Печать

ЛИТЕРАТУРА

  1. Бубнов И.А., Богатов С.Ф. и др. Военная топография. Учебник для военных училищ Советской Армии. М., Воениздат, 1976, 279 с.
  2. Лахин А.Ф., Бызов Б.Е., Коваленко А.Н. Военная топография. Учебник для курсантов учебных подразделений. М., Воениздат, 1980.
  3. Говорухин А.М., Куприн А.М., Коваленко А.Н., Гамезо М.В. Справочник по военной топографии. М., Воениздат, 1980, 352с.
  4. Масленников А.С. Безопасность при топографо-геодезических работах в горах. М., РИО ВТУ ГШ, 1990, 76 с

 


1. ОБЩИЕ ПОЛОЖЕНИЯ

Успех боевых действий в горах в значительной мере зависит от специальной горной подготовки войск, включающей специальную физическую и техническую подготовку, а также знания конкретных физико-географических и погодных условий, в которых придется действовать. Умение правильно ориентироваться в сложных условиях горной местности и мгновенно оценивать складывающуюся боевую обстановку - в этом залог успеха командира при выборе выгодного места для организации опорного пункта или места для засады, а в крайнем случае, и для сравнительно спокойного ночлега или организации бивака для более комфортного отдыха, или организации временной базы.
Горная подготовка является неотъемлемой частью боевой подготовки войск и обязательна для всего начальствующего и рядового состава, предназначенного для действий в горах.
Получаемые в ходе горной подготовки знания и практические навыки часто оказываются недостаточными, особенно в части предупреждения опасностей, обусловленных природой гор, и умения ориентироваться в сложной горной обстановке, что еще раз подтвердилось в ходе проведения контртеррористических мероприятий в Северо-Кавказском регионе в 1999-2000 гг.
Известно, что опасности в горах не страшны тому, кто знает, когда и откуда они появляются и как их миновать. Следовательно, личный состав, действующий в горах, должен твердо знать, какие опасности возникают в горах и отчего, как их избежать для себя, и как использовать ту или иную из них для нанесения урона живой силе и технике противника, разрушения его путей сообщения и т.д.
Умение ориентироваться на местности, как показывает жизнь, - определенное искусство, в совершенстве овладеть которым далеко не просто. Лишь немногие, обладая от рождения "природным чутьем", могут уверенно чувствовать себя на незнакомой местности и без особого труда выйти к ближайшему жилью или в заданную точку. Большинство же людей, даже имея определенную подготовку, оказавшись в незнакомой местности, испытывают трудности в определении своего местоположения и нахождении кратчайшего пути к намеченной цели.
Навыки ориентирования военнослужащие приобретают при изучении курса военной топографии. Но настоящие знания и умение ориентироваться на различной местности приобретаются ими лишь в ходе практической деятельности, когда военнослужащие сталкиваются с ситуациями, часто не похожими на те, которые рассматривались в процессе обучения.
В отличие от равнинной или всхолмленной местности, при выборе пути в высокогорном районе надо учитывать не только тактические требования и условия, но и естественные опасности, свойственные горам, которые иногда могут нанести войскам гораздо больший урон, чем противник. Отсюда понятна важность умения ориентироваться в горной местности, где любые отклонения от заданного маршрута чреваты для подразделения опасностью не только напороться на засаду, но и оказаться в положении заблудившегося, попасть в зону лавин, камнепадов, ледовых обвалов и др.
Цель настоящей работы - предостеречь личный состав, действующий в горах, от возможных опасностей и потерь, а также дать ряд практических рекомендаций по методике ориентирования и организации безопасного передвижения в горах.


2. ОПАСНОСТИ В ГОРАХ

Опасности в горах по причинам их возникновения можно разделить на три группы:

  1. связанные с особенностями горного рельефа (см. Приложение I);
  2. зависящие от климатических (метеорологических) особенностей горных районов;
  3. связанные с неподготовленностью людей.

К опасностям первой группы относятся: камнепады, снежные лавины, ледовые обвалы, селевые потоки, ледниковые трещины и др. Во вторую группу опасностей входят: туман, осадки, грозы, низкая температура и др.
Наиболее частой опасностью горных маршрутов являются камнепады, а наиболее коварной опасностью - снежные лавины. Неблагоприятные метеорологические условия, представляя непосредственный источник опасности, одновременно усугубляют опасности, связанные с особенностями горного рельефа.

2.1. Камнепады
Камнепады вызываются естественным разрушением горных пород. На больших высотах наиболее вероятны камнепады вскоре после захода Солнца или в первые часы после его восхода. Отдельно летящие вниз по склону камни, попадая на разрушенные части породы, могут вызывать большие каменные обвалы.
При падении по склонам гор камнепад устремляется по наиболее крутым местам, главным образом по ранее образовавшимся желобам. Наиболее опасны расширенные места желобов.
Места, подверженные систематическим камнепадам, можно определить по следующим признакам: наличие щебня и пыли на площадках и террасах; сравнительно некрутым, заглаженным краям скальных выступов; частым бороздам на снежных склонах; застрявшим в снегу камням; общему вогнутому характеру склона; камням у подошвы склона, не покрытым ни почвенным слоем, ни растительностью.
Возможны камнепады и на травянистых склонах. Здесь они особенно опасны своей бесшумностью и поэтому неожиданностью.
Точно определить, когда и откуда начнется камнепад, очень трудно. Однако внимание и осмотрительность могут значительно облегчить определение мест, опасных в отношении камнепадов.
Для уменьшения опасности камнепада следует:

Если при начале камнепада невозможно отойти в сторону, нужно прижаться к склону, предварительно защитив голову подручным предметом (ранец, рюкзак), и положить веревку так, чтобы падающие камни не могли перебить ее.
При необходимости пересечь сливающиеся камнепадные желоба надо проходить не по основному желобу, а в местах до слияния отдельных его рукавов в общий, применяя страховку с помощью веревки.

