Содержание материала

ГЛАВА ПЯТАЯ

РАЗВЕДКА СПЕЦИАЛЬНЫХ РОДОВ ВОЙСК

 

Майор В. БЕЛЯЕВ, капитан А. ЛЕГКОДУХ

ТАНКОВАЯ РАЗВЕДКА В ТЫЛУ ПРОТИВНИКА

Танковая разведка, находясь в тылу противника, должна действовать дерзко и в то же время осмотрительно. Непрерывная информация старшего начальника о результатах боевой работы (по радио и посыльными) - обязательное условие. Танковые части, стремительно продвигаясь вперёд, зачастую не знают точно. где именно расположены узлы сопротивления в глубине обороны противника, куда подходят его резервы и какова их численность, откуда нужно ожидать его контратак и т. п. Поэтому от своевременности и полноты сведений, добытых глубокой танковой разведкой, подчас во многом зависит решение командира. Боевой опыт нашего подразделения позволяет выявить некоторые особенности действий танковой разведки в тылу противника. Постараемся сделать это на примере одной наиболее характерной операции.
Состав глубокой танковой разведки с автоматчиками на лыжах или посаженными на танки может быть различным. Это определяется, конкретной обстановкой. В данном случае наступающие не ожидали встретить на первых порах прочный оборонительный рубеж в глубине расположения противника. Вследствие этого разведка состояла из взвода автоматчиков и трёх легких танков. Поскольку надо было пройти через большие лесные массивы, командир танковой бригады выслал разведку за сутки до выступления главных сил, чтобы она сумела отыскать и провесить наиболее подходящие маршруты. Разведчики должны были также найти удобный путь для движения колёсного транспорта и обеспечить колонну главных сил от внезапных нападений противника, особенно из засад.
Движение по лесисто-болотистой местности затрудняло ориентировку. Но разведчики отлично знали особенности маршрута, умели точно выдерживать азимут, и это помогло им не сбиться с нужного направления. Большую помощь в смысле ориентировки оказал танкистам один подросток из местных жителей, который хорошо знал окрестности в радиусе свыше 20 км. Между прочим, наступающие иногда пренебрегают опросом местного населения и совершенно напрасно. Практика показала, что такой опрос приносит огромную пользу.
Продвигаясь вперёд, танковая разведка встретила водную преграду. Здесь был мост, но он не выдержал бы нашей материальной части, поэтому требовалось найти брод. Взвод автоматчиков стал вести разведку без танков в прежнем направлении, а танкисты начали искать брод, рассчитывая догнать наших разведчиков позднее.
В деревнях, через которые пролегал маршрут, имелись небольшие гарнизоны немцев. Широко используя сведения, получаемые от местных жителей, наши автоматчики прошли вперёд около шести километров и без потерь заняли четыре населённых пункта. В коротких схватках с противником они захватили в плен 9 немецких солдат и много полицейских. Тем временем танкисты, внимательно промерив русло реки, отыскали брод. Танки быстро переправились на другой берег и вскоре присоединились к пешим разведчикам.
Затем на пути разведки встретилась вторая водная преграда. Река здесь была более глубокой и широкой. Преодоление её осложнялось тем, что на противоположном берегу противник заранее подготовил оборону полевого типа, прикрывавшую подступы к одному крупному селению, превращенному немцами в опорный пункт. Путём тщательного наблюдения удалось установить, что в обороне немцев имеется слабое место между двумя моста ми, которые противник успел взорвать.
