Школа боевой подготовки

ВР
Печать

Здесь мы собираем материалы, присланные различными авторами в ответ на предложение на форуме сайта объединить усилия по созданию современной методики боевой подготовки, которая была бы понятна и доступна в армейских подразделениях.


 

1. Опыт подготовки сборной Советского Союза по военно-прикладному многоборью, переработанный и дополненный
Предложено Артуром.

Необходимое время для занятий рукопашным боем складывается из нескольких составляющих:

При таком подходе ожидать первых устойчивых результатов можно через 4 - 6 месяцев. Здесь большую помощь может оказать система предварительного отбора призывников и контрактников (соответствующим образом отлаженная).
Молодому лейтенанту придется туго: насколько я знаю, в военных училищах не дают таких дисциплин, как теория и методика физической культуры и спорта, биомеханика, анатомия и физиология. Они не нужны, разумеется, в большом объеме, но совершенно необходимо знание основных процессов функционирования систем организма, закономерностей физической тренировки и прочего. А командир должен это знать, чтобы умело и эффективно организовать обучение личного состава. Первые помощники ему в этом - сержанты. На них "техническая часть", проведение разминки, руководство процессом тренировки (кроме технической, здесь главная роль принадлежит инструктору). И тут мы упираемся еще в одну проблему - подбор сержантов. Это должны быть люди с определенным жизненным опытом, физической кондицией выше среднего уровня и соответствующим уровнем образования. Это идеальный вариант, понимаю, но ведь незачем равняться на худшее, если хотим что - то изменить. И со взводным, и с сержантами, и со средним и старшим командным составом необходимо организовывать и
проводить методические занятия и тренировки, соответственно их специфике деятельности. В этом плане хороший пример - французский Иностранный легион. Вот вкратце первые соображения.

P.S. Пусть читателя не пугает кажущаяся сложность материала. Он рассчитан на то, что заниматься вопросами рукопашного боя и физической подготовки будет специалист, а не просто назначенный на эту должность офицер. Человек - достаточно тонкая система, к нему нельзя подходить как просто к "функциональной единице".

 

1.1 Методика физической подготовки

Принципы организации тренировочного процесса. гадание на отношения

Тип тренировки и тренируемые качества:

  1. Длительная (L) - развитие и совершенствование работы дыхательной и сердечно - сосудистой систем и обмена веществ; общая выносливость.
  2. Силовая (F) - развитие силы мышц, укрепление суставно-связочного аппарата; сила.
  3. Скоростная (V) - увеличение скорости выполнения технических действий; быстрота и скоростная выносливость.
  4. Скоростно-силовая (VF) - совершенствование обменных процессов, развитие ДС и ССС; силовая и скоростно-силовая выносливость, взрывная сила рук.
  5. Прыжковая (H) - разновидность скоростно-силовой; взрывная сила и специальная выносливость ног.
  6. Техническая (T) - отработка технических и тактических элементов боя; ловкость и тактическое мышление.
  7. Растяжка ® - увеличение эластичности мышц и связок, увеличение амплитуды движений звеньев тела; гибкость.

Методы тренировки (тип)

Равномерный.
Упражнения выполняются длительное время, до значительного утомления. Интенсивность - 30 - 70% от max, пульс - 100 - 140 уд/мин; (L).
Переменный.
Интенсивность 50 - 90 % от max, пульс 125 - 190 уд/мин, применяются периодические ускорения с отягощениями; (VF).
Интервальный.
Делится на 2 различных принципа:
- принцип непрерывности (интервальная тренировка)
- интервальный принцип (интервальная работа).
Интервальная тренировка.
Другое название - тренировка сердца. Тренирующее воздействие происходит не во время нагрузки, а во время кратковременного отдыха. Принцип отличается строгой дозировкой времени работы и отдыха. Интенсивность 60 - 80% max, длительность работы 30 сек - 1 мин, отдых 45 - 50 сек. Количество повторений 25 - 35, количество серий 1 - 3, отдых между сериями 8 - 15 мин. Пульс 150 - 180 уд/мин в конце упражнения, 120 - 140 уд/мин в конце отдыха, до 100 уд/мин в паузах между сериями; (VF).
Интервальная работа.
Тренирующее воздействие происходит во время нагрузки. Интенсивность 80 - 90% от max, пульс от 170 уд/мин.
Работа включает 6 элементов:

  1. длительность работы
  2. темп (низкий, средний, высокий)
  3. время отдыха (30 - 60 сек, 1 - 1,5 мин, 3 - 6 мин)
  4. количество повторений упражнения
  5. количество упражнений в серии
  6. количество серий.