2.2. Снежные лавины и ледовые обвалы.
Снежные лавины - это массы снега, сползающие со склона с большой скоростью и обладающие иногда огромной разрушительной силой. Такие лавины представляют серьезную опасность при передвижении войск, так как захваченные лавиной люди могут быть засыпаны большими массами снега или задушены снежной пылью, образующейся при падении лавины по крутому склону.
Знание причин возникновения лавин и умение выбрать наиболее безопасный путь в лавиноопасной местности - главное условие в борьбе с этой опасностью.
Основными причинами образования лавин являются:

Если снег, лежащий на склоне, по тем или иным причинам приведен в состояние неустойчивого равновесия, то часто бывает достаточно незначительного воздействия, чтобы он начал двигаться. Таким воздействием может быть:

Сухой снег, выпадающий при низкой температуре, несмотря на его сравнительную легкость, образует очень большие и тяжелые лавины, захватывающие большую площадь и производящие сильные разрушения не только ударом самой массы снега, но и воздушным вихрем, вызываемым их движением. Эти лавины вследствие распыления части снега называются пылевыми. Опасность их образования возникает после обильного снегопада. При наличии мороза опасность образования таких лавин более продолжительна. Особенно часты пылевые лавины зимой и осенью. При движении они производят громоподобный звук (в начале их движения слышен громкий шорох, шипение).
Сопровождающие снегопад влажные ветры, перенося снег с места на место, в большинстве случаев на подветренных склонах, образуют "снежные доски" толщиной иногда свыше метра. Эти пласты снега слабо скреплены с поверхностью склона. При небольшой дополнительной нагрузке (например, пробивание следа или пересечение на лыжах) "доска" с приглушенным треском отрывается и устремляется вниз по склону, увлекая за собой подстилающий снег.
Мокрый снег имеет хорошее сцепление между своими частицами, но очень слабую связь с основанием, на которое он выпадает. Лавины из такого снега часто образуются под скалами после снегопада в ясные солнечные дни при температуре около 0(С, но основной причиной образования лавин из мокрого снега является подмывание его снизу талой водой вследствие оттепели или дождя.
Лавины могут образоваться не только из свежего снега, но и из фирна (старого тяжелого зернистого снега). Эти лавины очень опасны тем, что они могут легко задавить попавшего в них человека.
Весеннему периоду присущи грунтовые лавины. Они образуются вследствие нарушения потоками талой воды связи между грунтовым основанием и большими толщами снега, накопившимися за зиму. Пути и время схода этих лавин обычно повторяются.
Ледопады на ледниках, стенах и склонах вершин опасны периодически происходящими обвалами. В связи с тем, что обвалы являются следствием движения льда, время их падения трудно предугадать. Однако установлено, что ледовые обвалы особенно часты в жаркие солнечные дни и во время оттепели. Ледовые обвалы могут быть причиной схода снежных лавин.
Во всякой лавине движение по краям медленнее, чем по середине, поэтому оказавшийся в лавине, должен всеми силами стремиться продвинуться к ее краю, чтобы избежать угрозы быть засыпанным.
Признаками лавиноопасности склона служат следы прошедших лавин: вырванные или согнутые деревья, кусты, вырытые лавинами желоба в грунте, выносы массы снега, по которым происходит и движение камнепадов. Установить, когда пойдут по ним лавины, очень трудно. Поэтому такие места следует пересекать возможно выше по склону, где желоба имеют мелкие разветвления.
Наиболее велика вероятность схода лавин в первые два дня после снегопадов, особенно в узких ущельях.
Перед прохождением лавиноопасных мест, если позволяет обстановка, нужно проверить устойчивость снега оружейным залпом, очередью из автомата или разрывом ручной гранаты. При прохождении лавиноопасных склонов необходимо иметь красный лавинный шнур, один конец которого нужно обвязать вокруг туловища, а другой оставить свободным для облегчения поисков, если кто-то из подразделения окажется засыпанным лавиной.
На лавиноопасном склоне следует передвигаться по одному, выставляя наблюдателей для предупреждения идущих по склону о начале движения лавины.
Подъем и спуск по лавиноопасным склонам нужно производить прямо вверх или вниз, а не наискось или поперек склона, чтобы не нарушить целости снежных пластов и не
вызвать этим движение лавины.
При подаче сигнала "Лавина!" необходимо:

При остановке лавины нужно постараться принять вертикальное положение и движением рук обеспечить у рта и груди свободное от снега пространство для дыхания.
Наблюдающие с "берегов" лавиноопасного склона не должны упускать из виду попавшего в лавину, чтобы можно было оказать ему немедленную помощь. Поиски попавших в лавину должны вестись с обязательным наблюдением за склонами для того, чтобы предупредить возможность попадания пострадавших и самих спасающих в новые лавины.
Особую осмотрительность нужно проявлять при передвижении по лавиноопасным склонам крупных войсковых подразделений. Для обеспечения безопасности преодоления лавиноопасных мест, особенно при спуске, необходимо заблаговременно высылать вперед специально подготовленные группы для намеренной очистки склона (срыва лавин).

2.3. Метеорологические условия, затрудняющие движение в горах.
Метеорологические условия (грозы, дожди, туманы, ветры, снегопады, метели, холода и др.) оказывают большое влияние на действия войск в горах и таят в себе ряд опасностей для находящихся в горах людей. Каждый командир и боец, выполняющий боевые задачи в горах, должен хорошо знать особенности метеорологических (погодных) условий гор.
В высокогорных районах температура воздуха резко колеблется в течение суток. Днем температура в горах, даже покрытых снегом и льдом, достаточно высока, но при облачности, ветре и тотчас же после захода Солнца она резко понижается, часто падая на вершинах лаже летом до -15 -20°С, а зимой - до - 40°С и ниже.
Более чистый воздух на высоте и наличие сильно отражающих солнечные лучи поверхностей (лед, снег) увеличивают действие солнечных лучей настолько, что они могут вызвать временное ослепление и тяжелые ожоги кожи. Поэтому для защиты глаз в горах применяют предохранительные очки с дымчатыми стеклами, а для защиты кожи от ожогов и обморожений - специальные мази и маски.
Чем выше над уровнем моря находится местность, тем меньшим будет давление воздуха. На больших высотах это ведет к недостатку кислорода в крови, вызывающему у людей без достаточной тренировки затруднение дыхания, головокружение, общую физическую слабость и даже потерю способности управлять своими действиями (горная болезнь). Для предотвращения или ослабления горной болезни, и обеспечения постоянной высокой боеспособности войск, предназначенных для действий в горах, необходимы прежде всего отличная физическая подготовка каждого воина и периодическая акклиматизация в высокогорных районах.
Плохая погода в горах может сильно осложнить передвижение и боевые действия войск.
Дождь затрудняет движение в горах. Тропы, травянистые склоны и скалы становятся от дождя скользкими и увеличивается опасность срыва со склонов и скал. Дождевые потоки воды вызывают срывы камней. Промокание одежды военнослужащих увеличивает опасность простуды и обморожения. Во время движения в горах при дожде надо избегать желобов, опасных камнепадами.
После продолжительных дождей, интенсивного таяния снега и т п. в горах возможно возникновение селевых потоков, представляющих грязекаменную массу насыщенного водой рыхлого груша, сползающего со склонов. Увлекая за собой огромные валуны, массы камней, грунта, моренных отложений и др., селевые потоки могут коренным образом изменить условия подходов или подъезда автотранспорта и другой боевой техники, послужить причиной сдвига "русла" реки, а также быть источником непосредственной опасности как для временных, так и базовых лагерей.
Ветер в горах в непогоду обычно порывистый, шквальный и сопровождается значительным понижением температуры. Достигающий ураганной силы ветер является большим препятствием для передвижения, особенно по гребням и хребтам. Кроме того, сильный теплый ветер может вызвать усиленное падение камней и сход лавин. Сильные ветры в высокогорных районах часто сопровождаются метелями, что осложняет ориентирование. Передвижение в этих условиях следует производить с большой осторожностью, со страховкой и периодической проверкой состояния людей.
Снегопад быстро заносит следы, тропинки, ориентиры на местности и трещины на ледниках, затрудняя движение и ориентировку и увеличивая возможность срывов со склонов, падений в трещины и т.п.
Летом снежные метели на высоте, как правило, непродолжительны, а зимой они могут длиться по несколько суток.
Туман ухудшает видимость, искажает очертания горного рельефа, что затрудняет ориентирование на местности, а иногда делает его вообще невозможным. В тумане увеличивается опасность выйти на трудные и опасные склоны, попасть в трещины на леднике и т.д.
Движение по опасным местам при появлении тумана целесообразнее временно прекратить, если боевая обстановка позволяет это сделать.

