на главную страницу   Видео и книги снаряжение ссылки форум карта сайта e-mail Ручные и ружейные гранаты Презентация и продажа книг
основные идеи
аналитический раздел
актуальный материал
технологии обучения
история
личности
художественный раздел
Учебные заведения и ВПК

 

ПРЕОДОЛЕНИЕ 150-МЕТРОВОЙ ПОЛОСЫ ПРЕПЯТСТВИЙ
"ГТО"

В. А. ВОЛКОВ


ГОСУДАРСТВЕННОЕ МЕДИЦИНСКОЕ ИЗДАТЕЛЬСТВО УССР
КИЕВ 1948

ВВЕДЕНИЕ

Великая Отечественная война Советского Союза с немецко-фашистскими захватчиками и японскими империалистами потребовала большого напряжения моральных и физических сил нашего народа.
"Опыт показал, - говорит тов. Сталин, - что современная война требует от войск высоких боевых и моральных качеств, хорошей военной и политической подготовки, умелого владения боевой техникой, надежного взаимодействия и большой физической выносливости".
Советские воины, сражаясь в разнообразных условиях боевой обстановки, проявили выдержку, смелость, настойчивость, подвижность, уменье быстро преодолевать естественные и искусственные препятствия, метко бросать гранату и внезапно нанести укол штыком или удар прикладом.
Массовая физическая подготовка резервов Советской Армии на основе комплекса "Готов к труду и обороне" разрешила большие задачи в укреплении боеспособности советских войск.
Можно с уверенностью сказать, что советская система физического воспитания, основанная на комплексе "Готов к труду обороне", оправдала себя в Великой Отечественной войне.
В период осуществления грандиозных задач восстановления народного хозяйства, поставленных сталинской послевоенной пятилеткой, работа по комплексу "Готов к труду и обороне" должна быть значительно расширена. Широкое развитие физического воспитания трудящихся на заводах, фабриках, совхозах, колхозах, учреждениях и учебных заведениях должна разрешить коренную задачу, стоящую перед советской системой физической культуры, - подготовить трудящихся к высокопроизводительному труду и укреплению обороны Родины.
Одним из важнейших видов комплекса "ГТО" для разрешения вышеуказанных задач является преодоление 150-метровой полосы препятствий.
Разнообразие физических упражнений, входящих в преодоление полосы препятствий (бег, прыжки, метания, переползания и т. д.), выполняемых в различных формах движения и темпе, способствует развитию ВЫНОСЛИВОСТИ, быстроты, ловкости, содействует оздоровлению и укреплению организма.
Занятия по преодолению полосы препятствий "ГТО" в физкультурных коллективах дисциплинируют молодежь, воспитывают волю, развивают сообразительность, точность и организованность. Физические и моральные качества, воспитываемые у занимающихся в процессе обучения преодолению полосы препятствий имеют большое значение для многообразной деятельности человека.
Хорошо организованные соревнования по преодолению полосы препятствий "ГТО" представляют собою интересное спортивное зрелище, в котором наиболее полно выявляются физические данные занимающихся.
Устройство полосы препятствий не требует дорого стоящих материалов и квалифицированной рабочей силы, и ее вполне возможно оборудовать своими силами.
Сотни тысяч сдающих нормы на значок "Готов к труду и обороне", должны быть обучены и натренированы в преодолении полосы препятствий, потому что в этом виде наиболее ярко выражен прикладной характер комплекса "ГТО".

ОБОРУДОВАНИЕ ПОЛОСЫ ПРЕПЯТСТВИЙ

Полоса препятствий "ГТО" состоит из горизонтального бревна, гладкого палисада, изгороди, частокола, окопов, чучел для уколов штыком и подставки для удара прикладом.
Препятствия на 150-метровой полосе располагаются в таком порядке (схема 1):

Полоса препятствий для женщин не имеет частокола, а окоп размечается шириной в 1,5 м (схема 2).

Строится полоса в любом месте на ровной, желательно прямой площадке. Лучший грунт для полосы - земляной с травяным покровом; допускается смешанный грунт-песок с землей. На глинистом или каменистом грунте препятствий строить не следует.
Встречающиеся на площадке для полосы препятствия ямы необходимо засыпать, бугры сравнять, и всю площадь полосы очистить от камней, подсыпав на эти места сырых опилок или песку.
Ширина полосы - 3-4 м, двухкомплектной - 6- 8 м. Для лучшей организации учебной работы и проведения соревнований желательно строить двухкомплектную полосу препятствий.
Препятствия могут быть переносными и постоянными (капитальными). Рекомендуется строить постоянные препятствия, так как переносные препятствия недостаточно устойчивы. Изготовлять препятствия следует из бревен, досок, жердей и брусков. Стойки препятствий зарываются в землю на глубину 100 см, а в целях предохранения дерева от гниения предварительно просмаливаются или же обжигаются на огне.
Чтобы избежать несчастных случаев и травматических повреждений, препятствия изготовляются из прочного материала и плотно закрепляются. Места соприкосновения рук с препятствиями очищаются от сучков и задирин.
Для проведения занятий по преодолению полосы препятствий необходим инвентарь: учебные винтовки, гранаты, палки с мягкими наконечниками (покрышки от мячей, набитые концами или тырсой), медицинболы или мешки с песком, флажки.
Как же оборудовать места занятий и изготовить отдельные препятствия?
1. Место для переползания с линией старта - ровная с травяным покровом или расчищенная и усыпанная песком площадь 20-25 м длины, 4-8 м ширины. Начинается обозначенной поперечной к направлению движения линией длиной 5 м, шириной 10 см. Линия старта обозначается известью или песком. На концах линии устанавливаются флажки.
2. Горизонтальное бревно - (длина 8 м, высота над землею 1,5 м, диаметр 20-25 см) устанавливается на двух-трех стойках на расстоянии 35 м от линии старта.
К стойке у начала бревна прикрепляются две поперечные перекладины (брусы) на высоте 50 см и 100 см от земли и предназначаются для влезания на бревно (схема 1).

Бревно на стойках устанавливается на шипах и укрепляется гвоздями или полосовым железом. Укреплять полосовым железом бревно следует сбоку. Вокруг бревна крепление железом не допускается. В конце бревна за 50 см до края делается отметка белой краской. В ямы для укрепления стоек набрасывается и утрамбовывается кирпич вперемежку с землей или песком.
3. Палисад - ширина 2-2,5 м, высота над землей 80 см (схема 2). Изготовляется из жердей и досок. Верхняя жердь должна иметь ровную поверхность. Доски вставляются в продольный внутренний паз стоек. Палисад устанавливается на расстоянии 15 м от бревна или 58 м от линии старта (учитывая восьмиметровую длину бревна).
4. Изгородь - (высота 135 см над землей, ширина - 2 - 2,5 м (схема 3).

Изготовляется из 3-х жердей толщиной 10 см, прикрепленных к стойкам диаметром 16 см. Жерди врезаются в стойки и прибиваются гвоздями. Верхняя жердь обязательно должна быть гладко выстроганной.
Изгородь устанавливается на расстоянии 20 м от палисада.
5. Место для метания гранаты обозначается известью пли песком поперечной к направлению движения линией 5 м длины и 10 см ширины, на удалении 10 м от изгороди для мужчин и 27 м от изгороди для женщин.
6. Частокол (высота 80 см над землей, ширина-2-2,5 м (схема 4). Изготовляется из двух стоек диаметром 16--18 см.

