В 1888 году русским генералом М.И. Драгомировым (1830-1905)
была подготовлена книжечка под названием "ОФИЦЕРСКАЯ ПАМЯТКА".
В стиле суворовской "Науки побеждать" в ней были кратко,
в форме пословиц, поговорок и метких образных выражений сформулированы
основные воинские правила для солдат.
Милостивый Государь, г-н Издатель!
Ни одним из современных военных авторитетов, исключая генерала М.И.
Драгомирова, не выяснены так отчетливо и доступно сущность, дух
требований от армий вашего времени; никто, кроме его, не умел так
ясно выразить то, чем должен быть истинно военный человек. Но не
каждый офицер имеет возможность познакомиться со всеми сочинениями
Михаила Ивановича. Это-то обстоятельство натолкнуло меня на мысль
сгруппировать те места из его сочинений, в которых наиболее отражаются
его идеи. Популяризировать эти идеи между военными - вот цель "Офицерской
Памятки".
Д.Н.Трескин. Спб., 1892.
Воспитание войска
® Если бы всякий военный был проникнут мыслью, что он назначается,
как кровавая жертва для блага всего народа; что он в народе представитель
великого принципа, что "нельзя иметь любви больше того, как
душу свою положить за други своя"; если б это помнили постоянно,
возник бы другой строй мысли и другое обращение, и другой характер
занятий; мы обреченные на смерть должны вести и держать себя, как
таковые; к сожалению, простой человек зачастую понимает это гораздо
лучше, чем цивилизованный.
® Память без содействия анализирующего ума - способность пассивная.
® Техника важна, но комбинация выше и важнее; материал без комбинации
- "глупому сыну не в помощь богатство".
® Простая и осязательная мысль, что к каждой практической цели ведут
тысячи путей и дело в том, чтобы дойти до нее, а не в том, чтобы
дойти непременно известным путем.
® Опытность составляют не масса фактов, а выводы, которые ум сделал
из этих фактов и которые одни только могут служить руководящим началом
для поведения в деле; знание только факта - бесплодно; это будет
опытность мула принца Евгения, который, по выражению Фридриха II,
сделав десять кампаний, не стал от этого опытнее и сведущее в военном
деле.
® Армия не вооруженная сила только, но и школа воспитания народа,
приготовления его к жизни общественной.
® Одно из главных занятий теорий военного дела - это то, что она
не дает человеку успокоиться на мысли, будто он знает все дело,
узнав только часть его.
® Пришло время серьезно подумать о том, чтобы солдат не уходил в
запас, узнавши только аксессуары своего дела, а не суть его.
® Воспитание солдата должно стоять выше образования; воспитание
выпустить нельзя даже в том случае, если бы на подготовку новобранца
дан был даже один только день.
® При обучении нужно заботиться о том, чтобы получились умовые и
волевые навыки.
® У иных грубость считается силой характера. Требование, которого
цель ясна, исполняется более от сердца.
® Воспитывает не строгость, а неуклонность и непрерывность применения
раз поставленного, но непременно дельного, целесообразного требования.
® Следствием страха бывает ненависть; следствием любви бывает страх.
® Воспитывающий должен сам обладать умом, большим самообладанием,
добротой, высокими нравственными воззрениями.
® Гениальные педагоги редки; но люди терпеливые, толковые и настойчивые
нередки.
® Люди, весьма высоко поставленные, дают нам великие образцы того,
как терпеливо и сдержанно должно относиться к ошибкам, неизбежным
при мирных занятиях войск; эти образцы и вызвали во мне размышление
о том, что не дурно бы и начальникам пониже с ними сообразоваться.
® Во всяком практическом деле ошибки не только возможны, но и неминуемы;
исследовать причины их - есть единственный залог на то, чтобы они
впредь не повторялись.
® В военное время должен быть бит тот, кого били в мирное время,
если только он встретится с небитым.
