Фортификация пехоты

E-mail Печать
Индекс материала
Фортификация пехоты
Порядок окапывания отделения в бою
2. Шанцевый инструмент и колючая проволока
3. Окапывание одиночных бойцов
4. Окапывание стрелковых и станково-пулеметных отделений
5. Окапывание минометов
6. Пулеметные гнезда
7. Оборудование окопов
8. Приспособление местных предметов к бою
9. Устройство щелей, заслонов, землянок и легких убежищ
10. Противопехотные проволочные препятствия
11. Противотанковые препятствия
Все страницы
11. Противотанковые препятствия

Противотанковых препятствий существует очень много как естественных, так и искусственных.
К естественным противотанковым препятствиям относятся топкие болота, глубокие с крутыми берегами овраги, реки, озера, густые леса с толстыми деревьями и т. п.
При расположении на местности и организации противотанковой обороны надо широко использовать все защитные свойства местности, в случае необходимости усиливая и дополняя естественные препятствия искусственными.
К искусственным противотанковым препятствиям относятся препятствия, возведенные на местности из земли, снега и льда, дерева, камня, бетона, железа и т. п.
К ним же относятся многочисленные взрывные препятствия и в первую очередь различные противотанковые мины.
Далее описываются простейшие искусственные противотанковые препятствия, которые строятся самими войсками и в первую очередь пехотой.
К земляным противотанковым препятствиям относятся рвы, эскарпы, контрэскарпы и ямы-ловушки.
Противотанковые рвы (рис. 106 и 107) обычно устраиваются на ровной местности с таким расчетом, чтобы все их участки могли наблюдаться и обстреливаться огнем наших пулеметов, минометов и противотанковых орудий. Если рвы не будут нами наблюдаться и обстреливаться, то они явятся защитой для пехоты противника, а застрявшие в них танки будут исправляться вражескими танкистами. Кроме того, рвы могут быть использованы противником как огневые позиции для минометов, как укрытые сообщения и т. п.


Размеры рва устанавливаются в зависимости от типа танков, применяемых противником. Обычно их делают глубиной в 3 м и шириной 7 м поверху. Откосы рва прямоугольной формы должны быть возможно круче.
Землю, получившуюся при отрывке рвов, обязательно разбрасывают вокруг и разравнивают, так как высокие насыпи мешают обстрелу местности.
На болотистых, илистых и торфяных местах, а также в: местностях с .высоким уровнем грунтовых вод противотанковые рвы заполняются водой (рис. 108). В этом случае глубина рва зависит от высоты уровня грунтовых вод. Роз обычно делается с таким расчетом, чтобы дно его было покрыто' водой на высоту 40-50 см.

Описанные препятствия устраиваются преимущественно на ровной местности. На скатах возвышенности препятствия делаются несколько иначе - в виде так называемых эскарпов и контрэскарпов.
Эскарпы устраивают в том случае, если скат возвышенности обращен в сторону противника и имеет достаточную крутизну (10-15°).
Устраивая эскарп с обратным бруствером (рис. 109), вырытую землю укладывают в виде насыпи перед рвом. Крутую стенку эскарпа можно укрепить дерном. Укреплять стенку нужно тщательно; дерн кладется поочередно логом, т. е. длинной стороной вдоль стенки, и тычком - короткой стороной вдоль стенки, травой вниз. Каждый ряд дернин укрепляется деревянными спицами.
При отсутствии дерна для одежды стенок препятствия можно воспользоваться жердями, хворостом или досками.
В слабых грунтах и в песке глубина эскарпа увеличивается, а стенка бруствера делается круче и обязательно укрепляется одеждой.

Безбрустверный эскарп устраивается без насыпи; земля, получаемая при отрывке, разбрасывается и разравнивается (рис. 110).

Береговой эскарп (рис. 111) применяется на крутых берегах рек и озер. При большой глубине воды такие эскарпы являются препятствием для плавающих танков, а при небольшой глубине (в 1-1,5 м) и твердом дне, когда возможен переход через реку сухопутных танков, - и, для сухопутных.
От размыва водой стенки береговых эскарпов следует одевать жердями, хворостом и т.п.

Контрэскарпы устраиваются на скатах возвышенности, которые обращены в нашу сторону и имеют крутизну от 15 до 45°.
При крутизне 15-25° необходимо делать контрэскарп с бруствером (рис. 112), при крутизне же более 20° бруствер обычно не делается (рис. 113). Контрэскарп может быть усилен надолбами из 25-см бревен (см. рис. 112) или пакетами из двух рельсов каждый.
Контрэскарпы имеют некоторые преимущества перед рвами и эскарпами: они не наблюдаются наземным противником и использование их неприятельской пехотой в качестве укрытия невозможно.