В стойки врезаются и прикрепляются гвоздями две перекладины 10X10 см. К перекладинам прибиваются доски шириной 15 см, толщиной 2 см, длиной 60 см, заостренные под прямым углом у верхней части. Доски прибиваются на расстоянии 12-15 см одна от другой.
Частокол устанавливается на расстоянии 20 м от линии метания гранаты.
7. Окоп для прыжка (шириной 2 м для мужчин и 1,5 м для женщин). Размечается планками на земле 2 или 1,5 м ширины и 5 м длины поперечно к оси движения. Внутри полученного квадрата насыпается тонкий слой песка или опилок, чтобы при неправильном преодолении окопа можно было разобрать след ноги. Допускается разметка окопа для прыжка линиями, обозначенными известью или песком 10 см ширины, с флажками по углам обозначенного квадрата. Окоп располагается на расстоянии 15 м от частокола для мужчин и 18 м от линии метания гранаты для женщин.
8. Окоп для метания гранаты в цель (шириной 2 м, длиной поперечно к направлению метания 8 м, глубиной 80-100 см).
Оборудуется на расстоянии 35 м от линии метания гранаты для мужчин и 18 м от линии метания гранаты для женщин, вне полосы справа и слева, под углом 30--40° от оси движения.
Окоп можно также обозначить планками соответствующей длины, 10 см ширины. В центре обозначенного окопа устанавливается флажок.
9. Чучела для уколов и подставка для медицинбола или мешка с песком - устанавливаются на площадке ("пятачке") 5X5 м на удалении 3-5 м от окопа (схема 5).

Два чучела для уколов изготовляются передвижными на колесах. Ось для колес и сами колеса обиваются для прочности тонким железом. Материал для изготовления чучел - бруски 10Х10 см. В верхнее окно чучела крепится проволокой мат из прутьев лозы размером 40X40 см. Подставка для медицинбола или мешка с песком устанавливается на крестовине из досок длиной 60 см, шириной 12-15 см. Высота подставки 140 см, диаметр 10-15 см. На подставку под медицинбол или мешок с песком диаметром 18-20 см прибивается квадратная доска 20X20 см.
10. Место финиша обозначается линией поперечной к оси движения длиной 4-8 м, шириной 10 см известью или песком. Линия финиша пересекает площадку размером 4X4 м3, оборудованную так же как и для ползания. На концах линии устанавливаются флажки. Линия финиша располагается на расстоянии 25 м от окопа.

ТЕХНИКА ПРЕОДОЛЕНИЯ ПРЕПЯТСТВИЙ

Преодоление полосы препятствий по физической нагрузке на организм и разнообразию движений является наиболее сложным и трудоемким видом комплекса "ГТО".
Входящие в полосу препятствий физические упражнения в ползании, равновесии, беге, метании, различного рода прыжках, перелазании, владении холодным оружием обучающиеся должны изучить в совершенстве.
Овладев отдельными элементами преодоления полосы препятствий "ГТО", обучающиеся обязаны уметь выполнять их в комплексе, а для этого необходимо систематически тренироваться в освоении техники и на быстроту.
Прием норм "ГТО" по преодолению полосы препятствий следует производить после того, как руководитель убедится в хорошей подготовке обучающихся. Пренебрежение к требованиям в отношении серьезной предварительной подготовки ведет к так называемому "натаскиванию", т. е. порочному стилю работы, который в конечном итоге приносит только вред.
Для начала преодоления полосы препятствий берется старт-положение для стрельбы лежа, из стойки "смирно", принятой в 1-2 м от линии старта (рис. 1). Чтобы принять положение для стрельбы лежа, необходимо сделать шаг правой ногой вперед-в сторону. Одновременно с шагом правой ноги приподнять каблук левой ноги и отвести его влево (носок ноги во внутрь). Винтовку, слегка прижатую к правому бедру, подать вперед.

Тяжесть тела передается на правую ногу. Левую руку свободно опустить (рис. 2). Наклонясь вперед, повернуть корпус вправо. Выставить вперед левую руку для опоры и опуститься на левое бедро. Винтовка у бедра правой ноги магазинной коробкой вниз, штыком вперед (рис. 3).

Из этого положения подать правое плечо вперед и повернуться влево. Резко послать винтовку вперед, одновременно согнуть левую руку в локтевом суставе и вынести ее вперед. Перейдя в упор на локти рук, винтовку держать левой рукой у магазинной коробки, правой за шейку приклада, прижатого к правому плечу. Смотреть через прорезь прицела на вершину мушки. Положение для стрельбы лежа принято (рис.4). Можно приступить к преодолению полосы препятствий. Первый этап-ползание на 20 м. Существует несколько способов переползания. Ознакомимся техникой трех наиболее часто применяемых способов: "на получетвереньках", "по-пластунски", "на боку".

Переползание "на получетвереньках". Из положения для стрельбы лежа винтовку отвести назад на предплечье правой руки и удерживать за ружейный ремень у верхнего ложевого кольца. Подтянуть колено правой ноги к груди одновременным движением левой руки вперед в упор на предплечье. Левую ногу свободно вытянуть, носки обеих, ног оттянуть назад. Голову опустить вниз, смотреть вперед (рис 5), Выпрямляя правую ногу, передвинуть корпус вперед. Скользя коленом по земле, подтянуть к груди левую ногу и выставить возможно дальше вперед правую руку в упор на предплечье. Выпрямляя левую ногу, передвинуть корпус вперед и снова подтянуть колено правой ноги к груди. Продолжая дальнейшее движение в указанной последовательности, производить переползание "на получетвереньках".

Способ переползания "на получетвереньках" - наиболее быстрый из рассматриваемых нами, легкий и выгодный в смысле сохранения сил. Применяется на местности с небольшими укрытиями, в посевах хлебных: злаков или высокой траве и т. д. Для преодоления полосы препятствий рекомендуем этот способ как наиболее доступный по быстроте усвоения и наиболее эффективный.
Способ переползания "по-пластунски" применяется на открытой местности для скрытого бесшумного передвижения в боевой обстановке обычно использовался для передвижения через передний край в тыл противника или же преодоления простреливаемые участков местности.
Выполняется из положения для стрельбы лежа следующим образом: винтовку отвести назад до упора о предплечье правой руки магазинной коробкой, удерживая ее кистью правой руки у верхнего ложевого кольца за ружейный ремень. Подтянуть правую ногу вперед. Колено правой ноги при этом не ставится под себя как в переползании способом "на получетвереньках", а отводится в сторону и плотно прижимается к земле.
Ступня розворачивается в сторону. Левая нога свободно вытянута назад. Таз ни в коем случае не приподнимается (рис. 6). Выпрямляя правую ногу и передвигая слегка приподнятой правой рукой винтовку возможно дальше вперед, переместить корпус вперед, одновременно согнуть в колене левую ногу.

Выпрямляя левую ногу и переставляя возможно дальше вперед левую, руку, переместить корпус вперед. Чередованием движений в указанной последовательности осуществляется способ переползания "по-пластунски".
Для переползания "на боку" из положения для стрельбы лежа винтовку оттянуть назад и, повернувшись на левый бок, согнуть в колене левую ногу, а согнутую в колене под прямым углом правую ногу поставить на каблук. Винтовка лежит на бедре и голени левой ноги. Левая рука на предплечьи впереди. Голову слегка приподнять и смотреть вперед (рис. 7).

Упираясь каблуком правой ноги в землю, оттолкнуться и передвинуть корпус вперед к локтю левой руки. При передвижении вперед корпус почти не отделяется от земли. После этого переместить левую руку возможно дальше вперед в упор на предплечье, одновременно согнуть правую ногу в колене под прямым углом и поставить в упор на каблук у голени левой ноги. Оттолкнувшись, снова переместить корпус вперед и так продолжать движение. Переползание "на боку" применяется для транспортировки тяжелого оружия и груза, а также для транспортировки раненых из-под обстрела в укрытие.
Следующий этап в преодолении полосы препятствий - бег, который начинается после "вскакивания". "Вскакивание" для начала бега производится после окончания переползания. Руки отвести назад до упора на кистях под прямым углом. Винтовка рукояткой затвора к земле упирается на приклад и пальцы правой руки. Ноги соединены вместе, носки подтянуты вперед. Голова немного приподнята, смотреть вперед (рис. 8).