Все элементы работы выполняются на 3 уровнях: малом, среднем, высоком. Возможны вариации различных уровней в зависимости от показателей тренированности и целей; (V).
Повторный.
Интенсивность 95 - 100 % от max, количество повторений 4 - 6. Отдых от 6 до 45 сек; (V и VF).
Круговой.
Набор последовательно выполняемых упражнений (непрерывно или с интервалами отдыха). Режим - любой из ранее указанных, в зависимости от задач тренировки; (F и VF).

Годовой цикл тренировок

Периоды:

  1. подготовительный (общий и специальный, одиночная подготовка бойцов) - 9 месяцев.
  2. соревновательный (пик формы) - 2,5 месяца.
  3. восстановительный - 2 недели.

Подготовительный период

Общий - 2/3 объема периода и специальный - 1/3.
Общий делится еще на 2 части. Первая часть - 3,5 месяца; объем нагрузки постепенно растет до максимума, интенсивность минимальна, ЧСС на уровне 140 уд/мин. Типы тренировок:
- длительная
- техническая
- силовая
- скоростно-силовая (малая интенсивность, минимальный объем)
Вторая часть - 2,5 месяца. Объем к концу периода снижается до 20%, интенсивность растет до 50% от максимума. Типы тренировок те же, но добавляется скоростная; скоростно-силовая - в полном объеме.
Специальный - 3 месяца.
Объем нагрузки возрастает до 50% в середине периода и снижается до 20% в конце.
Интенсивность снижается до 30% к концу первого месяца, затем возрастает до максимума к середине 3 - го месяца и резко снижается до 20% к концу 3 - го месяца.
К типам тренировок добавляется прыжковая - как разновидность скоростно-силовой, но с акцентом на ноги.

Соревновательный период.

В данном периоде тренировочные нагрузки остаются на поддерживающем уровне. Основное содержание - комплексные тактико-специальные занятия, слаживание подразделений и групп, отработка взаимодействия с другими родами войск.

Восстановительный период.

Нагрузки снижены до минимального уровня, в основном это самостоятельные занятия.

График тренировок

Представляет из себя 2- недельный цикл.

1. Подготовительный период (1 часть):

Дни недели Тип тренировки
(1 неделя)
Тип тренировки
(2 неделя)
понедельник
Длительная
Силовая
вторник
Силовая
Скоростно-силовая
среда
Скоростно-силовая
Растяжка
четверг
Длительная
Техническая
пятница
Растяжка
Длительная
суббота
Техническая
Отдых
воскресенье Отдых Техническая

2. Подготовительный период (2 часть):

Дни недели Тип тренировки
(1 неделя)
Тип тренировки
(2 неделя)
понедельник
Скоростная
Скоростно-силовая
вторник
Силовая Техническая
среда
Скоростно-силовая
Скоростная
четверг
Растяжка Силовая
пятница
Длительная
Длительная
суббота
Длительная
Растяжка
воскресенье Отдых Техническая

3. Специально-подготовительный период:

Дни недели Тип тренировки
(1 неделя)
Тип тренировки
(2 неделя)
понедельник
Скоростная
Скоростно-силовая
вторник
Длительная
Прыжковая
среда
Скоростно-силовая
Скоростная
четверг
Прыжковая
Техническая
пятница
Длительная
Длительная
суббота
Растяжка
Отдых
воскресенье Отдых Техническая

 

1.2 Содержание тренировок

Смысл тренировок в боевой системе - развитие и совершенствование именно боевых качеств. В соответствии с этим строится тренировка любого типа: подбираются задания, имеющие определенное прикладное значение, "пустых" упражнений и движений не должно быть.

1.Скоростная тренировка.

Тренируемые качества:

На тренировке совершенствуется связь между указанными качествами. База для их развития закладывается не только на скоростной (п. 3 - 5), но и на тренировках других типов: технической и длительной (п. 1, 2), скоростно-силовой и прыжковой (п. 3, 5).

Средства совершенствования скоростных качеств.

Скорость восприятия.

Характеризуется умением правильно видеть:

Скорость осмысления.

Определяется следующими факторами:

Стартовый импульс.