2.4. Признаки изменения погоды.
Для того чтобы непогода не застала врасплох, каждый военнослужащий, независимо от занимаемого положения, должен знать основные признаки изменения погоды,
Признаки ухудшения погоды: падение атмосферного давления, венец вокруг Луны, заметное мерцание звезд к утру.
Надежное выдерживание маршрута в сложных условиях и при плохой видимости наиболее успешно осуществляется по топографической карте с использованием данных, выдаваемых навигационной аппаратурой (возимой или носимой).


3. ОРИЕНТИРОВАНИЕ НА МЕСТНОСТИ И ВЫБОР ПУТИ

3.1. Ориентирование по карте.
Ориентирование по топографической карте на месте включает ориентирование карты, опознание ориентиров и определение точки стояния. Карту ориентируют по компасу, линии местности или направлению на известный ориентир.
Ориентирование карты по компасу производится с учетом магнитного склонения. Для этого компас устанавливают на одну из вертикальных линий координатной сетки карты так, чтобы линия, проходящая через штрихи 0 и 180 шкалы, совпадала с линией карты. Затем карту поворачивают так, чтобы северный конец магнитной стрелки отклонился от штриха 0 на величину поправки направления, указанную в левом нижнем углу листа карты.
Для ориентирования карты по линии местности карту поворачивают так, чтобы линия условного знака местного предмета, например дороги, совпала с направлением самого местного предмета, а изображения всех объектов, расположенных справа и слева от нее, находилось с тех же сторон, что и на местности.
Ориентирование карты по направлению на ориентир применяют в том случае, когда точка стояния известна и с нее виден ориентир, обозначенный на карте. Карту поворачивают так, чтобы направление "точка стояния - ориентир" совпало с соответствующим направлением на местности. Для более точного ориентирования карты к этим точкам прикладывают линейку и по ней визируют на ориентир.
Опознание ориентиров - наиболее ответственный этап ориентирования по карте, так как точку стояния можно определить только по ориентирам, общим для карты и местности. Характерными и наиболее пригодными для ориентирования подробностями горного рельефа являются разной формы вершины, хребты, седловины, выступы, скалы, отдельные большие каменные глыбы и т.д. Кроме того, в целях ориентирования могут быть использованы чем-либо выделяющиеся места склонов и дна долин: каменные и песчаные осыпи, снежные поля, травянистые склоны, рощи, луга и пр.

Рис. 2 .
Артиллерийский компас АК:

  1. корпус компаса;
  2. вращающийся корпус лимба;
  3. лимб;
  4. крышка компаса с зеркалом а, вырезом для визирования б и защелкой в;
  5. магнитная стрелка;
  6. выступ тормозного рычага стрелки

Опознание ориентиров начинают с наиболее крупных, выделяющихся объектов местности, и таких, которые в данном районе встречаются сравнительно редко. При отыскании на карте объектов, наблюдаемых на местности, учитывают их взаимное расположение и положение относительно сторон горизонта. Правильность опознания ориентиров проверяют по окружающим элементам местности. В тех случаях, когда не удается опознать ориентиры, общие для карты и местности, следует переместиться так, чтобы открылась видимость других ориентиров, и попытаться опознать эти ориентиры на карте.
При отсутствии характерных естественных ориентиров для уточнения направления движения на сложных и опасных участках маршрута в качестве ориентиров могут служить специальные, устанавливаемые разведывательными группами, знаки: сложенные из камней туры (пирамиды), зажатые между камнями бумажки, пустые консервные банки с заложенными в них камнями, надломленные или связанные ветки кустарников и пучки травы, надписи мелом или углем на скалах и больших камнях и т.п.
Определение на карте точки стояния производят глазомерно по ближайшим ориентирам, промером расстояний, по измеренным расстоянию и направлению и обратной засечкой. При выборе способа учитываются характер местности, условия видимости, наличие времени, а также точность, с которой нужно определить точку стояния.
При глазомерном определении точки стояния ориентируют карту, опознают на ней два-три ориентира и определяют глазомерно расстояние до них. По определенным расстояниям до ориентиров с учетом направлений намечают точку стояния на карте. Точность определения точки стояния на карте этим способом зависит, главным образом, от расстояний до ориентиров: чем эти расстояния больше, тем менее надежно определяется точка стояния. При удалении от ориентиров до 500 м точка стояния определяется со средней ошибкой порядка 20% средней дальности до ориентиров.
Определение точки стояния промером расстояния применяется, главным образом, при движении по дороге или вдоль линейного контура, преимущественно на закрытой местности или при плохих условиях видимости. Расстояние от ориентира, расположенного у дороги или какого-либо другого линейного ориентира, до определяемой точки измеряют спидометром, шагами или дальномером, затем это расстояние откладывают на карте вдоль дороги (линейного ориентира) в соответствующем направлении. Точность определения точки стояния данным способом зависит, главным образом, от величины ошибки измерения расстояния на местности.
Определение точки стояния по направлению и расстоянию применяют, когда опознан только один ориентир. В этом случае карту ориентируют по компасу с учетом магнитного склонения. Визируя линейкой или по карандашу на ориентир, проводят на карте линию, проходящую через ориентир. На прочерченной линии визирования от изображения ориентира откладывают расстояние, которое предварительно измеряют шагами, биноклем, дальномером или оценивают глазомерно.
Средняя ошибка определения точки стояния по расстоянию и направлению при измерении расстояния шагами, а азимута - компасом, составляет порядка 5% дальности от точки стояния до ориентира.
При нахождении на дороге, с которой виден только один ориентир, расположенный в стороне от нее, определить точку стояния можно обратной засечкой по одному направлению. Для этого карту возможно точнее ориентируют и визируют на ориентир. Точка пересечения визирной линии и дороги будет искомой точкой стояния.
Точку стояния при тех же условиях можно определить и следующим образом. Измеряется компасом магнитный азимут (Ам) на ориентир. Далее, азимут переводится в обратный (±180°) и последний преобразуют в дирекционный угол по формуле

