Содержание материала

 

Капитан Булочко прав

С. Фельдман

Содержание статьи капитана К.Булочко "Требования фронта к рукопашному бою" следует рассматривать гораздо шире, чем это делает полковник Т.Климов. Всесторонне анализируя современный ближний бой, тов. Булочко, по нашему мнению, пришел к правильному выводу о том, какие основные навыки необходимо вырабатывать у бойцов и в каком направлении должны быть перестроены существующие программы. Одновременно тов. Булочко дал ряд полезных советов об организации и методике тренировки по рукопашному бою.
В ближнем бою даже секунды имеют решающее значение. Поэтому необходимо развивать в наших бойцах такие качества, как быстрота и ловкость в действиях. Бойца нужно обучать так, чтобы он мгновенно реагировал на действия противника и первым производил выстрел, бросал гранату, пускал в дело штык, наносил врагу удар прикладом, кулаком, ногой. Кроме того, для развития у бойца выносливости, его необходимо втягивать в длительные переходы и марш-броски с преодолением естественных и искусственных препятствий. Наконец, большое внимание следует уделять развитию у бойцов наблюдательности и сообразительности, без чего перечисленные выше качества обесцениваются.
Все эти требования подтверждены опытом Отечественной войны. Именно они заставили нас уже в ходе войны пересмотреть некоторые вопросы физической подготовки, а также организацию и методику обучения рукопашному бою. Так, например, развитие выносливости у бойцов достигается путем тренировки в упражнениях, требующих максимального напряжения в короткий промежуток времени. Такими упражнениями являются: переползания "на получетвереньках" и "по-пластунски" на скорость; марш-броски на 1-3 км; преодоление штурмовой полосы, насыщенной различными препятствиями, в условиях внезапного нападения противника и его обстрела и т.д.
Наблюдательность, сообразительность и внимание развиваются как на занятиях по рукопашному бою, так и путем комплексирования его приемов с другими видами боевой подготовки: огневой, тактической и строевой.
Рекомендуемые тов. Булочко "подвижные" чучела способствуют выработке у бойцов ловкости и быстроты действий, так как вынуждают последних маневрировать, чтобы нанести укол. Тренировка на таких чучелах особенно необходима для действия в сложных условиях: в лесу, траншеях, зданиях и т.п. Применяемые до сих пор "чучела со станками" мало пригодны для этой цели.
"Подвижные" чучела на Ленинградском фронте нашли широкое применение и вполне себя оправдали. Поэтому напрасно полковник Климов пытается обесценить их роль в обучении. Нельзя забывать, что содержание, а не форма определяет сущность учебного процесса.
Следует ли отказаться вовсе от чучел со станками? Мы считаем, что нет: в определенных условиях ими можно воспользоваться. Повторяем, однако, что для выработки у бойца подвижности, быстроты и сообразительности "подвижные" чучела являются незаменимыми.
Но не все положения статьи тов. Булочко являются бесспорными; некоторые из них на наш взгляд, требуют уточнения. Например, не подлежит сомнению, что обучение штыковому бою воспитывает у бойцов постоянное стремление к сближению с врагом для уничтожения его в рукопашной схватке. Следовательно, пренебрегать этим действенным воспитательным средством нельзя.
Предлагаемый тов. Булочко съемный обоюдоострый штык длиной 20-25 см имеет ряд недостатков. Перед атакой его нужно примыкать к винтовке, что неизбежно ведет к ослаблению огня. Для выполнения укола таким штыком винтовку нужно поворачивать влево. Имеющийся на вооружении четырехгранный "откидной" штык (на карабине) всегда примкнут к оружию, что обеспечивает постоянную готовность его к действию, создает уверенность у бойца в своем оружии. Техника укола четырехгранным штыком значительно проще, а по своим результатам укол этим штыком превосходит другие. Поэтому мы считаем, что штык должен быть четырехгранным и "откидным". Кроме того, каждого бойца необходимо вооружить "финским ножом".
Предложения автора о сокращении количества приемов действий штыком следует принять с оговоркой: какие приемы сокращать? Капитан Булочко высказался против "шагистики", хотя сам же рекомендует применять "повороты" в изготовке к бою. Разве это не "шагистика"? Мы считаем возможным, при ограниченном сроке обучения, оставить только два приема: "отбив вправо-укол" и "отбив влево-укол".
Придавая огромное значение приемам нападения и атаки в целях сохранения за собой инициативы, мы, тем не менее, не можем согласиться с тов. Булочко в том, что защитные действия являются "второстепенными". В определенной обстановке инициатива может оказаться в руках противника; в этом случае - для отвоевания инициативы - крайне важны навыки защитных действий. Поэтому наряду с изучением приемов нападения нужно обучать и приемам защиты.
Значение гранат в бою неоспоримо. Однако нельзя признать целесообразным предложение капитана Булочко о том, что бойцы должны носить с собой 4-8 гранат. Восемь гранат весят около 5,5 кг. Такой груз отягощает бойца и очень затрудняет его действия. Мы считаем, что бойцу достаточно иметь при себе четыре гранаты, а увеличивать количество их следует лишь при назначении бойца в засаду, охранение и т.п.
Тренировка к действиям ночью занимает не последнее место в наших программах боевой подготовки. С этой точки зрения тов. Булочко прав, включив отработку приемов рукопашного боя также в ночных условиях. В то же время нельзя согласиться с его предложением о тренировке бойцов в затемненных помещениях (дом, сарай). Для этого легче и проще применять очки с затемненными стеклами. Однако и это не может заменить реальных условий ночи. Самое лучшее - тренировать бойцов ночью, ибо значение имеет не только темнота, но и подготовка организма к максимальной активности и бодрствованию в ночных условиях.
Введенный тов. Булочко новый термин "подвижная тренировка" неудачен, ибо он логически предполагает какую-то "неподвижную тренировку", о которой в статье не упоминается. Мы рекомендуем оставить уже вошедшие в жизнь термины: тренировка "попутно", т.е. при следовании на занятия или возвращения с них и тренировка в "процессе", т.е. на занятиях по тактической, огневой и строевой подготовке.