Оттолкнувшись руками вверх, выставить вперед правую (левую) ногу, согнутую в колене вперед (к груди). Левая нога слегка согнута на носке. Винтовка опирается на приклад. Голова приподнята. Смотреть вперед (рис. 9). Резко подать руки вперед-вверх. Выпрямить правую (левую) ногу и начать бег с левой (правой) ноги (рис. 10).

При беге и дальнейшем преодолении всех препятствий винтовку держать так, чтобы тяжесть равномерно распределялась вперед и назад и приклад не перевешивал. Бежать, производя энергичные движения руками. Корпус наклонен вперед несколько больше обычного.
Приближаясь к бревну, бег замедлить. Бревно преодолевать не торопясь. Перед влезанием на бревно вплотную не приближаться, а сделать последнее движение легким прыжком на нижнюю перекладину бревна. Это необходимо для того, чтобы использовать инерцию бега на подъем вверх и не "натолкнуться" на бревно. Поставив левую ногу на нижнюю перекладину (слева), удерживаться левой рукой за бревно.
Переставить на верхнюю перекладину правую ногу и левой ногой встать на бревно. Корпус наклонить вперед к левому колену.
Левую руку отвести в сторону. Правую руку с винтовкой подать немного вперед штыком влево. Голову держать прямо. Смотреть вперед (рис. 11). Встав на бревно, принять устойчивое положение и только после этого начать движение короткими шагами, ноги ставить на всю ступню с носка. Левую руку отвести в сторону. Правую руку с винтовкой для равновесия подать вперед. Корпус слегка наклонить вперед. Смотреть вниз-вперед на бревно (рис. 12).


Соскок с бревна произвести, переступив линию отметки, сделанную на расстоянии 50 см от конца бревна. Оттолкнувшись от бревна, приземлиться на носки обеих ног. Винтовку на вытянутой правой руке держать впереди штыком влево, чтобы не нанести себе ранение штыком и не ушибить колен прикладом. Свободно опущенная левая рука помогает сохранению равновесия. Голову держать прямо, смотреть вперед (рис. 13). Смягчив прыжок приседанием, не задерживаясь выпрямиться и продолжать бег до очередного препятствия в полную СИЛУ.

Палисад преодолевают прыжком, наступая на препятствие. Перед приближением к палисаду бега не замедлять, а перейти на более короткий шаг. Резким толчком левой ноги сделать высоко далекий прыжок и мягко вспрыгнуть на препятствие, наступая правой ногой. При этом носок ноги для упора о препятствие серединой ступни - каблуком оттянуть вверх. Правую ногу согнуть в колене. Левая нога в полусогнутом состоянии сзади, Корпус наклонить вперед, прижимаясь грудью к правому колену, винтовка на вытянутой правой руке впереди (рис. 14).

В момент переноса через препятствие левой ноги оттолкнуться правой ногой и, соскочив на землю на левую ногу, продолжать дальнейшее движение вперед. Преодоление палисада требует известного расчета и точности движений, поскольку оно происходит в быстром темпе. Следует запомнить, что в практике имеют место случаи падений при неточности прыжка (когда нога на препятствие не стала серединой ступни в упор на каблук), влекущие за собой серьезные ушибы и даже повреждения конечностей. Палисад можно преодолевать, оттолкнувшись более сильной ногой, не обязательно левой. Целесообразность отталкивания левой ногой заключается в том, что винтовка помогает прыжку и, будучи вынесена вперед, не задевает о препятствие.
Очередным препятствием, подлежащим преодолению, является изгородь. Изгородь преодолевается несколькими способами. Мы остановимся на двух из этих способов: первом-прыжке боком с опорой руки и ноги и втором-прыжке в "завес".
Преодоление изгороди прыжком боком с опорой руки и ноги. Приближаясь к изгороди, несколько замедлить бег. Оттолкнувшись левой ногой, используя опору на левую руку, правую ногу, согнутую в колене поставить на верхнюю жердь изгороди. Винтовка у бедра правой ноги штыком вперед. Левая нога свободно опущена вниз (рис. 15). Сгибая левую ногу и отводя колено в сторону, перенести ее над препятствием. При этом, используя опору о препятствие левой руки и правой ноги, верхней частью корпуса и рукой с винтовкой содействовать сохранению равновесия (рис. 16).


Опустить левую ногу вниз, и слегка оттолкнувшись левой рукой и правой ногой, встать на землю левой ногой (рис. 17). До начала приземления винтовка подается вперед штыком влево во избежание толчка прикладом о препятствие с неизбежным в таком случае падением.

Преодоление изгороди прыжком "в завес". Выполняя все указания, перечисленные в преодолении изгороди первым способом, после толчка левой ногой, опираясь на левую руку, перенести правую ногу через верхнюю жердь и сесть на правое бедро. Винтовка штыком вперед у правого бедра. Левая нога свободно опущена вниз, корпус наклонен вперед возможно ниже (рис. 18). В случае угрозы падения вперед, сжимая верхнюю и среднюю жерди отведением правой ноги назад, а левой вперед предотвратить падение.

Перенести правую руку с винтовкой прикладом вниз, штыком влево через препятствие, и, опираясь на правое бедро, перенести через препятствие левую ногу. Корпус наклонить вправо, смотреть вниз (рис. 19).

Оттолкнувшись правым бедром о препятствие, произвести соскок на левую ногу. Винтовка подается правой полусогнутой рукой вперед штыком влево. Корпус слегка наклонен вперед.
Правая нога опирается на носок сзади (рис. 20). Не задерживаясь после преодоления изгороди, продолжать движение вперед.
Добежав к месту метания гранаты, обозначенному поперечной к направлению движения линией, винтовку передать в левую руку, граната в правой руке. Метание гранаты - ответственный момент в преодолении полосы препятствий. Известно, что непопадание гранаты в цель (окоп) лишает сдающего нормы "ГТО" права на зачет всей полосы препятствий, даже если бы он с избытком уложился в установленное время.
Лучшим способом, который мы рекомендуем обучающимся, является способ метания "из-за спины через плечо". В метании Гранаты этим способом достигается меткость и дальность броска. Кроме того, бросать гранату этим способом можно в различной обстановке.
Прежде всего бросать гранату следует не торопясь, обращая внимание на правильность броска. Перед началом броска с места стать в полуоборот к направлению метания. Отставляя правую ногу назад, произвести замах правой рукой. Тяжесть тела передать на правую, слегка согнутую в колене ногу, левую ногу выпрямить не напрягая.
Правую руку с гранатой отвести вправо в сторону. Корпус наклонить вправо. Левая рука с винтовкой, направленной штыком влево, слегка прижата к левому боку (рис.21).

Поворачивая корпус влево за счет постепенного выпрямления правой ноги, подать правую руку локтем вперед. Граната, удерживаемая кистью правой руки, отклонена назад. Тяжесть тела постепенно перемещается на левую ногу. Винтовка со штыком, направленным в левую сторону и обязательно опущенным вниз, в левой руке (рис. 22).