Прочертив на карте от ориентира направление, соответствующее углу а, до пересечения его с дорогой, получают точку стояния.
Средняя ошибка определения точки стояния данным способом при углах засечки 30-60° (120-150°) и 60-120° равна соответственно 10% и 5% расстояния до ориентира.
В ряде случаев точка стояния может быть определена обратной засечкой по трем направлениям. По возможности следует использовать ориентиры, расположенные ближе к точке стояния так, чтобы направления от ориентиров у точки стояния пересекались под углами в пределах 30-150°.


Рис. 3. Определение точки стояния обратной засечкой

Карту тщательно ориентируют по компасу, прикладывают линейку к условному знаку одного из ориентиров на карте и направляют ее на тот же ориентир на местности, затем прочерчивают линию на себя. Не сбивая ориентировку карты, таким же образом прочерчивают направления на второй и третий ориентиры. Пересечение трех направлений обычно образует треугольник, центр которого и будет точкой стояния. По двум направлениям точка стояния определяется менее точно, а главное без контроля.
При тех же условиях, но когда работа с картой затруднена (идет дождь, сильный ветер и т.п.), точку стояния сложно определить по магнитным азимутам, измеренным с точки стояния на ориентиры. Магнитные азимуты переводятся в обратные, а последние в дирекционные углы и по ним прочерчиваются направления на карте от соответствующих ориентиров. Средняя ошибка определения точки стояния обратной засечкой по трем ориентирам равна примерно 15% средней дальности до ориентиров.
В случаях, когда видны окружающие господствующие высоты (вершины) или когда нет возможности ориентировать карту по компасу, например, находясь в бронетранспортере или танке, местоположение можно определить способом Болотова.
Лист прозрачной бумаги (восковку) кладут на жесткую основу (картон, фанеру и т.п.), намечают примерно в центре точку, от этой точки наводят линейку на видимые вершины и прочерчивают линии. Затем восковку кладут на карту и перемещением ее находят такое положение, при котором все линии пройдут через соответствующие ориентиры на карте. В таком положении восковки переносят (перекалывают) точку на карту; эта точка будет точкой стояния.
Средняя ошибка определения местоположения этим способом при условии, что направления будут пересекаться под углами в пределах 30-150(, будет порядка 10% средней дальности до ориентиров.

3.1.1. Ориентирование в движении.
В зависимости от характера местности и состояния дорожной сети в горном районе при ориентировании в движении пользуются, как правило, картой масштаба 1:100 000 или 1:200 000.
Основная задача ориентирования в движении - выдерживание заданного или намеченного на карте маршрута. Ориентирование в движении ведется непрерывно, чтобы постоянно знать свое местоположение на карте, которое определяют визуально путем сличения карты с местностью. Для этого предварительно подготавливают карту, а в пути придерживаются определенного порядка действий.
Подготовка карты включает склеивание карты, нанесение маршрута и его изучение, выбор ориентиров, определение протяженности маршрута и азимутов отдельных направлений. При наличии аэроснимков следует установить соответствие карты местности вдоль маршрута и внести необходимые дополнения и уточнения на карту.
Порядок действий в пути при выдерживании маршрута следующий. На исходном пункте снимают показания спидометра машины и подписывают его на карте у первой (исходной) точки. Затем переводят расстояния до каждого ориентира в показания спидометра машины путем прибавления их значений к начальному показанию спидометра и подписывают их у соответствующих точек.
Перед началом движения внимательно просматривают по карте участок маршрута до первого контрольного ориентира и запоминают начертание дороги, а также расположенные вдоль нее основные местные предметы и резко выраженные формы рельефа. Во время движения наблюдают за местностью, опознают местные предметы и формы рельефа, замеченные предварительно на карте, и по ним мысленно фиксируют свое продвижение по маршруту.
В пути карту ориентируют, как правило, по дороге (при каждом повороте дороги карту поворачивают на соответствующий угол), а при движении вне дороги - по местным предметам.
К карте обязательно следует обращаться при переходе к очередному контрольному ориентиру. Убедившись в правильности его опознания, внимательно изучают маршрут до следующего ориентира и продолжают наблюдать за местностью. Если на местности обнаружен объект, не показанный на карте или не замеченный ранее при изучении маршрута, необходимо вновь внимательно изучить соответствующий участок карты и по окружающим местным предметам и формам рельефа, а также по характеристике объекта (например, новые постройки или насыпи, не заросшие еще травой) следует удостовериться, что он новый и на карте не показан.
При подходе к контрольному ориентиру у поворота маршрута следует своевременно (за 200-500 м) назвать водителю ориентир и указать направление дальнейшего движения, например: "На окраине населенного пункта поворот налево на грунтовую дорогу". Ориентиры следует указывать водителю и тогда, когда их опознание затруднено. В этих случаях полезно привлечь для наблюдения за местностью и других членов экипажа машины.
У каждого ориентира считывают со спидометра пройденное расстояние и сличают его с данными карты. Если у первого ориентира отклонение будет более 5%, то подсчитывают поправку на 1 км пути и в дальнейшем учитывают ее при определении расстояний по спидометру. При выезде из населенного пункта и у развилок дорог, если количество дорог на местности и на карте не совпадает и если не удалось непосредственно по карте надежно определить нужную дорогу, направление дальнейшего движения устанавливают с помощью компаса по магнитному азимуту дороги, определенному по карте. Компасом также рекомендуется проверять направление при движении в лесу по слабо наезженной дороге.

