Содержание материала

 

Подполковник И. ОВШТЕЙН,
подполковник М. БЛИНОВ

О НЕКОТОРЫХ ОБЯЗАТЕЛЬНЫХ КАЧЕСТВАХ РАЗВЕДЧИКА

Разведка - один из видов боевых действий, часто требующих проявления лучших воинских качеств: героизма, выдержки, военной хитрости и предприимчивости. Работа разведчика особенно сопряжена с опасностью и риском. Вследствие этого она, естественно, привлекает к себе наиболее отважных и сообразительных офицеров и бойцов.
Прибывающие на пополнение молодые разведчики, ещё не постигшие всех особенностей этой службы, не всегда удовлетворяют полностью предъявляемым им требованиям. Поэтому отбор и воспитание разведчиков имеют особое значение.
Какими же качествами должен обладать разведчик - офицер и боец?
Первыми и главными качествами разведчика как всякого истинного патриота являются его политическая стойкость, беззаветная преданность Родине и народу, готовность жертвовать собой, если этого требует служебный долг. Это положение и определяет прежде всего направление воспитательной работы с разведчиками.
Следующие необходимые качества - это смелость, сообразительность, военная хитрость, умение быстро схватывать обстановку. Инертные, вялые, малоинициативные бойцы и офицеры не могут быть хорошими разведчиками. Практика показывает, что офицеры такого типа в напряжённых условиях боевой действительности запаздывают с принятием решения, упускают момент, в результате чего инициатива переходит в руки противника.
Находчивость, сообразительность - не прирождённые качества. Они приобретаются систематической тренировкой. В нашем соединении при подготовке к разведывательным действиям широко практикуются так называемые "летучки". В процессе занятий командиру РГ дают ряд "летучек", например: "Разведподразделение неожиданно встретилось с разведчиками врага. Командир РГ, получив такую вводную, должен мгновенно оценить обстановку и принять решение на захват пленного. По тому, как быстро и смело командир-разведчик ориентируется, отдаёт соответствующее распоряжение, как он руководит, определяются его сообразительность, гибкость ума. 'Подобный метод тренировки развивает у разведчиков инициативу, приучает их принимать самостоятельные решения в непредвиденных условиях боя.
Таким же методом мы тренируем младших офицеров, сержантов и рядовых к действиям в изменившихся условиях. Например, при проведении поиска обнаруживается, что огневая точка, из состава которой предположено захватить пленного, сменила место; иная обстановка требует нового плана, который надо разработать в ходе действий.
Обязательным качеством разведчика является смелость. Но необходимо добиваться, чтобы это качество офицеров и бойцов проявлялось в разумных действиях, чтобы оно не принимало характера бесшабашного удальства. Здесь большую воспитательную роль играет' личный пример опытного офицера-разведчика. Покажем это на конкретном случае.
Наша разведрота долгое время не могла захватить контрольного пленного. Её действия по захвату "языка", предпринимаемые на переднем крае вражеской обороны, каждый раз оканчивались неудачно. Проникать же в глубину расположения противника разведчики этой роты не умели.
В роту был назначен новый командир, лейтенант Григорьев, бывалый разведчик. Проанализировав недочёты предыдущих поисков, он решил осуществить захват "языка" не на переднем крае, а в глубине обороны немцев. Для этого Григорьев отобрал небольшую группу отважных и находчивых бойцов, провел с ними ряд занятий и, отыскав слабо защищённый участок, проник с группой в глубину вражеского расположения. На этот раз действия разведчиков увенчались успехом. Лейтенант Григорьев сумел доказать подчинённым, что захватить "языка" в тылу врага легче, чем на переднем крае. С той поры разведчики его роты неоднократно совершали дерзкие вылазки в тыл немцев. Приводя с собой пленных и захватывая у немцев документы, разведчики при этом сами не несли потерь.
Примеров умения наших разведчиков пойти на оправданный риск можно привести множество. Так, разведывательная группа под командой сержанта Карманова, приникнув в расположение немцев на 5 км, днём захватила в плен немецкого солдата. По выполнении поставленной задачи разведчики сохранили до конца хладнокровие и выдержку: ничем не выдавая своего присутствия, они пробыли в тылу врага до темноты и ночью вышли в расположение своей части, приведя пленного. С той поры разведывательная группа, которую возглавлял сержант Карманов, свыше 10 раз проникала во вражеский тыл, неизменно приводя "языка".
На примере опытных разведчиков учатся наши молодые разведчики. В разведротах и взводах у нас организованы специальные уголки, где вывешиваются портреты участников вылазок в тыл врага, захвативших по нескольку контрольных пленных, приводятся краткие описания действий лучших разведподразделений соединения. Опыт разведчиков широко распространяется в частях и подразделениях путём бесед. Для пропаганды лучших методов разведывательных действий широко используется низовая красноармейская печать.
Наряду с популяризацией опыта передовых разведчиков анализируются и ошибки отдельных бойцов и командиров.
