на главную страницу   Видео и книги снаряжение ссылки форум карта сайта e-mail Ручные и ружейные гранаты Презентация и продажа книг
основные идеи
аналитический раздел
актуальный материал
технологии обучения
история
личности
художественный раздел
Учебные заведения и ВПК

 
Руководство самозащиты без оружия по системе Джиу-Джитцу  

В. А. СПИРИДОНОВ


Одобрено Инспекцией Физической подготовки РККА
и Центральным Советом Пролетарских Спортивных Обществ "ДИНАМО"

Издание 1927г.

ГЛАВА VI

МЕТОДИЧЕСКИЕ УКАЗАНИЯ ДЛЯ РУКОВОДИТЕЛЕЙ

При проведении урока необходимо начинать с легких упражнений (подготовительные упражнения), постепенно увеличивая физическую нагрузку и доводя к началу "торой половины урока ее до высшего напряжения; к концу урока напряжение постепенно уменьшается, и урок оканчивается упражнением совсем слабого напряжения.
Руководитель должен проводить план намеченного урока твердо, не уклоняясь от него и наблюдая, чтобы занимающиеся не забегали вперед.
Особенно важно при разучивании приемов учесть, когда занимающиеся, не зная, как следует, условий их применения, пытаются провести таковые в свободной схватке (это обычно делают начинающие и во время перерыва). В этих случаях нужно подробно разъяснить основы применения приемов, указав также на правильное их исполнение. Кроме того, следует объяснить обучающимся, что вообще приемы нельзя определять заранее.
Выбор известного приема зависит от благоприятных условий для его применения; иногда эти благоприятные условия быстро меняются, тогда следует использовать эту перемену для перехода на другой соответствующий случаю прием. Это достигается тренировочными занятиями.
При прохождении приемов с обучающимися, склонными ко всевозможным сопротивлениям, каждый раз убеждать их обязательно в действительности этих приемов практическим путем. Никаких применяемых ими неустановленных способов сопротивления не оставлять недоказанными, хотя бы руководителю и приходилось иногда становиться в довольно опасное для себя положение. Нужно помнить, что прием, не сделанный руководителем, не убедит обучаемого в действительности его, а также повлечет к дальнейшим сомнениям и потере авторитета руководителя.
В продолжение урока руководитель должен заставлять обучаемых "брать на прием" не более 3-4 раз, во избежание боли, которая может повлиять отрицательным образом на достижение необходимой быстроты при дальнейшем повторении приема.
Перед разучиванием какого-либо приема руководитель должен показать его на ком-либо из занимающихся в следующей постепенности:

1) без разделений с небольшим сопротивлением со стороны обучаемого;
2) объяснить сущность приема, показывая практически;
3) показать тот же прием по разделениям и потом приступить к обучению группы.

ПРИМЕРНЫЙ УРОК РАЗУЧИВАНИЯ ПРИЕМОВ

Проделать некоторые подготовительные упражнения.
Разучивается "Узел".
Руководитель строит обучающихся в две шеренги, поворачивает лицом друг к 'другу, намечает первую и вторую шеренгу.
Дистанция между шеренгами не должна превышать метра.
Интервалы между обучающимися должны быть не менее метра. Руководитель, построив шеренги, командует: "вольно".

1. Показывает прием "узел" без разделений.
2. Объясняет сущность приема и условие его применения, показывая на ком-либо.
3. Показывает его по разделениям.

После этого приступает к разучиванию приема "узел" с группой.

Руководитель командует: "СМИРНО", "ПРИГОТОВИТЬСЯ".   Обучащиеся становятся смирно. Становятся в стойку. (См. рис. 10).
1-й счет.
Прием "узел" делать по разделениям, первая шеренга захватывает вторую левой рукой за запястье левой руки. По первому счету захватить только за запястье.
   
"Дела-а-й РАЗ (коротко)".   Первая шеренга захватывает своей левой рукой левую руку второй шеренги за запястье.
Руководитель быстро просматривает правильность захвата и делает соответствующие поправки.
2 и счет.
По второму счету наложить свою правую руку срединой предплечья, слегка ударяя в изгиб руки противника в локте, одновременно поставив свою правую ногу возле левой ноги противника (стать сбоку его).
   
"Дела-а-й ДВА".   Принимают положение второе.
Руководитель опять просматривает и поправляет.
3-й счет.
По третьему счету завязать "узел" и пригнуть немного кисть или кулак противника над плечом. Не брать на "прием".
   
"Дела-а-й ТРИ".   Принимают положение "узла" без дожима.
Руководитель просматривает и поправляет.
"Отпустить".   Отпускают прием и становятся в "стойку".