3.1.2. Восстановление ориентировки.
Сход с маршрута и потеря ориентировки наиболее вероятны при небрежном ориентировании, когда перестают непрерывно следить за продвижением по маршруту. Резкое несоответствие карты местности также может повлечь за собой сход с маршрута.
При потере ориентировки необходимо по расстоянию, пройденному от последнего, надежно опознанного контрольного ориентира, и направлению последнего участка пути наметить на карте вероятное местонахождение. Все построения на карте можно делать простейшим способом: компас прикладывают к последнему опознанному ориентиру на карте и по лимбу откладывают требуемый угол, затем в этом направлении откладывают нужное расстояние.
После того, как определено вероятное местонахождение, следует изучить окружающие местные предметы (особенно их расположение по рельефу), опознать их на карте и уточнить свое местонахождение. Если это удалось, необходимо наметить выход на маршрут и продолжать движение. Если же не удалось восстановить ориентировку, целесообразно вернуться по следу своей машины к последнему, хорошо опознанному ориентиру и отсюда, проверив направление дальнейшего пути, продолжать движение по маршруту.
В некоторых случаях, когда имеются линейные ориентиры (железные дороги, шоссе, линии электропередачи, реки и т.п.), проходящие перпендикулярно к общему направлению маршрута, движение можно продолжать в прежнем направлении до выхода к линейному ориентиру, легко опознаваемому на карте. Здесь следует уточнить свое местонахождение и наметить выход на маршрут или непосредственно в требуемый район.
При потере ориентировки во внезапно спустившемся тумане, особенно на сложных и опасных участках пути, нужно остановиться и переждать его или возвратиться по своим следам к определенному ориентиру, находящемуся в более безопасном месте. Нельзя допускать бессмысленного блуждания отдельных участников группы в поисках пути. Лучше, если нет возможности организовать бивак, топтаться на одном месте, не давая друг другу уснуть или замерзнуть.

3.1.3. Ориентирование при передвижении пешим порядком.
Передвижение войсковых подразделений и специальных групп пешим порядком в горном районе предусматривается только в случаях, когда по условиям боевой обстановки применение автотранспорта или вертолетов невозможно или нецелесообразно.
Перед началом каждого перехода, подъема или спуска необходимо выбрать маршрут к заданному пункту (цели) и тщательно изучить его проходимость и доступность для подразделения. Маршрут перехода должны изучить все без исключения участники перехода.
В незнакомой местности маршрут может быть выбран и изучен по достаточно подробной карте или по показаниям местных жителей, или непосредственно на местности разведкой. В последнем случае должны быть составлены кроки маршрута и его описание с зарисовкой характерных ориентиров. При этом безымянным вершинам, хребтам, седловинам, отдельным рощам, скалам, большим камням надо давать характерные для них названия, например: "двуглавая вершина", "черный гребень", "снежный перевал" и т.п. Учитывая, что выбранные в качестве ориентиров подробности горного рельефа могут выглядеть с различных точек маршрута по-разному, необходимо всегда указывать, с какого места маршрута сделана зарисовка или описание ориентира. При описании следует придерживаться терминологии, приведенной в приложении.
Кроки, точные зарисовки и понятное описание незнакомой местности должен уметь делать каждый командир горных войск, каждый разведчик.
При изучении характера и подробностей горной местности большую помощь могут оказать фотоснимки, фотопанорамы и особенно стереоскопические пары аэроснимков. Рассматривание аэроснимков при помощи стереоскопа дает возможность изучить во всех подробностях рельеф местности и местные предметы. При известном навыке нетрудно дешифрировать аэроснимки, т.е. опознавать действительный характер изображенных на них топографических подробностей и военных объектов (элементов рельефа, населенных пунктов, дорог, окопов, искусственных препятствий, частей разного рода войск, посадочных площадок, складов и т.д.).
Правильный выбор маршрута во всех случаях движения в горах имеет решающее значение для выполнения поставленной боевой задачи.
При выборе маршрута в высокогорном районе надо учитывать не только тактические требования, но и естественные опасности этого района, которые иногда могут нанести войскам гораздо больший урон, чем противник.
Наименее опасными для движения путями являются гребни и ребра гор, но ими не всегда можно пользоваться из-за трудности движения по ним и сложности маскировки. Для решения вопроса о целесообразности движения по гребням и другим сложным участкам нужно использовать фотоснимки или точные кроки участков.
Наиболее удобными и безопасными для подхода к гребням являются боковые старые морены, поросшие травой.

3.2. Ориентирование на местности без карты.
Ориентирование на местности без карты заключается в определении сторон горизонта (направлений на север, восток, юг, запад) и своего местонахождения на местности относительно ориентиров и применяется на ограниченной территории.
Ориентирами служат хорошо заметные местные предметы и детали рельефа, относительно которых определяют местоположение, направление движения и указывают положение целей и других объектов. Ориентиры выбирают по возможности равномерно по фронту и в глубину. Выбранные ориентиры нумеруют справа налево по рубежам и от себя в сторону противника. Кроме номера каждому ориентиру обычно дают условное наименование, соответствующее его внешним признакам, например, "Сухое дерево", "Дом с красной крышей" и т.п.
Стороны горизонта в горах могут быть определены по Солнцу, Полярной звезде, Луне, а также по некоторым местным признакам.
Солнце совершает по небосклону свой видимый путь с востока на запад по ходу часовой стрелки с угловой скоростью в среднем 15° в час, и в полдень (примерно в 13 часов) оно находится на юге. Зная время, можно определить угол, на который Солнце не дошло до точки юга или перешло ее, и, отложив этот угол на местности, определить направление на юг. Например, в 9 ч Солнце не дойдет до точки юга на угол 15°(13-9)=60°. Значит, направление на юг будет вправо от направления на Солнце на 60°. То же самое можно сделать и с помощью часов со стрелочным циферблатом. Для этого часы держат горизонтально и поворачивают их до тех пор, пока часовая стрелка не совместится с направлением на Солнце (положение минутной стрелки при этом не учитывается). Угол между часовой стрелкой и цифрой 1 циферблата часов делится пополам. Линия, делящая этот угол пополам, укажет направление на юг.
В ясную ночь направление на север определяется по Полярной звезде. Чтобы найти на небосклоне эту звезду, нужно прежде отыскать созвездие Большой Медведицы, которое выделяется среди других звезд в виде большого ковша, образуемого семью яркими звездами. Через две крайние звезды этого ковша нужно мысленно провести прямую линию и отложить на ней от крайней звезды пять раз отрезок, равный расстоянию между этими звездами. Конец пятого отрезка укажет положение Полярной звезды, которая находится в созвездии Малой Медведицы (конечная звезда ручки малого ковша). Полярная звезда практически всегда находится на севере (отклонение от точки севера не превышает 2°)
В облачную ночь, когда не удается отыскать Полярную звезду, стороны горизонта определяют по Луне. Для этого необходимо знать местонахождение Луны в различных фазах (см. табл.).

Таблица.
Местоположение Луны в разных фазах

Фаза луны Местоположение Луны
вечером
(в 19ч)
ночью
(в 1ч)
утром
(в 7 ч)
Первая четверть
(видна правая половина диска)
на юге на западе -
Полнолуние
(виден весь диск Луны)
на востоке на юге на западе
Последняя четверть
(видна левая половина диска)
- на востоке на юге

Из таблицы видно, что наиболее удобно определять стороны горизонта при полнолунии. В этой фазе Луна в любое время находится в стороне, противоположной Солнцу.

