Содержание материала

 

Подполковник САЙКИН А. К.

ПОДГОТОВКА ВОЙСКОВЫХ РАЗВЕДЧИКОВ

Войсковая разведка в период Великой Отечественной войны играла огромную роль в добывании всех необходимых сведений о противнике, обеспечивающих своему командованию и штабу правильное планирование боя - операции и направление усилий своих войск на разгром противника. Огромные задачи, решаемые войсковой разведкой на поле боя, поставили командиров всех степеней и их штабы перед необходимостью обеспечивать себя специально подготовленными органами войсковой разведки и подбирать в состав их наиболее способных и мужественных бойцов и командиров.
В период войны нам приходилось прилагать огромные усилия к тому, чтобы не только подбирать таких людей, но и подготавливать их в ограниченные сроки для выполнения разведывательных задач.
Богатый боевой опыт подтвердил, что без хорошо подготовленных разведывательных органов успешное разрешение боевых задач невозможно. Поэтому вопрос о заблаговременной подготовке разведывательных подразделений приобретает наиболее актуальное значение во всей системе боевой подготовки войск.
Подготовка органов войсковой разведки это дело не только офицеров-разведчиков, но и всех командиров и штабов. Опыт показал, что разведчик-войсковик должен не только усвоить объём знаний, предусмотренный для бойца или младшего командира стрелкового подразделения, но также отлично отработать специальные вопросы по всем или почти по всем разделам боевой подготовки, необходимые ему при выполнении разведывательных задач.
Как же должна быть организована боевая подготовка войсковиков-разведчиков?
Для обеспечения успешной подготовки разведчиков должны быть соблюдены следующие условия: во-первых, нужно соблюдать принцип отбора соответствующего контингента, из которого можно будет готовить отличных разведчиков - мастеров своего дела.
Во-вторых, все командиры и особенно штабы обязаны заниматься подготовкой органов войсковой разведки и непосредственно руководить этой подготовкой.
В-третьих, должны быть созданы все необходимые учебно-материальные условия для организации качественной учебы разведчиков.

Планирование

Планирование боевой подготовки разведывательных подразделений производят (в дивизиях и полках) начальники штабов дивизий и полков на основе указаний вышестоящих штабов и в соответствии со спущенными программами.
Штабы обязаны разрабатывать месячный план боевой подготовки разведывательных подразделений с учётом специфических особенностей данного соединения (части). Месячный план должен включить в себя перечень тем или задач по каждой дисциплине, расчёт часов на каждую тему (задачу) и указания по организации и проведению занятий. Там, где разведывательные подразделения не имеют своих учебных полей, стрельбищ или учебных городков другого вида, начальники штабов обязаны предусмотреть в плане дни пользования общедивизионными или общеполковыми учебными полями, стрельбищами и городками.
На основании месячного плана, полученного от штаба дивизии или полка, командиры разведывательных подразделений составляют расписания занятий на неделю. При составлении расписания занятий командиры разведподразделений должны стремиться к тому, чтобы обеспечить последовательное наращивание материала и постепенный переход от простого к сложному, а также увязку прохождения предметов и тем (занятий); за основу берутся темы тактической подготовки. В расписаниях занятий должны быть указаны: дата и часы занятий, наименование дисциплины, темы (задачи) занятий и содержание основных отрабатываемых вопросов, место занятий, метод занятия, фамилия руководителя, пособие по каждой теме (задаче) с указанием статей и страниц и материальное обеспечение. Расписание занятий утверждается начальником штаба полка (дивизии) и вывешивался в подразделении не позже субботы предыдущей недели.
Кроме того, в расписание занятий с бойцами необходимо включать инструкторско-методические занятия с сержантами подразделений.

Подготовка командира взвода и командира отделения к занятиям

Работа командира разведывательного подразделения в дивизии, так же как офицера разведки в полку, не заканчивается составлением расписания занятий. В его обязанность входит подготовка к занятиям командиров взводов и командиров отделений. Это наиболее ответственная часть из всей подготовительной работы командира подразделения; поэтому офицеры штабов и особенно начальник разведки дивизии должны оказать большую помощь командирам подразделений в проведении инструкторско-методических занятий с командирами взводов и отделений.
Инструкторско-методические занятия должны носить только практический характер. Руководитель, проводящий эти занятия, обязан показать командиру взвода или командиру отделения, как следует организовать предстоящие занятия, как отработать тот или иной приём или вопрос, каким образом создать на занятиях обстановку, приближенную к боевой, и, наконец, как материально обеспечить занятия (включая сюда и обозначение противника).
Инструкторско-методические занятия, проводимые с сержантами и командирами взводов, должны явиться основой для составления ими конспектов к предстоящим занятиям. Они могут проводиться или сразу по всей теме или по элементам темы (на каждое занятие). Это зависит от подготовленности сержантского состава и от наличия времени, имеющегося в распоряжении командира подразделения. При проведении инструкторско-методических занятий руководителям следует подбирать поучительные примеры из опыта Отечественной войны и рекомендовать их сержантам для предстоящих занятий.