Нарабатывается на различных снарядах по принципам: "сопряжение" (сложение движений отдельных звеньев тела), "волна" (передача движения от начального звена к конечному).
Большую помощь в тренировке стартового импульса могут оказать моделирование состояний и визуализация - обучаемым периодически даются задания в ходе отработки различных воздействий воспроизвести атакующий бросок змеи, блеск молнии и прочее в том же духе.

Скорость одиночного движения.

Данное качество тренируется очень слабо, определяется типом преобладающих мышечных волокон ("красные", "белые" или смешанные). Отчасти компенсируется (или же усиливается) следующими условиями:

Количество движений в единицу времени.

Аналогично предыдущему.

2.Скоростно-силовая и прыжковая тренировки.

Тренируемые качества:

Средства:

Методы:

Тренируемые качества:

Средства:

Методы:

Тренируемые качества:

Тренируемые качества:

Средства.

1. динамические упражнения:

2. статические упражнения:

Методы:

О методах растяжки написано немало книг и пособий. В сущности, вся методика сводится к нескольким аспектам:

  1. к растяжке приступают только после интенсивного общего и локального разогрева суставно-связочного аппарата.
  2. упражнения растяжки могут быть различны и многообразны, необходимо составить из них личный комплекс и периодически менять его по мере роста результатов. При этом количество упражнений в комплексе может быть весьма небольшим.
  3. динамические упражнения (махи ногами и руками) служат лишь для дополнительного локального разогрева мышц и связок. Наибольший растягивающий эффект имеют статические упражнения на фоне полного расслабления (как на специальном тренажере, так и просто с партнером).
  4. не нужно излишне усердствовать в стремлении сесть на "шпагат", это не самое главное в бою.

Вместе с тем, необходимо обращать внимание и на гибкость рук, позвоночника (что гораздо более актуально).

 

1.3 Бой с ножом. Техника и тактика атаки.

Нож - оружие многофункциональное, способное осуществлять колющее, режущее и ударное воздействие. Обучение владению ножом в нашей системе начинается с освоения этих трех типов воздействий. Собственно, оно так и называется "режь - коли - бей" (мы используем аббревиатуру РКБ).
Отрабатывается данное упражнение по определенному алгоритму.

1. Освоение оружия.

Задание на тактильную чувствительность и развитие подвижности пальцев рук. Берем в руку нож, не глядя на него, начинаем перебирать варианты хвата рукояти (более и менее плотный), тип хвата (прямой - лезвие обращено от себя, обратный - лезвие к себе), перехватываем нож из одной руки в другую, изменяя произвольно тип хвата.

Данное упражнение является только учебным! В бою всяческие "крутые финты" будут вам стоить жизни. Задача этого упражнения состоит в другом: таким образом, мы закладываем в "базу данных" мышечной памяти информацию о данном типе оружия и особенностях его конструкции, заодно развивая ловкость рук. Сначала упражнение выполняется индивидуально на месте, затем в передвижениях различными способами (обычный шаг, приставной шаг), с применением акробатики (падения, кувырок, перекат), затем в группе (ставится задача двигаться различными способами, выполняя работу с ножом и сохраняя дистанцию с другими бойцами).

2. Освоение траекторий воздействия.

Нож берется прямым хватом. Представим себя внутри шара, границы которого очерчены острием лезвия. Так вот, весь объем шара заполнен бесконечным количеством всевозможных траекторий движения руки с ножом. Задание: с постепенно нарастающей скоростью выполнять сначала режущие, потом колющие, потом ударные воздействия (удары наносятся навершием рукоятки, кулаком с зажатым в нем ножом, обухом лезвия) в режиме "боя с тенью". Варианты усложнения:

Манекен изготавливается из плотно скрученного снопа травы, соломы, туристического коврика - пенки и пр., насаженного на обычную палку (подвижная мишень) или обмотанного вокруг столба (стационарная мишень), обматывается сверху скотчем (так он дольше служит, порезы просто заклеиваются периодически тем же скотчем).

3. Освоение движения целиком.

На этом этапе ставится задача "связать" изученные траектории в единую пространственную "паутину". Движения должны без объективной задержки переходить одно в другое: удар - разрез - укол - разрез - захват - укол - разрез - ѕ Варианты усложнения те же, плюс еще несколько:

* При работе под водой в таком режиме движения, вследствие большей плотности среды, будут иметь меньшую амплитуду, сохраняется сам принцип работы.