® Для развития в младших начальниках привычек самостоятельности,
достоинства и уважения к самим себе, нужно освобождение от страха
ответственности: нужно помнить, что подчиненный начальник должен
иметь и свое мнение и в критике его распоряжений не только не допускать
громов и молний, но даже и то помнить, что всякое дело можно сделать
на двадцать ладов и что наше мнение не есть лучшее потому только,
что мы старше и что нам отвечать не имеют права.
® Там, где человек привык всего бояться, где его энергия притуплена,
нравственная самостоятельность преследуется, как нечто вредное,
там он по необходимости будет бояться и неприятеля; не настолько,
может Сыть, чтобы бегать от него при первой стычке, но настолько,
чтобы носить вечно с собой язву нравственного убеждения в невозможности
его победить.
® Кто приучен бояться палки, тот уже поэтому самому будет расположен
бояться и штыка, как однородного с нею оружия.
® Нравственная дряблость - прямое следствие муштры; забивая энергию
в подчиненных, не дают практики и своей собственной и, чем больше
муштруют солдат, тем слабее бывают начальники, как только выходят
из комфортабельной мирной остановки.
® Солдат только тогда и хорош, когда он человек в полном значении
этого слова.
® Успех развития солдата умственного и нравственного независимо
от метода занятий обусловливается преимущественно манерой обращения:
вести его так, чтобы он, узнав свою специальность, не переставал
быть энергическим и толковым человеком.
® Нужно взывать к возвышенным сторонам человеческой природы и не
только не подавлять, а напротив - укреплять их в солдате.
® Дисциплина заключается в том, чтобы вызывать на свет Божий все
великое и святое, таящееся в глубине души самого обыкновенного человека;
она не пассивное самоотречение, выбиваемое палкой (страхом) и измором,
не то повиновение, которое не идет далее буквального исполнения
приказания, да и то на глазах; а самоотвержение человека, себя уважающего
и потому расположенного дать больше, нежели требует формальный долг.
® Человек существо чрезвычайно странное: он всегда превращается
в то, за что его принимают в практических отношениях к нему. Так,
например, не говорите ему, что он человек, и не держите речей о
нравственном достоинстве, о высоком назначении и прочее, но обращайтесь
с ним, как с человеком и он разовьется и умственно, и нравственно.
На обороте: рассказывайте ему двадцать раз на день о человеческом
достоинстве и о всем прочем, но в то же время обращайтесь с ним,
как с набитым дураком или со зверем и, как бы вы ни красноречиво
рассказывали ему о достоинстве человека и о прочем, он все-таки
отупеет или обратится на известный процент в зверя.
® Усумниться в способности человека быть самостоятельным и здравым
может только тот, кто сам раб в душе.
® Ведет себя достойно пред неприятелем только тот, кто ведет себя
достойно пред начальником.
® Человек массы столь же ценит и уважает силу, сколько презирает
бесхарактерность, каприз.
® Для массы, как для ребенка, нет слов, а есть только факты, практика,
пример.
® Привычки массы, ей раз привитые, не должны быть нарушаемы без
особо важных причин.
® Авторитет утверждается за тем, кто во имя дела и его не боится
потерять.
® Одностороннее развитие уничтожает в солдате человека, и он, встречаясь
с ополченцем, меньше его знающим, но больше его человеком, уступает
ему.
® В военном человеке должно прежде всего развивать и укреплять веру
в себя.
® В военном человеке воспитание характера, воли должно быть поставлено
выше всего и прежде всего.
® На одну субординацию, не обращая внимания на человека, можно опереться
только тогда, когда царит благоденственный мир, когда найдутся силы,
чтоб сломить какой угодно характер, какое угодно самолюбие, но в
военное время нужно иметь в виду и человека
® Теперь самоуважение в солдате не только не вредно, но необходимо
для успеха в бою.
