Содержание материала

 

Генерал-майор артиллерии М. РОСТОВЦЕВ

БОЕВОЙ ОПЫТ-В ОСНОВУ ПОДГОТОВКИ АРТИЛЛЕРИЙСКИХ РАЗВЕДЧИКОВ

За годы Отечественной войны в Красной Армии сложилась мощная разведывательная служба артиллерии, располагающая разносторонними органами добывания сведений о противнике, вооружённая прекрасной аппаратурой, артиллерийскими самолётами и аэростатами наблюдения. Полностью сложилась и система разведывательной деятельности артиллерийских штабов. По словам пленных, "немецкие офицеры считают русскую артиллерийскую разведку, особенно инструментальную, отличной". Так, например, заявил на допросе начальник оперативного отделения штаба артиллерии 10-го армейского корпуса СС майор Фриц Келлер.
Теперь, после войны, задача состоит в том, чтобы укрепить разведывательную службу артиллерии, внести некоторые организационные изменения, готовить кадры разведчиков. Кроме того, слег г заняться пересмотром положений, руководств и наставлений приведения их в соответствие с боевым опытом, а также и изобретательством новой аппаратуры.
Для того чтобы успешно решить все эти задачи, необходимо обобщить богатый опыт, накопившийся в ходе Отечественной войны, собрать его от низовых разведчиков, в частности, изучив их приёмы выслеживания противника и методы разведки в подвижных формах боя. Разведывательным подразделениям надлежит подытожить свой опыт и весь отчётный материал отправить в вышестоящие инстанции для дальнейшей отработки и изучения. Особую ценность составят фактические материалы по фотографированию и исследованию обороны противника, эффективности нашего огня и т. п. Объекты обороны противника, формы его борьбы и трофейную технику, которые изучались в процессе боев недостаточно глубоко, надо вновь изучить с большей детализацией.
Рекомендуется широко практиковать слеты и сборы разведчиков, а также конференции офицеров разведки артиллерийских штабов, посвящённые обобщению личного опыта и обсуждению недочётов в работе.
В основу планов боевой учебы разведчиков войсковой артиллерийской разведки должны быть положены следующие моменты: рядовой и сержантский состав надо учить умело выбирать и занимать наблюдательные пункты, хорошо оборудовать их с искусным применением маскировки. Разведывательную работу на наблюдательном пункте нужно нести так, как несётся караульная служба. Особое внимание - выработке приёмов выслеживания целей, твердому усвоению характерных демаскирующих признаков объектов современного поля боя.
От артиллерийских разведчиков требуется пунктуально и аккуратно вести разведывательную документацию, безупречно знать материальную часть разведывательной аппаратуры, быть хорошо натренированными в обслуживании артиллерийской стрельбы. Исходя из этого и следует строить учёбу в порядке последовательного наращивания знаний и навыков, переходя от простых к более сложным формам работы. При этом, конечно, нельзя забывать такие формы, какие практиковались в период Отечественной войны, а именно: разведка с подвижных наблюдательных пунктов, из секретов (подслушивание), участие разведчиков в общевойсковых разведывательных группах, разведка в подвижных формах боя, при действиях в горах, в лесах и крупных населённых пунктах. В подготовке разведчиков не может выпасть и такой важный раздел, как наблюдение за деятельностью артиллерии противника, организация службы осколочников.
Всю учёбу надо проводить в условиях, близких к реальной боевой действительности, в основном в поле на двухсторонних учениях. При проведении учений стрелковых подразделений артиллерийскую разведку рекомендуется выводить на обратные направления для практики в наблюдении за действиями пехоты. Подобные учения, например, образцово организованные и проведённые подполковником Пастуховым на Закавказском фронте, отличались особой наглядностью. Противник был обозначен реальными частями, которые оборудовали оборону траншеями полного профиля, с имитацией его огневой деятельности взрывпакетами. Наблюдение за деятельностью артиллерии противника проводилось на заранее подготовленных участках. Здесь были воронки различных размеров, разбросанные осколки снарядов и т. п.
При организации учёбы, разумеется, надо исходить из особенностей каждого вида артиллерии. Скажем, в полковой артиллерии упор делается на разведку при орудиях сопровождения и прямой наводки. Для противотанковой артиллерии главным будет разведка сосредоточений танков, работа дальней и ближней противотанковой разведки и т.д. В специальной учёбе офицеров разведки батарей, дивизионов, полков основное внимание обращается на организацию системы наблюдения. Последнее вызывается современными условиями боя при большом сосредоточении артиллерии, при наличии 30-40 наблюдательных пунктов, расположенных на протяжении одного километра фронта.
Без четкой организации системы наблюдения и взаимодействия между пунктами ничего не выйдет. Кроме того, офицеры разведки должны быть приучены к организации сбора разведывательных данных и анализу их, к организации активных форм разведки и приёмов её осуществления в подвижных видах боя. Информация о противнике вышестоящих штабов, соседей, а также и нижестоящих подразделений должна войти в привычку офицеров разведки.
Обучение специальным видам артиллерийской инструментальной разведки организуется строго дифференцированно по отдельным её видам.
При обучении топографов следует исходить из положения о новой организации артиллерийской топографической службы. Внимание их должно быть обращено на рационализацию вычислительных работ, на техническое и тактическое планирование работ при наличии большого количества топографических средств, а также на проведение ускоренных видов топографической подготовки при подготовке атаки и при бое в глубине расположения противника. Топографам необходимо приучиться как к централизованному, так и к децентрализованному использованию топографических средств и переходу к объединению единых топографических сетей крупных артиллерийских соединений.