* Работа против группы строится по нескольким схемам:

  1. в окружении;
  2. в режиме обороны от группы ("в потоке");
  3. в режиме нападения на группу.

В заключение несколько слов о тактике защиты.

  1. В боевом искусстве существует принцип эшелонированной ("многослойной") обороны: противодействие атаке начинается еще на "дальних подступах" (дистанции).
  2. Против вооруженного ножом, прежде всего, нужно работать ногами или подручными средствами, руки - в последнюю очередь (если позволяет дистанция и условия окружающей местности).
  3. Необходимо активно применять провоцирующие выпады, стремясь заставить противника принять нужное вам положение вооруженной руки, ног, корпуса, для эффективного развития контратаки (отрабатывается на технической тренировке). Не стоит дожидаться начала его атаки, у первого всегда будет преимущество.
  4. Основные цели на теле противника для ударов ногами - запястье вооруженной руки и ноги (прежде всего коленные суставы). Удар по запястью (или тыльной стороне кисти) ногой должен быть быстрым и точным, как щелчок кнутом. Отличное упражнение для этого - удары ногами по кончику палки в руках партнера (по нарастающей сложности: палка неподвижна; палка движется вместе с партнером; палка движется независимо от партнера). Однако не следует замыкаться только на этих частях тела, при хорошо поставленной технике ног и применении ложных выпадов вполне доступными целями становятся горло и висок (при условии, что противник одного с вами роста, ниже или ненамного выше вас).

Данный принцип работы совершенствуется на всех типах тренировок (кроме растяжки, конечно). Существует еще немало тонкостей, но основа представлена, а дальнейший поиск и совершенствование - дело времени и постоянной практики. Направление дальнейшего совершенствования - работа с ощущениями и эмоциями.

 

1.4 Фехтование и рукопашный бой

Техническая подготовка

Общая схема освоения техники - спираль, т. е. от простого к сложному с периодическим повторением пройденного на все более высоком уровне. Варианты усложнения:

Порядок освоения техники:

  1. освоение отдельных базовых воздействий.
  2. соединение 2 и более воздействий в комбинированные связки.
  3. импровизация.

Базовые воздействия

1. Удары, толчки, рывки.

Принципы использования:

Отрабатываемые элементы техники:

В качестве ударных поверхностей могут использоваться далеко не любые зоны тела человека. Основные известны давно: основание и ребро ладони, кулак, вторые суставы (от ладони) и кончики пальцев, локти, плечи, некоторые зоны головы, колени, голень (большая берцовая кость), различные зоны стопы. Реже используются ягодичные мышцы и сложенные "лодочкой" ладони. При отработке ударов необходимо правильно ставить ударную поверхность и соответственно выбирать цель для воздействия. Критерий один: после удара ваша конечность должна остаться неповрежденной, в отличие от зоны воздействия на теле противника.
Работа на различных дистанциях приучает рационально использовать собственные физические возможности и технический арсенал. При работе на снарядах необходимо постоянно менять дистанцию, чтобы не создавать определенного шаблона в применяемой технике (этот нежелательный эффект очень заметен у представителей почти всех спортивных единоборств).
Отработка различных положений тела - больше вопрос "внутренней" работы. Все внимание в процессе сосредоточено на ощущениях: вы должны чувствовать своего рода комфорт при различных положениях корпуса, ног, рук, головы. При этом должно сохраняться ощущение максимального вложения силы в данный удар (толчок, рывок, захват…). Правильность этих ощущений проверяется очень просто: воздействием на тяжелый подвесной мешок (от 80 кг).
Понятие устойчивости включает сохранение равновесия не только в процессе выполнения технических действий, но и в случае промаха (противник ведь тоже не будет стоять на месте), а также быстрое восстановление равновесия.
Перемещения производятся двумя основными способами: обычный шаг и приставной шаг (подобно перемещениям и в других видах единоборств, и в фехтовании). Изменяются лишь длина и частота шага. Прыжковые перемещения можно рассматривать как вариант вышеуказанных двух, разница лишь в том, что присутствует фаза полета.

Упражнения.

