Штык - надежное оружие рукопашного боя. Разделяя это твердо установившуюся
точку зрения, автор в начале статьи верно подчеркивает преимущества
бойца, вооруженного винтовкой со штыком. Но, рассуждая далее о штыке,
капитан К. Булочко, на наш взгляд, непоследователен в своих доводах
и, более того, заблуждается в некоторых вопросах. Так, он утверждает,
что в ряде случаев (их перечислено в статье двенадцать) штык служит
помехой для пехотинца. По мнению автора, даже в ночном бою и в разведке
это оружие мешает бойцу.
Ссылаясь на боевой опыт, тов. Булочко заключает, что в рукопашных
схватках нет длительной штыковой борьбы, что на расстоянии 3-5 шагов
в ближнем бою господствует ружейно-автоматный огонь, а рукопашная
схватка является результатом внезапной встречи с противником. Из
сказанного можно понять, что преднамеренных рукопашных боев не бывает.
Отсюда недалеко до вывода, что нет необходимости стремиться к рукопашной
схватке, и вряд ли целесообразно обучать войска этому виду боя.
Но это не так. Ведь и сам тов. Булочко не отрицает того, что надо
учить бойцов драться холодным оружием всех видов, в том числе и
штыком, и что нашему бойцу, а не противнику должно принадлежать
первенство нападения, а, следовательно, и успех в рукопашном бою.
Оказывается, штык нужен. Но какой? К. Булочко рекомендует штык,
который представлял бы собой обоюдоострый кусок отточенной стали
длиной в 20-25 см, свободно снимающийся или откидной. Четырехгранный
же колющий штык автор отрицает, несмотря на то, что большая часть
пехотинцев вооружена винтовками именно с такими штыками. Большинство
бойцов (разведчиков, минометчиков, автоматчиков, артиллеристов,
пулеметчиков. - Ред.), указывает он, необходимо вооружать ножом,
носимым у пояса, причем обучению рукопашному бою должно состоять
из отработки минимального количества приемов.
Автор критикует имеющиеся недостатки в подготовке бойцов к рукопашному
бою, считая, что основной недостаток - это чересчур большое количество
изучаемых приемов; несколькими же строками выше тов. Булочко рекомендует
"минимум" приемов, значительно превышающий рамки существующего
руководства (РПРБ-41). Далее он, перечисляя и справедливо порицая
ошибки и недочеты в методике и организации занятий, указывает на
необходимость смело совершенствовать и рационализировать методику
подготовки к рукопашному бою, учитывая требования войны. Однако,
знакомясь с этой "рационализацией", мы видим, что, по
мнению автора, требование к четкому выполнению приемов (то, что
принято называть техникой) оказывается ненужной муштрой, что обучение
бойца движениям, скачкам и поворотам является вредной шагистикой,
а практика боя с живым "противником" (хотя ее автор не
отрицает - Ред.) в значительной мере может быть заменена усовершенствованиями
такого типа, как метла, прикрепленная к палке, подвешенное к дереву,
или внезапно ускользающее от бойца лежачее чучело.
Рисунки, которыми иллюстрирована статья, показывает образцово организованные
занятия по рукопашному бою. Из этих рисунков также видно, что бойцу
приходится "сражаться" не с живыми людьми, а с метлами,
мешками, палками. По предлагаемой автором системе обучения получается,
что для организации занятий по рукопашному бою в составе отделения
потребуются десятки метел, мешков, палок, пустых ящиков, чучел и,
по крайней мере, взвод бойцов, обозначающий противника. Разве это
реально?
Считаю необходимым высказать свою точку зрения по существу затронутых
в статье тов. Булочко вопросов:
- Штык должен быть всегда примкнут к винтовке.
- Бойца необходимо воспитывать так, чтобы он стремился к рукопашной
схватке, искал ее, добиваясь уничтожения противника. Штыковой
бой - решающий фактор ближнего боя, а не случайное явление, как
считает автор. И делом чести каждого офицера является прививать
бойцам такие качества, как смелость, решительность, ловкость,
выносливость, уверенность в силе своего оружия, а, следовательно,
и уверенность в себе.
- Основой обучения должна быть практика одиночного и группового
боя на винтовках с мягким наконечником в сочетании с передвижением,
преодолением препятствий, стрельбой навскидку и гранатометанием,
с решением тактических задач.
- Действиям винтовкой без штыка, автоматом или подручными средствами
следует обучать лишь после того, как тщательно изучены приемы
штыкового боя. Штык был, есть и будет основным оружием рукопашной
схватки и, стало быть, штыковому бою должно быть отведено ведущее
место в системе подготовки.
Чучела и подсобные снаряды в виде палок, мешков и пр. следует применять
только в начале обучения для развития силы и точности удара боевым
штыком. Но как только боец освоит основы техники, надо немедленно
переключить его на практику "боя" с живым "противником"
и на этой основе вести дальнейшую тренировку.
От редакции ("Военный вестник", 1945 г.)
Помещая письмо полковника Климова, редакция считает необходимым
отметить, что доводы и возражения автора письма по существу статьи
тов. Булочко недостаточно ясны, убедительны и объективны. Излагая
свою точку зрения, тов. Климов частью повторяет то же, что говорит
в своей статье тов. Булочко. Некоторые же утверждения автора письма
(за исключением его замечаний о преднамеренных рукопашных схватках)
мало обоснованы. Редакция приглашает читателей высказаться по затронутому
вопросу.
|