Конспекты к занятиям

На основе расписания и проведенных инструкторско-методических занятий командир отделения (или взвода, в зависимости от того, кто будет проводить занятия) составляет конспект занятий.
Для этого он должен: изучить соответствующие статьи уставов, наставлений или других пособий, указанных в расписании занятий; выбрать наиболее показательный участок местности; продумать вопрос обозначения противника и порядок его действий; продумать обеспечение занятия материальными средствами. Только после всего этого командир отделения (взвода) может приступить к составлению конспекта.
Каким должен быть конспект проведения занятий? Командиру отделения (взвода) нужен как можно более простой конспект. Если командир отделения (взвода) теоретически хорошо подготовлен к занятиям, если он отлично усвоил материал на инструкторско-методических занятиях и имеет методические навыки, то он может вести конспект в форме записей в блокноте основных вопросов и ответов на них (каким образом выполнять тот или иной приём или действия).
Для менее подготовленного сержанта или командира взвода конспект должен быть составлен более подробно и может включать даже отдельные выдержки из наставлений или уставов.
На наш взгляд, по теме "Техника бесшумного передвижения на различной местности" конспект должен быть примерно следующим.
В программе на эту тему отведено б часов, из них 3 часа днём и 3 часа ночью.
Предположим, что командир подразделения разбил эту тему на два занятия: на первом занятии должны быть разобраны такие учебные вопросы: подгонка снаряжения и обмундирования для обеспечения бесшумного движения; техника передвижения днём всеми способами по открытому полю, каменистому грунту, частому лесу, кустарнику и болоту.
После соответствующей подготовки к занятиям конспект примет следующую форму:

КОНСПЕКТ
для проведения занятий по теме
"Техника бесшумного передвижения на различной местности"

Учебная цель: научить разведчиков скрытно и бесшумно передвигаться ползком, согнувшись и в рост по открытой и пересечённой местности.
Время: 3 часа (днём). Место: Учебное поле № 2.
Метод занятий: практическое выполнение приёмов на местности. Материальное обеспечение: снаряжение бойцов, бинокль и подручный материал.
Вопросы, подлежащие отработке:

1. Правила подгонки снаряжения и обмундирования.
2. Техника передвижения всеми способами по открытой местности.
3. Техника передвижения по кустарнику.
4. Техника передвижения по болоту.
5. Техника передвижения в лесу.

Ход занятий и распределение времени:

5 минут: объяснить, как нужно подгонять снаряжение, какими способами и на какой местности передвигаться, чтобы не быть замеченным противником.
10 мину т: практическая работа бойцов по подгонке снаряжения и проверка правильности подгонки.
35 минут: отработка техники переползания способами: по-пластунски, на боку, на получетвереньках и ничком.
Способы переползания отрабатываются путём личного показа командира и практического выполнения бойцами всех указанных приёмов; допущенные ошибки исправляются в процессе занятия.
35 минут: техника передвижения по кустарнику. Разъяснить бойцам, что движение по кустарнику необходимо производить таким способом, который позволял бы продвигаться быстро и незаметно для противника. Выбор того или иного способа будет зависеть от характера кустарника (высокий, редкий, частый) и от наличия на близком расстоянии противника. Каждому должно быть предоставлено право избрать способ передвижения и приступить к практическому его выполнению. Необходимо отметить, кем избран наиболее удачный способ и почему он является самым лучшим. Контроль за правильным осуществлением маскировки вменяется в обязанность сержанту Иванову, который в это время будет обозначать противника.
50 минут: Техника передвижения по болоту. Разъяснить особенности передвижения по болотистой местности, которое должно производиться с учётом не только обеспечения скрытности, но и предохранения себя от провалов в пучину; приступить к практическому выполнению задания, избрав наилучший способ передвижения. Отработать вопрос передвижения с преодолением водных преград, встречающихся в болотистой местности, с использованием подручных средств (деревья, кусты и т. д.).
30 минут: техника передвижения по частому лесу. Показать способ и разъяснить особенности бесшумного движения по лесу (с учётом неожиданной встречи с противником, находящимся на деревьях), а также необходимость соблюдения осторожности, тщательного осмотра окружающей местности, деревьев и поддержания зрительной связи одного с другим. Контроль за правильностью движения осуществляют выделенные для обозначения противника и находящиеся на деревьях старший сержант Иванов и сержант Петров.
10 минут: разбор занятий с указанием допущенных ошибок и персональной оценкой усвоения темы каждым разведчиком.
15 минут: передвижение с одного участка местности на другой.

Командир взвода младший лейтенант СЕЛЯНОВ.

При проведении тактических занятий в некоторых случаях потребуется приложить к конспекту схему с указанием на ней района занятий, маршрута движения разведчиков и обозначенного противника (например, при проведении таких занятий, как организация засады, действие в ночном поиске, действие дозора и т. д.).
Для приводимого нами примера схема не нужна.
Все занятия по возможности нужно проводить методом показа и практического выполнения того или иного приёма. Если руководитель не сумеет образцово показать тот или иной приём сам, то он должен привлечь к этому своего помощника, в чём большой беды не будет.
Хорошо организовать и провести занятия может только тот офицер (сержант), который сам обладает достаточной подготовкой и имеет методические навыки. Поэтому задачи войсковых штабов - непрестанно заботиться о повышении и совершенствовании знаний офицерского и сержантского состава. Повышению знаний способствуют методические сборы, инструктажи и показные занятия. Поэтому офицеры разведчики общевойсковых штабов должны систематически организовывать сборы офицеров и сержантов и привлекать на них в первую очередь тех лиц, которые непосредственно заняты обучением разведчиков.
Кроме сборов и показных занятий, в задачу офицеров штабов входит постоянный контроль за выполнением поставленных задач и оказание помощи на местах.
Организация сборов, проведение показных занятий и инструктажей, проводимых на достаточно высоком уровне с учётом боевого опыта Отечественной войны, является залогом успешной боевой подготовки разведчиков.