Резким движением корпуса вперед за счет выпрямления правой ноги и передачи толчка от носка правой ноги через бедро и спину на руку, разгибая локоть, бросить гранату рывком кистью (рис. 23).
Граната в момент броска проносится над плечом, а не сбоку (иначе рывка не получится) и выбрасывается по окончании поворота корпуса влево. Правая нога, слегка согнутая в колене, приподнята. Тяжесть тела на левой ноге. Винтовка за счет рывка левой руки отведена назад. После броска гранаты и попадания в окоп, не задерживаясь, продолжать движение вперед. Если граната в окоп не попала, повторить бросок.
Наивыгоднейший угол для дальности и правильного направления броска - 43-45 градусов. Обращается внимание на следующее обстоятельство: если граната будет выброшена не в наиболее высоком положении кисти над плечом, а, предположим, раньше, она полетит вверх под большим углом и бросок на дальность сократится.
Если гранату выбросить позже этого момента, она резко полетит вниз и дальность также сократится. Наконец, если граната не будет пронесена над плечом, а сбоку, она отклонится в зависимости от момента выпуска ее из руки вправо или влево и в цель не попадет. Отсюда вывод: над техникой метания гранаты в цель необходимо серьезно работать, потому что одной силы и резкости еще недостаточно. Для меткого броска в цель нужна точность.
Следующее препятствие в преодолении полосы - частокол.
Перед преодолением частокола бег не замедляется, а несколько уменьшается длина шага, чтобы получить возможность для энергичного толчка вверх. Частокол преодолевается свободным прыжком, т. е. не используя в качестве опоры рук и ног. Следует отметить некоторую особенность и сложность этого прыжка.
Прыжок через частокол выполняется таким же способом, как и через барьер (применяемый в барьерном беге). Осложняется прыжок наличием повседневной одежды или лыжного костюма и винтовки со штыком, тогда как известно, что барьерный прыжок производится в спортивной форме.
Оттолкнувшись более сильной ногой (в данном случае левой), правую ногу, слегка согнутую в колене, с оттянутым носком, перенести через частокол. Левую ногу перенести через частокол согнутой в колене, отведенном в левую сторону. Винтовка подана штыком вперед. Левой рукой при переносе ноги через частокол сделать небольшой рывок (рис. 24).

Перепрыгнув через препятствие, опуститься на правую ногу, поставленную с пятки на носок во избежание скольжения, особенно на травянистом грунте. При этом винтовка резко подается вперед.
С шагом левой ногой вперед и резким рывком правой руки продолжать движение к очередному препятствию, постепенно усиливая скорость бега.
Последнее препятствие - окоп шириной в два метра. Его необходимо преодолеть прыжком "шагом". Не замедляя" бега, перед окопом произвести толчок более сильной ногой (в данном случае левой).
Правую ногу, с оттянутым вперед носком выбросить вперед.
Движению помогает вынесенная далеко вперед правой рукой винтовка (она как бы тянет вперед).
Левая нога слегка согнута в колене сзади. Левая рука движется назад, корпус наклонен вперед (рис.25).

Приземление после прыжка следует произвести на правую ногу и подготовиться к поражению штыком двух чучел и нанесению удара прикладом "сбоку". Совершив прыжок через окоп, изготовиться "к бою". Посылая винтовку штыком вперед, с шагом левой ноги произвести поворот на каблуке правой ноги ступней вправо. В момент окончания поворота выбросить винтовку вперед, схватив ее левой рукой выше прицельной колодки, а правой - за шейку приклада. Штык на высоте подбородка несколько отклонен влево. Тяжесть тела равномерно распределяется на обе ноги.
Корпус держать прямо (рис. 26). Изготовка "к бою" в движении производится под любую ногу, не замедляя ходьбы или бега.

Винтовку резко выбросить вперед и подхватить обеими руками, как показано на рис. 26.
Первое чучело поражается средним уколом. Для выполнения укола производится такое движение: выпад любой ногой (в данном случае левой) с одновременным рывком корпуса; резко посылая винтовку вперед, нанести укол. Тяжесть тела на левой ноге, правая нога вытянута, корпус наклонен вперед (рис. 27).

Сдающий нормы "ГТО" второй ступени по преодолению полосы препятствий перед нанесением среднего укола производит "отбив вниз направо". Отбив "вниз направо" применяется для защиты от укола противника в нижнюю часть туловища. Выполняется этот прием так: с левой стороны от чучела становится контролер или судья-контролер с тренировочной палкой, имеющей на конце мягкий наконечник в виде набитой концами или тырсой старой покрышки для мяча. В момент приближения сдающего нормы к чучелу за 2-3 шага он обозначает укол тренировочной палкой в нижнюю часть туловища. Сдающий нормы движением левой руки вначале на себя, а затем вперед вправо наносит удар цевьем по тренировочной палке. Локоть правой руки при этом опущен. После отбива "вниз направо" наносит средний укол.
Укол нанести на одну треть штыка и немедленно выдернуть штык (рис. 28), Моментом, для выдергивания штыка служит переход с каблука на носок ноги, которой был произведен выпад для нанесения среднего укола.

Выдернув штык, сделать поворот на носке правой ноги влево.
Левую ногу вынести и поставить на каблук, правая нога слегка согнута. Винтовка отведена до отказа назад (для предстоящего очередного укола), штык впереди в направлении движения.
Тяжесть тела на правой ноге, корпус слегка наклонен вперед (рис. 29). С шагом правой ноги вперед нанести короткий укол, не наклоняя корпуса вперед (одними руками). Правая нога выставлена вперед на всю ступню. Левая нога с немного приподнятой пяткой сзади. Винтовкой произведен укол на одну треть штыка (рис. 30). Выдергивая штык, повернуться направо на носке правой ноги. Левую ногу выставить вперед и снова отвести приклад назад.


При этом тяжесть тела - на правой слегка согнутой ноге. Левая нога свободно выставлена вперед. Корпус слегка наклонен. Винтовка - штыком вперед в направлении движения (рис. 31). Продолжая движение в новом направлении с правой ноги, винтовку подать вперед. Приблизившись к подставке с медицин" болом (или мешком с песком), резким движением винтовки влево, штыком вниз, с одновременным выпрямлением правой ноги нанести удар прикладом по медицинболу (мешку с песком). Правая нога, напряженно выпрямленная, на носке. Левая нога слегка согнута впереди. Корпус наклонен вперед. Винтовка, удерживаемая обеими руками, штыком вниз влево, прикладом, наносящим удар-вверх (рис. 32).


При сдаче норм "ГТО" второй ступени до удара прикладом сдающий нормы "ГТО" производит "отбив влево".
С правой стороны от подставки становится контролер или судья-контролер с тренировочной палкой с мягким наконечником. При приближении сдающего нормы к подставке с медицинболом или мешком с песком контролер обозначает укол тренировочной палкой в левую часть груди. Сдающий нормы быстрым движением левой руки влево и несколько вперед, разворачивая винтовку магазинной коробкой влево, производит удар цевьем по тренировочной палке.
После удара прикладом "сбоку" винтовку, резко подав штыком вперед, взять в правую руку и, не задерживаясь, начать бег до линии финиша. Добежав до линии финиша, принять положение для стрельбы лежа, как указано на рис. 4.

ПРЕОДОЛЕНИЕ ПОЛОСЫ ПРЕПЯТСТВИЙ ДЛЯ ЖЕНЩИН

Женщины преодолевают 150-метровую полосу препятствий "ГТО" в отличие от мужчин, имея 4 препятствия на полосе и производя метание гранаты в цель с 18-метровой дистанции до окопа.
Порядок преодоления полосы препятствия "ГТО" женщинами такой:

  1. Старт - положение лежа без винтовки, сумка с 3-мя гранатами и противогаз. Со старта до бревна бег 35 м.
  2. Преодоление 8-метрового бревна.
  3. После этого бег 15 м до палисада.
  4. Преодоление палисада прыжком "наступая".
  5. Бег 20 м до изгороди.
  6. Преодоление изгороди.
  7. Бег 27 м до линии метания гранаты в окоп.
  8. Метание гранаты в окоп на расстоянии 18 м.
  9. Бег 17 м до окопа, который в отличие от окопа для прыжка у мужчин делается шириной 1,5 м.
  10. Прыжок через окоп.
  11. После прыжка-бег"25,5 м до линии финиша.
  12. Финиш-принятие положения лежа, после чего фиксируется результат.

