Руководство фехтования на штыках

E-mail Печать
Индекс материала
Руководство фехтования на штыках
Урок первый
Урок ВТОРОЙ
Урок третий и четвертый
Все страницы

 

Урок ТРЕТИЙ

Простые удары с переходом.

Переходом называется перенесение ружья на противоположную сторону, т.е. если ружья были соединены с правой стороны, то на левую, если в левой, то на правую. Переходы бывают и сверху, и из-под низу ружья противника. Переходы из-под низу бывают двух родов: один, для которого нужно просто перевести свое ружье под ружьем противника, и другой, для которого следует сначала поднять правую руку с прикладом вверх, от этого кончик штыка сам переходит на противоположную сторону. как простой, первый переход, так и второй, нужно производить быстрым коротким движением левой руки, особенно в простом переходе, для которого, следует еще заметить, правая рука с прикладом должна оставаться на месте у бедра. Переход через верх имеет особое специальное название "купе" (от французского слова "резать"), - по-русски я называю его "срежь". Исполняется это движение через верх быстрым притягиванием к себе своего штыка так, чтобы он прошел по штыку противника, как бы срезывая с него что-нибудь. После этого штык для удара переносится столь же быстро в намеченную цель.

Переходный удар "первый" (см. рис. 13).

  1. Я нажимаю на ваше ружье вправо.
  2. Переходите "первым" ударом (перенося кончик своего штыка из-под низу, поднимая правой рукой приклад своего ружья).
  3. Колите в грудь (с наклонением тела вперед).

Переходный удар "второй" (перекрестный).

  1. Я нажимаю на ваше ружье вправо.
  2. Переходите вниз (захватывая ствол моего ружья полукруговым движением сверху вниз концом ствола своего ружья).
  3. Колите с выпадом (см. рис. 14).

Переходный удар "третий".

  1. Я нажимаю на ваше ружье вправо.
  2. Переходите (из-под низу выпрямляя руки вперед вправо и делая одновременно выпад влево).
  3. Колите в грудь (см. рис. 15).

Этот переходный удар "третий", как видно на рисунке, делается так же боком, как и обыкновенный "третий" удар, но только переходный "третий" поражает в противоположной стороне соединения ружей благодаря переходу кончика своего штыка.
Примечание. К переходным ударам причисляется еще удар "четвертый", который по существу есть переходный удар; помещен он в основные удары для общего порядка.

Переходный удар "Срежь".

  1. Я нажимаю на ваше ружье вправо.
  2. Срежьте (переходите через верх кончика моего штыка своим штыком).
  3. Колите в грудь.

Переходный удар "Срежь" и брошенный удар.

  1. Я нажимаю на ваше ружье вправо.
  2. Срежьте и бросайте удар:

    а) вверх
    б) вниз
    в) в левую руку
    г) в левое колено.

Удар с прыжком влево.

  1. Отстраните мое ружье вправо.
  2. С прыжком в сторону влево,
  3. колите брошенным ударом.

Переходный удар "первый" с прыжком вправо.

  1. Я нажимаю на ваше ружье.
  2. С прыжком вправо,
  3. колите: "первым" ударом. (Получается переход на сторону противоположную соединения ружей).

Урок ЧЕТВЕРТЫЙ.

Сложные удары.

Сложным ударом называется соединение двух или нескольких фехтовальных приемов, из которых только последний имеет целью действительное поражение противника, остальные же исполняются больше для того, чтобы скрыть намерение свое относительно последнего удара. Эти предваряющие окончательный удар движения, в сущности, суть то же самое, что в военной тактике называется демонстрацией или маскировкой. Таким образом, можно сказать, что сложный удар состоит из действительного настоящего удара и ложных движений. Эти ложные движения называются в фехтовании угрозами. Такими угрозами вызывают противника на подстерегаемую у него защиту, для чего в угрозах употребляют такие движения, которые выражали бы желание нанести какой-нибудь из известных уже нам ударов. Отсюда угрозы получают свои названия, - их называют, как раз, именами тех ударов, которые они изображают. Угрожать можно вверх, вниз и с переводами на другую сторону соединения ружей. Угрожают короткими движениями штыка вперед; иногда, для большей угрозы, употребляется движение тела вперед.
При обучении учитель командует:

  1. Отстраните мое ружье вправо.
  2. Угрожайте "первым" ударом.
  3. Я исполняю защиту "шестую".
  4. Наносите переходный "первый" удар.

  1. Отстраните мое ружье вправо.
  2. Угрожайте "первым" ударом.
  3. Я закрываюсь защитой "шестой".
  4. Переходите брошенным ударом.

    Примечание.
    Здесь следует обратить внимание на переход в противоположную сторону для нанесения удара там, где тело противника менее закрыто. Это движение вовсе не такое пустое и простое, как это может показаться на первый взгляд. Напротив, в сложных ударах оно играет важнейшую роль, и обучение переходам составляет одну из самых трудных задач преподавания штыкового боя. Дело в том, что переход должен быть исполнен вовремя, и защита противника должна быть очень искусно обманута, а для этого необходимо большое напряжение внимания, чрезвычайная меткость и быстрота соображения, - все такие условия, приобретение которых дается не легко.

 

  1. Отстраните мое ружье вправо.
  2. Угрожайте "вторым" ударом вверх.
  3. Я закрываюсь защитой "шестой".
  4. Делайте переходный "первый" удар.
  1. Угрожайте "вторым" ударом вверх.
  2. Я закрываюсь защитой "шестой".
  3. Переходите брошенным ударом.
  1. Угрожайте переходным "первым" ударом.
  2. Я закрываюсь защитой "пятой".
  3. Переходите брошенным ударом.
  1. Угрожайте ударом "срежь".
  2. Я закрываюсь защитой "четвертой".
  3. Делайте брошенный удар вниз (в нижнюю часть живота или в левое колено).
  1. Угрожайте ударом "срежь".
  2. Я закрываюсь защитой "четвертой".
  3. Переходите брошенным ударом в грудь.
  1. Отстраните мой штык вправо (нажатием или скользящим ударом).
  2. Я закрываюсь защитой "первой".
  3. Переходите брошенным ударом в руку.

Примечание.
Все сложные удары нужно исполнять с большой осторожностью, чтобы не наткнуться на штык противника. Дело в том, что иногда бывает опасно быть неосмотрительным даже с неумелым и неопытным противником, который не понимая опасности, сопровождающей его безрассудные движения ружья во все стороны, может иногда удачно выбросить свое ружье "напропалую" так, что неосмотрительный, хотя даже и очень опытный, фехтовальщик натыкается на острие во время исполнения какого-нибудь сложного удара. В этом случае получается то, что дальше в уроках будет известно под именем "остановки", только здесь это случится не умышленно и не сознательно со стороны противника, а исключительно по вине получившего удар. Относительно настоящей, умышленной остановки здесь будет своевременно заметить, что она, между прочим, приучает нас к решительному, ловкому и энергичному исполнению угроз. При вялом, неловком исполнении угроз противник замечает получающуюся у вас прореху, а именно, оставление самого себя открытым во время исполнения сложных ударов, что и дает ему время и возможность сообразить сделать остановку. Поэтому, необходимо ваши ложные движения исполнять быстро, решительно и энергично, чтобы противник не имел даже времени определить, что вы делаете: ложный удар, т.е. угрожаете, или наносите настоящий, действительный удар. Решительностью и энергичностью своего исполнения нужно заставить его защищаться и тем отвлечь мысли его от желания сделать остановку.