на главную страницу   Видео и книги снаряжение ссылки форум карта сайта e-mail Ручные и ружейные гранаты Презентация и продажа книг
основные идеи
аналитический раздел
актуальный материал
технологии обучения
история
личности
художественный раздел
Учебные заведения и ВПК

 
Фехтование и рукопашный бой


Техническая подготовка

Общая схема освоения техники - спираль, т. е. от простого к сложному с периодическим повторением пройденного на все более высоком уровне. Варианты усложнения:

  • повышение скорости исполнения;
  • выполнение технических действий на мобильной (подвижной) мишени;
  • увеличение количества мишеней (сначала стационарных, затем мобильных);
  • работа в усложненных условиях рельефа, пространства, освещения, окружающей среды, внешних воздействий, физического состояния (раздел Тактика боя);
  • работа в условиях активного противодействия (свободный бой в режиме выполнения тактической задачи - захват, зачистка, диверсия, оборона и прочее).

Порядок освоения техники:

  1. освоение отдельных базовых воздействий.
  2. соединение 2 и более воздействий в комбинированные связки.
  3. импровизация.

Базовые воздействия

1. Удары, толчки, рывки.

Принципы использования:

  • "сопряжение", "волна" (приложение силы);
  • "режь - коли - бей" (траектории).

Отрабатываемые элементы техники:

  • ударные поверхности;
  • дистанция;
  • положение тела (углы между различными его звеньями: корпус - плечо, плечо - предплечье и т. д.);
  • устойчивость;
  • перемещения.

В качестве ударных поверхностей могут использоваться далеко не любые зоны тела человека. Основные известны давно: основание и ребро ладони, кулак, вторые суставы (от ладони) и кончики пальцев, локти, плечи, некоторые зоны головы, колени, голень (большая берцовая кость), различные зоны стопы. Реже используются ягодичные мышцы и сложенные "лодочкой" ладони. При отработке ударов необходимо правильно ставить ударную поверхность и соответственно выбирать цель для воздействия. Критерий один: после удара ваша конечность должна остаться неповрежденной, в отличие от зоны воздействия на теле противника.
Работа на различных дистанциях приучает рационально использовать собственные физические возможности и технический арсенал. При работе на снарядах необходимо постоянно менять дистанцию, чтобы не создавать определенного шаблона в применяемой технике (этот нежелательный эффект очень заметен у представителей почти всех спортивных единоборств).
Отработка различных положений тела - больше вопрос "внутренней" работы. Все внимание в процессе сосредоточено на ощущениях: вы должны чувствовать своего рода комфорт при различных положениях корпуса, ног, рук, головы. При этом должно сохраняться ощущение максимального вложения силы в данный удар (толчок, рывок, захват…). Правильность этих ощущений проверяется очень просто: воздействием на тяжелый подвесной мешок (от 80 кг).
Понятие устойчивости включает сохранение равновесия не только в процессе выполнения технических действий, но и в случае промаха (противник ведь тоже не будет стоять на месте), а также быстрое восстановление равновесия.
Перемещения производятся двумя основными способами: обычный шаг и приставной шаг (подобно перемещениям и в других видах единоборств, и в фехтовании). Изменяются лишь длина и частота шага. Прыжковые перемещения можно рассматривать как вариант вышеуказанных двух, разница лишь в том, что присутствует фаза полета.

Упражнения.