В 150-метровой полосе для женщин исключено: ползание, преодоление частокола, нанесение уколов штыком и удара прикладом.
Уменьшена ширина окопа для прыжка до 1,5 м и дальность метания гранаты до 18 м.
Способы преодоления полосы препятствий "ГТО" женщинами не отличаются от способов преодоления полосы препятствий "ГТО" мужчинами за исключением изгороди, которую женщины преодолевают любым способом. На наш взгляд преодоление изгороди женщинами следует производить вторым способом, изложенным в этой главе, с некоторыми изменениями.
Вместо толчка левой ногой перед приближением к изгороди стать левой ногой на нижнюю или среднюю жердь изгороди, а правую ногу перенести через верхнюю жердь и сесть на бедро правой ноги "в завес".
Дальнейшее преодоление изгороди производить в таком порядке, как это изложено при описании второго способа преодоления изгороди.

МЕТОДИЧЕСКИЕ УКАЗАНИЯ

Последовательное и методически правильное изучение преодоления полосы препятствий "ГТО" достигается продуманной системой обучения.
В данном случае обучение рекомендуется проводить по периодам, предусматривающим определенную организационную и методическую цель.

  1. период обучения - ознакомление с отдельными препятствиями и изучение способов преодоления их без отработки технических деталей.
  2. период обучения - технически правильное выполнение приемов и способов преодоления препятствий.
  3. период обучения - совершенствование в быстроте преодоления отдельных препятствий и полосы в целом на фоне изученной техники.