Приближенное направление на север и юг летом можно определить в горах по некоторым местным признакам - по снежным полям, которые на северных склонах всегда более мощны и спускаются ниже, чем на южных. У границы же вечных снегов на северных склонах гор часто сохраняются в течение всего лета более или менее значительные места, покрытые снегом, которых нет на южных склонах.
Другими местными признаками, которые можно использовать при ориентировании в горах, являются следующие:

3.3. Особенности ориентирования ночью и зимой.
Ночью сравнительно легко можно выдерживать заданное направление при движении по асфальтированным и улучшенным грунтовым дорогам, по проселочным дорогам с обсадкой, с линией связи, а также вдоль линии электропередачи, полосы посадки и другим линейным ориентирам, хорошо заметным в темное время суток. Маршрут на карте следует поднимать возможно ярче, чтобы он был виден и при слабом освещении. В качестве ориентиров следует выбирать местные предметы, расположенные в непосредственной близости от дороги и хорошо видимые ночью.
При подготовке к ночному ориентированию необходимо тщательно изучить маршрут, чтобы знать на память его начертание, характер дорог по участкам, контрольные ориентиры, особенно на основных поворотах и в местах перехода маршрута с одного класса дороги на другой. В машине следует оборудовать подсветку карты так, чтобы свет от лампочки не попадал в глаза.
Действия в пути при выдерживании маршрута ночью аналогичны действиям в светлое время суток. Учитывая ограниченную видимость ночью, к наблюдению за ориентирами следует привлекать водителя и других членов экипажа. В пути нужно как можно реже обращаться к карте, так как при переводе глаз от карты к местности требуется некоторое время для приспособления глаз к темноте.
При подготовке к совершению марша и ведению боя в ночных условиях необходимо оборудовать автомобили, бронетанковую и другую технику знаками, видимыми в темноте, а личный состав обеспечить приборами ночного видения.
Для ориентирования подразделений в бою широко применяют специальные осветительные снаряды, мины и авиабомбы, с помощью которых можно обозначить направление действий подразделений (групп) освещением ориентиров в расположении противника или факелами на грунте. При благоприятной погоде направления действий можно обозначить створами факелов светящихся бомб, снарядов или мин на земле или в воздухе. Направления действий можно обозначить также стрельбой трассирующими снарядами, периодическим включением прожекторов. В подразделениях могут использоваться для освещения и указания направлений движения осветительные и сигнальные патроны, электрические фонари и т.п.
Зимой, при снежном покрове картина местности существенно видоизменяется и выдерживание маршрута, как правило, усложняется. Формы рельефа при значительном снежном покрове как бы выравниваются. Многие местные предметы (ручьи, пруды, небольшие озера и др.) под снежным покровом плохо заметны и, как правило, зимой не могут служить ориентирами.
Большинство дорог, троп и перевалов зимой становятся непроходимыми. Многократно возрастают трудности в использовании всех видов транспорта. Для передвижения обычно приходится пользоваться специальным лыжным снаряжением. При организации передвижения следует учитывать, что зимой наиболее велика лавинная опасность, период светлого времени короткий, условия для маскировки менее благоприятны.

3.4. Разведка и подготовка пути.
Разведка пути, отметка специальными знаками сложных и опасных мест и направления движения на отдельных участках, а также оборудование их для облегчения движения в различное время суток производится, как правило, днем. Для выполнения этой задачи надо формировать разведывательные группы из наиболее подготовленных и опытных воинов - альпинистов и высылать их с таким расчетом, чтобы они могли окончить все работы по подготовке пути и организации страховки до подхода основного подразделения.
Во время движения по заданному маршруту командир разведывательной группы должен возможно чаще ориентироваться и в любом месте пути знать свое положение на карте или кроки, так как в случае потери правильного направления, возвращение назад и отыскание пути связано с большой потерей сил и времени.
При измерении пройденных расстояний шагами или по времени надо иметь в виду, что в горах, в зависимости от крутизны подъемов и спусков, размер шага и скорость движения будут значительно отличаться от принятых для равнинной местности.
Встретив на пути движения сложный участок, командир должен лично всесторонне оценить степень его сложности, чтобы предусмотреть все необходимые меры для безопасного преодоления этого участка. Следует также оценить этот участок с позиций возможной организации противником засады и действий подразделения в такой ситуации.
При оценке проходимости участка необходимо учитывать, что склоны спереди всегда кажутся круче. При прямом солнечном освещении правильная оценка крутизны более трудна, чем при других условиях. Наиболее точно оценить крутизну склонов можно, смотря на них сбоку, при боковом освещении их Солнцем, а также после выпадения снега или при слабом тумане, прикрывающем вершины, благодаря чему резче выделяются контуры склонов.
Встретив на пути движения непреодолимый участок, следует при отсутствии обходных путей вернуться к первому характерному ориентиру и с этого места выслать разведку для выбора другого пути. До возвращения разведки следует оставшуюся часть группы расположить на месте, безопасном от камнепадов, лавин и обвалов. Знаки, установленные вдоль ошибочно выбранного маршрута, должны быть уничтожены.
В случае потери ориентировки с наступлением темноты или при внезапном тумане, нужно остановиться и ждать рассвета или улучшения видимости; если это место опасно для остановки, найти поблизости другое безопасное место, отметив место схода с основного пути знаком.
Ориентирование при спуске труднее, чем при подъеме. Особенно легко потерять направление движения при спуске на лыжах. Во избежание этого спуск на лыжах следует производить по одному или в связке, с обязательной корректировкой сверху правильности направления движения.
При подготовке пути на склонах различного характера необходимо:

Во всех случаях при прокладке пути по скалам, угрожающим камнепадами и лавинами, выставлять наблюдателей, обязанных неослабно следить за состоянием вышележащих склонов, и немедленно подавать об опасных изменениях на них условные сигналы (знаки) приближающимся к ним подразделениям.
Если после прохождения по этому пути не предполагается передвижение других подразделений, то все приспособления и отметки на нем должны быть убраны.

