Содержание материала

 

Полковник ПОДФИЛИПСКИЙ И.

БОЕВАЯ РАБОТА КОРРЕКТИРОВОЧНО-РАЗВЕДЫВАТЕЛЬНОЙ АВИАЦИИ

N корректировочно-разведывательный полк (1-й Белорусский фронт) в период подготовки к наступательной операции сфотографировал площадь в 1736 квадратных километров. Кроме того, полк производил визуальную разведку. Каждый вылет самолётов обогащал данные о противнике новыми сведениями. В общей сложности были обнаружены сотни целей: артиллерийские батареи (100), зенитные батареи (49), переправы (21) и множество других объектов. Многие из этих целей, особенно находившиеся в глубине обороны противника, иначе, как с воздуха, обнаружить не удалось бы.
Полк оказал большую услугу артиллерийским частям не только до начала атаки пехоты, но и в ходе развития операции. За четыре дня наступательных боёв самолёты-корректировщики выявили новые вражеские батареи (43), переправы (8), колонны танков, автомашин и живой силы неприятеля. По этим целям успешно вели огонь наши артиллерийские дивизионы, причём 11 полевых и 4 зенитные батареи немцев были подавлены при участии корректировочной авиации.
Мы привели эти цифры, чтобы показать, насколько велики возможности артиллерийской авиации в области её разведывательной работы. Вызванный к жизни ещё в прошлую мировую войну и разработанный более полно в последующие годы, этот вид разведки целиком оправдал себя и в наши дни.
Специальные корректировочно-разведывательные авиационные полки, будучи в прямом подчинении у старшего артиллерийского начальника, хорошо помогают артиллерии в её разведывательной и огневой работе.
В современных условиях наступающим приходится преодолевать глубоко эшелонированные полосы обороны противника, где все сооружения тщательно замаскированы. Естественно, что система наземного наблюдения, как бы она ни была развита, не сможет удовлетворить все запросы войск, готовящих наступление. Например, за такими явлениями, как сосредоточение танков, движение резервов противника или отход его частей, не проследишь с наблюдательного пункта. Только авиация способна обеспечить артиллерийские части наиболее полными данными о расположении и действиях противника в тактической и ближайшей оперативной глубине обороны. А вызов и корректировка огня, осуществляемые лётчиками-наблюдателями, позволяют артиллерии вести меткую стрельбу на большие дальности, воздействовать на цели, расположенные на обратных скатах.
Особое место в разведывательной работе артиллерийской авиации занимает аэрофотосъемка. Её материалы после хорошей обработки позволяют не только выявить систему обороны противника, но, кроме того, точно определить достоверность и координаты целей, а это крайне важно для планирования и ведения артиллерийского огня. Тщательный анализ данных аэрофотосъемки и сличение их с данными других видов разведки исключают возможность ошибок. Таким путём легко можно обнаружить ложные и кочующие орудия противника, его молчащие батареи, изменения в группировке и пр.
Тактическая зона обороны обычно изучается с помощью измерительной (крупно- и мелкомасштабной) аэрофотосъемки. Дополнительно применяются другие виды съемок. Всё это даёт ценный материал для организации артиллерийской подготовки атаки. Но в то же время нужно детально изучать и ближайшую оперативную глубину обороны, чтобы правильно организовать деятельность артиллерии на последующих этапах наступательной операции.
Аэрофотосъёмку нужно производить заранее - не менее чем за 5-6 дней до начала прорыва. Только тогда можно быть уверенным, что артиллерийские части первого и второго эшелонов и подвижных групп своевременно получат разведывательные материалы. Дешифрированные фотоснимки следует рассылать во все части до дивизионных артиллерийских групп включительно.
Визуальная разведка и корректировка огня с самолета широко применяются главным образом в подвижных видах боя, но не исключены и при прорыве обороны. В ряде случаев противник может предугадывать наши намерения, и тогда он будет принимать все меры к тому, чтобы скрыть истинную группировку своих огневых средств, усилить фланги и т. п. Доразведка с воздуха, проведенная непосредственно перед началом операции, поможет определить эти перемены и избежать ударов впустую.
Нельзя прекращать доразведку и тогда, когда начнётся атака. Между прочим, в разгаре боя из-за интенсивности огня артиллерии обеих сторон звуковая разведка не всегда сумеет обеспечить группы, ведущие контрбатарейную борьбу. Эту задачу возьмёт на себя авиация: дежурные самолеты корректировочно-разведывательного полка, находящиеся в воздухе, способны обнаружить батареи противника и вызвать огонь по ним. Дежурство в воздухе, назначение артиллерийских подразделений для взаимодействия с самолётами, нацеливание дежурных самолетов, нарезка им определенных участков - все эти вопросы решаются заранее и отображаются в планах.
При развитии боя в глубине, когда введены в действие вторые эшелоны и вошли в прорыв подвижные группы, задачи постоянно находящихся в воздухе экипажей расширяются. Они обязаны вскрыть оставшиеся очаги сопротивления противника, разведать скопления его войск и подход резервов, правильно сосредоточить артиллерийский огонь на этих объектах, ориентировать в обстановке все наши противотанковые средства.
В случае задержки наступления на промежуточном рубеже, когда производится ускоренная подготовка атаки, артиллерийская авиация играет основную роль в управлении огнём контрбатарейной группы, а при наличии группы дальнего действия, - и в подавлении объектов, находящихся в оперативной глубине.
