|
ПРОГРАММА ПО РУССКОМУ ЯЗЫКУ
Специальность
"Управление персоналом"
В качестве письменного экзамена по русскому языку поступающим
предлагается написание диктанта,
содержащего от 200 до 300 слов. Целью данного экзамена является
проверка знаний абитуриента, приобретенных в средней школе,
в области орфографии и пунктуации и навыков правописания.
В процессе экзамена текст повествовательного или описательного
характера озвучивается экзаменатором неоднократно: сначала
текст прочитывается целиком, затем определяются границы предложений
и, наконец, предложение членится на фрагменты для записи.
В завершение экзаменатор еще раз читает текст диктанта целиком
для того, чтобы кандидаты проверили написанное и откорректировали
постановку знаков препинания.
Для проведения данного экзамена отбираются в основном тексты
комплексных диктантов, содержащих совокупный набор орфограмм
и пунктограмм, среди которых наиболее часто встречающимися
являются: правописание суффиксов существительных, прилагательных
и глаголов, правописание сложных слов, наречий, частиц НЕ
и НИ с разными частями речи: постановка тире в простом предложении,
знаки препинания при однородных и обособленных членах предложения,
при вводных и вставных конструкциях, в сложном предложении,
при прямой речи.
Критерии выставления оценок
- Оценка 5 (отлично)
допускает наличие в тексте одной орфографической или одной
пунктуационной ошибки.
- Оценка 4 (хорошо)
ставится, если абитуриент допустил не более трех орфографических
и трех пунктуационных ошибок.
- Оценка 3 (удовлетворительно)
предполагает наличие в тексте не более шести орфографических
и шести пунктуационных ошибок.
- Оценка 2 (неудовлетворительно)
выставляется, при большем количестве ошибок.
При проверке диктанта особое внимание уделяется правильному
написанию орфограмм.
Рекомендации для подготовки к диктанту
Для успешного написания экзаменационного диктанта рекомендуется
предварительный интенсивный тренинг. В качестве тренировки
является эффективным методом (наряду с выполнением традиционных
упражнений) запись под диктовку отрывков из текстов русской
классической литературы с объяснением правописания и постановки
знаков препинания.
Примерный образец диктанта
После непродолжительного отдыха мы сели в лодку и поплыли
дальше. Кое-где розовел туман, и теневые стороны гор покрылись
мягкими светло-фиолетовыми тонами. Около железнодорожного
моста, куда мы прибыли вовремя, горы кончились. Я вышел
из лодки и поднялся на сопку, расположенную вблизи нас,
чтобы в последний раз отсюда, сверху, осмотреться во все
стороны. Красивая панорама развернулась перед моими глазами:
сзади, на востоке, толпились горы; на юге были пологие холмы,
поросшие лиственным редколесьем; на севере, насколько хватало
глаз, расстилалось низменное пространство, бесконечное,
однообразное, покрытое травой. Порой по нему пробегал ветер,
и трава колыхалась и волновалась, как море. Кое-где группами
и в одиночку росли чахлые березки, жалкие и унылые, и другие
какие-то деревья, скорее похожие на кустарник.
С горы, на которой я стоял, реку далеко можно было проследить
по ольшаникам и ивнякам, растущим по ее берегам в изобилии.
Вначале она сохраняет свое северо-восточное направление,
но, не доходя до сопок, чуть-чуть видневшихся на западе
километрах в восьми, поворачивает на север и, немного склонясь
к востоку, течет дальше, теряясь у горизонта. Бессчетное
количество протоков, зеленые рукава и озерки самой причудливой
формы - все это окаймляет ее с обеих сторон, украшая чересчур
однообразный, не вызывающий отрадного чувства ландшафт.
Низина эта казалась всем, кому приходилось бывать здесь,
безжизненной и пустынной, а между тем не было ни одного
озерка, ни одной заводи, ни одного протока, где бы не ночевали
стада лебедей, гусей, уток и другой водяной птицы. Долина
реки в дождливый период года, конечно, легко затопляется
водой, о чем свидетельствовали лужи, ярко блестевшие на
солнце в разных местах. Я смотрел на воду и видел, как в
ней отражалось солнце, и казалось, будто светят два солнца:
одно сверху, а другое откуда-то снизу.
(272 слова)
Материалы для собеседования по русскому
языку
Цель проведения собеседования - выявить степень владения
кандидатами навыками дифференцированного подхода к грамматическим
категориям русского языка и анализа построения синтаксических
конструкций с точки зрения соблюдения стилистических норм.
Поступающий должен продемонстрировать знания и навыки, приобретенные
в средней школе в области орфографии, синтаксиса и пунктуации.
Кандидату предлагается ответить на ряд вопросов (количество
определяется комиссией), определяющих знание им общих сведений
о языке, основных изучаемых единиц языка.
Наиболее полное представление о языковой грамотности и личностной
культуре кандидата комиссия получает после устного выполнения
им комплексного грамматического задания, включающего в себя
ряд орфограмм и требующего проанализировать сложное и простое
предложения.
Критерии выставления оценок при
собеседовании
Кандидат признается прошедшим собеседование в том случае,
если он ответил на все вопросы экзаменаторов и выполнил предложенное
ему грамматическое задание. При этом допускается наличие некоторых
неточностей в ответе, которые кандидат исправляет самостоятельно
после указания на них членами комиссии.
Кандидат не проходит собеседование, если он продемонстрировал
недостаточную языковую компетенцию, слабые знания в области
морфологии и синтаксиса, допустил грубые ошибки при выполнении
грамматического задания.
Литература
- Глазков А.В., Островская М.Д. Русский язык: теория, практика.
Для школьников и абитуриентов. - М.: Лист, 1998.
- Греков В.Ф., Крючков С.Е., Чешко Л.А. Пособие для занятий
по русскому языку в старших классах средней школы. - М.:
Просвещение, 1998.
- Розенталь Д.Э. Сборник упражнений по русскому языку для
поступающих в вузы. - М: Высшая школа, 1994.
- Розенталь Д.Э., Голуб И.Б. Русский язык. Орфография и
пунктуация. - М.: Рольф, Айрис-пресс, 1998.
- Брусенская Л.А., Гаврилова I .Ф. Сборник диктантов. -
Ростов/Д.: Феникс, 1997.
|
|