Печать

О частях Рейхсвера подготовка личного состава для горных дивизий осуществлялась главным образом в VII военном округе, объединявшем в период 1919-1935 гг. I, II и III Баварские округа. Специально выделенные подразделения проходили сборы в горных лагерях. Личный состав этих подразделений брали на учет с целью использования его в будущем в качестве проводников. Кроме того, руководители Рейхсвера всячески внедряли и поощряли горный спорт среди населения горных и близлежащих к ним районов. Все альпинисты учитывались VII военным округом и призывались преимущественно в горные части. Таким образом, наличие подготовленных до 1935 г. резервов позволило немцам во время развертывания армии быстро сформировать несколько егерских (горно-стрелковых) дивизий.


Дальнейшая подготовка горных частей проводилась на территории оккупированной Австрии, имеющей пятидесятилетний опыт военного альпинизма. Однако, несмотря на большие возможности, качество обучения горных войск после 1938 г. значительно снизилось. Объясняется это общей спешкой в подготовке германской армии к войне. Кроме того, немецкое командование считало, что не все солдаты горных частей в одинаковой степени должны обладать горной подготовкой. Общая программа была разделена на два различных по объему раздела: один для горных проводников и офицеров, другой, менее трудный,- для остального состава горных дивизий.
Одиночная подготовка горных егерей начиналась на равнине, а затем переносилась в горы. В первый период обучения горные егеря знакомились с военным альпинизмом, а зятем овладевали приемами скалолазания. Из числа обучаемых, лучше усвоивших курс огневой и тактической подготовки, а также начальный курс военного альпинизма, отбирались кандидаты в горные проводники, которых обучали отдельно. В середине января солдаты горных дивизий выводились на высокогорные стоянки для15-20-дневной практической подготовки в зимних условиях. Особое внимание в этот период уделялось действиям на лыжах.
К горным егерям предъявлялись такие же требования, как и к курсантам военных училищ. Кроме того, они должны были обладать достаточной физической выносливостью, необходимой для преодоления скал и подъемов большой трудности, уметь преодолевать их с наименьшей затратой энергии, водить в горах вьючных животных и подгонять вьюки, иметь навыки полного самообслуживания.
Следует отметить, что, начиная с 1941 г., программные требования к подготовке личного состава горных войск и качество самой подготовки еще более снизились. Некоторые солдаты горных дивизий, действовавших на Восточном фронте и в Италии, по получении общей одиночной подготовки всего лишь по несколько раз всходили на труднодоступные горы, после чего направлялись в действующую армию.
До начала войны в комплекс торной подготовки егерей включалось освоение технических приемов движения и преодоления трудных участков, а также изучение правил сохранения своих сил и здоровья. В связи с тем, что комплекс считался довольно сложным, немцы стремились пробудить у солдат интерес к альпинизму как к спорту. На офицеров возлагалась обязанность - в ходе обучения всячески поощрять и развивать у подчиненных этот интерес. Для этого устраивались восхождения на горы и прогулки на лыжах с целью увеселения и отдыха.
Методика обучения строилась так, что физическая нагрузка и технические требования возрастали постепенно. Это вырабатывало у егерей необходимую уверенность в себе при действиях в горах.
Немецкое командование считало, что в трудных условиях обучения быстрее проявляются основные черты характера человека, и требовало от офицеров-инструкторов, чтобы, в процессе учебы они отбирали наиболее подходящих людей на должности унтер-офицеров и проводников.
Степень обученности солдат горному делу определялась трудностью местности, которую они могут преодолеть в определенный отрезок времени. Поэтому требовалось, чтобы приобретаемые солдатами знания в альпинизме закреплялись на практике.
Для учебных целей горная местность делилась на пять категорий:

  1. легко проходимая местность - без троп, но с мягко выраженным рельефом; хождение возможно без страховки;
  2. местность "малой трудности" - с наличием крутых склонов и скал, где не исключена опасность падения, но двигаться можно без помощи рук;
  3. местность "средней трудности" - с наличием скал и крутых травянистых склонов, требующих при восхождении помощи рук даже от опытного альпиниста, но выбор пути движения еще не труден;
  4. местность "большой трудности" - такая же, как и местность "средней трудности", но выбор пути движения на ней настолько усложнен, что от солдата требуется большой опыт альпинизма (однако самое передвижение еще возможно без альпинистского снаряжения);
  5. местность "наибольшей трудности" - участки гор с отвесными и труднопреодолимыми скалами, где восхождение без альпинистского снаряжения невозможно.

Обучение считалось законченным, когда солдаты могли передвигаться по местности любой трудности с соблюдением определенного порядка (дисциплины, маскировки и пр.) и максимального сохранения сил, чтобы в любой момент быть в состоянии вступить в бой. Для этого обучающим рекомендовали не совершать восхождения форсированным темпом, обходить крутые подъемы и пр.
Программой подготовки горных войск предусматривалось изучение правил подъема в горы и спуска с них. Знанию этих правил придавалось такое же значение, как и воспитанию выносливости организма. Сущность их сводится, по мнению немцев, к следующему:

Таковы основные правила, которыми немцы руководствовались при обучении горных войск.