Обращается внимание руководителей занятий, что деление по периодам обучения условное и вызывается практической необходимостью. Механически отделять один период обучения от другого недопустимо. Обучение по периодам должно проводиться в непрерывной связи и представлять из себя определенную систему, а не отдельные оторванные этапы обучения.
Практическое обучение преодолению полосы препятствий проводится в такой последовательности:
Первый период обучения: руководитель знакомит обучающихся с полосой препятствий, способами преодоления отдельных препятствий и нормативами. Ознакомление проводится на первом занятии в виде организованного осмотра полосы и иллюстрацией - практическим показом основных способов преодоления препятствий.
Обучающиеся, построенные в колонну по два, переходят от препятствия к препятствию, обходя их справа и слева. Руководитель находится в центре между шеренгами. Обучающиеся во время рассказа и показа руководителя поворачиваются лицом к препятствию. В методике обучения это обстоятельство имеет большое значение, т. к. обучающиеся получают полное представление о препятствии и способе его преодоления.
Практический показ руководителю занятий не следует загромождать обширными обоснованиями, пояснениями и т. д. Необходимые пояснения следует излагать в краткой доступной форме.
Приступая к обучению преодоления отдельных препятствий, руководитель занятий производит показ приема в целом, а затем по элементам, сопровождая показ рассказом, поясняющим основы техники выполнения приема. Обучающиеся поочередно повторяют этот прием. Руководитель, наблюдая за правильностью выполнения приема, устраняет только грубые ошибки, влекущие за собой неправильное воспитание навыка, не обращая пока внимания на мелкие технические детали.
Такое положение допускается потому, что нецелесообразно с первых занятий загружать внимание обучающихся бесконечными исправлениями.
Во первых, это не дает, вопреки отдельным утверждениям, положительных результатов, во-вторых, сводит занятия к сплошной лекции.
Умение руководителя во-время найти и устранить основные ошибки, мешающие успешному освоению навыка в предолении того или иного препятствия, будет ценным вкладом в обучение.
Количество занятий на первый период обучения предусматривается в зависимости от контингента обучающихся, наличия полос препятствий, обеспечения в достаточном количестве необходимым инвентарем.
Второй период обучения предусматривает углубленное изучение техники преодоления отдельных препятствий. От обучающихся требуется точность и четкость выполнения каждого элемента и приема в целом.
Руководитель занятий, показав прием в целом и по элементам (а показ, как правило, должен повторяться на каждом занятии), обращает внимание обучающихся на две-три детали движения, наиболее характерные для правильного усвоения способа преодоления того или иного препятствия. При повторении показанного приема обучающимся руководитель, поправляя его, добивается технически правильного и четкого выполнения.
Руководитель "занятий не переходит к изучению последующего элемента, пока твердо не усвоен предыдущий.
В начале обучения руководитель занятий после показа лично следит за действиями обучающихся, расположенными вблизи от него, и поочередно проверяет каждого.
После нескольких занятий обучающимся дается задание, которое они выполняют самостоятельно, и в определенное время проверяются руководителем. Наконец, по мере выявления наиболее способных из состава обучающихся руководитель занятий после показа приема привлекает их для обучения на подгруппы в качестве помощников.
Доверять обучение помощнику руководитель занятий может после детальной проверки техники выполнения изучаемых приёмов самим помощником.
На этом заканчивается второй период обучения. Продолжительность этого периода для подготовки к сдаче норм "ГТО" определяется в зависимости от степени овладения обучающимся техникой преодоления отдельных препятствий.
Третий период обучения. Руководитель занятий, изучив основные элементы техники преодоления препятствий, требует от обучающихся наращивания быстроты в выполнении приемов.
Для обучения преодолению отдельных препятствий с нарастающей быстротой руководитель занятий, исходя из общего норматива для всей полосы, устанавливает для обучающихся время на преодоление отдельных препятствий и систематически проверяет их на время.
Это обстоятельство создает у обучающихся определённый спортивный интерес к занятиям.
Комплексная тренировка проводится в конце занятий в быстром темпе. В комплексную тренировку включаются два или несколько видов полосы препятствий, например: переползание и преодоление бревна или же метание гранаты, преодоление частокола, прыжок через окоп и рукопашный бой. Занятия заканчиваются ходьбой.
Урок по преодолению полосы препятствий "ГТО" рекомендуем строить из трех частей: вводной, основной и заключительной но такому же принципу, как строятся уроки по гимнастике и легкой атлетике.
Продолжительность урока - 50 минут, распределяемых: на вводную часть 5-10 минут, основную часть-30--40 минут и заключительную-5-10 минут.
Вводная часть урока включает: изучение строевых упражнений, команд, общеразвивающих упражнений и специальных упражнений, подобранных из элементов преодоления полосы препятствий "ГТО".
Руководитель занятий должен научить обучающихся построению в одну и две шеренги, равнению, поворотам, строям отделения и перестроениям в строях отделения. Подготовительные упражнения (специальные) подбирать из элементов отдельных видов полосы препятствий, изученных ранее. В подготовительные упражнения можно также включать новые нетрудные по выполнению элементы. Например, если в основной части урока будет изучаться средний укол, то в подготовительные упражнения вводной части урока рекомендуется включать упражнения с выпадами.
При наличии достаточного количества учебных винтовок или макетов винтовок в подготовительные упражнения следует включать элементы рукопашного боя.
В основной части урока изучаются все виды полосы препятствий: положение для стрельбы лежа и "вскакивание" для бега, переползание, преодоление бревна, изгороди, палисада, метание гранаты, преодоление частокола, прыжок через окоп и рукопашный бой.
Исходя из количества отведенного времени, в основной части урока изучаются три-четыре вида преодоления полосы препятствий. Например, преодоление бревна, метание гранаты на дальность, средний укол или же переползание, преодоление палисада, метание гранаты в цель, отбив влево с ударом прикладом сбоку.
Учитывая ограниченность отведенного на изучение и тренировку преодоления полосы препятствий "ГТО" времени, руководителям занятий рекомендуется обучение переходу в положение для стрельбы лежа и "вскакивание" для бега иллюстрировать правильным показом и рассказом.
Из существующих способов переползания изучить один "на получетвереньках", а со способами переползания "по-пластунски" и "на боку" ознакомить в процессе занятий.
Метание гранаты в цель изучить способом-"из-за спины через плечо" с места. Обучение метанию гранаты с разбега проводить в том случае, если обучающиеся не могут выполнить броска с места на дальность 35 м.
Приемы боя винтовкой со штыком изучить в объеме, указанном в тематическом плане. В преодолении остальных препятствий изучить основные способы, указанные в разделе "Техника преодоления препятствий", а с дополнительными - ознакомить. В преодолении отдельных препятствий и комплексной тренировке обращать основное внимание на быстроту, не забывая при этом следить за техникой выполнения движения.
Заключительная часть урока включает такие же упражнения, какие предусматриваются для гимнастической и легкоатлетической секций.
Приступая к обучению техники преодоления препятствий, необходимо на первых занятиях ознакомиться с составом занимающихся и выявить уровень их физической подготовки. Данные эти необходимы для распределения занимающихся на группы, а также для правильного подбора и прохождения материала в каждом уроке.
Руководителю занятий по преодолению полосы препятствий следует избегать всякого рода ненужных "упрощений" с целью облегчения (укол штыком в воздух, изучение метания гранаты без гранаты и т. д.),
Применение в методике обучения такого рода "облегчений" наносит вред обучению, не только не способствуя ускорению изучения навыка, а наоборот удлиняя обучение и тренировки.
В методике изучения приемов и способов преодоления отдельных препятствий полосы "ГТО" необходимо обратить внимание на следующее:
1. Переход в положение для стрельбы лежа. Выполнять быстро, резкими, не размашистыми движениями. На шагу и особенно на бегу (перед финишем), принимая положения для стрельбы лежа, выставить правую ногу вперед в сторону на каблук, чтобы предотвратить скольжение, а главное, задержать движение корпуса и избежать падения.
2. Ползание "на полу четвереньках". Производя переползание, носки ног оттянуть, чтобы избежать торможения. Руки ставить на предплечья. При передвижении корпуса вперед отталкиваться правой (левой) ногой, разворачивая ступню каблуком во- внутрь. Подтягивание колена к груди и отталкивание производить энергично. Следить за тем, чтобы обучающиеся не ставили рук на кисти и не поднимали голову.
3. "Вскакивание". "Вскакивание" дает возможность быстро перейти из положения лежа к бегу. Движения производить резко. При выставлении правой ноги вперед не делать большого выпада. Принятое положение после выставления правой ноги вперед проходит на низкий старт после команды "внимание". Первый шаг после вскакивания сделать короткий, чтобы обеспечить наклон корпуса при беге. Работа рук должна быть энергичная. Не допускать вместо "вскакивания" вставание. Нельзя также допускать неподвижного положения винтовки во время бега.
4. Преодоление бревна. Основное в преодолении бревна - сохранение равновесия, и на эту особенность должно быть обращено внимание.
Предварительное изучение и тренировка в равновесии на бревне проводится в секциях гимнастики и общей физической подготовки.
При этих условиях руководитель занятий может добиваться правильного воспитания для дальнейшего совершенствования навыка.
На занятиях по преодолению полосы препятствий обучение преодолению бревна, как правило, проводится в повседневной одежде с оружием.
Для новичков, не прошедших предварительной подготовки в секциях, в виде исключения допускается обучение преодолению бревна без оружия, но в отдельной составленной для этой цели группе
Обучение преодоления бревна необходимо начинать с медленного передвижения, обращая все внимание на сохранение равновесия.
Когда обучающиеся освоят равновесие, нужно перейти к постепенному усилению темпа.
Увлекаться быстротой преодоления бревна не следует, так как времени на этом препятствии много нельзя выиграть, а при вынужденном соскоке потерять можно много. Кроме этого, при беге по бревну не исключена возможность падения с вытекающими из этого последствиями. Соскок с бревна произвести после пересечения отметки в виде линии, обозначенной на бревне на расстоянии 50 см от конца. В противном случае сдающий нормы "ГТО" будет снят за нарушение правил преодоления полосы препятствий. В начале обучения соскок производить с опорой левой рукой; женщинам этот способ рекомендуется как основной. Не допускать приземления обучающихся на одну ногу.
5. Преодоление палисада. Преодолеть палисад нужно быстрым движением, не поднимая корпуса над препятствием. В обучении на этом следует сосредоточить внимание. Быстрота преодоления палисада достигается в том случае, если руководитель правильно и последовательно покажет элементы движений и потребует точного выполнения их. Всякое препятствие, а особенно палисад, необходимо не только преодолеть, но и использовать. Поэтому, осуществляя переход через препятствие, в последний момент нужно резко оттолкнуться опорной ногой и сделать подальше шаг вперед свободной ногой. Следить за тем, чтобы корпус проходил над препятствием возможно ниже.
6. Преодоление изгороди. Преодоление изгороди происходит, когда обучающийся затратил уже много сил, вследствие чего движение становится неточным и по результатам недостаточно эффективным. Часты случаи применения нескольких попыток для преодоления изгороди и даже падений с препятствия. Происходит это потому, что обучению не было уделено должного внимания. Ответственный момент в преодолении изгороди - толчок, обеспечивающий опору ногой о препятствие. Следовательно, на толчке должно быть сосредоточено основное внимание руководителя. Однако было бы ошибочно изучать толчок, отделяя его от бега. Изучение толчка при медленном темпе бега можно допустить, но ни в коем случае не исключать последний. Правильно будет, когда руководитель потребует от обучающегося, приближающегося к изгороди, замедлить бег и, перейдя на мелкие шаги, произвести сильный толчок, используя опору левой руки. Перейдя в упор на препятствие, не останавливая движения, перенести левую ногу над препятствием и стать на нее впереди препятствия.
При преодолении изгороди не допускать: постановки ноги в упор о стойку (ногу ставить ступней на жердь), опускание приклада назад и выпрямление корпуса на препятствии.
7. Метание гранаты в окоп. Изучая технику метания гранаты, на первых занятиях броски производить, начиная с дистанции 10-15 м, постепенно увеличивая дальность бросков, чтобы подготовить связки и мышцы руки к резким движениям. Последующие занятия использовать полностью на метание гранаты в цель, добиваясь максимального количества попаданий. Для обучающихся будет интересно, если руководитель организует соревнования на большее количество попаданий в цель (окоп) из определённого количества бросков. В комплексной тренировке метанию гранаты должно быть уделено большое внимание. Правильное воспитание навыка метания гранаты может быть достигнуто в том случае, если гранату метать после преодоления изгороди и бега. Руководитель это должен учесть и отведенное в тематическом плане время на комплексную тренировку использовать для этой цели, т. е. сочетать бег с метанием гранаты после преодоления изгороди.
8. Преодоление частокола. Преодоление частокола производится стилем прыжка, применяемого в барьерном беге. Частокол преодолевается не в спортивной, а в повседневной форме и обуви с винтовкой. Опора о препятствие рукой или ногой не разрешается. Сдающий нормы "ГТО", допустивший опору о препятствие, снимается. Перечисленные обстоятельства заставляют уделить изучению преодоления этого препятствия много времени и внимания. Прежде всего, нужно освоить толчок, имеющий и в преодолении этого препятствия большое значение. Когда обучающийся освоил толчок н начинает свободно преодолевать препятствие, следует обратить внимание на перенос правой (левой) ноги, а она переносится через препятствие с отведенным коленом и носком в сторону. Обучив выполнению этих движений, перейти к комплексной тренировке в сочетании с бегом, а в дальнейшем проследить, как обучающийся использует полученный навык при преодолении всей полосы на данном препятствии.
9. Прыжок через окоп. Руководителю обратить основное внимание на вынос правой ноги и винтовки при производстве прыжка. Правая нога во-время прыжка через окоп впереди потому, что для экономии времени обучающийся после приземления изготавливается "к бою" для нанесения уколов, отбивов и удара прикладом. Не допускать, чтобы обучающийся после прыжка приземлялся на обе ноги, т. к. это приводит к бесполезной потере времени в преодолении всей полосы препятствий "ГТО", и чтобы винтовка не оставалась не вынесенной вперед.
10. Нанесение уколов штыком, удара прикладом и производство отбивов. Изучение уколов штыком и удара прикладом "сбоку", а для сдачи норм "ГТО" II ступени отбивов "вниз направо", и "влево" производить по отдельным элементам и комплексно. В изготовке к бою обратить внимание, чтобы тяжесть тела равномерно распределялась на обе ноги, положение корпуса было прямым с несколько отведенным назад правым плечом.
Нанося средний укол винтовкой в одной плоскости, производить полный выпад ногой. Использовать инерцию движения, силу рук и наклон корпуса во время нанесения укола. Избегать отклонения корпуса назад и нанесения слабого укола не в одной плоскости. Выдергивать штык энергично, отводя приклад до отказа назад. Короткий укол производить одними руками, не наклоняя корпуса вперед. Особое внимание обратить на повороты при прохождении "пятачка". Как правило, поворот производить на носке выставленной вперед ноги, не допуская топтания на месте или же подлаживания укола под правую ногу (чему подвержены все новички). Руководителю учесть и довести до сведения обучающихся, что элемент времени в применении холодного оружия имеет первостепенное значение. Отсюда требования к экономным движениям, быстроте выдергивания штыка, резкости уколов и точности поворотов не случайны, а вполне обоснованы и необходимы.
Отбивы производить резко коротким неразмашистым движением. После отбива немедленно наносить укол штыком или удар прикладом. Обучая нанесению уколов, отбивов и ударов прикладом, придерживаться последовательности, изложенной в тематическом плане. Полезно для освоения изученных элементов создавать различную учебно-тактическую обстановку в чередовании уколов, отбивов и ударов прикладом. Обращается внимание руководителей на правильное поражение чучел после прыжка через окоп.
Комплексная тренировка. Комплексная тренировка проводится после изучения отдельных препятствий. Задачи тренировки - объединить отдельные элементы в законченное упражнение. Изучая отдельные препятствия, мы вынужденно отклоняемся от общей дели. Вместо преодоления препятствий в определенном темпе, преодолевать их произвольно, не давая обучающимся физической нагрузки. В комплексной тренировке это устраняется, а следовательно, достигается выполнение поставленной дели. Рекомендуем при проведении комплексной тренировки объединять такие виды положений, движений или приемов как, например, переползание со "вскакиванием" для бега, бег с преодолением бревна, палисада или частокола, преодоление изгороди с метанием гранаты, прыжок через окоп с рукопашным боем. Это дает возможность добиться хорошего изучения полосы препятствий в целом. Для заинтересованности обучающихся и при проведении комплексных тренировок по преодолению препятствий следует вводить элементы соревнования на лучшее техническое выполнение и быстроту. Руководитель обязан на основе общего норматива для преодоления полосы препятствий составить нормативы и требования для комплексных тренировок и после каждой проведенной тренировки отмечать результаты. Комплексной тренировкой достигается правильная оценка сильных и слабых сторон обучающегося на преодолении каждого препятствия, а также своевременно обращается внимание на недостатки в обучении. Кроме этого, создается полное представление о подготовленности обучающихся к выполнению основного требования-сдачи норм на значок "Готов к труду и обороне СССР".