Все контрэскарпы, кроме тех, которые устраиваются в плотных глинистых или скалистых грунтах, обязательно должны быть одеты прочной одеждой из жердей или бревен.
Земляные препятствия на местности, по которой танки могут двигаться с большой скоростью, усиливаются устройством перед ними земляных порогов, вспахиванием земли, заболачиванием местности или разброской крупного валунного камня, При таком усилении препятствий танки будут вынуждены уменьшить перед ними скорость, вследствие чего преодолеть препятствие им будет труднее.
Чтобы земляные противотанковые препятствия были неожиданными для противника, их тщательно применяют к местности и маскируют сверху ветвями или маскировочными сетями, в которые вплетают подручный материал (трава, ветви, хворост и т. п.). Вплетаемый в сеть материал должен соответствовать цвету и характеру окружающей местности. Зимой рвы и эскарпы покрывают сверху жердями и ветвями, на которые насыпают снег.
Чтобы препятствия не могли быть использованы пехотой противника в качестве укрытия, их следует усиливать проволочными и взрывными препятствиями.
Замаскированный сетями и усиленный колючей проволокой противотанковый ров показан на рис. 114.

Танковые ловушки-ямы (рис. 115) выкапываются на вероятных путях движения танков - по обрезам дорог и на съездах с них, на лесных дорогах и просеках, на подходах к мостам, бродам и тому подобных местах.

Ловушка-яма отрывается квадратной формы, размером поверху 6,5х6,5 м; стенки ее делаются возможно круче. Глубина ловушки - 3 м.
Вырытая земля относится в сторону, в укрытое место, чтобы противник не мог по ней обнаружить место ловушки. Яму сверху покрывают рядом тонких жердей, уложенных на два прогона из бревен, поверх которых тонким слоем насыпают землю.
Устроенная таким образом и тщательно замаскированная ловушка-яма не будет обнаружена разведкой противника и явится для него неожиданностью.
При устройстве ловушки-ямы на дороге покрытие из жердей надо рассчитать так, чтобы оно выдерживало движение по нему людей и повозок и проваливалось от тяжести проходящего танка.
В степной, безлесной местности ловушки-ямы жердями не перекрываются, а вместо этого тщательно маскируются сетями с вплетенными в них травой, камышом и т. п.
В зимнее время противотанковые препятствия устраиваются из снега и льда.
Снеговые валы (рис. 116) создаются при глубине снега 30-40 см и более.

Для устройства валов снег с помощью деревянных лопат, скребков или снегоочистителей сгребают вперед в сторону противника, оставляя со стороны атаки танков нетронутым.
Снеговые эскарпы устраиваются на склонах местности, имеющих крутизну в 10-15°.
Для устройства эскарпа на полосе в 6-10 м снег снимают и перебрасывают вверх на склон для образования бруствера (рис. 117).

При насыпке бруствера снег следует поливать водой через каждые полметра высоты.
Обледенение скатов (рис. 118) на местности, имеющей крутизну более 15°, задерживает все танки.

Для устройства обледенения на скате, обращенном к противнику, расчищают снег полосой в 10-15 м. Расчищенную полосу поливают водой до образования на ней твердой ледяной корки.
Устройство обледенения зависит от наличия поблизости воды и способов ее доставки к месту работы. Поэтому обледенение скатов целесообразно устраивать на берегу рек, озер или вблизи водоемов. Обледенелый скат маскируют наброской сверху льда тонкого слоя снега (запорашиванием).
Утепленные полыньи-ловушки (рис. 119) устраивают для преграждения переправы танков по толстому льду рек и озер. Для устройства полыньи лед вырубают кусками, утапливают под нетронутый лед или оттаскивают в сторону и маскируют; поверх проруби кладут тонкие жерди, которые покрывают соломой, а сверху насыпают сено.
Устроенная таким образом полынья долго не замерзает и незаметна для движущегося танка.

К препятствиям из дерева относятся надолбы из бревен, барьеры-стенки, обыкновенные и противобашенные барьеры, лесные завалы.
Деревянные надолбы представляют собой бревна толщиной 28-30 см, наклонно вкопанные в землю и расположенные на местности в шахматном порядке (рис. 120).

Надолбы забивают в землю на глубину до 2,5 м. Наклон их обращают навстречу движению танков. Высота надолб над землей делается в 1-1,2 м. Расстояние между надолбами; обычно бывает около 1,2 м, а между рядами в глубину 2,5-3 м. Для большей прочности позади каждого ряда надолб выкапывают канавы глубиной 0,5 м. В эти канавы укладывают горизонтально бревна, привязывая их к надолбам проволокой. Горизонтальные бревна препятствуют вывертыванию надолб танками.
Надолбы из бревен действительны против легких и средних танков. Устанавливать их нужно не менее чем в 4-5 рядов. Для усиления полосы надолб перед ними устраивают земляной порог и укладывают противотанковые мины. Надолбы, оплетенные колючей проволокой, служат одновременно препятствием против пехоты противника и затрудняют устройство в них проходов неприятельскими саперами.
Против средних и особенно тяжелых танков лучше устраивать более прочные надолбы из рельсов, металлических балок (двутавров) или из железобетона.
Подводные надолбы применяются для усиления водных преград против плавающих или преодолевающих преграду по дну сухопутных танков. Для затруднения устройства проходов в надолбах их оплетают колючей проволокой и связывают между собой поверху канатом, скрученным из 20-25 нитей колючей проволоки. Такое препятствие служит одновременно и в качестве препятствия переправе лодок, пехоты и конницы противника.
Подводные надолбы можно усиливать укладкой сверху на скошенную торцовую поверхность бревен герметических противотанковых мин (ПТМ), взрывающихся при ударе о них танка.
Барьеры устраиваются в лесах, проходимых танками, или в узких местах, которые танки при своем движении не могут миновать (улица, лесная просека, дорога в выемке и т. п.).
Барьер-стенка (рис. 121) делается из 2-3 рядов толстых бревен, укладываемых между прочно забитыми в землю короткими сваями. Сваи стягиваются между собой толстой проволокой.