Для того чтобы солдаты умели ориентироваться на местности, их знакомили с компасом, уклономером и высотомером. Хорошим способом ориентировки считалось запоминание пройденного пути. Для выработки памяти практиковалось устное описание пути до пункта назначения.
Лыжная подготовка, по высказываниям немцев, способствует выполнению задач, возникающих в горной местности зимой, закаляет тело, развивает ловкость, приучает солдат к горам и к опасностям, воспитывает мужество, твердость характера, выносливость. Поэтому весь личный состав горных частей обязательно проходил лыжную подготовку. Опорой командира в этом деле были солдаты, которые еще до службы в армии хорошо ходили на лыжах.
Особенное внимание уделялось обучению ходьбе на лыжах унтер-офицеров и офицеров. Обычно они начинали тренировку на равнине, после чего тренировка продолжалась на местности большей трудности.
Новобранцы, которые хорошо владели техникой ходьбы на лыжах, проходили программу военной лыжной подготовки полностью, с тем чтобы, усвоив ее, стать затем инструкторами лыжного дела.
Действовать на лыжах в бою горные егеря обучались во время учебных сборов.
В конце программных занятий по лыжной подготовке начиналась тренировка в ходьбе с полной выкладкой. Тренировочные занятия проводились на основе соревнования, однако обучающихся предупреждали о необходимости избегать чрезмерного напряжения сил.
Чрезвычайно высоко оценивались умелые действия лыжных дозоров в бою. Поэтому ежегодно немцы проводили соревнования на лучшие действия дозора на лыжах.
Командование немецкой армии считало, что для успешного передвижения в горах специальных и полевых войск требуется достаточное количество горных проводников. В категорию горных проводников входили все офицеры горных дивизий, лучшие солдаты горных частей, а также личный состав горных учебных лагерей, учебных групп альпинистских добровольных обществ и весь персонал высокогорных батальонов. Все горные проводники, в том числе и офицеры, пользовались некоторыми преимуществами в продвижении по службе.
Отбор из солдат кандидатов в проводники производился во время одиночной подготовки, после чего они направлялись на специальные курсы, где первоначально проходили трудные испытания, в процессе которых и происходил окончательный отбор.
Метод обучения проводников был строго индивидуальный. С этой целью к каждому инструктору прикрепляли не более 15 человек. В программу обучения кандидатов в проводники включались лишь перечисленные вопросы, но занятия проводились в более сложных условиях. Будущие проводники совершали трудные восхождения, тренировались в качестве ведущих при движении звеном (а при спуске - в качестве замыкающих), обучались хорошо ходить на лыжах с полной выкладкой по любому снегу. Однако виртуозности в этом деле от них не требовалось. Наоборот, им рекомендовались несложные, повороты и осторожная езда, ибо проводник - не спортсмен, а горный солдат. В подготовке делался упор на умение выбирать легкие и безопасные пути движения, точно ориентироваться в условиях плохой видимости, хорошо читать карту, выбирать по ней безопасные маршруты, чертить схемы, определять (высотомером) высоту подъема на гору, оказывать первую помощь или организовывать ее и т.д.
Курсанты, не усвоившие курса, отчислялись, но при наличии времени для повторного прохождения его - снова допускались к занятиям. Удостоверения об окончании курса выдавались на основании доклада инструкторов. Решающее значение при оценке окончивших курсы имела дисциплина. За недисциплинированность проводники лишались удостоверения.
Проводники, возвратившиеся в часть с курсов, распределялись по подразделениям и либо находились вместе со всеми солдатами, либо сводились в отдельные команды. Часть из них направляли в высокогорные пехотные батальоны, которые использовались там, где обычные горные части не могли выполнить боевую задачу. Проводники распределялись по частям с таким расчетом, чтобы на каждого из них приходилось три пехотинца. Такое же соотношение соблюдалось и в спецподразделениях, но в последних, кроме того, специализировались на проводников и свои солдаты. Офицеры и унтер-офицеры горных дивизий возвращались с курсов в свои части. Офицеры, не прошедшие курсов проводников, не назначались на должности в горные дивизии.
К офицерам тех пехотных подразделений, которые получали боевые задачи на действия в горах, в качестве консультантов прикомандировывали проводников. Офицер обязан был считаться с ними независимо от их ранга (хотя ответственность за безопасность движения с офицера все равно не снималась).
Проводники, приданные пехотным дивизиям, как правило, производили инженерную разведку дорог и мостов, определяли их пропускную способность, а также время и количество средств, потребных на их улучшение или восстановление.