ПЛАНИРОВАНИЕ И ОРГАНИЗАЦИЯ ЗАНЯТИЙ

Полоса препятствий "ГТО" состоит из упражнений, включающих элементы легкой атлетики (бег, метание гранаты, прыжки), гимнастики (равновесие и опорные прыжки), фехтования (приемы боя винтовкой со штыком).
В коллективах физической культуры предприятий, учреждений, учебных заведений и т. д., где проводится подготовка значкистов "ГТО", элементы преодоления полосы препятствий обычно включаются в уроки секций: гимнастики, общей физподготовки, рукопашного боя и легкой атлетики. Практические занятия в этих секциях проводятся в виде уроков, состоящих из трех частей: вводной, основной и заключительной.
Вводная и заключительная части урока составляются из общеразвивающих упражнений, наиболее характерных для перечисленных видов спорта.
Способы преодоления отдельных препятствий и полосы в целом включаются и изучаются в основной части урока.
Такая система планирования и организации занятий по преодолению полосы препятствий "ГТО" правильно разрешает задачу подготовки обучающихся к сдаче норм "ГТО" по преодолению полосы препятствий.
Однако в практике работы физкультурных организаций, к сожалению, имеют место существенные недостатки, а иногда и грубых нарушения в организации и методике проведения занятий по преодолению полосы препятствий "ГТО". Руководители занятий по физической культуре, не имеющие достаточной технической и методической подготовки, подменяют систематическую работу "натаскиванием".
Пренебрегая постоянным изучением элементов техники преодоления отдельных препятствий, очи требуют от обучающихся преодоления всей полосы препятствий на время.
Добившись после нескольких попыток обучающихся преодоления полосы препятствий в установленное время, руководитель занятий считает свою задачу выполненной.
Следует отметить, что обучение таким "методом" приносит только вред.
Совмещение занятий легкой атлетикой с преодолением полосы препятствий в одном уроке потребовало от руководителей занятий по физической подготовке обеспечения полноценного изучения каждого из этих видов. Однако в практике проведения занятий наблюдаются весьма существенные нарушения.
Как правило, на изучение элементов полосы препятствий "ГТО" в основной части урока время отводится только на один вид, например, метание гранаты или преодоление бревна, из трех- четырех видов, предусмотренных в уроке (бег 100 м, прыжок в высоту, метание гранаты, бег на 1000 м).
Не трудно подсчитать, что при таком планировании входящие в полосу препятствий "ГТО" отдельные виды как то: переползание, бег, преодоление бревна, преодоление палисада, преодоление изгороди, метание гранаты, преодоление частокола, преодоление окопа и рукопашный бой, если занятия по легкой атлетике проводятся два раза в неделю, будут повторяться лишь через месяц.
Следовательно, чтобы добиться высокого качества обучения и тренировок по преодолению полосы препятствий "ГТО" в секциях гимнастики, рукопашного боя и легкой атлетики, необходимо перестроить систему организации и методику проведения занятий.
Существующие неправильные взгляды на возможность обучения преодолению полосы препятствий "ГТО" в определенный сезон, т. е. в весенне-летний период следует решительным образом отвергнуть.
В практике работы секций гимнастики, рукопашного боя легкой атлетики следует предусмотреть методически последовательное проведение занятий по преодолению полосы препятствий "ГТО" в течение всего года. Руководителям занятий по физкультуре, учитывая изложенные обстоятельства, следует обучать равновесию, рукопашному бою и различного рода прыжкам на занятиях соответствующих секций в осенне-зимний период.
С переводом занятий на летние площадки изученные элементы отдельных видов полосы должны быть освоены и в совершенстве изучены в действительной конкретной обстановке.
Только при условии выполнения перечисленных требований задача подготовки к сдаче норм "ГТО" по преодолению полосы препятствий в спортивных секциях будет успешно разрешена.
Коллективам физической культуры, где нет спортивных секций, а работа по "ГТО" в основном проводится секциями общей физической подготовки, рекомендуется занятия по преодолению полосы препятствий "ГТО" проводить в виде самостоятельных (специальных) уроков. Проведение самостоятельных (специальных) уроков по преодолению полосы препятствий "ГТО" предусматривает:

  1. Целеустремленность урока и повышение ответственности руководителя за качество его проведения.
  2. Целенаправленность в организационной подготовке к уроку.
  3. Возможность систематизировать материал и методически последовательно построить занятия.

