Конференция по поводу статей К. Булочко (1944-1945 гг.)

E-mail Печать
Индекс материала
Конференция по поводу статей К. Булочко (1944-1945 гг.)
Требования фронта и требования капитана Булочко
К вопросу о рукопашном бое
О штыковом бое
Капитан Булочко прав
По поводу статьи тов. Булочко
О штыке, мертвой практике и методике капитана Булочко
Все страницы

По поводу статьи тов. Булочко

Т. Климов

Штык - надежное оружие рукопашного боя. Разделяя это твердо установившуюся точку зрения, автор в начале статьи верно подчеркивает преимущества бойца, вооруженного винтовкой со штыком. Но, рассуждая далее о штыке, капитан К. Булочко, на наш взгляд, непоследователен в своих доводах и, более того, заблуждается в некоторых вопросах. Так, он утверждает, что в ряде случаев (их перечислено в статье двенадцать) штык служит помехой для пехотинца. По мнению автора, даже в ночном бою и в разведке это оружие мешает бойцу.
Ссылаясь на боевой опыт, тов. Булочко заключает, что в рукопашных схватках нет длительной штыковой борьбы, что на расстоянии 3-5 шагов в ближнем бою господствует ружейно-автоматный огонь, а рукопашная схватка является результатом внезапной встречи с противником. Из сказанного можно понять, что преднамеренных рукопашных боев не бывает. Отсюда недалеко до вывода, что нет необходимости стремиться к рукопашной схватке, и вряд ли целесообразно обучать войска этому виду боя.
Но это не так. Ведь и сам тов. Булочко не отрицает того, что надо учить бойцов драться холодным оружием всех видов, в том числе и штыком, и что нашему бойцу, а не противнику должно принадлежать первенство нападения, а, следовательно, и успех в рукопашном бою.
Оказывается, штык нужен. Но какой? К. Булочко рекомендует штык, который представлял бы собой обоюдоострый кусок отточенной стали длиной в 20-25 см, свободно снимающийся или откидной. Четырехгранный же колющий штык автор отрицает, несмотря на то, что большая часть пехотинцев вооружена винтовками именно с такими штыками. Большинство бойцов (разведчиков, минометчиков, автоматчиков, артиллеристов, пулеметчиков. - Ред.), указывает он, необходимо вооружать ножом, носимым у пояса, причем обучению рукопашному бою должно состоять из отработки минимального количества приемов.
Автор критикует имеющиеся недостатки в подготовке бойцов к рукопашному бою, считая, что основной недостаток - это чересчур большое количество изучаемых приемов; несколькими же строками выше тов. Булочко рекомендует "минимум" приемов, значительно превышающий рамки существующего руководства (РПРБ-41). Далее он, перечисляя и справедливо порицая ошибки и недочеты в методике и организации занятий, указывает на необходимость смело совершенствовать и рационализировать методику подготовки к рукопашному бою, учитывая требования войны. Однако, знакомясь с этой "рационализацией", мы видим, что, по мнению автора, требование к четкому выполнению приемов (то, что принято называть техникой) оказывается ненужной муштрой, что обучение бойца движениям, скачкам и поворотам является вредной шагистикой, а практика боя с живым "противником" (хотя ее автор не отрицает - Ред.) в значительной мере может быть заменена усовершенствованиями такого типа, как метла, прикрепленная к палке, подвешенное к дереву, или внезапно ускользающее от бойца лежачее чучело.
Рисунки, которыми иллюстрирована статья, показывает образцово организованные занятия по рукопашному бою. Из этих рисунков также видно, что бойцу приходится "сражаться" не с живыми людьми, а с метлами, мешками, палками. По предлагаемой автором системе обучения получается, что для организации занятий по рукопашному бою в составе отделения потребуются десятки метел, мешков, палок, пустых ящиков, чучел и, по крайней мере, взвод бойцов, обозначающий противника. Разве это реально?
Считаю необходимым высказать свою точку зрения по существу затронутых в статье тов. Булочко вопросов:

  1. Штык должен быть всегда примкнут к винтовке.
  2. Бойца необходимо воспитывать так, чтобы он стремился к рукопашной схватке, искал ее, добиваясь уничтожения противника. Штыковой бой - решающий фактор ближнего боя, а не случайное явление, как считает автор. И делом чести каждого офицера является прививать бойцам такие качества, как смелость, решительность, ловкость, выносливость, уверенность в силе своего оружия, а, следовательно, и уверенность в себе.
  3. Основой обучения должна быть практика одиночного и группового боя на винтовках с мягким наконечником в сочетании с передвижением, преодолением препятствий, стрельбой навскидку и гранатометанием, с решением тактических задач.
  4. Действиям винтовкой без штыка, автоматом или подручными средствами следует обучать лишь после того, как тщательно изучены приемы штыкового боя. Штык был, есть и будет основным оружием рукопашной схватки и, стало быть, штыковому бою должно быть отведено ведущее место в системе подготовки.

Чучела и подсобные снаряды в виде палок, мешков и пр. следует применять только в начале обучения для развития силы и точности удара боевым штыком. Но как только боец освоит основы техники, надо немедленно переключить его на практику "боя" с живым "противником" и на этой основе вести дальнейшую тренировку.

От редакции ("Военный вестник", 1945 г.)

Помещая письмо полковника Климова, редакция считает необходимым отметить, что доводы и возражения автора письма по существу статьи тов. Булочко недостаточно ясны, убедительны и объективны. Излагая свою точку зрения, тов. Климов частью повторяет то же, что говорит в своей статье тов. Булочко. Некоторые же утверждения автора письма (за исключением его замечаний о преднамеренных рукопашных схватках) мало обоснованы. Редакция приглашает читателей высказаться по затронутому вопросу.