Краткое содержание
Понятие психологической подготовки.
Определения психологической подготовки, ее сущностное содержание,
фактор новизны и его роль в формировании и проявлении психологических
качеств, психологический механизм, организация и проведение психологической
подготовки в ходе обучения, воспитания и собственно психологической
подготовки.
Содержание общей, целевой и специальной психологической подготовки.
Организация психологической подготовки.
Направления психологической подготовки, принципы ее организации.
Роль и место психолога в проведении психологической подготовки.
Психологическая модель современного боя.
Задачи психологической подготовки, форма и способы их реализации
при обучении вождению боевых машин и в ходе тактической подготовки.
Понятие психологической подготовки
Психологическая подготовка военнослужащих это система целенаправленных
воздействий, имеющая целью формирование и закрепление у воинов психологической
готовности и устойчивости, преимущественно на основе самосовершенствования
личностных и развития профессионально важных качеств, приобретения
опыта успешных действий в моделируемых экстремальных условиях боевой
обстановки.
Более доступное понимание сущности психологической подготовки было,
на наш взгляд, сформулировано известным русским физиологом И. П.
Павловым: "Дело тут не только в силе взаимодействующих раздражителей,
сколько в их новизне... Главная реакция пассивно-оборонительного
рефлекса имеется не на силу, а на новизну".
Почему в приведенной цитате на наш взгляд изложена сущность психологической
подготовки? О чем идет речь? В ходе обучения и воспитания любого
специалиста военнослужащего предусмотрено формирование широкого
спектра необходимых для выполнения профессиональной деятельности
качеств. И в целом задача решается успешно. Однако опыт боевых действий
показывает, что не каждое качество ранее сформированное может проявиться
у военнослужащего при изменении условий деятельности (погоды, рельефа
местности, видимости, огневого воздействия и др.), особенно при
переходе к ведению реального боя. Есть очень много примеров, когда
воин успешно поражает мишень на учебных занятиях и далеко не лучшим
образом ведет стрельбу при изменении условий боя, когда пассивно-оборонительные
рефлексы фактически способствуют неадекватному обстановке поведению
воина и снижает результативность боевой деятельности.
То есть фактор новизны порой играет решающую роль в проявлении у
человека ранее сформированных качеств, а значит в выполнении упражнения.
И задача состоит в том, чтобы еще в мирное время, в ходе обучения
и воспитания, предусмотреть и поставить обучаемого в такие условия,
в которых будут выработаны необходимые для выполнения боевой задачи
психологические качества. Другими словами, в ходе повседневной учебно-боевой
подготовки до минимума сократить все то новое, неизвестное, с чем
человек может встретиться в бою.
Каков психологический механизм психологической подготовки? За счет
каких внутренних и внешних воздействий на психику военнослужащего
осуществляется ее влияние? На эти и другие вопросы можно получить
ответ, если подойти к пониманию основной теоретической и практической
задачи психологической подготовки это целенаправленное формирование
и закрепление у военнослужащих психических образов модели их предстоящих
или будущих действий. И логика здесь должна быть такова чем большее
количество предстоящих психических образов максимально соответствующих
боевой обстановке мы сформируем у военнослужащего, тем меньше вероятность
его попадания в ситуацию неопределенности, неизвестности, которая
как правило влечет за собой срабатывание у человека пассивно-оборонительного
рефлекса, а следовательно неадекватные действия.
Для большего понимания этого вопроса, рассмотрим, что по существу
представляет собой психический образ действия?
Психический образ, или другими словами, что человек увидел, услышал,
пережил и т.д. представляет собой не что иное как психологическую
модель действия (боя) в сознании воина. Это не снимок на котором
запечатлена какая либо ситуация, а значительно большее. Это достаточно
сложный во времени процесс отражения не только объективной действительности,
но и воссоздание ранее пережитых, увиденных и т.д. образов, с целью
построения будущей деятельности воина, адекватной реально сложившейся
ситуации. Регулятором такой деятельности выступают мотивы и потребности
военнослужащего, его установка, а операциональной структурой - профессиональные
действия. То есть методологически будет верным, если мы в ходе всей
повседневной деятельности по организации психологической подготовки
свои условия будем направлять на формирование как понятийной, так
и образной основ модели предстоящих действий.
