Проведение занятий по подготовке к рукопашному бою

E-mail Печать

Общие вопросы подготовки к рукопашному бою неоднократно освещались в журнале "Военный вестник".
Ниже мы рассмотрим методику проведения занятий на тему "Изготовка к бою, короткий укол, прыжок с приземлением на одну ногу".

 

Подготовив к занятиям.

 

1. На учебном поле нужно иметь:

а) 8-10 неподвижных чучел ("снопы" из прутьев или соломы), насаженных на колья, вкопанные в землю, или такое же количество подвижных чучел;
б) 2-3 переносных препятствия (частокол или палисад);
в) траншею с ходами сообщения протяжением 35-40 м; в траншее; установить 2 чучела;
г) справа и слева от траншеи поставить по одной мишени для гранатометания; места, откуда будет производиться метание гранат, обозначить флажками;
д) на каждого бойца иметь по учебной винтовке и по 2 гранаты.

2. Накануне занятий проинструктировать и проверить сержантский состав, главным образом в правильном выполнении техники изучаемых приемов.

Ход занятий

Вводная часть - 5 минут.

Построив взвод в колонну по четыре, объяснив цель занятия, командир взвода ведет взвод к месту обучения ускоренным шагом пригнувшись или бегом, попутно тренируя в действиях по командам:
"Взвод, в укрытие", "Взвод, ложись", "Взвод, ко мне", "Взвод по линии канавы влево - в цепь" и т. д.

Основная часть - 35 минут.

Построив взвод в две шеренги, расположенные в 3-4 шагах одна от другой и с интервалами между бойцами в один шаг (так, чтобы они могли видеть все действия командира), командир взвода показывает изготовку к бою на месте. Показов приемы изготовки три-четыре раза (быстро и медленно), он последовательно отдает следующие распоряжения:

- Повернитесь в пол-оборота направо и выставьте левую ногу на шаг вперед. Теперь слегка согните ногу и подайте корпус вперед, - смотрите, как делаю я. Возьмите винтовки левой рукой выше прицела, а правой за шейку приклада; затем подайте винтовку вперед настолько, чтобы штыки оказались на высоте шеи и на линии левого глаза. Слегка согните левые руки в локтях, а правые держите у пряжки пояса (рис. 1 и 2).

Свои слова командир сопровождает показом, требуя от бойцов последовательного выполнения действий. Так он проделывает два-три раза. В это время командиры отделений наблюдают за тем, как их бойцы выполняют приемы, помогают им советами и указаниями.
После этого командир взвода приказывает сержантам развести свои отделения и приступить к отработке приема; сам же он наблюдает за ходом занятий или помогает одному из командиров отделений.
Сержанты, разведя свои отделения на указанные места, размыкают шеренги на 1-2 шага между бойцами и приступают к обучению. Они подают команды:
"К бою - готовьсь", "К ноге", добиваясь вначале только правильного выполнения приема изготовки к бою, а в дальнейшем и быстроты действий. Затем они дают бойцам задание проделать тот же прием несколько раз самостоятельно, а сами поочередно проверяют каждого бойца.
Время, отведенное на изучение указанного приема в отделениях, истекло; командир взвода подает сигнал сбора. По его команде бойцы проделывают прием еще несколько раз, после чего командир взвода дает оценку отделениям, отмечает лучше усвоивших данный прием.
Затем изучается изготовка к бою в движении. Командир взвода показывает, как она выполняется в движении - шагом и бегом, требуя при этом, чтобы при изготовке к бою в движении бойцы устойчиво держали винтовку и чтобы штык был направлен в одну точку. Проделав этот прием несколько раз, он дает приказание командирам отделений приступить к обучению изготовке к бою в движении. Сержанты разводят отделения и проводят занятия в описанной выше последовательности.
На изучение изготовки к бою на месте и в движении в первом занятии следует отводить не более 15-20 минут, так как к тренировке в выполнении этого приема впоследствии придется неоднократно возвращаться. В дальнейшем бойцов нужно тренировать в более, сложных условиях (в траншеях, ходах сообщения, среди развалин строений, после преодоления препятствий и т. п.).
По сигналу (команде) командира взвода сержанты строят свои отделения и бегом следуют с ними к месту общего построения. Командир взвода, построив взвод в колонну по четыре, приступает к обучению короткому уколу без выпада на месте. Предварительно он поясняет, что такой укол применяется при столкновении с противником лицом к лицу, главным образом в траншеях, в тесном помещении и т. п. (рис. 3).

