ПРОГРАММА ПО РУССКОМУ ЯЗЫКУ

Специальность "Управление персоналом"

В качестве письменного экзамена по русскому языку поступающим предлагается написание диктанта, содержащего от 200 до 300 слов. Целью данного экзамена является проверка знаний абитуриента, приобретенных в средней школе, в области орфографии и пунктуации и навыков правописания.
В процессе экзамена текст повествовательного или описательного характера озвучивается экзаменатором неоднократно: сначала текст прочитывается целиком, затем определяются границы предложений и, наконец, предложение членится на фрагменты для записи. В завершение экзаменатор еще раз читает текст диктанта целиком для того, чтобы кандидаты проверили написанное и откорректировали постановку знаков препинания.
Для проведения данного экзамена отбираются в основном тексты комплексных диктантов, содержащих совокупный набор орфограмм и пунктограмм, среди которых наиболее часто встречающимися являются: правописание суффиксов существительных, прилагательных и глаголов, правописание сложных слов, наречий, частиц НЕ и НИ с разными частями речи: постановка тире в простом предложении, знаки препинания при однородных и обособленных членах предложения, при вводных и вставных конструкциях, в сложном предложении, при прямой речи.

Критерии выставления оценок

  • Оценка 5 (отлично)
    допускает наличие в тексте одной орфографической или одной пунктуационной ошибки.
  • Оценка 4 (хорошо)
    ставится, если абитуриент допустил не более трех орфографических и трех пунктуационных ошибок.
  • Оценка 3 (удовлетворительно)
    предполагает наличие в тексте не более шести орфографических и шести пунктуационных ошибок.
  • Оценка 2 (неудовлетворительно)
    выставляется, при большем количестве ошибок.

При проверке диктанта особое внимание уделяется правильному написанию орфограмм.

Рекомендации для подготовки к диктанту

Для успешного написания экзаменационного диктанта рекомендуется предварительный интенсивный тренинг. В качестве тренировки является эффективным методом (наряду с выполнением традиционных упражнений) запись под диктовку отрывков из текстов русской классической литературы с объяснением правописания и постановки знаков препинания.

Примерный образец диктанта

После непродолжительного отдыха мы сели в лодку и поплыли дальше. Кое-где розовел туман, и теневые стороны гор покрылись мягкими светло-фиолетовыми тонами. Около железнодорожного моста, куда мы прибыли вовремя, горы кончились. Я вышел из лодки и поднялся на сопку, расположенную вблизи нас, чтобы в последний раз отсюда, сверху, осмотреться во все стороны. Красивая панорама развернулась перед моими глазами: сзади, на востоке, толпились горы; на юге были пологие холмы, поросшие лиственным редколесьем; на севере, насколько хватало глаз, расстилалось низменное пространство, бесконечное, однообразное, покрытое травой. Порой по нему пробегал ветер, и трава колыхалась и волновалась, как море. Кое-где группами и в одиночку росли чахлые березки, жалкие и унылые, и другие какие-то деревья, скорее похожие на кустарник.
С горы, на которой я стоял, реку далеко можно было проследить по ольшаникам и ивнякам, растущим по ее берегам в изобилии. Вначале она сохраняет свое северо-восточное направление, но, не доходя до сопок, чуть-чуть видневшихся на западе километрах в восьми, поворачивает на север и, немного склонясь к востоку, течет дальше, теряясь у горизонта. Бессчетное количество протоков, зеленые рукава и озерки самой причудливой формы - все это окаймляет ее с обеих сторон, украшая чересчур однообразный, не вызывающий отрадного чувства ландшафт. Низина эта казалась всем, кому приходилось бывать здесь, безжизненной и пустынной, а между тем не было ни одного озерка, ни одной заводи, ни одного протока, где бы не ночевали стада лебедей, гусей, уток и другой водяной птицы. Долина реки в дождливый период года, конечно, легко затопляется водой, о чем свидетельствовали лужи, ярко блестевшие на солнце в разных местах. Я смотрел на воду и видел, как в ней отражалось солнце, и казалось, будто светят два солнца: одно сверху, а другое откуда-то снизу.

(272 слова)

Материалы для собеседования по русскому языку

Цель проведения собеседования - выявить степень владения кандидатами навыками дифференцированного подхода к грамматическим категориям русского языка и анализа построения синтаксических конструкций с точки зрения соблюдения стилистических норм. Поступающий должен продемонстрировать знания и навыки, приобретенные в средней школе в области орфографии, синтаксиса и пунктуации.
Кандидату предлагается ответить на ряд вопросов (количество определяется комиссией), определяющих знание им общих сведений о языке, основных изучаемых единиц языка.
Наиболее полное представление о языковой грамотности и личностной культуре кандидата комиссия получает после устного выполнения им комплексного грамматического задания, включающего в себя ряд орфограмм и требующего проанализировать сложное и простое предложения.

Критерии выставления оценок при собеседовании

Кандидат признается прошедшим собеседование в том случае, если он ответил на все вопросы экзаменаторов и выполнил предложенное ему грамматическое задание. При этом допускается наличие некоторых неточностей в ответе, которые кандидат исправляет самостоятельно после указания на них членами комиссии.
Кандидат не проходит собеседование, если он продемонстрировал недостаточную языковую компетенцию, слабые знания в области морфологии и синтаксиса, допустил грубые ошибки при выполнении грамматического задания.

Литература

  1. Глазков А.В., Островская М.Д. Русский язык: теория, практика. Для школьников и абитуриентов. - М.: Лист, 1998.
  2. Греков В.Ф., Крючков С.Е., Чешко Л.А. Пособие для занятий по русскому языку в старших классах средней школы. - М.: Просвещение, 1998.
  3. Розенталь Д.Э. Сборник упражнений по русскому языку для поступающих в вузы. - М: Высшая школа, 1994.
  4. Розенталь Д.Э., Голуб И.Б. Русский язык. Орфография и пунктуация. - М.: Рольф, Айрис-пресс, 1998.
  5. Брусенская Л.А., Гаврилова I .Ф. Сборник диктантов. - Ростов/Д.: Феникс, 1997.
 
     

  © МГ, СК, 2004