Сборник "Войсковая разведка". Выпуск №15 1946г.

E-mail Печать
Индекс материала
Сборник "Войсковая разведка". Выпуск №15 1946г.
НЕПРЕРЫВНО ИЗУЧАТЬ ДЕЛО ВОЙСКОВОЙ РАЗВЕДКИ
ДОРОЖИТЬ УЧЕБНЫМ ВРЕМЕНЕМ
ПОДГОТОВКА ВОЙСКОВЫХ РАЗВЕДЧИКОВ
ЗАМЕТКИ О БОЕВОЙ ПОДГОТОВКЕ РАЗВЕДЧИКОВ
ОГНЕВАЯ ПОДГОТОВКА РАЗВЕДЧИКОВ
ОБУЧЕНИЕ РАЗВЕДЧИКОВ ДЕЙСТВИЯМ В ПОИСКЕ
РАЗВИТИЕ НАБЛЮДАТЕЛЬНОСТИ
СБОРЫ РАЗВЕДЧИКОВ
БОЕВЫЕ ДЕЛА ОДНОЙ РАЗВЕДЫВАТЕЛЬНОЙ ГРУППЫ
ТАКТИКА АМЕРИКАНСКОЙ ПЕХОТЫ
Все страницы

 

ДОРОЖИТЬ УЧЕБНЫМ ВРЕМЕНЕМ

"Деньги дороги, жизнь человеческая дороже, а время - дороже всего". Эти суворовские слова достаточно выразительно характеризуют огромную роль фактора времени во всей деятельности войск. Потеря минуты в бою порой стоит больших жертв. Неумение ценить время и продуктивно использовать его может обесценить самый выдающийся замысел, свести на-нет любые усилия. С другой стороны, там, где командиры и бойцы обладают чувством" времени и умеют чётко рассчитывать его, где снизу доверху царит строжайшая дисциплина при выполнении намеченных сроков, - там упреждают противника, бьют его быстро, точно, наверняка.
Война учит: пунктуальность и точность в любом деле, большом и малом, является первым признаком высокой, подлинной воинской организованности, важным условием боеспособности подразделений и частей в целом. Отсюда вытекает непреложное правило: офицер обязан воспитывать в себе и у своих подчинённых умение разумно использовать каждую минуту. Командир, ведя непримиримую борьбу с потерей времени, решает одновременно две задачи: прививает подчинённым первостепенные, боевые качества - точность, исполнительность и вместе с тем повышает продуктивность самих занятий, в срок и с высокими показателями выполняет учебные планы.
Непреклонная требовательность командира должна проявляться в первую очередь в заботе о плодотворном использовании по прямому назначению всего времени, отведенного на боевую подготовку. В этом деле, как показывает практика, ещё много недостатков.
Кое-где занятия планируются без учёта материальной базы, не принимается в расчёт и отдалённость учебных полей. Нередко можно видеть, как в первые часы занятий подразделение выходит на местность, а затем, в середине дня, возвращается в казарму и после двух-трёх часов учебы в расположении части вновь отправляется в поле. Хорошо, когда командиры стремятся заполнить такого рода маршировки полезным делом - отработать те или иные элементы строевой подготовки или марша, но бывает и так, что это время пропадает впустую.
Нужно так планировать занятия, чтобы передвижения подразделений были сведены к минимуму. Во Владимирском пехотном училище, например, еще при составлении поурочных программ офицеры заботятся о том, чтобы территориально увязать изучение отдельных военных дисциплин. Если, скажем, намечена тема по инженерному делу, то она приурочивается к соответствующему занятию по тактике и проводится в одном и том же районе.
Заботливый командир может всегда отыскать ряд способов для экономного использования учебного времени. Многое здесь зависит от работы штабов частей. В частности, они должны составить чёткий график пользования учебными полями, классами, стрельбищами и жёстко требовать от командиров подразделений точного выполнения разработанного плана.
Особое внимание следует обратить на эффективное использование времени в процессе самих занятий. Здесь еще часты простои. Они происходят в большинстве случаев из-за того, что командир заранее не позаботился об оборудовании учебного поля, не выставил к сроку мишени на стрельбище или опоздал развернуть телефонную связь. Практика показывает, что особенно непроизводительно тратится время на стрельбище при выполнении очередных упражнений. Обычно всё внимание командиров сосредоточено на стреляющих сменах, а в тылу огневого рубежа бойцы предоставлены самим себе. В некоторых частях тыловые районы стрельбищ вообще не приспособлены для проведения занятий по различным разделам огневой подготовки.
Иногда к фактам неорганизованности в учебном процессе относятся примиренчески, объясняя их неопытностью, слабой методической подготовкой командира, организующего данное занятие. Ясно, что такого рода ссылки на "молодость" офицера не имеют ничего общего с воспитанием кадров в духе суровой воинской требовательности, бережливого отношения к учебному времени.
Во всей системе обучения нужно развивать у подчинённых то особое боевое качество, которое можно назвать чувством времени. Здесь имеется в виду не только общая организованность учебного процесса, но и борьба за минуты и даже секунды при выполнении определённых приёмов боевой подготовки. Если, скажем, по огневой подготовке изучаются приёмы изготовки, то офицер не должен удовлетворяться тем, что боец правильно заряжает винтовку и умело производит выстрел. Наряду с правильностью действий нужно требовать и другое - быстроту выполнения определённого приёма. Разумеется, при первоначальном изучении приёма командир обращает главное внимание на точность действий. Но, достигнув нужной точности исполнения приёма, он должен развивать у обучаемого быстроту и необходимую сноровку.
На тактических занятиях, например, лучшую оценку должен всегда получать тот, кто не только правильно решил заданную задачу, но и сделал это в самый короткий срок.
Все это в одинаковой мере относится и к другим военным дисциплинам. Давая задание бойцу или офицеру, нужно указывать строго определённое время и настоятельно требовать точного выполнения задачи в назначенный срок. Ограничивая действия подчинённых жёсткими рамками времени, офицер воспитает у них привычку делать всё быстро. Вряд ли нужно доказывать, насколько это необходимо для боя, где все подчиняются одному закону: но успел упредить противника - он упредит тебя.
Постоянная борьба за время должна охватывать все стороны жизни войск. Наиболее пристального внимания офицеров требует обеспечение пунктуальной точности выполнения распорядка дня. Нельзя сказать, чтобы здесь всё обстояло благополучно.
Некоторые офицеры пытаются подразделять распорядок дня на главные и второстепенные часы времени. Например, утренняя зарядка, осмотр, вечерняя поверка, - словом всё, что не связано непосредственно с учёбой, подчас выпадает из поля зрения командира, и здесь нет должной заботы об экономном расходовании времени, точном выполнении распорядка дня. Это, в конце концов, ведёт к общей неорганизованности в быту всей части. Нет ничего удивительного, что в такой части заседания, собрания, концерты, киносеансы и т. п., как правило, начинаются с опозданием. Короче говоря, здесь отсутствует та воинская подтянутость и чёткость, которые отличают хорошо дисциплинированную, т. е. образцовую часть.
Дорожить временем - значит работать строго по плану, бороться за высокую организованность на занятиях и в быту, неустанно укреплять воинскую дисциплину. Это большая и важная задача, над решением которой должны неослабно трудиться офицеры, штабы и командиры частей.

Передовая газеты "Красная звезда" № 283 от 2 декабря 1945 г.