1. Формирование ударной поверхности.
Ощупывание и постукивание по любой плоской поверхности ударными зонами рук и ног. По мере наработки удары становятся сильнее, а поверхность - тверже. Критерий правильности - отсутствие болевых ощущений в конечности. Но это упражнение имеет мало общего с традиционной "набивкой" суставов в каратэ, основная цель здесь - правильная постановка ударной поверхности, а не подготовка к сокрушению кирпичей (за время занятий каратэ перебил их немало, пока не понял смысл этого действа). В качестве снарядов для работы применяется плоский достаточно мягкий мешок размером примерно 60 x 20 x 2 см (тот же отрезок туристского коврика, сложенный в 2 - 3 слоя; крепится на любой вертикальной опоре - столбе на уровне груди), подвесной мешок с песком, впоследствии - плоская деревянная поверхность и круглая деревянная палка (диаметр 5 - 7 см).
2. "Сопряжение".
Те же удары и толчки на тех же снарядах отрабатываются по определенной схеме. Например, удар основанием ладони: сначала удар наносится только ладонью, затем в движение включаются ладонь и предплечье, затем ладонь - предплечье - плечо, … и так до тех пор, пока в едином движении не сложатся все звенья тела, начиная с самого дальнего. Второй этап: начинаем группировать некоторые звенья тела, сознательно ограничивая их подвижность: например, наносим удар кулаком сбоку в висок, при этом закрепощая локтевой и плечевой суставы (удар складывается из разгибания толчковой ноги, поворота и наклона корпуса). Таким образом прорабатываются все возможные варианты. Скорость при этом неизменна, мощность удара меняется путем изменения массы, используемой в ударе (согласно формуле E = mv2/2). Данное упражнение помогает развить подвижность суставов, координацию движений и специфическое "ощущение силы", компенсирующее сложные условия пространства (ограниченность).
О траекториях ударов уже говорилось в материале "Бой с ножом. Техника и тактика атаки" (принцип "режь - коли - бей").
3. "Волна".
Упражнение достаточно простое. Все видели волны на воде, движение кнута в ударе и "верхний" (артистический) брейк - данс. Точно так же любой удар, толчок, рывок выполняется волнообразно: импульс движения передается от одного звена тела другому.
4. Далее отработка ударов, толчков и рывков производится с использованием всех указанных принципов и элементов в комплексе. Периодически в ходе работы на снарядах необходимо сосредотачивать внимание на отдельных элементах техники (принцип "сканирования").
Отдельное внимание необходимо уделять комбинированию разнородных ударов (по траектории, ударной поверхности, силе) в связках, выполнению ударов одной конечностью с изменяемой траекторией (ложные выпады).

2. Захваты.

Подразделяются на 2 основных типа: сковывающие и удушающие. Назначение их соответствует названию: ограничить подвижность противника или перекрыть дыхательные пути.
Принципы исполнения:

  1. "цанга" (пальцевые захваты);
  2. "пинцет" (смежными звеньями тела: предплечье - плечо, плечо - корпус и т. д.);
  3. "тиски" (звеньями, не имеющими общей оси вращения: предплечьями обеих рук, предплечье - бедро и т. д.; между звеньями тела и предметами окружающей обстановки: корпус - палка, стена - автомат и т.д.).

Сковывающие захваты используются двояко. Во - первых, просто для ограничения подвижности противника во время своей атаки или контратаки, например, захват за запястье или одежду у локтя
ближайшей руки. Во - вторых, используя такие захваты, можно всячески мешать действиям противника: дестабилизирующими рывками; использовать захваченную руку в качестве преграды для свободной руки и ног; в конечном счете - использовать захват для управления противником, используя принципы биомеханики.
Удушающие захваты могут выполняться конечностями, предметами обстановки (дверь, стул, …), подручными средствами и оружием (ремень, веревка, проволока, воротник одежды, и прочее) в различных сочетаниях.
Отдельно стоит обратить внимание на захваты за шею и голову. Такого рода захваты - очень удобный "инструмент" для управления противником даже несколько большей массы, чем ваша. Управление облегчается тем, что на голове и лице немало "зацепок": нос, уши, глазницы, волосы, угол нижней челюсти, рот. Воздействие на эти органы весьма болезненно, а потому эффективно. Целью же этого управления может быть как удар головой противника о подходящий объект, так и перелом шейного отдела позвоночника скручиванием. На тренировках все манипуляции такого рода отрабатываются с пониженной скоростью.
Следует учесть, что захват (как сковывающий, так и удушающий) сам по себе успеха не гарантирует. Он лишь тогда эффективен, когда используется в динамике, в сочетании с ударами, рывками, выведением из равновесия. Именно в таком режиме - как дополнительный способ воздействия при атаке и контратаке - захваты и отрабатываются на тренировках. И в таком же режиме изучаются способы защиты и освобождения от захватов.

