ПРОГРАММА ПО РУССКОМУ ЯЗЫКУ

Специальность "Перевод и переводоведение"

В качестве письменного экзамена по русскому языку поступающим предлагается сочинение. Целью данного экзамена является проверка навыков и умений кандидатов в грамотном письме и связной речи, построенной с учетом грамматико-стилистических норм русского языка.
Поступающий в институт должен продемонстрировать знание произведений авторов русской литературы XIX-XX веков, изучаемых в рамках школьной программы, быть способным оценить их значимость в связи с конкретными условиями эпохи, их идейное богатство и высокие художественные достоинства.
В набор тем обычно включаются темы, предполагающие анализ одного или нескольких литературных произведений; "свободные темы", предлагающие поразмышлять над философской, общечеловеческой и или злободневной проблемой; сочинения на военную тематику, учитывающие профессиональную направленность кандидатов.
Сдающему письменный экзамен необходимо выбрать одну из представленных тем сочинений, убедившись в своей достаточной компетентности по данному вопросу.
Сочинение обязательно должно включать:

  1. вступление (объясняет причины выбора данной темы, раскрывает историю вопроса, отражение его в мировой художественной литературе и др.);
  2. основную часть (раскрывает содержание, обусловленное темой; включает элементы рассуждения, необходимую аргументацию; позволяет сопоставить и проанализировать события и явления действительности и др.);
  3. заключение (подводит итоги, содержит выводы, полученные в результате рассуждений и др.).

Критерии выставления оценок

  • Оценка 5 (отлично)
    ставится за работу, в которой полностью раскрыта тема, логически, последовательно изложен материал, соблюдены грамматические, речевые, стилистические нормы и допущено не более одной орфографической, пунктуационной, речевой или стилистической ошибки.
  • Оценка 4 (хорошо)
    ставится за работу, в которой достаточно полно раскрыта тема, но допущены три орфографические, три пунктуационные и две речевые (стилистические) ошибки.
  • Оценка 3 (удовлетворительно)
    ставится за работу, в которой недостаточно полно раскрыта тема или имеются неточности в изложении фактического материала и допущено не более шести орфографических, шести пунктуационных и четырех речевых (стилистических) ошибок.
  • Оценка 2 (неудовлетворительно)
    выставляется, если не выполнены требования на оценку 3 (удовлетворительно).

Помимо сочинения, кандидатам предлагается экзамен по русскому языку и литературе в устной форме.
Целью устного экзамена является проверка степени усвоения кандидатами программы общеобразовательной школы в области русской литературы разных периодов и основных грамматических категорий современного русского языка. Поступающие должны владеть элементарной терминологической базой, необходимой для дальнейшего успешного изучения лингвистических дисциплин.
Билеты устного экзамена включают два вопроса:

первый - по русской литературе;
второй - по современному русскому языку.

Вопросы но русской литературе включают в себя анализ произведений следующих авторов: А.С.Грибоедов "Горе от ума", А.С.Пушкин "Капитанская дочка", "Евгений Онегин", лирика; МЮ.Лермонтов "Герой нашего времени", Лирика; Н.В.Гоголь "Мертвые души"; сказки М.Е.Салтыкова-Щедрина; романы Ф.М.Достоевского; И.С.Тургенев "Отцы и дети"; Н.А.Некрасов "Кому на Руси жить хорошо", лирика; повести П.С.Лескова; Л.Н.Толстой "Война и мир", рассказы; рассказы А.П.Чехова; поэзия Серебряного века, лирика В.В.Маяковского; рассказы и пьесы А.М.Горького; лирика С.А.Есенина; романы М.А.Шолохова; повести и рассказы М.А.Булгакова; произведения современных авторов о Великой Отечественной войне, природе и т.д.