При этом очень важно учитывать, что образ выполнения того или иного
действия определяется как его предметным содержанием (куда, как,
с кем идти, что взять с собой), так и его значимостью для военнослужащего
(а надо ли туда идти). Можно прекрасно быть подготовленным в профессиональном
отношении с точки зрения умения водить, летать, осуществлять походы
и т. д., иметь достаточно развитые профессиональные качества, но
если не будут развита понятийная основа модели предстоящих действий,
являющаяся первоосновой смысловой установки на поведение в бою,
с большой достоверностью можно утверждать, что с должной эффективностью
задание выполнено не будет.
В этой связи при организации психологической подготовки важно исходить
из принципа опережающего формирование понятийной основы модели боевых
действий по отношению к образной. Это значит, что любой замысел
в реализации психологической подготовки должен получать свое начало
посредством активизации убеждений в необходимости и важности поставленных
задач, закреплении мотивационных установок, накопления представлений
об условиях боя и т.д. В этих целях может широко применяться оправдавшие
себя методы психологической подготовки связанные в основном со словесным,
устным воздействием командиров, других специалистов на психику личного
состава - убеждение, внушение и т.д.
Однако одной только установки для решения задач психологической
подготовки крайне недостаточно. Успешность действий воина во многом
зависит от того, насколько сформированные у него психические образы
соответствуют реальной действительности. Для этого воин должен чувственно
наполнить психический образ модели боевой работы: выполнять практически
действия в ходе тренировок, учений, стрельб, пусков ракет днем и
ночью. В этих условиях можно широко использовать методы позволяющие
закрепить образную основу модели боя посредством закалки необходимых
профессионально важных качеств. Они могут включать в себя: упражнения
и тренировки на специальных тренажерах, имитаторах, учебных полях,
на аэродромах; физические и спортивные упражнения по преодолению
специальных полос препятствий, заграждений, завалов, водных рубежей;
специальные спортивные игры и состязания; психологические упражнения
для целенаправленного развития познавательных, эмоциональных и волевых
качеств; психологический тренинг по сколачиванию коллектива, формированию
совместимости, коллективизма, взаимозаменяемости и др.
В науке сформировалось значительное число различных подходов к пониманию
организации и проведению психологической подготовки. Не ставя задачу
их анализа, мы исходили из того, что психологическая подготовка
осуществляется в ходе воспитания (воспитательными структурами),
обучения (органами боевой подготовки) и при проведении мероприятий
собственно психологической подготовки. Учитывая то обстоятельство,
что обучение, воспитание и собственно психологическая подготовка
тесно между собой взаимосвязаны и взаимообусловлены, очень важно
рассмотреть, каковы же качества, свойства, психические процессы
и состояния формируются в каждой из перечисленных областей.
Осуществляя самый общий анализ, мы можем констатировать, что в процессе
воспитания у военнослужащих вырабатываются навыки и привычки поведения
в различных условиях, а следовательно развиваются волевые качества;
осуществляется развитие эмоционально-волевой сферы личности и ее
адаптации к новым условиям; военнослужащие целенаправленно ориентируются
на преодоление возможных трудностей в боевых условиях, им прививается
стойкость, отвага, храбрость, мужество, убежденность в правоте своих
действий и др.
В процессе обучения формируются и закаляются необходимые для успешной
защиты Отечества морально-боевые качества и чувства (то же мужество,
стойкость, смелость, решительность, инициативность, готовность к
бою, чувство коллективизма), активизируются мотивационные установки;
посредством накопления соответствующих знаний, формируются представления
о современном бое, а закрепление навыков и умений способствует развитию
психологической готовности, устойчивости и др.
Однако сводить психологическую подготовку только к обучению и воспитанию
было бы неверным. обучение и воспитание гораздо шире по решаемым
задачам, чем психологическая подготовка. Существует целый ряд таких
задач, особенно по формированию, развитию и закалке необходимых
для выполнения боя психологических и специальных качеств, которые
могут быть решены только в процессе психологической подготовки.