3.5. Ориентирование при обследовании местности с вертолета.
Объектами обследования преимущественно являются маршруты, намеченные для передвижения войск, новые позиционные районы, места высадки десанта, разведывательных групп и др. В ходе обследования выявляются естественные препятствия, состояние дорог, мостов и других дорожных сооружений, защитные и маскирующие свойства местности, характер - естественных укрытий и масок, определяются скрытые подступы к объектам противника, границы полей невидимости, выявляются изменения местности по сравнению с картой и т.п.
Перед обследованием район предварительно изучают по топографической карте масштаба 1:100 000 или 1:200 000, выявляют места, требующие наиболее детального обследования, и составляют план обследования на карте.
Маршрут полета прокладывают, как правило, вдоль ущелий. Ориентирами выбирают объекты, хорошо опознаваемые с воздуха (горные озера, населенные пункты, характерные изгибы рек, места слияния водных потоков и др.). Высоту и скорость полета выбирают в зависимости от объекта обследования и обеспечения безопасности полета вертолета.
Успех обследования местности с вертолета во многом зависит от умелого ориентирования в полете. В зависимости от выполняемых с использованием вертолета задач различают общую и детальную ориентировку. При общей ориентировке достаточно знать примерное местоположение вертолета. В этом случае наблюдение ведут вперед и в сторону, чем облегчается процесс сличения карты с местностью. При детальной ориентировке наблюдение ведут с минимальной высоты и преимущественно прямо вниз, что обеспечивает более точное определение местоположения вертолета.
В полете карту ориентируют по направлению полета (поворачивают так, чтобы линия маршрута шла вдоль направления полета) и непрерывно сличают ее с местностью, следя за линейными ориентирами и отмечая прохождение площадных ориентиров. При подлете к району обследования ведут обычно общую ориентировку. Над районом обследования переходят к детальной ориентировке.

3.6. Применение спутниковых навигационных приемников.
Широкие возможности для ориентирования в горах представляют спутниковые навигационные приемники, работающие по сигналам космических радионавигационных систем Глонасс (Россия) и GPS (США). По габаритам и массе эти приемники не превышают обычный сотовый радиотелефон и очень удобны для индивидуального пользования. Благодаря развитому программному обеспечению приемники позволяют автоматически решать большинство типовых навигационных задач (определение координат местоположения, непрерывное счисление пройденного пути, определение средней скорости и направления движения и др.). Получаемые навигационные данные выводятся на табло приемника (см. Приложение 2).
Для обеспечения устойчивости работы спутникового навигационного приемника необходима прямая геометрическая видимость между приемником и не менее чем четырьмя наблюдаемыми спутниками. Кроме того, вблизи приемника не должно быть предметов и объектов, которые могут вызвать отражение радиосигналов, идущих от спутников, и попадание отраженных радиосигналов на антенну приемника. Исходя из этого, при работе со спутниковым навигационным приемником в горах нужно соблюдать следующие основные правила:

  1. Углы закрытия горизонта в точке наблюдения спутниковым приемником не должны превышать 15°, а сектор закрытия (по горизонту) не должен быть больше 90°.
  2. Не следует работать с приемником вблизи крутых (отвесных) скальных стенок, каменных глыб, под нависающими скальными карнизами, в каминах и т.п.
  3. Не желательно вести наблюдения вблизи работающих транспортных средств, а также вблизи действующих высоковольтных линий электропередачи и подземных кабельных сетей.
  4. В зоне леса место для наблюдений приемником следует выбирать так, чтобы не находиться под кронами больших деревьев. Лучше, если это будет поляна.
  5. Не рекомендуется использовать приемник во время грозы, а также при сильной электризации воздуха, часто наблюдаемой в горах.

При прочих равных условиях для работы с приемником более предпочтительны возвышенные места, так как при этом возрастает вероятность видимости большего числа спутников.
В отличие от равнинной местности, в условиях гор неизбежно происходит ограничение сферы наблюдений, а, следовательно, и числа одновременно видимых спутников. В этих условиях основным становится статический режим работы приемника (необходимо с приемником некоторое время стоять на месте). При этом продолжительность сеанса наблюдений приемником при определении местоположения во многом будет зависеть от вероятности одновременной видимости с точки наблюдений четырех и более навигационных спутников.
Для обеспечения длительной работы приемника должен быть предусмотрен комплект запасных источников электропитания.

Рис. 4.
Определение местоположения с помощью спутникового навигационного приемника:

  1. неблагоприятные условия для приема спутниковых радиосигналов,
  2. благоприятные условия.


4. ВЫБОР И ОБОРУДОВАНИЕ МЕСТ ДЛЯ ЛАГЕРЯ (БИВАКА)

При выборе места для лагеря (бивака) должна быть обеспечена маскировка лагеря, а также предусмотрена естественная защита от ветра и полная безопасность от обвалов (скал, льда, снега), камнепадов, схода лавин и селевых потоков. Выбирая площадку для бивака, следует избегать кулуаров, свежих осыпей, лавинных конусов, склонов со следами камней. Нужно отдавать предпочтение большим ровным плато, широким седловинам и перевалам, местам, укрытым скальной стенкой или нависающим выступом. Безопасными в отношении лавин и камнепадов являются гребни, ребра, вершины. Нельзя располагать "лагерь у подножия крутых и обрывистых склонов, на низких затопляемых и обрывистых, легко размываемых берегах, речных косах, островах, под крутыми незадернованными и осыпающимися склонами с большими деревьями, на пастбищах и выгонах скота, на закарстованных и оползнеопасных площадках, а также в пределах возможного падения деревьев.
Площадка для бивака на леднике должна располагаться по возможности дальше от лавиноопасных склонов и вне зоны трещин. Если лед покрыт снегом, необходимо убедиться в отсутствии занесенных снегом трещин. Опасно ставить палатки под лежащими на леднике большими каменными глыбами (в целях защиты от ветра).
Организовывая бивак на снежном склоне, нужно убедиться, что склон не является лавиноопасным. Нельзя забывать и о возможности "прострела" бивака скатывающимися со склонов камнями.
Бивак на гребне следует организовывать в его понижении.

ПРИЛОЖЕНИЕ 1

НАЗВАНИЕ ФОРМ И ПОДРОБНОСТЕЙ ГОРНОГО РЕЛЬЕФА

Горная местность характерна особенно разнообразным сочетанием различных форм рельефа и его подробностей. Чтобы иметь ясное представление о строении скал, льда и снега, требующих применения определенной горной техники передвижения, а также чтобы уметь правильно указать цель огневым средствам, написать донесения, описать маршрут в горах или вид какой-либо части горного района, необходимо знать названия основных форм горного рельефа и подробностей.

пик - остроконечная вершина;
купол - вершина с круглыми формами;
столовая гора - вершина с горизонтальной или несколько наклонной верхней частью.


ПРИЛОЖЕНИЕ 2

СВЕДЕНИЯ О ПОРТАТИВНОМ СПУТНИКОВОМ НАВИГАЦИОННОМ ПРИЕМНИКЕ ИНДИВИДУАЛЬНОГО ПОЛЬЗОВАНИЯ GPS38 "ГАРМИН"

Приводимые ниже сведения имеют целью ознакомить читателя с одним из зарубежных спутниковых приемников и на его примере показать возможности подобных средств при ориентировании в горных условиях.
Таким спутниковым навигационным приемником является GPS38 "Гармин". Этот приемник разработан в середине 90-х годов фирмой Гармин (США) и рассчитан на применение в различных условиях. Внешний вид приемника GPS38 "Гармин" показан на рис. 6.