Приступая к организации занятий по преодолению полосы препятствий "ГТО", необходимо составить тематический план, в котором изложить объем изучаемого материала и распределить прохождение его по времени. Цель предлагаемого тематического плана - показать целесообразную последовательность изучения элементов преодоления полосы препятствий.
Тематический план составляется на определенный период обучения. В данном случае план составлен на десять занятий, т. е. на период, по нашему мнению, достаточный для обучения и тренировки к сдаче нормы на значок "Готов к труду и обороне" по преодолению полосы препятствий. В процессе проведения занятий в тематический план несомненно могут вноситься соответствующие дополнения и исправления к расчету времени прохождения того или иного вида полосы препятствий в зависимости от состава обучающихся и степени усвоения отдельных видов полосы препятствий "ГТО".
В секциях общей физической подготовки следует предусмотреть определенную систему в обучении сдачи норм "ГТО". В частности, обучению преодоления полосы препятствий "ГТО" должны предшествовать занятия по гимнастике (февраль-апрель). На этих занятиях изучаются элементы равновесия, переползания, опорных прыжков.
Обучение по предлагаемому тематическому плану в преодолении отдельных препятствий и полосы в целом можно начать с апреля месяца.
В мае месяце обучающиеся должны быть подготовлены к сдаче норм "ГТО" по преодолению полосы препятствий.
Занятия по преодолению полосы препятствий проводятся в повседневной летней или спортивной форме. Одежда мужчин: гимнастерка или куртка, военные или лыжные брюки, обувь произвольная; для женщин - полурукавка или блузка и обязательно лыжные брюки. Обувь произвольная на низком каблуке.
Руководитель обязан предварительно проинструктировать своих групповодов и лично убедиться в степени технической и методической подготовленности каждого из них. Неподготовленные групповоды, а тем более случайные люди, как это иногда практикуется в физкультурных коллективах, к проведению занятий допускаться не должны.
Перед началом занятий руководитель просматривает препятствия и принимает необходимые меры к устранению обнаруженных неисправностей. Руководитель обязан вести систематический учет посещаемости занятий и иметь по каждому отдельному виду полосы препятствий оценки успеваемости. Ведение такого учета позволяет руководителю точно знать степень подготовленности каждого обучающегося к сдаче норм "ГТО" по преодолению полосы препятствий или к спортивным соревнованиям.

ОРГАНИЗАЦИЯ И ПРОВЕДЕНИЕ СОРЕВНОВАНИЙ

В приказе Всесоюзного комитета по делам физкультуры и спорта при Совете Министров СССР от 22-го августа 1946 года № 418 "Об улучшении работы физкультурных организаций по комплексу "Готов к труду и обороне СССР" и об изменениях в нормативах комплекса" отмечено, что физкультурные организации и комитеты по делам физкультуры и спорта нарушили положение о комплексе "ГТО", предусматривающее в качестве основной формы сдачи норм - спортивные соревнования.
Сдача норм по комплексу "ГТО" свелась к организации испытаний, проводимых на низком организационном и спортивном уровне, без соблюдения соответствующих правил соревнований и без должной требовательности к участникам. Всесоюзный комитет по делам физкультуры и спорта потребовал от всех физкультурных организаций, как правило, проводить прием норм комплекса "ГТО" в форме соревнований.
На основании этого приказа вся работа по комплексу "ГТО", в частности по преодолению полосы препятствий, должна быть перестроена.
Соревнования по преодолению полосы препятствий должны проводиться после определенного периода прохождения обучения и тренировки обучающихся. Руководитель занятий обязан на первых занятиях ознакомить обучающихся с нормативами комплекса "ГТО" по преодолению полосы препятствий и систематически следить за успехами каждого обучающегося, чтобы во-время и хорошо подготовленным выставить его на соревнования. Соревнования по преодолению полосы препятствий районные и городские могут проводиться внутри физкультурного коллектива между бригадами, цехами, группами, факультетами и т. д. Для руководства соревнованиями создается оргкомитет или комиссия по подготовке и проведению соревнований и судейская коллегия. Минимум за две недели до начала соревнований физкультурники должны быть оповещены о порядке, программе и условиях проведения соревнований. От бригад, цехов, групп, факультетов за 3-5 дней до начала соревнований подаются заявки на участие в соревнованиях.
Организуя соревнования по преодолению полосы препятствий, необходимо проверить состояние препятствий и произвести разметку полосы, а также подготовить необходимый для соревнований инвентарь: учебные винтовки, тренировочные палки, мешки с песком или медицинболы, флажки, секундомеры и т. д. Особое внимание следует обратить на организацию врачебного контроля, установив на соревнованиях дежурство медицинских работников. В положении о проведении соревнований по преодолению полосы препятствий на сдачу норм комплекса "ГТО" должны быть указаны соответствующие требования и доведены до сведения участников соревнований.
Обязательные требования, предъявляемые к участнику соревнований по преодолению полосы препятствий, сводятся к следующему:

  1. Одежда участника - повседневная летняя или лыжный костюм. Обувь произвольная. Наличие головного убора и сумки для гранат.
  2. Снаряжение-винтовка со штыком или макет соответствующего веса и габаритов, противогаз и три гранаты в сумке.
  3. Старт и финиш - положение для стрельбы лежа.
  4. Обязательно преодолеть все препятствия, попасть гранатой в окоп и поразить чучела. Не выполнившим эти требования норма не засчитывается.
  5. До момента попадания гранаты в окоп сдающий нормы "ГТО" не имеет права продолжать бег.
  6. В случае прибытия на финиш без снаряжения или без какой-либо части одежды нормы "ГТО" не засчитываются.

Для наблюдения за правильностью преодоления препятствий из состава комиссии по приему норм "ГТО" в низовом коллективе и судейской коллегии на районных и городских соревнованиях выделяются контролеры или судьи-контролеры, обязанные наблюдать за правильностью прохождения полосы препятствий.
На соревнованиях по сдаче норм на значок "Готов к труду и обороне" должно присутствовать не менее 3 членов комиссии, которые подписывают соответствующий протокол. Результаты соревнований должны немедленно доводиться до участников и зрителей путем вывешивания на видном месте протоколов, объявлений по радио и т. д.
Как правило, судейской коллегии или комиссии по приему норм "ГТО" должно строжайше вменяться в обязанность оформлять протоколы и подводить итоги непосредственно после проведения соревнований.
Всякого рода промедления и отклонения в этом вопросе недопустимы. Организаторы соревнования должны помнить, что в процессе соревнований проверяется не только подготовка соревнующихся, но организованность и подготовка лиц, проводящих соревнования. Чем лучше организованы и подготовлены соревнования, тем больше успеха в работе по вовлечению широких масс трудящихся в физкультурное движение, тем активнее участие их в сдаче норм на значок "Готов к труду и обороне СССР".