Командир разведки, быстро оценил обстановку. Было решено, что часть автоматчиков форсирует реку вброд, а затем обойдет с тыла деревню, в которой закрепились немцы, и выбьет оттуда противника. Однако форсированию реки мешали станковые пулемёты, выставленные немцами на высотах. Для подавления этих огневых точек были выдвинуты на окраину деревни, расположенной на нашем берегу, два танка. Под прикрытием их огня автоматчики решительным броском преодолели реку и стали быстро продвигаться к деревне, используя складки местности. Огнём автоматов и гранатами они сбили незначительный заслон противника, ворвались в деревню и вскоре заставили немцев очистить её, а потом захватили и высоты, господствующие над рекой.
Переправлять остальных бойцов вброд уже не было необходимости. С помощью местного населения был построен плот, на котором переправились на противоположный берег оставшиеся автоматчики с боеприпасами. Это позволило быстро закрепить за собой захваченный плацдарм.
Теперь нужно было подготовить переправы для прохода танков и колёсного транспорта. Между тем, выгодный в этом отношении участок реки возле второго моста ещё оставался в руках противника, продолжавшего интенсивно обстреливать наш берег. Требовалось отбить у немцев другой населённый пункт, откуда они прикрывали огнём подступы к броду возле второго моста. С этой целью разведка разбилась на две группы. Одна из них в составе 15 автоматчиков должна была зайти в тыл противнику, а другая - три танка и оставшиеся автоматчики - наносила удар с фланга.
Вся подготовка к действиям и самый бой заняли не больше часа. Быстрота, дерзость и внезапность ударов предрешили успех. Противник бежал, оставив в деревне 19 солдат убитыми и ранеными. Но оказалось, что и здесь нельзя было переправить через реку танки и колёсные машины. Немцы успели увеличить глубину имевшегося тут брода и затопить повреждённый мост. Оказывается, у них была сооружена плотина ниже по течению реки.
Чтобы во-время подготовить переправу для главных сил, командир разведки выделил группу подрывников, снабдив их взрывчатым веществом. Эта группа на танке быстро достигла плотины и взорвала её. Вода пошла на убыль, и вскоре был подготовлен брод. Когда главные силы подошли, то танки и колёсный транспорт прямо с хода переправились на противоположный берег реки, расширили плацдарм, занятый разведкой, а затем атаковали и захватили важный опорный пункт немцев, где противник концентрировал свои резервы, собираясь оказать длительное сопротивление наступающим. Решительные и дерзкие действия танковой разведки помогли сорвать эти намерения противника.
Зимой в составе глубокой танковой разведки обязательно должны действовать автоматчики на лыжах. В случае надобности они могут самостоятельно вести борьбу с мелкими гарнизонами противника, а действуя совместно с танками, сумеют захватить и сильный опорный пункт. Перед выходом в разведку надо обязательно рассчитывать, где и сколько следует устроить бродов или мостов через реки поэтому в состав разведывательной группы следует включить некоторое число сапёров с необходимым шанцевым инструментом.
Опыт учит, что танкистам, отправляющимся в глубокую разведку, нужно захватывать с собой взрывчатые вещества и иметь в своих рядах опытных подрывников. В зимних условиях это особенно важно, поскольку приходится подрывать лёд на бродах. С помощью взрывчатых веществ это дело пойдёт в несколько раз быстрее, чем распиловка льда или же выкалывание его ломами.
Прокладывая путь танкам через брод, надо либо вынимать лёд из воды, либо сплавлять его вниз по течению, иначе танки могут сесть днищем на крупные льдины, а при выходе образуются ледяные груды, которые затруднят выезд танков на берег. Ширина трассы должна в несколько раз превышать ширину танка. Тогда, если одна машина остановится, остальные, обойдя её, смогут продолжать переправу.