Упражнения.

1. Броски теннисного мяча в стену.
Бросок производится как обеими руками, так и каждой рукой в отдельности. Ловится мяч также, двумя и одной руками. Сначала упражнение выполняется, не сходя с места, затем в движении параллельно стене с изменением дистанции до нее. Сила броска варьируется в соответствии с дистанцией. По мере освоения добавляются указанные ранее упражнения на перемещение и уклоны корпусом, подобные боксерским (т. е., в случае промаха мяч не должен попасть в тело, руку или ногу). Затем то же упражнение отрабатывается с партнером. Упражнение очень полезно для отработки пальцевых захватов и увеличения скорости реакции на движущийся объект (метательное оружие).
2. Использование захвата за руку.
С помощью захвата за пальцы, запястье или рукав у локтя срывать атаку противника, используя его руку как преграду. Сначала захват берется без сопротивления, затем при защите от ударов (обусловленный спарринг), потом в ходе свободного боя с активным сопротивлением противника. Конечная цель - научиться использовать захват для пресечения атаки противника и развития своей контратаки.
3. Принцип наковальни.
Отработка различных ударов с применением захватов за одежду, шею, голову, конечности (на встречном движении).

3. Нажатия.

К нажатиям относятся воздействия на доступные биологически активные точки (БАТ) и зоны. Основным инструментом воздействия служат пальцы, твердые предметы, детали оружия. Нажатия служат дополнительным инструментом при управлении противником, применять их целесообразно в сочетании с другими видами воздействий - захватами, бросками, выведением из равновесия (сваливанием). Доступными целями для нажатий являются подчелюстные лимфоузлы (под углом нижней челюсти, симметрично), глазницы, болевые точки под мочками ушей, яремная впадина (вырез грудины под горлом), слуховые проходы.
Для тренировки нажатий используется очень простое парное упражнение: на партнере выполняется воздействие и изучается его реакция. Далее, нажатие выполняется в сочетании с другими воздействиями с целью достижения определенного эффекта - бросок, сваливание, обезоруживание, удержание. К слову, данное воздействие широко применяется в японской, например, традиции для получения нужных сведений от особо строптивых пленных (среди прочих методов).

4. Скручивания.

Под этим термином понимается комбинированное воздействие на конечности вращением и потягом по траектории спирали. Объекты воздействия:

Скручивания выполняются как одной, так и двумя руками. Цель этой группы воздействий - привести противника в положение, удобное для нанесения удара, выполнения нажатия или сваливания.
Для контроля траектории воздействия хорошо помогает образ шурупа: поворачиваясь вокруг продольной оси, он одновременно совершает поступательное движение. Тренировочное упражнение для отработки скручивания аналогично описанному выше для нажатий, по мере освоения отрабатывается с различным оружием.

5. Рычаги.

Подразумевается именно вид базового воздействия, а не принцип: воздействие на суставы против естественного сгиба. Объекты воздействия:

Цель данного вида воздействий - травмирование конечности. Воздействие выполняется в ударном или силовом (давление) режиме, отрабатывается в комбинации с захватами различных видов.

6. Узлы.

Представляют из себя комплексное воздействие "рычаг + скручивание". Цели и объекты воздействия те же, что и для рычагов.

7. Броски и сваливания.

Любой бросок и сваливание выполняется по принципу рычага: ваше тело или конечности служат опорой, а руки или ноги осуществляют силовое воздействие на тело противника в нужном направлении. Техника их исполнения и вспомогательные упражнения очень хорошо описаны в литературе по дзюдо и самбо, сваливания детально проработаны в стиле А. А. Кадочникова. К принципу исполнения традиционных бросков можно лишь добавить, что в боевом варианте они выполняются в сочетании с ударами, нажатиями, удушающими захватами и без всякого рода подстраховки падающего противника, естественно. Напротив, необходимо постараться бросить его с максимальным травмирующим эффектом. Правила отработки - общие для всех видов воздействий.

 

 


 

2. Материалы школы рукопашного боя "Система"
предложено Финистом

2.1 Бой на ножах. Подготовительные упражнения.

Обучение рукопашному бою - сложный, трудоемкий процесс, отнимающий очень много времени и сил... Бой на ножах это еще более трудно.
Важно добиться взаимодействия рук ног и корпуса, развить осязательную сенсорику, а еще, - научиться не бояться оружия...