1. Формирование ударной поверхности.
Ощупывание и постукивание по любой плоской поверхности ударными зонами рук и ног. По мере наработки удары становятся сильнее, а поверхность - тверже. Критерий правильности - отсутствие болевых ощущений в конечности. Но это упражнение имеет мало общего с традиционной "набивкой" суставов в каратэ, основная цель здесь - правильная постановка ударной поверхности, а не подготовка к сокрушению кирпичей (за время занятий каратэ перебил их немало, пока не понял смысл этого действа). В качестве снарядов для работы применяется плоский достаточно мягкий мешок размером примерно 60 x 20 x 2 см (тот же отрезок туристского коврика, сложенный в 2 - 3 слоя; крепится на любой вертикальной опоре - столбе на уровне груди), подвесной мешок с песком, впоследствии - плоская деревянная поверхность и круглая деревянная палка (диаметр 5 - 7 см).
2. "Сопряжение".
Те же удары и толчки на тех же снарядах отрабатываются по определенной схеме. Например, удар основанием ладони: сначала удар наносится только ладонью, затем в движение включаются ладонь и предплечье, затем ладонь - предплечье - плечо, … и так до тех пор, пока в едином движении не сложатся все звенья тела, начиная с самого дальнего. Второй этап: начинаем группировать некоторые звенья тела, сознательно ограничивая их подвижность: например, наносим удар кулаком сбоку в висок, при этом закрепощая локтевой и плечевой суставы (удар складывается из разгибания толчковой ноги, поворота и наклона корпуса). Таким образом прорабатываются все возможные варианты. Скорость при этом неизменна, мощность удара меняется путем изменения массы, используемой в ударе (согласно формуле E = mv2/2). Данное упражнение помогает развить подвижность суставов, координацию движений и специфическое "ощущение силы", компенсирующее сложные условия пространства (ограниченность).
О траекториях ударов уже говорилось в материале "Бой с ножом. Техника и тактика атаки" (принцип "режь - коли - бей").
3. "Волна".
Упражнение достаточно простое. Все видели волны на воде, движение кнута в ударе и "верхний" (артистический) брейк - данс. Точно так же любой удар, толчок, рывок выполняется волнообразно: импульс движения передается от одного звена тела другому.
4. Далее отработка ударов, толчков и рывков производится с использованием всех указанных принципов и элементов в комплексе. Периодически в ходе работы на снарядах необходимо сосредотачивать внимание на отдельных элементах техники (принцип "сканирования").
Отдельное внимание необходимо уделять комбинированию разнородных ударов (по траектории, ударной поверхности, силе) в связках, выполнению ударов одной конечностью с изменяемой траекторией (ложные выпады).

2. Захваты.

Подразделяются на 2 основных типа: сковывающие и удушающие. Назначение их соответствует названию: ограничить подвижность противника или перекрыть дыхательные пути.
Принципы исполнения:

  1. "цанга" (пальцевые захваты);
  2. "пинцет" (смежными звеньями тела: предплечье - плечо, плечо - корпус и т. д.);
  3. "тиски" (звеньями, не имеющими общей оси вращения: предплечьями обеих рук, предплечье - бедро и т. д.; между звеньями тела и предметами окружающей обстановки: корпус - палка, стена - автомат и т.д.).

Сковывающие захваты используются двояко. Во - первых, просто для ограничения подвижности противника во время своей атаки или контратаки, например, захват за запястье или одежду у локтя
ближайшей руки. Во - вторых, используя такие захваты, можно всячески мешать действиям противника: дестабилизирующими рывками; использовать захваченную руку в качестве преграды для свободной руки и ног; в конечном счете - использовать захват для управления противником, используя принципы биомеханики.
Удушающие захваты могут выполняться конечностями, предметами обстановки (дверь, стул, …), подручными средствами и оружием (ремень, веревка, проволока, воротник одежды, и прочее) в различных сочетаниях.
Отдельно стоит обратить внимание на захваты за шею и голову. Такого рода захваты - очень удобный "инструмент" для управления противником даже несколько большей массы, чем ваша. Управление облегчается тем, что на голове и лице немало "зацепок": нос, уши, глазницы, волосы, угол нижней челюсти, рот. Воздействие на эти органы весьма болезненно, а потому эффективно. Целью же этого управления может быть как удар головой противника о подходящий объект, так и перелом шейного отдела позвоночника скручиванием. На тренировках все манипуляции такого рода отрабатываются с пониженной скоростью.
Следует учесть, что захват (как сковывающий, так и удушающий) сам по себе успеха не гарантирует. Он лишь тогда эффективен, когда используется в динамике, в сочетании с ударами, рывками, выведением из равновесия. Именно в таком режиме - как дополнительный способ воздействия при атаке и контратаке - захваты и отрабатываются на тренировках. И в таком же режиме изучаются способы защиты и освобождения от захватов.

Упражнения.