Потом прием повторяется, но захватывает на прием другая шеренга; для этого руководитель указывает перед первым счетом или командует: "НАОБОРОТ". Проделав 2-3 раза прием, обучающиеся обыкновенно запоминают указания, что нужно делать по каждому счету, и уже при дальнейшем разучивании для быстроты исполнения можно командовать только:

"Дела-а-й РАЗ", просмотреть исполнение, исправить, где необходимо; потом: "Дела-а-й ДВА" и т. д.
Шеренги должны проделать приемы по одинаковому количеству раз.
При подробном объяснении приемов, показе и доказательстве их обучающиеся должны стоять "ВОЛЬНО". Время, даваемое на отдых, надлежит использовать на разъяснение ошибок неправильного производства приемов и сообщения соответствующих теоретических знаний.

ПРИМЕРНЫЙ УРОК ГРУППОВЫХ ЗАНЯТИЙ ПРИ РАЗУЧИВАНИИ ПРИЕМОВ

Прежде чем приступить к разучиванию приемов и тренировке, необходимо достигнуть общего развития организма путем различных физических упражнений. Особенное значение имеет общее развитие при занятиях двухсторонней тренировкой, требующей большого напряжения и выдержки.
Для достижения указанной цели лучшими видами могут служить занятия летом: легкая атлетика, бег, плавание, прыжки и метание, а зимой - лыжи, гимнастика. Поэтому первые уроки необходимо отвести исключительно указанным упражнениям, а в дальнейшем в зависимости от общего числа отведенных часов следует уделять хотя бы часть урока для этих упражнений.
Время занятий упражнениями для общего физического развития не берется из числа часов, отведенных на изучение "самозащиты".
Продуктивность занятий и усвоение обучающимися в значительной степени зависит от величины группы: чем меньше группа, тем меньше руководитель затрачивает времени на исправление и уточнение замеченных им ошибок в процессе работы со стороны обучающихся.
При больших группах руководитель не должен затрачивать много времени на исправление ошибок, так как от этого занятия будут проходить очень тяжело и скучно, а потому необходимо исправлять разновидные грубые ошибки некоторых пар. Если же руководитель замечает общую ошибку, то он не исправляет каждого в отдельности, а показывает на кем-либо из обучающихся.
По количеству пар группы считаются:

от 3 до 6 пар - малая группа
от 7 до 10 пар - средняя группа
от 11 до 15 пар - большая группа.

При большой группе руководителю необходимо иметь хотя бы одного помощника, лучшего из занимающихся, для более быстрого исправления ошибок. Руководитель указывает своему помощнику пары, за которыми он должен смотреть.
В момент взятия "на прием" не производить никаких исправлений, а только предупредить обучающихся, что после слов "да-да" захватившие должны не только тотчас же ослабить, но и отпустить прием, не дожидаясь команды руководителя (этого придерживаться обязательно при занятиях в большой группе).
На рисунках 68 и 69 во время разучивания приемов "рычага вверх" и "загиба руки за спину" таковые оканчиваются на втором счете, и лишь после правильного усвоения приемов делается поверка, т.е. обучающиеся берут "на прием".


Рис. 68

Рис. 69

На рисунке 70 руководитель разучивает прием "полугорловой" и, не имея возможности произвести бросок на твердом месте, останавливается на втором счете, но для приучения к правильному выставлению бедра при этом приеме приказывает еще класть захваченного на поясницу (для окончания выполнения приема остается только наклониться вперед).


Рис. 70

В различных условиях работы руководитель должен применяться к ним в целях достижения большей продуктивности, для чего он должен уметь составлять соответствующие комбинации из приемов.

Пример простой комбинации

На рисунке 71 была проведена комбинация, состоявшая из приемов:

1. "Рычаг вниз".
2. "Рычаг на земле по принципу".
3. "Стой".


Рис. 71

1. По команде руководителя захватывающие делают из стойки "рычаг вниз" и, продолжая нажим на локоть, кладут противника на землю.
2. На земле заменяют свою правую руку коленом правой ноги и этим самым делают рычаг на земле по принципу* (руку же переносят для захвата за запястье при приеме "стой"), потом делают прием "стой", (рисунок 71). Если у противника рука сжата в кулак, то необходимо усилить коленом "рычаг", отчего кулак легко разожмется (обыкновенно этим приемом поднимают с земли и отводят).

Все эти приемы делаются без разделений.
Перед началом занятий необходимо подобрать пары, примерно равные по силе и по комплекции.

Примечание. Последними двумя приемами и "загибом руки за спину" в жизни несколько раз поднимали и отводили лиц, не желающих подчиниться словам.