Например, закрепление и развитие навыков и умений, необходимых для
выполнения конкретной задачи; активизация черт познавательных процессов,
мотивов, способностей, характерных для того или иного военного специалиста,
или таких специальных качеств бойца как осмотрительность, глазомер,
мышление, координация движений, устойчивость к перегрузке и др.
То есть, наряду с обучением и воспитанием, в процессе которых частично
осуществляется психологическая подготовка, решается ряд задач, позволяющих
нам сделать вывод, что она является самостоятельной, имеет свои
пути, средства, формы и методы (аутотренинг, накопление представлений
о ситуациях боя и адаптация к ним, психокоррекция, психореабилитация
и др.). Именно данное обстоятельство зачастую вносит некоторую неопределенность
в вопросы, касающиеся организации психологической подготовки.
В этой связи очень четко важно различать содержание общей, специальной
и целевой психологической подготовки. Так, в ходе общей психологической
подготовки, которая осуществляется в процессе обучения и воспитания,
формируются необходимые для боя профессионально важные качества
(мужество, героизм, храбрость и др.), которые должны соответствовать
общим целевым установкам и требованиям, предъявляемым к личному
составу.
Специальная психологическая подготовка менее связана с обучением
и воспитанием и более приближена к самостоятельной психологической
подготовке к выполнению поставленной задачи. Ей в большей мере присущи
специфические методы (тренажи, идеомоторные тренировки, изучение
основных признаков целей и др.). В ходе специальной психологической
подготовки решаются вопросы по осознанию боевой задачи, убеждению
воинов в необходимости беспрекословного ее выполнения, активизации
в этих целях готовности и других специфических профессионально важных
качеств. Именно в ходе специальной психологической подготовки в
наибольшей мере решаются вопросы по снижению элементов неизвестности
в общей системе предстоящих действий, формируются и активизируются
специфические качества необходимые именно для выполнения данной
задачи.
Целевая психологическая подготовка проводится к конкретному бою,
к конкретному полету, походу, пуску и т. д. Она наименее связана
с обучением и направлена на подъем активности личного состава, мобилизацию
его психики на выполнение поставленной задачи.
Организация психологической подготовки
Основными направлениями психологической подготовки военнослужащих
являются: формирование у воинов научно-обоснованных знаний о боевых
действиях, представлений о будущей войне, убеждений, готовности
к подвигу, совершению самоотверженных поступков во имя победы над
врагом; повышение уровня психологической устойчивости и выносливости
военнослужащих, выработка непритязательности, неприхотливости, умеренности
в желаниях и потребностях; привитие доверия к командирам и начальникам,
установки на беспрекословное повиновение и послушание, благонадежности
и лояльности к политике государства; снижение психических травм,
повышение уровня профессиональных и боевых навыков и умений, физиологической
и психологической выносливости военнослужащих.
Эффективность проводимой работы будет во многом зависеть от того,
насколько пунктуально будут соблюдаться принципы психологического
моделирования противоборства с противником; профессионально-тактической
обусловленности содержания психологической подготовки решаемым задачам
в различных видах Вооруженных Сил и родах войск, обеспечения безопасности
действий в ходе выполнения упражнений и тренировок. Кроме того очень
важно соблюдать психологическое соответствие учебных и боевых задач;
проблемность создаваемых учебно-боевых ситуаций; психологическое
противоборство моделирующее адекватность психических состояний и
действий условиям боя.
Невольно возникает вопрос - кто и где будет осуществлять подобную
содержательную работу по организации психологической подготовки?
В существующих ныне нормативно-правовых документах регламентирующих
проведение психологической подготовки подчеркивается, что ее организация
возложена как на психологов находящихся в структурах боевой подготовки,
так и на психологов воспитательных структур.
Накопленный опыт работы показывает, что результативность деятельности
офицеров-психологов органов боевой подготовки выше там, где основное
их внимание сосредотачивается на осуществлении психологического
анализа видов боевой деятельности; выработке рекомендаций по формированию
необходимых профессионально-важных качеств в процессе боевой учебы;
разработке психологических моделей занятий, учений, маневров и выработке
предложений командирам по созданию оптимальных уровней психической
напряженности личного состава средствами имитации психологических
факторов боя, созданию в частях учебно-материальной базы психологической
подготовки тренажеров, учебных мест, полигонов, стрельбищ и др.