1. Броски теннисного мяча в стену.
Бросок производится как обеими руками, так и каждой рукой в отдельности. Ловится мяч также, двумя и одной руками. Сначала упражнение выполняется, не сходя с места, затем в движении параллельно стене с изменением дистанции до нее. Сила броска варьируется в соответствии с дистанцией. По мере освоения добавляются указанные ранее упражнения на перемещение и уклоны корпусом, подобные боксерским (т. е., в случае промаха мяч не должен попасть в тело, руку или ногу). Затем то же упражнение отрабатывается с партнером. Упражнение очень полезно для отработки пальцевых захватов и увеличения скорости реакции на движущийся объект (метательное оружие).
2. Использование захвата за руку.
С помощью захвата за пальцы, запястье или рукав у локтя срывать атаку противника, используя его руку как преграду. Сначала захват берется без сопротивления, затем при защите от ударов (обусловленный спарринг), потом в ходе свободного боя с активным сопротивлением противника. Конечная цель - научиться использовать захват для пресечения атаки противника и развития своей контратаки.
3. Принцип наковальни.
Отработка различных ударов с применением захватов за одежду, шею, голову, конечности (на встречном движении).

3. Нажатия.

К нажатиям относятся воздействия на доступные биологически активные точки (БАТ) и зоны. Основным инструментом воздействия служат пальцы, твердые предметы, детали оружия. Нажатия служат дополнительным инструментом при управлении противником, применять их целесообразно в сочетании с другими видами воздействий - захватами, бросками, выведением из равновесия (сваливанием). Доступными целями для нажатий являются подчелюстные лимфоузлы (под углом нижней челюсти, симметрично), глазницы, болевые точки под мочками ушей, яремная впадина (вырез грудины под горлом), слуховые проходы.
Для тренировки нажатий используется очень простое парное упражнение: на партнере выполняется воздействие и изучается его реакция. Далее, нажатие выполняется в сочетании с другими воздействиями с целью достижения определенного эффекта - бросок, сваливание, обезоруживание, удержание. К слову, данное воздействие широко применяется в японской, например, традиции для получения нужных сведений от особо строптивых пленных (среди прочих методов).

4. Скручивания.

Под этим термином понимается комбинированное воздействие на конечности вращением и потягом по траектории спирали. Объекты воздействия:

  • пальцы рук,
  • кисти,
  • предплечья,
  • шея,
  • стопы.

Скручивания выполняются как одной, так и двумя руками. Цель этой группы воздействий - привести противника в положение, удобное для нанесения удара, выполнения нажатия или сваливания.
Для контроля траектории воздействия хорошо помогает образ шурупа: поворачиваясь вокруг продольной оси, он одновременно совершает поступательное движение. Тренировочное упражнение для отработки скручивания аналогично описанному выше для нажатий, по мере освоения отрабатывается с различным оружием.

5. Рычаги.

Подразумевается именно вид базового воздействия, а не принцип: воздействие на суставы против естественного сгиба. Объекты воздействия:

  • пальцы рук,
  • шейный отдел позвоночника,
  • лучезапястные суставы (рычаг кисти),
  • локтевой сустав (рычаг предплечья),
  • коленные суставы (рычаг голени),
  • голеностопные суставы (рычаг стопы).

Цель данного вида воздействий - травмирование конечности. Воздействие выполняется в ударном или силовом (давление) режиме, отрабатывается в комбинации с захватами различных видов.

6. Узлы.

Представляют из себя комплексное воздействие "рычаг + скручивание". Цели и объекты воздействия те же, что и для рычагов.

7. Броски и сваливания.

Любой бросок и сваливание выполняется по принципу рычага: ваше тело или конечности служат опорой, а руки или ноги осуществляют силовое воздействие на тело противника в нужном направлении. Техника их исполнения и вспомогательные упражнения очень хорошо описаны в литературе по дзюдо и самбо, сваливания детально проработаны в стиле А. А. Кадочникова. К принципу исполнения традиционных бросков можно лишь добавить, что в боевом варианте они выполняются в сочетании с ударами, нажатиями, удушающими захватами и без всякого рода подстраховки падающего противника, естественно. Напротив, необходимо постараться бросить его с максимальным травмирующим эффектом. Правила отработки - общие для всех видов воздействий.