Учеба звукометрической разведки должна предусмотреть выучку отдельных специалистов и слаживание подразделений, умение анализировать разведывательные данные, организовать выбор систематической ошибки, взаимодействовать с огневыми подразделениями при проведении пристрелки и поражении целей. Особое внимание следует обращать на разведку многоствольных и реактивных миномётов противника. Каждую боевую стрельбу надо использовать для засечек звукоподразделениями с обратных направлений, при отсутствии боевых стрельб - применять имитационные средства.
Основной задачей оптической разведки является накопление и совершенствование навыков в обеспечении артиллерии точными координатами целей, требующих подавления массированным огнём. При этом особое внимание надо уделять целеуказанию, спариванию отсчётов, точности графических работ и организации взаимодействия с огневыми подразделениями по пристрелке. Взводы оптической разведки, кроме того, обязаны вырабатывать навыки по обслуживанию крупных артиллерийских штабов в подвижных формах боя в качестве подвижных наблюдательных пунктов.
Оптическая разведка не может обойтись без тесного взаимодействия с наземной фоторазведкой, так как артиллерийская фотопанорама служит канвой для нанесения на неё целей противника и документом для передачи разведывательных данных при смене частей, а также для ориентирования артиллерийских начальников и их штабов. Для выполнения этих задач нужно окончательно освоить аппаратуру наземной фоторазведки и качество производства фотодокументов.
Задача артиллерийской метеорологической службы - совершенствовать качество разведки атмосферы и научиться быстро доставлять бюллетени в артиллерийские части.
Воздушная разведка заняла почетное место в боевой практике артиллерии. Такое же место она должна занять и в мирной учёбе, органически войдя в повседневную жизнь артиллерийских частей. На совместных учениях артиллерийской авиации и огневых подразделений следует отрабатывать вопросы организации связи, разведки, целеуказания и корректировки огня различными методами в разных условиях. Кроме того, на учениях с войсками надо заниматься предварительной фоторазведкой оборонительных полос "противника", визуальной доразведкой и вскрытием действительности боевых объектов к началу наступления, работой дежурных самолётов по сопровождению атаки, действиями артиллерийской авиации в глубине расположения "противника", в частности, по сопровождению подвижных групп и другими приёмами, выработанными опытом Отечественной войны. При этом большое внимание должно быть обращено на технику ведения воздушной разведки и корректировки огня.
Мирная учёба немыслима без сочетания с творческой научно-исследовательской мыслью. В области использования воздушной артиллерийской разведки это значит: шире изучить такие вопросы, как разведка ближайшей оперативной глубины расположения противника, воздушная разведка при оперативном преследовании, использование данных аэрофотосъёмки для стрельбы по ненаблюдаемым целям, при массировании артиллерийского огня и т. п.
Совместная учёба артиллеристов с личным составом воздухоплавательных отрядов должна охватывать разведку целей, целеуказание, корректировку огня по знакам наблюдения и методом одностороннего графика, использование аэростата в подвижных формах боя и взаимодействие его с огневыми подразделениями. В специальных занятиях дивизионов и отрядов аэростатов наблюдения, помимо воздухоплавательной подготовки, следует обращать внимание на перспективное фотографирование и использование перспективных дальномерных сеток.
Офицеров артиллерийской разведки необходимо привлекать к стажировке в частях воздушной разведки.
Во время Отечественной войны разведывательная деятельность артиллерийских штабов получила широкий размах. В мирное время разведывательные отделы артиллерийских штабов являются организаторами обобщения боевого опыта и плановой боевой учёбы разведывательных подразделений на основе тесного взаимодействия их между собой. В последующем перед разведывательными отделами встанет вопрос о контроле за учёбой и о практической помощи частям.
Не меньшего внимания требует и самостоятельная учёба разведывательных отделов артиллерийских штабов. В плане её найдут место планирование артиллерийской разведки, вопросы сбора и анализа данных, работа с пленными, взаимодействие с разведывательными органами других родов войск, организация информационной работы и изучение специальных видов артиллерийской разведки.
Во всей учебной работе разведывательных подразделений обязательна последовательность обучения - от одиночного к групповому, к тактическим учениям с использованием воздушной и инструментальной разведки, с привлечением средств разведки крупных артиллерийских соединений, артиллерии стрелковых корпусов, а в некоторых случаях и артиллерии армии. На этих учениях должен отрабатываться полный комплекс разведывательной работы в различных видах боя с обязательным учётом вероятного противника.
Закрепление успехов разведки, достигнутых в Отечественной войне, н дальнейшее ее развитие следует обеспечить сохранением боевых кадров разведчиков всех степенен, их совершенствованием и правильным продвижением по службе. В этом направлении должна быть соответственно построена учёба военно-учебных заведений.

Газета "Красная звезда" №127 от 1 июня 1945 г.