Показав несколько раз технику выполнения этого укола, командир взвода приказывает поставить четыре чучела на расстоянии 4-5 м одно от другого (или подводит взвод к неподвижным чучелам и подает четырем стоящим в первом ряду бойцам команду "К бою - готовьсь"). Когда обучаемые примут требуемое положение, следуют команды: "Коротким - коли" (бойцы колют и выдергивают штык), "Еще раз, коротким - коли" (обучаемые повторяют укол). По команде "Вперед" бойцы, пройдя 5-7 шагов за чучела, берут винтовки "в руку" и бегом пристраиваются позади последнего ряда. В таком порядке взвод пропускается "потоком" несколько раз. В это время командиры отделений, находясь у чучел, наблюдают за своими бойцами, дают им краткие указания и поправляют (рис. 4).

Устранения мелких ошибок при выполнении приема нужно добиваться, не приостанавливая действий, делая краткие, замечания, например: "Глубже колоть", "Быстрее выдергивать штык" и т. п. Если же тот или иной боец допускает грубую ошибку, необходимо задержать его у чучела, указать на ошибку, еще раз показать прием и потребовать точного выполнения его.
После этого изучение короткого укола на месте проводится по отделениям. Организация и методика занятий те же, что и при изучении приема изготовки на месте.
В том же порядке следует изучать и короткий укол в движении (шагом и бегом). Для этого нужно лишь отвести бойцов от чучел на дистанцию 10--15 м и давать бойцам задание после нанесения укола пробежать 7-10 м, перепрыгнуть через траншею (или спрыгнуть в нее и выскочить обратно), а затем бегом возвратиться в строй.
При изучении короткого укола на месте и в движении следует предоставлять бойцам возможность потренироваться самостоятельно, используя для этого все имеющиеся чучела. Потом, пропустив один раз весь взвод "потоком", дать оценку действий каждого обучаемого.
По окончании самостоятельной тренировки содержание занятий нужно усложнять, требуя поражения нескольких чучел (например, прямой укол и укол с поворотом налево или направо, прямой укол с поворотом налево кругом), сочетая эти действия со стремительным бегом, преодолением препятствий и т.п. (рис. 5 и 6).

Заключительная часть - 10 минут.

Командир взвода подает команду:

"Взвод, по четыре становись".
Отделения бегут каждое на свое место. Командир взвода дает задание: "Поразить группу чучел уколами; от линии справа бросить гранату по мишени №1 и двигаться по траншее и поражать чучела; от отдельного флажка бросить гранату из траншеи по мишени № 2; пробежать по траншее и построиться левее кустов. Направляющее - 1-е отделение, дистанция между бойцами - 8 шагов. Вперед-бегом!"

Командир 1-го отделения командует:

"Отделение, за мной бегом марш".
Отделение, размыкаясь на ходу на указанную дистанцию, поражает чучела, двигаясь по пути, указанному командиром взвода. За 1-м отделением в колонне по одному двигаются 2-е, затем 3-е и, наконец, 4-е отделения. Эти действия следует повторить два-три раза (рис. 7).

Когда бойцы преодолеют весь путь, командиры отделений выстраивают их в указанном месте и ожидают командира взвода, который потом дает оценку каждому отделению, отмечая при этом лучшее из них. Затем, дав указание подобрать гранаты, взять мишени и чучела, он строит взвод и объявляет перерыв.