Газета "Красная звезда" №22 от 27 января 1944 г.

Майор В. КУЛЕВ

АРТИЛЛЕРИЙСКАЯ РАЗВЕДКА ЗИМОЙ

Зимой артиллерийская разведка, конечно, имеет те же основные задачи, что и летом: вскрыть огневую систему противника, выявить все цели, требующие артиллерийской обработки. Однако в силу специфических условий вести: разведку зимой гораздо труднее. Постараемся вскрыть эти условия и показать на основе опыта, как их надо учитывать в боевой работе.
Разведка наблюдением остаётся основным способом выявления объектов, интересующих артиллерию, но в зимнее время наблюдение усложняется. Причины ясны: значительно сокращён период светлого времени, часто выпадают осадки, холодный ветер и сильный мороз заставляют разведчика отвлекаться от объектов наблюдения. Самые объекты распознать труднее, поскольку они покрыты снежной пеленой, сливаются с общим фоном местности. Скажем, обнаружить немецкую ДЗОТ, которая сооружена летом и теперь покрыта снегом, можно только во время стрельбы из неё, по путям подхода или по задульным конусам, Следовательно, внимание артиллерийского наблюдателя должно быть повышено. Командир обязан создать продуманную систему наблюдения, обеспечивающую непрерывность и достоверность сведений.
Что требуется сделать, чтобы артиллерийская разведка и зимой велась с наибольшим эффектом?
Как показывает опыт, артиллерийские наблюдательные пункты, с которых ведётся основное наблюдение, надо выдвигать как можно ближе к переднему краю немецкой обороны. Важно, чтобы эта пункты были незаметны для противника, имели хороший обзор и были утеплены.
Часто приходится устраивать пункты постоянного наблюдения на возвышенностях, отдельных деревьях, строениях и т. п. В таких случаях надо теплее одевать разведчиков, обеспечивать их мазью, предохраняющей от обморожения открытых частей тела, лица, рук. Максимальная продолжительность дежурства наблюдателей в особенно морозные дни (температура более 20° без ветра и 15° с ветром) сорок минут-час.
Зимой особенно возрастает роль подвижных наблюдательных пунктов. С картой и биноклем в руках разведчики переходят с одного места на другое в боевых порядках пехоты. Здесь, в непосредственной близости к линии фронта, они выискивают цели и наносят их на карту. Потом, возвратившись на основной наблюдательный пункт, они с помощью приборов уточняют расположение целей и засекают их. Эффективность такого метода разведки подтверждает работа разведывательных органов артиллерии Н-ского соединения. Только за одни зимний месяц они выявили 226 целей, в том числе 11 артиллерийских и 29 миномётных батарей, 41 ДЗОТ, 34 блиндажа, 5 наблюдательных пунктов и 22 станковых пулемёта.
Конечно, и зимой нельзя отказываться от посылки разведывательных групп в расположение противника. Разведчикам, уходящим во вражеский тыл, а также передвигающимся в боевых порядках своей пехоты, часто приходится пробираться через леса и различные заросли. В зимнее время здесь обычно бывают большие сугробы. Чтобы легче преодолевать снежные препятствия, надо заблаговременно подготовить бойцов к передвижению на лыжах.
Несколько слов о способах обнаружения вражеских батарей. Летом мы чаще всего обнаруживали немецкие артиллерийские позиции по вспышкам выстрелов. Зимой это сделать труднее, потому что свет значительно рассеивается и определить координаты стреляющей батареи не удаётся. Хорошим способом разведки батарей в зимнее время является работа разведывательных партий, которые уходят в тыл к немцам и там засекают огневые позиции противника. При этом широко используется опыт прошлой зимы.
Лейтенант Воронов с небольшой группой разведчиков всю прошлую зиму удачно проникал в расположение немцев, обнаруживал их огневые позиции и вызывал по радио огонь своей артиллерии. Однажды Воронов вскрыл пять немецких батарей за один поиск. До этого артиллеристы не смогли разведать данные батареи иными способами. Когда потребовалось определить точные очертания второго оборонительного рубежа немцев, выявить характер его сооружений, то эту задачу смогла успешно разрешить только разведывательная партия, возглавляемая капитаном Секириным. В частности, находясь в тылу у немцев, эта группа обнаружила там батарею крупнокалиберных мортир. Сейчас мы изучаем опыт лейтенанта Воронова и капитана Секирина, претворяем его в жизнь.
Район огневых позиций противника легко определяется зимой с помощью воздушной разведки. На белом фоне хорошо видны с самолёта подъезды к позициям и задульные конусы. Если орудия недостаточно хорошо замаскированы, то они тоже отчётливо видны с самолёта. Но широкому применению воздушной разведки мешает ограниченность светлого времени. Самолёт-разведчик может наблюдать только днём, а зимой день слишком короток, поэтому с воздуха нельзя проконтролировать всю деятельность артиллерии противника. Недостаточность данных авиаразведки восполняется у нас звукозасечкой действующих немецких огневых точек, которая даёт очень хорошие результаты. С её помощью мы определяем позиции артиллерии противника точно, в любое время суток.

Газета "Красная звезда" № 303 от 21 декабря 1943 г.

