль. В каждом случае офицер должен хорошо продумать, чего он хочет достичь в ходе занятия, при отработке того или иного приема.
Так, например, при разборе приёмов преодоления минного поля противника главными учебными вопросами являются скрытный подход к минному полю и умение отыскать мины и обезвредить их. Руководитель занятия может выставить 2-3 наблюдателей в траншеях "противника" с задачей в случае обнаружения разведчиков обозначить огонь холостым патроном или трещоткой. Далее, руководитель может подготовить несколько сюрпризов, обозначающих мины, которые при неосторожном нажатии взрываются; если неправильно взять такую мину в руки, то руки окрашиваются. При этом положении разведчик будет стремиться выполнить все приёмы, как если бы он находился в боевой обстановке. Здесь условность заключается только в том, что стрельба ведётся "противником" без боевого патрона и мина не имеет боевого заряда, все остальные условия реальные.
У нас имеется нагрудный знак "Отличный разведчик". Удостоиться такой награды в условиях мирной учёбы должно быть основным стремлением всех разведчиков. Если офицер-разведчик будет вести строго индивидуальный учёт всех достижений разведчиков на учебных занятиях, то он, несомненно, добьётся отличной и всесторонней их выучки. Разведчик, овладевший приёмами ведения разведки и отлично знающий своё дело, должен, не успокаиваясь на достигнутом, совершенствовать и отшлифовывать каждый усвоенный приём.

Внедрение боевого опыта разведки в учебный процесс

Опыт ведения войсковой разведки во время Отечественной войны должен стать основным руководящим началом для дальнейшего её развития и совершенствования. Офицеры-разведчики, которым приходилось руководить разведкой в первые дни войны против немецкого фашизма, хорошо помнят, как трудно было организовать её без личного и обобщённого в нашей литературе опыта по организации и ведению разведки в различных условиях боя. Опыт войны подтвердил, что разведка - это наиболее трудная и кропотливая область боевой работы. Любой офицер, сержант или рядовой, обладающий личным опытом и изучающий боевой опыт лучших разведчиков, сможет решать разведывательные задачи наиболее успешно.
В настоящее время разведка обогатилась значительным боевым опытом. Но для того, чтобы изучить и освоить этот опыт разведчикам, особенно рядовым, не искушённым в бою, недостаточно только прочитать книги. Опытом лучших разведчиков необходимо пронизать все практические занятия в поле.
Гвардии сержант Соколов в статье "Как я обучаю свое отделение" пишет, что ему на тактическом занятии по теме "Отделение в наступлении" пришлось столкнуться с необходимостью преодолеть 50-70 м болото, бойцы его отделения хотели обойти болото. Но так как "противник" вёл по обходам этого болота обстрел из пулемётов, то бойцам приказано было наступать по болоту. Попутно Соколов рассказал бойцам своего отделения про один бой, когда его товарищи не решились лезть в болото, а пошли в обход и не выполнили задачу, а его отделение пошло через болото, атаковало неприятельский пулемёт и спасло жизнь бойцам целого подразделения. Рассказав этот случай, гвардии сержант Соколов первым пополз через болото, увлекая за собой всё отделение.
Тот же сержант Соколов пишет, что когда его отделение пошло в атаку, то натолкнулось на спираль Бруно. Постепенно с большой осторожностью разведчики стали переходить через проволоку. Тогда он остановил отделение, отвёл его в тыл и предложил бывалым солдатам рассказать, как они ходили в атаку и преодолевали проволоку. Гвардии красноармеец Козин стал вспоминать, как они преодолевали гораздо большее проволочное препятствие, используя шинели, плаш-палатки и др. Отделение вновь повторило атаку, и каждый боец на этот раз преодолел проволоку самостоятельно и быстро. Офицеры и сержанты-разведчики могут применить на занятиях свой боевой опыт и широко использовать описанные в литературе боевые примеры.
Передача боевого опыта ни в коем случае не должна приучить офицеров, сержантов и рядовых к определённому шаблону. Нужно избегать буквального повторения тех или иных приёмов, а осваивать их творчески.
Боевые примеры должны обогащать мысль разведчиков и способствовать проявлению ими разумной инициативы.
В июле 1942 г. в одном из полков для действий в ночном поиске подготавливалась разведывательная группа. С ней проводили занятия лично командир полка и начальник штаба. Решение па действия разведывательной группы было принято на местности. Согласно этому решению разведывательная группа должна была совершить нападение на часового в траншее, находящегося между ДОТ справа и станковым пулемётом на открытой позиции слева. Когда разведывательная группа выступила для выполнения задачи, командир разведывательной группы заметил, что во время освещения ракетами со стороны противника проволочное заграждение хорошо освещается и скрытно преодолевать его будет невозможно. С 100-150 м правее крутой изгиб в проволочном заграждении днём хорошо просматривался, а при освещении противником оставался в тени. Тогда командир решил резко повернуть вправо, преодолеть проволоку в изгибе и напасть на часового у ДОТ. Такое решение возникло у командира в ходе выполнения задачи. Достаточно было в этом случае поступить по шаблону и не проявить инициативы, как задача осталась бы невыполненной.
Таким же образом обязан поступать и руководитель занятий. Он должен поощрять проявление разведчиками инициативы. Это приносит большую пользу обучаемым, даже в тех случаях, когда разведчик решит задачу не совсем удачно.
Подготовка разведчиков - сложная, ответственная и почётная задача. Офицеры-разведчики при обучении и воспитании молодых бойцов должны проявить' все свои знания, умение, опыт и с честью выполнить возложенную на них высокую задачу.