Обыкновенные лесные барьеры (рис. 122) делаются в редком лесу, на лесных дорогах и просеках.

Барьер состоит из четырех толстых бревен (толщиной 30 см), подвешенных вместе к деревьям на высоте 0,5-0,75 м от земли со стороны движения танков. Барьер никогда не устраивают до земли, чтобы он не давал укрытия для наступающей неприятельской пехоты. Бревна барьера крепятся к деревьям проволокой и строительными скобами, а снизу поддерживаются упорами из коротких сваек.
Противобашенные барьеры (рис. 123) сооружаются в редком лесу, на путях вероятного движения танков противника. Для устройства барьера два бревна с помощью скоб и проволоки прочно подвешивают к двум деревьям диаметром 40-60 см на высоте 1,7-1,9 м.
При наезде танка на такой барьер, от сильного удара о подвешенные бревна, башня танка может заклиниться, выводятся из строя вооружение (пулеметы, орудия) и приборы наблюдения.

Если толщина деревьев менее 40 см, то Для прочности барьера устраивают подкосы.
Лесные завалы (рис. 124) устраиваются в лесу средней густоты при деревьях толщиной 35-40 см. Деревья при устройстве завала валят в перекрест, вершинами в сторону противника, и для затруднения растаскивания не отделяют полностью от пня. Для этой же цели перед валкой деревья подвязывают к пню канатами из колючей проволоки ниже подруба. При валке деревьев пни оставляют различной высоты - от 0,8 до 1,5 м.

Для усиления завала и затруднения его устранения противником деревья можно оплетать колючей проволокой. С этой же целью завалы часто минируют противопехотными и противотанковыми минами.
На берегах рек и озер, при наличии леса, устраиваются прибрежные завалы. Деревья в этом случае валят с расчетом, чтобы они упали в воду примерно на половину своей высоты.
Прибрежными завалами в первую очередь заграждаются пологие берега, лощины, протоки и другие места, удобные для выхода танков на наш берег.
При наличии на местности большого количества камня из него также делаются препятствия против танков.
Каменные надолбы (рис. 125) устраиваются из крупных валунных или рваных камней продолговатой формы, располагаемых на местности в несколько рядов и в шахматном порядке.

Камни для надолб должны иметь 0,6-0,7 м в поперечнике и 1-1,2 м в длину.
При установке каменных надолб под основанием камня делают ямки глубиной 0,3-0,5 м, куда и устанавливают камни с наклоном их в сторону противника. Для усиления препятствий камни оплетают колючей проволокой. Между ними местами могут быть уложены противотанковые мины.
Каменные барьеры устраивают на дорогах в выемках, на улицах селений, у входов и выходов из ущелий.
Барьеры выкладывают из продолговатых камней в виде стенок. Прочность каменных барьеров достигается укладкой камней на цементе.
В узких проходах и ущельях проще всего завалить дорогу камнями на высоту 2-3 м (рис. 126).

Металлические ежи (рис. 127) применяются как быстро и легко устанавливаемые противотанковые препятствия. Устраивают ежи для заграждения дорог, лощин, улиц в селениях и проходов в препятствиях, которые раньше были оставлены для наших войск. Делаются металлические ежи из подручных материалов - рельсов, двутавровых балок, швеллеров или уголкового железа; Для устройства ежа три куска рельса (балки и т. п.) длиной по 1,9-2,5 м свариваются друг с другом с помощью железных накладок. Можно не сваривать балки, а скреплять их заклепками.

Препятствия из металлических ежей устанавливаются обычно а два ряда; расстояние между ежами 1,4 м. В промежутках забиваются деревянные колья, и все препятствие оплетается колючей проволокой.
Взрывные препятствия могут быть устроены достаточно быстро и являются одним из наиболее сильных противотанковых препятствий. Типов взрывных препятствий много. Наиболее распространенными из них являются противотанковые мины, которые рассчитаны на перебивание гусеницы или на вывод из строя самого танка.
Взрывные препятствия устраиваются саперами.

 



 

Наши Журналы

Баннер

Случайное фото

Наши Проекты

Баннер
Баннер
Баннер
Баннер
Баннер
Баннер

На Форуме