® В бою часто вместо опытных командиров являются импровизированные
и массы предоставляются, в конце концов, самим себе, можно ли выйти
с честью из подобных положений с помощью чего-либо иного, кроме
бодрого и здорового духа?
® Из самоотвержения происходит способность не приходить в уныние
в самых отчаянных положениях.
® Во всех современных армиях не обращено почти никакого внимания
на развитие упорства и способности не приходить в отчаяние ни от
каких враждебных случайностей.
® Самоотвержение освящает повиновение, оно злейшее иго делает благим,
тягчайшее бремя - легким.
® Перед работой не отступают люди, для которых долг и честь не пустые
слова.
® Как только у обучаемых укоренится убеждение в том, что они неспособны
усвоить дело, тут гроб успеху, ибо человек так устроен, что если
он уверовал в свою неспособность к чему-либо, то уж этому на выучится,
сколько бы его ни учили, до тех пор, пока не выкинет из головы того,
что он неспособен.
® Для успеха дела необходимо укоренение в солдате веры в то, что
начальник требует от него дела и только дела; это лучшее пособие
дисциплине в мирное время и единственная ее опора в военное время.
® В уставе о службе внутренней есть существо, дух, есть и обряд;
начать с того или с другого - далеко не все равно; как не все равно
ослушаться, например, приказания или забыть застегнуть пуговицу.
® К уставу более, нежели к какому-либо другому сборнику законоположений,
применима та истина, что закон критиковать можно, ибо в этом лежит
залог его усовершенствований; но в то же время должно и, безусловно,
его исполнять, пока он не отменен, это отношение рациональнее того,
при котором не критикуют законов, но и не исполняют их.
® Кто обряд ставит на одну доску с обязанностями, у того рано или
поздно, но неминуемо, обряд вытеснит обязанности.
® Устав-книга; он говорит, что должно быть, но не говорит, как добиться,
чтобы оно было.
® Устав для нас, а не мы для устава; время есть - делать все как
положено, а нет - по здравому смыслу.
® Должно быть внешний порядок не Бог знает какое действительное
средство утверждения дисциплины, если не дисциплинирует своих собственных
приверженцев.
® Обыкновенно бывает так, чем больше муштруют солдат, тем больше
начальники забывают, что для них тоже есть дисциплина.
® Войска должны быть обучаемы не одному сохранению механического
порядка, но и тому, чтобы, утратив его, они не теряли порядка внутреннего,
то есть способности подчиняться воле старших и исполнять тактические
назначения.
® Исполнение обязанностей менее важных является попутно, при исполнении
обязанностей коренных, существенных.
® Должно вести занятия, сообразуясь с конечной целью, которую следует
иметь в виду; только под влиянием постоянной мысли о конечной цели
занятия можно остеречься от увлечений второстепенными предметами
в ущерб существенно необходимому.
® Педантизм есть именно тот яд, который убивает лучшую систему,
вытесняя из нее дух и обращая в безжизненную форму; (есть область,
где педантизм не только уместен, но и обязателен, необходим - это
в сбережении сил солдата).
® Сбережение людей - святейший долг каждого начальника; время, назначенное
на работу, на нее действительно должно и уходить, а не на бездельные
ожидания или на равнения, двадцать раз возобновленные; лишнее утомление
то же, что и недостаток пищи; свести концы с концами можно только
в госпитале или на кладбище; суетня, рабский шал, дерганье, ерзанье
- бьют вернее пули; в мирное время нужно приучить никуда не торопиться
и никуда не опаздывать; человек создан из мяса и костей, а не из
железа (да и железо не все выдерживает); требуйте от него усилий,
даже и тяжелых, но во имя дела и только во имя дела; но за пределами
дела - сбережение самое педантическое; ни лишнего шага, ни лишней
минуты ожидания.
® Образование солдата должно быть такое, чтобы делало возможным
к бою сбор по общему сигналу.