Изложенный опыт работы позволяет целенаправленно и эффективно решать
задачи психологической подготовки.
Что же касается офицеров психологов воспитательных структур, то
свою работу в области психологической подготовки фактически строят
в тесном взаимодействии с органами боевой подготовки, руководствуясь
при этом функциональными обязанностями, в частности положением "...
принимать участие в психологической подготовке личного состава и
ведению боя, решению учебно-боевых и других задач, осуществлять
мероприятия по поддержанию их психологической устойчивости".
При этом важно отметить, что в основном звене, где осуществляется
психологическая подготовка, в полку, вся работа по ее организации
и проведению возложена на психолога полка.
Учитывая важность и недостаточную разработанность подходов к организации
психологической подготовки в полковом звене есть необходимость более
подробно изложить методику ее проведения, уделив особое внимание
вопросу внедрения психологических элементов в процессе боевой подготовки.
Передовой опыт в войсках показывает, что психологическая модель
современного боя создается путем:
- Использования различных средств имитации (учебные ВВ, имитаторы
ядерного взрыва, учебные рецептуры ОВ, имитационные гранаты и
фугасы, взрывпакеты, дымовые шашки, ракеты (сигнальные), огнесмеси,
холостые патроны и т. д.).
- Трансляции записей шумовых эффектов боя (выстрелы танков, орудий,
разрывы снарядов, мин, звуковых низколетающих самолетов и т. д.).
- Создание пожаров, макетов поврежденной техники, всевозможных
инженерных заграждений и препятствий, применяемых внезапно (имитационные
минные поля, проволочные и мало заметные ограждения, рвы, ловушки,
завалы, баррикады, разрушенные участки дорог и мостов).
- Организация реального противодействия противника (подготовленная
группа личного состава, двухсторонняя игра силами двух взводов
и др.).
Осуществляя различные композиции вышеперечисленных средств, в зависимости
от решаемых задач, вида вооружения и рода войск, психолог, совместно
с офицерами органов боевой подготовки, командирами и штабами может
осознанно вводить в процесс учебно-боевой деятельности различные
психологические факторы, способные вызывать как позитивную активность
воина, так и отрицательные психические явления. Так создание угрозы
для жизни личного состава сопровождается действием фактора опасности,
реальное огневое воздействие - внезапности, дефицит информации неопределенности,
осуществление незапланированных действий - новизной обстановки и
др. Умелое продуманное введение в учебный процесс указанных факторов
позволяет реально смоделировать отдельные элементы современного
боя, а следовательно решать задачи психологической подготовки.
Для убедительности и практического закрепления изложенных теоретических
посылок рассмотрим процесс психологической подготовки личного состава
на примере проведения занятий по вождению боевых машин и в ходе
тактической подготовки.
Основными задачами психологической подготовки личного состава при
обучении вождению боевых машин являются:
преодоление отрицательного воздействия длительного пребывания
в специфических условиях движущейся машины на сохранение внимательности
и быстроты реакции при управлении машиной;
формирование волевых качеств, необходимых для успешного вождения
боевых машин в условиях местности и обстановки, а также для смелого
преодоления различных препятствий и заграждений;
преодоления у личного состава " водобоязни" при вождении
боевых машин через водные преграды.
Успешное решение этих задач опосредовано точным выполнением требований
наставления по правилам вождения боевых машин, Курса вождения, Руководства
по обучению преодолению водных преград; целеустремленными и настойчивыми
действиями обучаемых, созданием на занятиях по вождению сложной
обстановки, приближенной к условиям реальной боевой действительности;
увеличением времени непрерывного пребывания обучаемых в движущейся
машине; выполнением упражнений после получения большой физической
нагрузки; выбором участков и маршрутов, требующих большого напряжения
по управлению машиной; постановкой специальных задач по наблюдению
в движении, а также постоянным совершенствованием приобретенных
навыков и качеств в ходе тактических занятий, учений, стрельб и
других выходов в поле.