Осязательная сенсорика дает "чувство противника" т/е способность контролировать противника, без или при минимальном использовании зрения.

Подготовительные и подводящие упражнения для наработки осязательной сенсорики и постановки техники защиты:

  1. Уходы от толчков в парах;
    Первый номер толкает второго. Второй пропускает толчок мимо себя (как можно ближе к себе), при этом сопровождая движение противника, тем самым сохраняя контакт.
    Делаем движений 15-20, потом смена ролей в паре.
  2. Освобождения от захватов;
    Осуществляется за счет воздействия рычажного типа, на суставы противника, при этом так же сохраняется контакт.
  3. Работа от приставленного ножа;
    Первый номер приставляет нож к животу (место выбрано произвольно) второго и надавливает (медленно колет). Второй номер уходит с линии атаки таким образом, чтобы его тело выстроили плоскость, параллельную поражающей плоскости, при этом необходимо держаться как можно ближе к противнику и сохранять контакт...
    15-20 повторов, затем - смена ролей.
  4. Обкатка на толчках;
    Первый номер толкает второго. Второй пропускает толчок мимо себя (как можно ближе к себе), при этом сопровождая движение противника, тем самым сохраняя контакт. Дальше второй толкает первого. Работа ведется из того положения, в которое вы попали, пропуская атаку противника. Т/е здесь мы учимся контратаке ответом. Внимание! При работе более 10 минут, закрепощаются мышцы, поэтому, дольше работать нецелесообразно.
  5. Защита от резания руки; корпуса; ног.
    Первый номер приставляет нож к ладони второго, совершая движение на себя - вниз, он пытается сделать подрез. Второй номер, отслеживая атаку противника, создает ладонью плоскость параллельную плоскости поражения. (Не пересекая линию атаки!!!) Это упражнение учит защищаться от подрезов рук, корпуса, ног, просто приставляется нож и идет подрез, надо лишь вовремя реагировать...
  6. Расклинивание.
    Первый номер не останавливаясь, наносит и наносит удары ножом. Второй номер расклинивает его атаку, т/е наносит удары ножом по бьющей руке первого, под острым углом к линии атаки. При этом корпус второго номера смещается в безопасный сектор относительно атаки.

Естественно, что в начале все упражнения выполняются медленно, со временем, добавляется скорость, меняется (становится рваным) ритм исполнения, т/е постепенно работа доводится до реальных скоростей и дистанций.

Параллельно технике защиты, ставится техника атаки.
Применительно к ножевому бою, это удары (подрезы, уколы, вспарывания) и захваты (при обратном хвате ножа это довольно удобно).

 

2.2 Немного о Системе
(как я это понимаю)

Пока противник стоит на ногах, вернее пока он шевелится, - значит, он опасен. Поэтому работа в Системе ведется до нейтрализации противника в положении лежа, когда он не может даже шевельнуться (3 вида нейтрализации: шоковая; шоково-травматическая; ликвидация).
Поэтому все атакующие и защитные действия являются средством, а не самоцелью, средством, позволяющим управлять противником и нейтрализовать его.
Боевая практика показала малую эффективность сложносоставных технических приемов.
В спорте это еще проходит (борьба, бокс и его кик- и тай- версии). В рукопашном бое (не спортивном),- нет. В р/б нашего направления мы оставили лишь простые технические действия:

Техника перемещений:

1) Шагом

2) Прыжком

3) Бегом

4) По-пластунски;

5) Кувырком

  1. Падения вперед (5 видов);
  2. Падения назад (2 вида);
  3. Падения вбок (2 вида);
  4. Падения с высоты;


    Атака:

  1. Толчком;
  2. Ударом;
  3. Захватом (сковывающие; пассивные; болевые, в т/ч и укусы);
  4. Выведения из равновесия (переводы и броски);

Зато вместо сложных технических построений (вообще работы на прием), много внимания уделяется проработке тактических ситуаций.
Ситуационный метод обучения, по сути - поисковый. Он позволяет сначала изучить моторные реакции противника, а потом провоцировать противника на технические действия, выгодные нам. Т/е управлять противником, с целью его нейтрализации.

Защита. Способы нейтрализации атаки в Системе.

Как уже было сказано, приемов нет, но есть все же некоторые характерные вещи (базовые принципы).

1) Придавливание.