® Способность обращаться в деятельного предприимчивого солдата возникает
только тогда, когда человек сам в состоянии сознать всю важность
и необходимость этого, когда привыкнет считать дело своей части
своим делом.
® Для уничтожения врага нужна стройность в душе гораздо больше,
нежели в формах и горе тому, кто не запасся первою в мирное время.
® Если обучаемые не понимают, то, значит, обучающий не доразвился
до того чтобы всякий его понимал.
® Руки более или менее толково работают, ноги более или менее стремительно
и неустрашимо несут вперед в зависимости не от себя самих, а от
того, что думает голова и как бьется сердце.
® Нужно вести войска в обучении так, чтобы даже и приведенная в
беспорядок часть не теряла возможности исполнять возлагаемые на
нее назначения.
® Относительно масс, безусловно, верно то, что где больше читают,
там больше и думают; масса же сильная в мысленной работе, всегда
будет бить ту, которая в этой работе слаба.
® Прошло то время, когда думали, что солдат тем лучше, чем он деревяннее.
® Подчинение отдельных лиц может быть основано на одном официальном
авторитете, хотя и то не всегда; подчинение коллективных организмов
коренится прежде всего на авторитет нравственном: в авторитете характера
и знания дела.
® Караульная служба есть первая ступень к посвящению солдата в службу
боевую.
® "Солдат на часах - Царев да Божий, а больше ничей".
Караульная служба требует характера и толка в солдате и, в свою
очередь, способствует их выработке: нужно иметь верно поставленную
голову и честное сердце, чтобы выходить непостыдно из положений,
в которых приходится выбирать между двумя противоположными решениями:
убить, не убить; послушать, не послушать.
® Прежде вещь, а потом ее знак; при занятиях нужно больше работать
над вещами, нежели над словами; если есть логика в деле, то она
будет и в голове, хотя бы ее, по-видимому, и не было в слове; нужно,
чтобы мысль для солдата раскрылась самим ходом занятий и развитие
будет достигнуто.
® Единицы могут примениться к массам, массы не могут применяться
к единицам: только сознание этой истины и дает единицам силу управлять
массами и вдохновлять их своею мыслью.
® Всякая натура только тогда и даст все, что может, когда остается
верна самой себе.
® Когда подчиненный боится, что его распекут, он чувствует непреодолимый
позыв распечь своего подчиненного.
® Кто приучен бояться своего начальника, тот этим самым приучен
бояться неприятеля, ибо свой заявляет требования под страхом наказания,
а неприятель - под страхом смерти.
® Всякие применения школьной оценки в частях, вроде определения
того, кто лучше и кто хуже, приносят больше вреда, чем пользы, так
как развивают вражду между товарищами.
® Сила рутины такова, что ее могут побороть только кровавые и унизительные
неудачи.
® Изучают великие образцы военного дела не для того, чтобы им буквально
подражать, но для того, чтобы проникаться их духом. Успех в бою
никогда не зависел и не будет зависеть ни от позиции, ни от вооружения,
ни даже от числа, а от того чувства, которое есть в каждом солдате
и которое находит поддержку в позиции, в вооружении, в числе, в
распоряжениях.
® Всякий занимается охотнее тем, что знает, и всякий считает более
важным то, что знает: так уж человек устроен.
® Когда речь идет о деле, в котором главное орудие человек, вы не
можете не заниматься его психическими свойствами; а раз вы их исследуете
- вы даете этюд практической или прикладной психологии, о чем бы
вы ни писали: о том ли, какие условия определяют решимость главнокомандующего
в день генерального сражения, о том ли, как поступать, чтобы выучить
новобранца в кратчайший срок и с наименьшими усилиями сабельным
или ружейным приемам.
® Всякая практическая деятельность человека есть не более, как ряд
мыслей, воплощаемых им в поступки.
® Наш солдат гибок в подчинении и сметлив; он все может усвоить;
нужно только поставить его в возможность усвоить.