Рис. 6.
Общий вид спутникового навигационного приемника GPS 38 CARMIN

Приемник GPS38 "Гармин" предназначен для определения плановых координат и высот, скорости и направления (курса) передвижения объекта, текущего времени и других данных, а также решения разнообразных навигационных задач с возможностью отображения информации на дисплее (табло) приемника.

Основные технические характеристики

Приемник GPS38 "Гармин" является достаточно сложным электронным устройством, выполненным на самой современной радиоэлементной базе. Приемник снабжен мощным и быстродействующим микропроцессорным вычислительным устройством, в котором реализовано высокоразвитое программно-математическое обеспечение, позволяющее приемнику автоматически выполнять следующие основные функции:

На лицевой панели приемника GPS38 расположено семь многофункциональных кнопок, позволяющих оперировать с навигационной информацией, вырабатываемой приемником, и дисплей (табло) для отображения разнообразной информации.
Включение и выключение приемника производится нажатием красной кнопки (с символом светящейся лампочки).
Для уверенной работы приемника он нуждается в полностью открытой для обзора небесной сфере. Поскольку радиосигналы спутников системы GPS до приемника проходят весьма большое расстояние (около 20 тыс. км), а мощность установленного на спутнике передатчика сравнительно невелика (около 10 Вт), то поступающие на антенну приемника маломощные радиосигналы могут быть еще более ослаблены или полностью заблокированы радионепроницаемыми препятствиями, например, скалами, толстыми и с густой кроной деревьями, стенами зданий и других строений и даже телом оператора.
От выбора места наблюдений зависит как быстрота, так и точность местоопределения. Поэтому надо стараться выбирать, особенно для начала работы с приемником, наиболее открытое место. На открытой местности, как правило, в поле зрения антенны приемника одновременно находится от четырех до восьми спутников системы GPS. Как только приемник самоопределится в пространстве (без приблизительного знания своего места на это может потребоваться до 15 минут), он будет сам отбирать именно те из наблюдаемых спутников, которые позволяют определить местоположение наилучшим образом. Если один или несколько спутников будут закрыты от наблюдений, приемник использует альтернативные для вычисления места.
Для определения плановых координат и высоты приемнику необходимо не менее четырех спутников. При трех спутниках будут определены только плановые координаты и не будет определена высота.
После самоопределения оператор, действуя по указаниям на табло, может заставить приемник выполнять те или иные функции или решать требуемые навигационные задачи, в том числе:

Программное обеспечение приемника GPS38 предусматривает также подачу оператору спецсигналов (извещений) о различных непредвиденных и нештатных ситуациях, возникающих при работе с приемником. При этом извещения высвечиваются на табло приемника поверх наблюдаемой в данный момент страницы. Сразу же по получении извещения необходимо нажать кнопку "PAGE" для прочтения сообщения о нештатной ситуации на странице "Message".
Извещения могут быть двух категорий: временные, для подсказок, и безусловные - для исполнения. Временные исчезают после их прочтения, вторые - остаются на табло до тех пор, пока вызвавшая их причина не будет устранена.
Опыт показывает, что в горных условиях, по сравнению с равнинной местностью, эффективность применения спутниковых навигационных приемников в целях ориентирования может быть несколько ниже, однако при применении их в совокупности с другими способами, о которых говорилось в разделе 3, надежность ориентирования в горах резко повышается.

Пример, поясняющий работу с приемником GPS38 "Гармин"

Одной из задач, наиболее часто решаемых с помощью приемника GPS38 "Гармин", является обеспечение движения по заданному маршруту. Пользуясь клавиатурой приемника можно заранее спроектировать маршрут с учетом обхода непреодолимых или опасных мест. Маршрут создается, копируется и редактируется на странице "ROUTE DEFINITION PAGE'' с подзаголовком "ROUTE".
При подготовке к движению весь маршрут делится на прямолинейные отрезки (LEGS). Географические координаты начального, промежуточных н конечного пунктов снимаются с крупномасштабной топографической карты и вводятся в качестве начальных установок в оперативную память приемника. Отрезок маршрута между точками, в пределах которого в данный момент находится приемник (точка Р), называется активным или рабочим (AKTIVELEG).
Для движения по рабочему участку можно использовать в качестве графического путеводителя высвечиваемую на экране приемника навигационную страницу с компасом или с "Хайвеем".
Компасная страница (CONPASS PAGE) со схематическим изображением компаса (см. Рис. 6) удобна при движении пешим порядком, особенно в труднодоступной и залесенной местности, так как обеспечивает наглядность фактического пути с множеством поворотов.
На странице с "Хайвеем" изображается, как бы уходящая вдаль дорога, и оператору предлагается двигаться точно по ее середине. Использование этой страницы предпочтительнее для навигации с большой скоростью, например для катеров, снегоходов, и т.п.
В условиях горной и залесенной местности, где скорости перемещений, как правило, невелики и приходится очень часто менять направление движения, более удобно пользоваться компасной страницей
В центральной части этой страницы (Рис. 6) высвечивается "компас" с указанием сторон горизонта, ориентированный относительно заданного маршрута (рабочего участка). Стрелка компаса постоянно указывает направление текущего движения. В верхней части страницы высвечиваются магнитный азимут с точки Р на ближайшую точку (строка BRG) и удаление точки Р от нее (строка DST). В нижней части страницы указан исходный азимут движения на рабочем участке (строка TRK) и скорость движения (строка SPD). В самом низу страницы высвечивается масштабная линейка с делениями. Вертикальная черта на линейке соответствует ее середине и совпадает с линией заданного пути. Положение ромбика на линейке соответствует местоположению оператора и характеризует его уклонение от линии заданного пути. Уклонение ромбика на одно деление линейки вправо или влево от вертикальной черты эквивалентно боковому отклонению от заданного маршрута на 0,05 мили (~96 м).
Когда Вы окажетесь в пределах одной минуты хода от заданной точки маршрута, приемник автоматически известит об этом миганием экрана. Показание строки DST "0,00" мили означает, что Вы в заданной точке.
Если достигнутая точка маршрута является промежуточной, приемник автоматически готов отрабатывать следующий запроектированный рабочий участок маршрута.
В процессе движения по маршруту оператор может в любой момент вызвать на экран географические координаты текущего местоположения, которые высвечиваются с точностью до 0.001 угловой минуты, и дополнительно проконтролировать свое место на топографической карте. Имеется также возможность воспроизвести на экране приемника линию фактического пути, запомнить ее и использовать при прохождении маршрута в обратном направлении.