Подполковник А. ВОРОНИН

РАЗВЕДКА ВРАЖЕСКИХ АЭРОДРОМОВ

Известно, что для обеспечения действий своих наземных войск немцы, стремятся массировать свою авиацию путём широкого аэродромного манёвра. В задачу наших воздушных разведчиков, просматривающих вражеский тыл, входит неослабное наблюдение за аэродромной сетью немцев. Своевременное вскрытие группировки воздушных сил противника во многом может предопределить успех всей операции.
Сосредоточение немецкой авиации на том или ином направлении слагается по сути дела из двух периодов. Первый период - подготовительный. В это время немцы расширяют аэродромную сеть путём оборудования новых аэродромов и площадок, приводят в рабочее, состояние и улучшают существующие аэродромы. Обычно это делается в течение 10-12 дней до момента прилёта авиачастей. Второй период сосредоточения - это переброска лётных частей и размещение их на новой аэродромной сети. Нужно отметить, что иногда, в целях скрытности, немцы сосредоточивают свою авиацию в два приёма. Сначала они концентрируют лётные части в тылу, а за несколько дней до начала активных действий размещают их на оперативных и передовых аэродромах.
Каковы же особенности разведки вражеских аэродромов в зимнее время? Во-первых, воздушные разведчики должны своевременно вскрыть предполагаемое сосредоточение авиации противника. Известно, что зимой оборудование аэродромов и поддерживание их в постоянной готовности к эксплуатации требуют громоздких работ по расчистке и уплотнению снежного покрова. Если летом нетрудно сохранять подготовленные аэродромы в рабочем состоянии, то в зимние месяцы необходимо регулярно расчищать и укатывать лётные поля, особенно во время снегопадов и метелей. Скрыть эти работы от глаза воздушного разведчика довольно трудно.
Опыт наших лучших разведывательных подразделений ясно показывает, как можно обнаружить подготовку немцев к сосредоточению авиации на новом направлении. Необходимо тщательное воздушное наблюдение с обязательным фотографированием, нужен систематический контроль над всеми изменениями в аэродромной сети противника,. Должны быть взяты на учёт все известные аэродромы на глубину нескольких сотен километров, независимо от того, базируются там в данный момент авиачасти противника или нет. Интенсивное движение автотранспорта в районе аэродромов, работы на бездействующих аэродромах и оборудование новых, появление неизвестных до сих пор очагов зенитной обороны - всё это существенные признаки предстоящего сосредоточения авиации.
Переброску авиационных частей и размещение их на новых оперативных аэродромах немцы производят после того, как закончатся все подготовительные мероприятия. Это бывает за два-три дня до начала активных операций наземных войск. Если сосредоточение производится в два приёма, то сначала резко увеличивается количество самолётов на тыловых аэродромах противника. Этот наиболее яркий пример может быть быстро обнаружен воздушными разведчиками путём визуального наблюдения и фотографирования.
Каждое донесение о том, что авиация противника концентрируется в тылу, надо рассматривать как сигнал о предстоящем её сосредоточении на оперативных аэродромах. Когда оно уже началось, заметно оживляются действующие аэродромы: увеличивается число самолётов, появляются типы машин, которых раньше не наблюдалось, становится более интенсивным! движение в прилегающих к аэродромам населённых пунктах, активизируются средства зенитной обороны и т. д.
Чтобы получить общую картину состава и группировки авиации противника, необходимо, наряду с попутной разведкой аэродромов в ходе наблюдения за другими объектами, произвести одновременное фотографирование всей аэродромной сети. Благодаря резким контрастам, характерным для зимнего времени, аэрофотоснимки дадут достаточные сведения. В дальнейшем такую фоторазведку необходимо повторять через два-три дня. Можно судить о росте авиационной группировки противника и по ряду косвенных признаков. К ним следует отнести хотя бы повышенную интенсивность полётов, над нашим расположением: производится разведка целей, лидеры вновь прибывших авиачастей знакомятся с районом действий. Кроме того, могут быть подмечены изменения в составе и дислокации авиационных радиосетей.
Надо сказать, что раскрытие вражеской авиационной группировки пойдёт гораздо успешнее при условии тесного взаимодействия воздушных разведчиков со всеми другими видами разведки. Скажем, сведения о нумерации авиачастей врага можно получить путём опроса пленных лётчиков. Немцы, стремясь обеспечить наибольшую интенсивность боевых вылетов, обычно приближают свои авиачасти к. наземным войскам. Известен ряд случаев, когда самолёты противника длительное время базировались на аэродромах, находившихся под воздействием нашей артиллерии. Следовательно, авиационный командир иногда может получить от своих передовых наземных частей ценные данные о некоторых аэродромах противника.
Таким образом, сопоставляя всю сумму сведений и дополняя результаты воздушной разведки данными, полученными из других источников, авиационный командир сумеет с достаточной точностью определить действительное состояние и положение авиационных сил противника на данном участке фронта. Однако здесь нужно учитывать одно довольно важное обстоятельство. В ряде мест немцы широко практикуют устройство ложных аэродромов. Желая ввести в заблуждение наших авиационных офицеров, неприятель часто заполняет свои действующие и недействующие аэродромы макетами самолётов. Подобная маскировка может быть своевременно раскрыта нашими воздушными разведчиками, если они систематически будут наблюдать за жизнью на этих ложных аэродромах. Всё дело тут в умении экипажей подмечать мелкие признаки, по которым можно определить, действует ли аэродром и что на нём находится: боевые самолёты или же одни макеты.
Разведку вражеских аэродромов, как показывает опыт, нужно вести непрерывно. К этому делу обязательно должен быть привлечён каждый экипаж, появляющийся над территорией, занятой противником. Ежедневно линию фронта пересекают десятки и сотни наших самолётов. Штурмовики и бомбардировщики, выполняя боевые задания, должны всегда иметь в виду своего главного противника - немецкую авиацию. Увидев вражеские машины в воздухе или обнаружив аэродром, каждый экипаж обязан по возвращении с задания подробно отметить это обстоятельство в своем боевом донесении. Только тогда сумма сведений о воздушном противнике будет всё время пополняться новыми данными.

Газета "Красная звезда" №11 от 13 января 1944 г.