Вопросы по современному русскому языку включают в себя темы:

  • Лексика
    Понятие о лексике. Значение слова. Многозначные и однозначные слова. Синонимы. Антонимы. Омонимы. Устаревшие слова. Неологизмы Фразеологизмы.
  • Фонетика
    Звуки языка. Гласные и согласные звуки. Слог. Ударение. Интонация.
  • Словообразование
    Морфемный состав слова. Способы словообразования.
  • Морфология
    Имя существительное: категория одушевленности, рода, числа, падежи; тип склонения.
    Имя прилагательное: грамматические разряды, краткая форма, степени сравнения, типы склонения.
    Имя числительное: грамматические разряды, склонение.
    Местоимение: грамматические разряды, склонение.
    Глагол: значение и формы глагола, спряжение, вид, залог, наклонение, время, лицо.
    Причастие, деепричастие: значение, категории, формы.
    Наречие: семантические разряды, степени сравнения.
    Служебные слова: общая характеристика.
  • Синтаксис
    Виды подчинительных связей в словосочетании. Главные и второстепенные члены предложения. Односоставные предложения. Полные и неполные предложения. Однородные члены предложения. Общая характеристика сложносочиненного предложения. Виды придаточных и средства связи в сложноподчиненном предложении. Общая характеристика бессоюзного сложного предложения. Способы передачи чужой речи.

Вопросы билетов предполагают контроль теоретических знаний кандидатов. С целью проверки практических навыков в области морфологии, орфографии, синтаксиса и пунктуации поступающим предлагается грамматическое задание, в процессе выполнения которого кандидат должен:

  1. продемонстрировать твердые навыки орфографической и пунктуационной грамотности;
  2. уметь анализировать сложное предложение, определять типы сложного предложения, указывать средства связи простых предложений в составе сложного;
  3. уметь характеризовать простое предложение (общая характеристика, анализ членов предложения и типов связей слов);
  4. проводить морфологический и словообразовательный анализ частей речи (грамматическая характеристика, разбор по составу, определение способов словообразования или формообразования).

Критерии выставления оценок

При оценивании ответа наибольшее внимание уделяется проверке лингвистической базы кандидата. Следовательно, преобладающую значимость имеет ответ на вопрос по русскому языку в билете и качество выполнения практического грамматического задания.

  • Оценка 5 (отлично)
    выставляется за полный и конкретный ответ на два вопроса билета и правильное выполнение грамматического задания.
  • Оценка 4 (хорошо)
    допускает некоторую неточность в ответе на вопрос билета по русской литературе или незначительные погрешности при выполнении грамматического задания. Необходимым условием постановки данной оценки является способность кандидата самостоятельно исправлять ошибки.
  • Оценка 3 (удовлетворительно)
    ставится при недостаточной компетентности кандидата в одном из вопросов билета (поверхностное освещение материала, недостаточное владение грамматическими и литературоведческими категориями) или грубой ошибки при выполнении грамматического задания.
  • Оценка 2 (неудовлетворительно)
    выставляется, если не выполнены требования на оценку 3 (удовлетворительно).

Материалы для собеседования по русскому языку и литературе

Кандидат должен показать на собеседовании не только вышеперечисленные умения и навыки, но и знание произведений авторов русской литературы XIX-XX веков, присутствующих в программе общеобразовательной школы.
Кандидат должен быть способен анализировать содержание и художественные особенности произведения, обозначить специфику авторского стиля с учетом литературного направления, к которому принадлежит автор, выявить характерные черты эпохи, отраженной в данном произведении.

Критерии выставления оценок при собеседовании

Кандидат признается прошедшим собеседование в том случае, если он ответил на все вопросы экзаменаторов и выполнил предложенное ему грамматическое задание. При этом допускается наличие некоторых неточностей в ответе, которые кандидат исправляет самостоятельно после указания на них членами комиссии.
Кандидат не проходит собеседование, если он продемонстрировал недостаточную языковую компетенцию, слабые знания в области морфологии и синтаксиса, допустил грубые ошибки при выполнении грамматического задания.

Литература

  1. Глазков А.В., Островская М.Д. Русский язык: теория, практика. Для школьников и абитуриентов. - М.: Лист, 1998.
  2. Греков В.Ф., Крючков С.Е., Чешко Л.А. Пособие для занятий по русскому языку в старших классах средней школы. - М.: Просвещение, 1998.
  3. Розенталь Д.Э. Сборник упражнений по русскому языку для поступающих в вузы. - М: Высшая школа, 1994.
  4. Розенталь Д.Э., Голуб И.Б. Русский язык. Орфография и пунктуация. - М.: Рольф, Айрис-пресс, 1998.
  5. Брусенская Л.А., Гаврилова I .Ф. Сборник диктантов. - Ростов/Д.: Феникс, 1997.
 
     

  © МГ, СК, 2004