В период преследования экипажи самолётов ведут визуальную разведку на путях отступления противника, выявляют подготовку новых оборонительных рубежей и подход резервов (особенно танковых). Они самостоятельно вызывают и корректируют сосредоточенный огонь по отступающим вражеским войскам или подходящим резервам.
Из сказанного ясно, насколько велик объем задач, которые выполняет корректировочно-разведывательная авиация как до операции, так и в ходе её, и насколько важно правильно использовать это ценное средство борьбы. Успех боевой деятельности авиаполков во многом зависит от чётко продуманного планирования, от самого тесного взаимодействия артиллерийских и авиационных штабов, от согласованности в работе воздушной и артиллерийской разведки (доразведка, контроль стрельбы по звуку, размножение материалов фотосъемки и т. д.).
Опыт войны указывает на ряд способов использования корректировочно-разведывательных авиаполков в зависимости от обстановки. Чаще всего самолёты авиаполка действуют на двух-трёх направлениях, эскадрильи расходятся по армиям. Нам кажется, что более оправдывает себя метод централизованного управления боевой деятельностью полка, применённый на некоторых фронтах. При этом полк действует компактно, для обслуживания артиллерийских частей (соединений) выделяется определенное количество самолёто-вылетов на каждый день боя. Такой метод позволяет устранить основные недостатки: разбросанность самолётов по отдельным точкам, сложность организации прикрытия истребителями, затруднения в материальном и техническом обеспечении. Представляется возможность сосредоточивать основные силы авиаполка на главном направлении и наиболее ответственных участках, определившихся в ходе боя, облегчаются своевременность перегруппировок и организация всех видов связи.
Последнее обстоятельство имеет исключительно важное значение. Всегда необходимо детально продумать его, чтобы подготовить и обеспечить надёжную связь. На одном участке 1-го Украинского фронта, при централизованном использовании авиаполка, организация связи была следующей. Командир полка, имея при себе рацию "командования", находился на наблюдательном пункте командующего артиллерией фронта и оттуда руководил боевой деятельностью полка. Его заместитель, имевший рацию, оставался на аэродроме и выполнял задания артиллерийских частей, приказания командира полка. Офицеры связи, имея рации при артиллерийских частях, обеспечивали вызов самолётов и ставили им задачи согласно указаниям артиллерийских начальников. Такая сеть связи оказалась весьма удобной.
Выполнение артиллерийской авиацией боевых задач в ходе наступления возможно лишь в том случае, когда ей своевременно предоставляются специальные передовые аэродромы или даётся разрешение производить посадку отдельных звеньев и дежурных самолётов на передовые аэродромы истребительной авиации. Не менее важным фактором успешной работы корректировщиков является хорошее материально-техническое обеспечение. Определяя их потребность в горючем, нужно учитывать, что эти авиаполки начинают свою разведывательную работу задолго до начала операции.
Наша корректировочно-разведывательная авиация значительно выросла за время Отечественной войны, приобрела богатый боевой опыт и твёрдые организационные формы. На вооружение её частей поступил единый тип самолёта, оснащенного совершенной фотоаппаратурой, - "Ильюшин-2". Однако к обслуживанию артиллерии привлекаются и другие машины. Например, для работы ночью, а также днем при низкой облачности, используется "По-2", обладающий хорошей маневренностью, малой уязвимостью и непритязательностью. Днём эти самолёты действуют из своего расположения, при надёжном зенитном прикрытии, а ночью - с полевых посадочных площадок, имея тесную связь с артиллерийскими частями. Они ведут разведку и корректируют артиллерийский огонь по таким целям, как опорные пункты, железнодорожные здания, мосты, переправы, колонны на марше, артиллерийские батареи. Когда огонь корректируется ночью, целеуказание производится разрывами снарядов, светящимися бомбами и т.п.
В последнее время на некоторых фронтах подчас работают на артиллерию и самолёты-истребители. Действуя как корректировщики, они безусловно имеют преимущество по сравнению со штурмовиками; почти двойное сокращение времени, потребного для корректировки, лучшее наблюдение за целями и своими разрывами, значительное уменьшение необходимых средств прикрытия. Но в этом случае лётчик должен обладать высокой техникой oпилотирования и достаточной штурманской подготовкой. Применение самолётов-истребителей в качестве разведчиков объясняется их лучшей маневренностью, меньшей уязвимостью от огня зенитной артиллерии, способностью к самозащите.
Всё более острая необходимость в разведке глубины обороны противника и повышении действительности артиллерийского огня требует дальнейшего улучшения боевой работы корректировочно-разведывательных частей. Артиллерийские штабы обязаны пристально изучать опыт артиллерийской авиации, всемерно поддерживать разумную инициативу её личного состава, смело использовать самолёты-корректировщики во всех видах боя. Нужно также выращивать и специализировать офицеров-разведчиков, способных наиболее полно и умело использовать это ценное средство артиллерийской разведки.

"Красная звезда" №62 от 15 марта 1945г.