Это контроль средней линии (своей и противника), на движении вперед. Выполняется, как правило, до атаки противника, опережением.
Начинается с вынесения центра тяжести вперед, как бы на противника.
После чего "обволакивание",- заход за спину противника, не разрывая контакта…

2) Вставка.

Выполняется одновременно с атакой противника. Это как бы удар по касательной, под острым углом относительно линии атаки, на уходе с линии атаки корпусом.
Вставка позволяет "ломать" атаку, дает преимущество в маневре, что очень важно в групповом бою или бою "один против нескольких противников".

3) Сопровождение (прилипание)

Выполняется ответом на атаку противника, уходя с линии атаки, освобождая тем самым сектор поражения. Цель - пропустить противника мимо, как бы сквозь себя, заставить его провалиться в пустоту и тем самым дезориентировать…

Манекен

Проанализировав ряд методических пособий по фехтованию и по некоторым стилям ушу (шаолинь- цюань, Цай ли фо, Мицзунцюань, винчун), я пришел к выводу, что работа с манекеном необходима, она позволяет корректировать технику (исправлять ошибки, нарабатывать траектории сложных движений).
За других системщиков не скажу, но мои ученики проходят "обкатку манекеном".

 

2.3 Комплекс упражнений по наработке взаимодействия рук ног и туловища

В ситуации реального боя, важно чтобы боец мог ориентироваться в пространстве без использования зрения, т/к вполне реальны ситуации боя в темноте, или после светошокового воздействия, а то и вовсе, при потере зрения. В Системе, взаимодействие рук ног и туловища важно еще и тем, что руки и ноги бойца играют роль сенсоров, "хорда",- мышцы идущие вдоль позвоночника это передающая система от "сенсоров" к "центру действия" он же центр тяжести.
Отсюда следует еще одно: позвоночник нужно по возможности держать прямо. Если и делаем наклон, как только необходимость в нем отпадает, натяжением "хорды" вновь выпрямляем позвоночник.

  1. Ползание по-пластунски;
  2. Крокодил
    Более трудная версия ползания животом вниз. Здесь несколько иное и/п: упор лежа, руки наполовину согнуты в локтях. Одновременно переставляем левую руку и правую ногу. Потом другие руку и ногу и далее, по ходу движения. Движения идут по диагонали.
  3. Таракан
    Вспомните как выполняются отжимания на брусьях, сидя на полу поставьте руки чуть сзади, относительно корпуса. Ноги выносим вперед, стопы полностью ставим на пол, колени согнуты. Таз подан вперед-вверх. За счет опоры на 4 точки удерживаем корпус параллельно полу. С и/п разобрались, начинаем движение ногами впередѕ
  4. Звезда
    И/п упор лежа. Переставляя левую ногу под правой и одновременно- правую руку, оказываемся в положении Таракан (и/п). Перенося правую ногу под левой и переставляя левую руку, оказываемся снова в упоре лежа. Выполнять по 10-20 раз, смещаясь по кругу, в каждую сторону.
  5. Звезда с опорой на плечи.
  6. Звезда с вынесением ноги в удар (прямой протыкающий и удар назад);
  7. Бегающий мост

Подготовительные упражнения:

Уголок.

Подойти к станку для растяжки (подойдет и стол или подоконник), сесть на пол спиной к станку. Руки на перекладину. Ноги стоят полностью на стопах. Подавая таз вперед-вверх оказаться в положении гимнастического моста с опорой на перекладину (подоконник, столешницу). Движением таза назад-вниз вернуться в и/п. Выполнять 10-20 раз, после упражнения необходимо сделать такое же количество наклонов вперед до касания ладонями пола.

Лесенка.

Встать спиной к стене, где-то в полуметре от нее. Начинаем выполнять наклон назад. При этом, переставляя руки по стене, оказываемся в положении гимнастический мост, стоя на полу. Переставляя руки по стене вернуться в и/п. Выполнять 10-20 раз.

Отжимания.

И/п гимнастический мост. Сгибания и разгибания рук в этом положении выполнять 50 раз.

Основная часть:

И/п наклон вперед, касаясь ладонями пола. Левую ногу переставляем как в звезде. Запрокидываясь вверх-назад, переставляем правую руку. Оказываемся в положении гимнастического моста. Переставляя правую ногу и левую руку, оказываемся в и/п. Выполнять 10-20 раз смещаясь по кругу, в каждую сторону. После выполнения упражнения сделать равное количество наклонов вперед.