® Внимание и участие могут быть следствием только понимания; быть
внимательным к тому, чего не понимаешь - невозможно.
® Русский человек очень легко и от сердца отзывается на требование,
которого цель ясна.
® Наше дело все построено на самоотвержении и самоотречении; кто
этого не понимает, кто не может поступиться своею личностью во имя
дела, тот никогда не будет порядочным военным.
® Разница между военной и гражданской дисциплиной в силе напряжения,
но не в духе или основе ее.
® Пора понять, что рота - живой организм, что люди в ней срастаются,
как атомы в тепе.
® Внутреннюю основу военного дела составляет начало товарищества,
так как оно основа и воинского организма.
® В военном деле все основано на единодушии, товариществе, в виду
этого все способствующее развитию товарищества, должно быть поощряемо;
все препятствующее внимательно устраняемо.
® Человека, утвержденного в чувстве долга и честно развитого, но
меньшей мере вдесятеро легче выучить всему, чем лишенного, отчасти
или вполне, этих качеств.
® Основа дисциплины - страх огорчить начальника, а не страх палки
начальника, буквально ли, фигурально понимаемой - все равно; сын
отца боится, потому что его любит, а не потому любит, что боится.
® Дисциплина есть результат доверия солдата к товарищам и начальникам.
® Дисциплина стала силой столь же обязывающей, сколько и обеспечивающей
от неправых посягательств: столь же облекающей властью, сколько
и сдерживающей произвол.
® Одно из главных условий успеха в обучении - строгая разборчивость
в том, что вводить в сознание солдата через ухо и что через глаз,
другими словами, что передавать ему рассказом и что показом.
® Плодотворно учить практическому делу можно, только обращаясь к
глазу человека.
® В деле практическом действительно понимается только то, что проходит
в сознание через глаз.
® Лучше раз показать, чем двадцать раз рассказать.
® Должно вести занятия так, чтобы не подрывать в занимающихся самодоверие;
если этого нет, то наилучший руководитель не только не поможет,
но напортит; что толку, если он научит, но в то же время задергает,
запугает человека? У запуганного человека и ум, как бы он ни был
развит, плохо действует; в нашем деле подобная наука - хуже невежества;
потому хуже, что успех в военном деле зиждется на воле; ум подсказывает
только легчайший путь к успеху.
® Нынешние средства и приемы удержания людей в руках далеко недостаточны
и настает крайняя необходимость дополнить их иными более действительными.
® В наше время офицер не только военный чин, но нечто большее: он
общественный деятель в гражданском смысле слова, потому что призван
играть и не последнюю роль в народном образовании.
® Не подлежит сомнению тот факт, что современные войска страдают
недостатком внутреннего сцепления и самообладания под огнем.
® Психические начала, и только они одни, могут служить тем верным
светочем в теории военного дела, который дает ему силу отвести в
ней подобающее место всякому элементу, ни одного не исключая и не
принижая и все примиряя в высшем синтетическом единстве.
® Ищите прежде всего внутреннего порядка и в себе, и в людях, жизнь
которых в бою вам вверяется: остальное приложится.
® Есть ли части старательные и части ленивые, как то встречается
между отдельными людьми? Нам кажется, что нет.
® В наше время кончат тем, с чего спартанцы и римлян начали, то
есть признанием необходимости иметь прежде всего человека, возможно
более выработанного, в смысле нравственной энергии.
==================================================
из книги генерала Василевского (?)
Очень высоко ценил русского солдата. Ему присуще, писал он, "полное
отсутствие какой-либо позы, рисовки". "Добродушие с примесью
своеобразного юмора составля-ет отличительную черту его". "Уметь
страдать, уметь умирать - вот основные солдатские доблести, свойствен-ные
русскому солдату в высокой степени". Русский сол-дат предрасположен
к повиновению, "мягок, восприим-чив, предан безгранично начальству,
и потому обучение его военному ремеслу чрезвычайно легко, если только
оно ведется спокойно, терпеливо, без запугивания, обре-менения не
идущими к делу мелочами и, в особенности, без пиленья. Последнего
он не выносит".