У нас был такой случай. РГ в составе 5 человек проникла на 2 км в глубину немецкой обороны. Разведчики напали на немецкого часового, стоявшего у жилого блиндажа, оглушили немца ударом по голове и понесли с собой. Через некоторое время, очнувшись, пленный закричал. Этот крик был услышан другими солдатами противника. В расположении врага поднялась тревога. Командир, не ожидавший такого поворота дела, решил достигнуть своей части кратчайшим путём. Но этот путь не был предварительно разведан, и между первой и второй траншеями противника наши разведчики попали на минное поле.
Совершенно очевидно, что если бы командир РГ не погорячился, то его РГ выполнила бы свою задачу без потерь. Этот случай ярко показывает, к чему приводят безрассудство и горячность. Смелость и отвага всегда должны сочетаться у разведчиков с трезвым расчётом, хладнокровием.
Огромное значение имеет развитие у бойцов чувства взаимопомощи и товарищества. Как правило, разведчики действуют небольшими подразделениями. Такие подразделения должны быть хорошо спаяны, дружны. Нужно, чтобы взаимоотношения бойцов основывались на глубоком товарищеском уважении, любви.
Действуя в отрыве от своих частей в условиях постоянной опасности, трудно рассчитывать на успех, если один разведчик не поддерживает другого, если каждый боец не уверен в том, что в случае ранения при любых тяжёлых условиях товарищи вынесут его в расположение своих войск.
Во многих наших разведывательных подразделениях жёстко соблюдают требование - по выполнении задачи уносить с собой не только раненых, но и погибших от вражеского огня разведчиков. Это имеет большое воспитательное значение, приучает бойцов действовать по принципу "Все за одного - один за всех". С этой же целью при оценке того, как выполнена задача разведчиками, обязательно учитываются не только действия бойцов, непосредственно захватывающих "языка", но и бойцов, обеспечивших выполнение поставленной задачи.
Действия разведки могут быть успешными лишь при условии, если весь состав разведывательных подразделений высокодисциплинирован. Приказ офицера должен выполняться в любое время суток, независимо от погоды, несмотря на усталость, безоговорочно, точно "и в срок. При этом правдивость должна быть одним из важнейших, обязательных условий боевой деятельности разведчика.
Среди разведчиков иногда встречаются люди, пытающиеся преувеличить свои успехи или опасности, которые им пришлось преодолеть; докладывают, например, что группа, в которой они действовали, подверглась обстрелу трёх вражеских пулемётов, тогда как налицо был только один, что вместо обычных мин на их пути встретились какие-то особенные мины, не поддающиеся разграждению, что противник поставил три или пять рядов колючей проволоки, в то время как в действительности имелся один ряд. Был случай, когда РГ возвратилась из ночного поиска ни с чем, ссылаясь на то, что она едва избежала окружения. При проверке же оказалось, что этот "доклад" не соответствует действительности. Это заставило нас решительно вмешаться в дело, чтобы не допускать малейших попыток исказить истинное положение дела, памятуя, что неправильная информация может привести старших командиров к ошибочным выводам и решениям.
С этой целью, кроме заслушивания доклада командира РГ о выполнении задачи, производился ещё тщательный разбор её действий. Это играет важную воспитательную роль.
Большое воспитательное значение имеют поощрения и взыскания. Нельзя оставлять без внимания ни один порочащий разведчика проступок, равно как и примерную его службу, проявление им отваги, доблести, самопожертвования. Хороший разведчик ценит награду, в то же время он не боится принять на себя всю полноту ответственности за совершённый проступок и постарается искупить свою вину.
Воспитание необходимых разведчикам воинских качеств требует от старших начальников большого упорства, настойчивости, а главное - умения влиять на сердца и умы людей.
Некоторые, старшие офицеры идут по линии наименьшего сопротивления. Привлекая к разведслужбе офицера, они впоследствии совершенно не заботятся об оказании ему помощи и об его воспитании, а через месяц - полтора после нескольких неудачных разведывательных поисков, возглавляемых этим молодым офицером, объявляют его неспособным к разведработе и заменяют другим. Однако через месяц-полтора и с вновь назначенным офицером повторяется та же история. Так в соединении, которым командует полковник Казак, в течение восьми месяцев было сменено несколько начальников разведки. За то же время в разведывательной роте сменено несколько командиров рот. Естественно, что такие замены отнюдь не способствуют повышению качества разведки. Командование не успевает изучить офицеров-разведчиков, а последние не успевают изучить подчинённых им бойцов.
Вывод из всего сказанного ясен: чтобы хорошо поставить службу разведки, надо вдумчиво и серьёзно подбирать на работу в разведорганы офицеров, любовно воспитывать и растить кадры разведчиков.

Журнал "Военный вестник" № 22 за ноябрь 1944 г.