Психологическая подготовка личного состава в процессе повседневной
боевой учебы осуществляется посредством отработки на каждом занятии
определенных элементов психологической закалки воинов. Их развитие
в обязательном порядке включается в план проведения занятий. Так,
например, для формирования понятийной основы модели предстоящих
действий (боя) в ходе занятий по тактической подготовке целесообразно
поставить следующие цели:
в процессе обучения: ознакомление личного состава с боевой техникой
части;
наглядный показ превосходства нашей техники над техникой противника,
возможностей вооружения и боевой техники по защите от оружия массового
поражения.
На данном занятии цели психологической подготовки можно достичь
путем: оформления стенда сравнительных ТТХ нашей техники и вооружения
и аналогичной техники противника; реальными действиями подготовленных
экипажей, расчетов и личного состава в условиях применения учебных
рецептур; показными стрельбами из штатного вооружения: выполнением
индивидуальной стрельбы, стрельбы в составе отделения и взвода.
Аналогично продумывают элементы психологической закалки личного
состава на каждом занятии по всем учебным дисциплинам.
Основная тяжесть решения задач психологической подготовки, в частности
по формированию образной основы модели боя, ложится на занятия по
тактической и огневой подготовке (для механиков-водителей -на занятиях
по вождению). В ходе боевой учебы в план проведения занятий необходимо
включать отработку элементов психологической закалки личного состава,
посредством формирования понятийной и образной основы модели. В
качестве примера рассмотрим тематику и цели психологической закалки
в ходе тактической подготовки.
Занятия 1-2:
"Действия при подъеме по тревоге". На занятии важно
разъяснить сущность психологических требований к воину при данном
виде действий; провести тренировку личного состава по внезапному
подъему по боевой тревоге и объявлению сбора во внеурочное время
(через 1-1, 5 часа после отбоя, среди ночи, за 1-1, 5 часа до
подъема, в ходе выполнения других задач в течение дневного времени).
Занятия 3.
"Действия солдата мотострелка в бою". Ознакомить личный
состав с психологическими качествами, необходимыми в современном
бою, раскрыть сущность психологической подготовки отделения, расчета,
экипажа, ее содержание.
Занятия 4.
Организовать: наличие реального, активно противодействующего противника(группа
личного состава); создать модель современного боя с помощью имитационных
средств, шумовых, звуковых и световых эффектов; выполнить упражнение
по атаке реального противника, рукопашному бою в траншее; отработать
действия, предусмотренные планом занятия после физической нагрузки(марш-бросок
от места постоянной дислокации до учебного поля).
Занятия 5.
Выполнить: действия в условиях применения учебных рецептур ОВ;
имитацию ядерного взрыва и действия при нем: рукопашный бой с
реальным противником, тренировку в борьбе с зажигательными средствами,
тушение реальных очагов пожара на макетах боевой техники и местности.
В процессе отработки темы "Борьба с танками, бронемашинами
и ПТС вероятного противника" осуществить:
Занятие 1.
Акцентирование внимания на уязвимых местах техники противника,
на непоражаемых участках при стрельбе из пушки и пулемета (специально
подготовленные плакаты).
Занятие 2.
Демонстрационный показ уязвимых мест бронетехники и непоражаемых
участков при стрельбе из нее на реальных объектах (макетах); отработку
и показ упражнения по овладению методами и приемами борьбы с бронетехникой
при реальной обкатке личного состава; имитацию огневого воздействия
противника с помощью имитационных средств (взрывпакеты, огнесмесь).
В процессе полевого выхода отработать комплексное использование
всех средств психологической закалки, применяемых на предыдущих
занятиях (создание модели современного боя, наличие реального активно
противодействующего противника; использование учебных рецептур СВ;
создание очагов пожаров и т. д.). В частности, в ходе наступления:
1) с личным составом подразделений отработать действия:
в условиях активной имитации противника (взрывы, стрельба холостыми
патронами);
при наличии реального противника (часть личного состава), противодействующего
наступающим;
при преодолении имитационных полей (минных);
в условиях применения учебных рецептур ОВ;
стрельбу холостыми выстрелами, снарядами из БМП через голову наступающих;
в средствах индивидуальной защиты.