Офицеру нужно заслужить доверие солдат. Его мож-но приобрести, писал
Драгомиров, "характером, знани-ем дела, заботливостью о солдате
и, наконец, всяческой справедливостью, в том числе соразмерностью
налагаемых взысканий. Результатом доверия является тот благородный,
единственно достойный и единственно полезный в бою страх, который
побуждает солдат дрожать за успех дела, развивает в них горячее
желание положить себя для достижения этого успеха, развивает в них,
если можно так выразиться, армейский патриотизм".
Некоторые другие суждения М. И. Драгомирова, име-ющие отношение
к дисциплине и воинскому порядку, оставшиеся не прокомментированными
автором. "...Де-лите с солдатом труды и лишения в мирное время,
когда служба вас сталкивает вместе, если хотите, чтобы он был сердцем
и душою вашим в военное время: солдат не щадит себя только для офицера,
который сам себя не щадит на службе. И только тогда самоотвержение
солда-та становится безграничным". Офицер должен "уметь
установить свои отношения к солдату так, чтобы эти от-ношения способствовали
делу воспитания и образования солдата". Помни: "излишняя
суровость отдаляет солда-та от офицера; излишняя доступность зауряд
обращает-ся в "амикошонство", от которого и до преступления
совсем недалеко". "Чем больше со стороны офицера бу-дет
теплоты, участия, терпения, тем легче он найдет до-ступ к сердцу
и сознанию молодого солдата; в таком слу-чае лучше пойдет его воспитание
и образование, ибо он уверует в офицера, и, уверовавши, во всем
послу-шает".
"В мирное время близость офицера к солдату обес-печит правильное
воспитание последнего и оградит его от вредных влияний... В военное
время - эта близость послужит той внутренней спайкой в армии, которая
сде-лает самоотвержение ее безграничным".
"Армия, в которой офицер пользуется доверием сол-дата, имеет
на своей стороне такое преимущество, кото-рое не может быть приобретено
ни численностью, ни со-вершенством техники, ни чем-либо иным, это
- высшая степень совершенства армейского организма".
Офицер должен быть тверд в тех основах, на коих зиждется воспитание
солдата, а эти основы суть:
1) преданность Родине до самоотвержения;
2) дисциплиниро-ванность;
3) вера в нерушимость (святость) приказа-ния;
4) храбрость (решительность, неустрашимость);
5) решимость безропотно переносить труд, холод, голод и все нужды
солдатские;
6) чувство взаимной выручки.
Первая группа черт - преданность Родине, дисципли-на и вера в нерушимость
приказа "должны и могут окон-чательно утвердиться в выпускниках
из училищ; при малейшем колебании в одной из этих основ молодой
человек не может быть допущен до офицерского звания; пребывание
такого офицера в воинской части с первых же дней может оказаться
пагубным и для него самого, и для вверенных ему солдат".
Вторая группа черт, каковы: храбрость, решимость переносить безропотно
тяготы службы, чувство взаимной выручки, не всегда могут развиваться
на школьной ска-мье", но офицер может и должен выработать эти
каче-ства впоследствии, находясь на военной службе.
Словом, не каждый, окончивший училище, может быть достоин офицерского
звания. Поэтому лица, от которых зависит "последнее слово "достоин"
или "не достоин" производства в первый офицерский чин,
берут на себя большую нравственную ответственность за каждого произведенного
в офицеры с заведомо неустойчивыми нрав-ственными основами".
"Отдельный боец бережет патроны. Г.г. офицеры! Ваши патроны
- люди: берегите патроны". "Желал бы видеть поменьше заботливости
о личных удобствах и по-больше об удобствах масс (солдат)".
|