На очередном занятии - действия при наличии реально противодействующего
противника; имитацию ночного боя с помощью шумовых, звуковых, световых
эффектов;
2) для танковых подразделений:
упражнение в преодолении имитационных минных полей, минно-взрывных
заграждений;
организовать наличие реального активно обороняющегося противника;
создать модель современного наступательного боя с помощью имитационных
средств;
выполнить действия в средствах защиты с применением учебных рецептур
ОВ.
При отработке темы" Отделение (танк, БМП) в обороне на первых
двух занятиях целесообразно: разъяснить личному составу психологические
особенности ведения оборонительного боя; раскрыть сущность психологических
качеств, необходимых воину в обороне, довести до него особенности
действия вероятного противника в наступательном бою, его сильные
и слабые стороны. Причем:
а) для мотострелковых подразделений -
организовать действия в условиях реального применения учебных
рецептур ОВ, средств имитации ядерного взрыва, с обозначением
противника (частью личного состава, муляжами, имитаций);
выполнить активные действия наступающего противника (вариант двухсторонней
игры) с реальным инженерным оборудованием огневой позиции отделения.
На последующих занятиях создать модель ночного боя с реальным противником
при использовании шумовых, звуковых и световых эффектов; выполнить
упражнения по отработке способов борьбы с зажигательными средствами,
тушением очагов пожаров ночью;
б) для танковых подразделений -
создать модель оборонительного боя с помощью имитационных средств,
шумовых, звуковых и световых эффектов,
имитировать наличие реального наступающего противника (часть личного
состава или другой взвод роты),
нанесение удара и выполнение боевых задач в средствах защиты,
борьбу с очагами пожаров на местах техники и на местности ночью,
а также имитацию потерь в живой силе (муляжи убитых, раненых),
извлечение раненых из танка, оказание им помощи.
При отработке темы "Отделение (танк. БМП) в походном охранении
и на марше" необходимо разъяснять сущность психологических
качеств, необходимых личному составу для успешного выполнения боевых
задач в походном охранении и на марше; выполнить упражнение в реальных
действиях по преодолению заграждений и зон заражения учебными рецептурами
ОВ; организовать действия реального противника в виде диверсионных
групп; отработать навыки проведения дизометрического контроля и
частичной специальной обработки при встрече и ведении боя с реально
противодействующим противником в условиях: действий при преодолении
учебных минных полей, минно-взрывных заграждений; борьбы с зажигательными
средствами, тушения очагов пожаров на макетах техники; стрельбы
холостыми выстрелами через голову наступающего личного состава;
преодоления водных преград.
Таковы элементы психологической подготовки военнослужащих в процессе
практических занятий по тактике. Аналогичным образом можно было
бы представить перечень мероприятий и рекомендаций внедрения элементов
психологической подготовки при проведении других видов занятий.
В каждом виде Вооруженных Сил, роде войск, а в конечном счете и
в каждой части, подразделении имеются свои специфические особенности
организации и проведении психологической подготовки. Рецептов на
каждый отдельный случай предусмотреть очень трудно, а фактически
невозможно. В этом смысле очень большое поле деятельности, раскрывается
перед психологами полков. Только инициатива, творчество, большая
компетентность и знание решаемых личным составом задач позволяет
успешно организовать и проводить работу по психологической подготовке
личного состава.
При этом психологу, совместно с командирами и офицерами отвечающими
за организацию боевой подготовки, необходимо постоянно помнить,
что практическая реализация принципов психологической подготовки
достигается, если будут обеспечены: высокий темп действий днем и
ночью в сложных погодных условиях (дождь, туман, снегопад, гололед,
песчаные бури); быстрая и резкая смена тактической обстановки в
ходе занятий; стрельба из всех видов стрелкового оружия; обкатка
танками и БМП, форсирование водных преград, преодоление зон заражений,
борьба с пожарами; длительное пребывание в средствах защиты от ОМП;
ведение борьбы с танками, с низколетающими воздушными целями, с
десантами и диверсионными группами противника.
Изложенный подход к организации и проведению психологической подготовки
военнослужащих не является окончательным. Могут быть различные методические
приемы, которые существенно обогатят содержание проводимой работы
по подготовке психики воина к бою.
|